Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения

Авторы

  • Наталья Валентиновна Кухтова Витебский государственный университет им. П. М. Машерова https://orcid.org/0000-0002-7947-4203
  • Елена Игоревна Сотникова Витебский областной институт развития образования https://orcid.org/0000-0003-3693-430X
  • Марина Леонидовна Белановская Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка https://orcid.org/0000-0002-8203-9202

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304

Ключевые слова:

стили семейного воспитания, научение, подражание, идентификация, детско-родительские отношения, демократический стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания, либеральный стиль воспитания, индифферентный стиль воспитания

Аннотация

Введение. Приведенный в статье теоретический анализ зарубежных, российских и белорусских исследований актуализирует проблему поиска диагностических методик, детализирующих стили семейного воспитания детей. Кроме того, выявлено полное отсутствие психодиагностического инструментария, направленного на изучение механизмов социального научения.

Материалы и методы. С целью расширения доступного для исследователей диагностического инструментария проведена адаптация и модификация методики «The parenting styles and dimensions questionnaire» (С. Робинсон и др. 2001), позволяющая определить стили семейного воспитания детей и механизмы социального научения, которые раннее не изучались. В оригинальной методике существуют ограничения, связанные с тем, что рассматриваются три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, либеральный. Модификация опросника заключается в его дополнении индифферентным стилем семейного воспитания, а также выявлением механизмов социального научения для детального изучения детско-родительских отношений. Для обработки и анализа эмпирических данных при адаптации и модификации оригинальной методики были использованы коэффициент альфа Кронбаха, корреляционный анализ и Т-тест Стьюдента. Для обработки данных применялась программа SPSS 19.0. Финальный вариант адаптированной и модифицированной методики включает 6 шкал: «Демократический стиль воспитания», «Авторитарный стиль воспитания», «Либеральный стиль воспитания», «Индифферентный стиль воспитания», «Подражание», «Идентификация».

Результаты исследования. Проведенный корреляционный анализ подтвердил высокую гомогенность и конструктную валидность методики, а коэффициент Кронбаха показал удовлетворительную согласованность. Доказана достаточная ретестовая надежность. Проведена оценка эмпирической, содержательной и внешней валидности методики, в результате которой получены удовлетворительные показатели.

Заключение. Адаптированный и модифицированный авторами русскоязычный вариант опросника «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения» достаточно надежен, валиден и позволяет изучать стили семейного воспитания. Опросник может использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях специалистами в области изучения детско- родительских отношений и социального научения в детско-родительском взаимодействии.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Адлер, А. (2018) Индивидуальная психология и развитие ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 167 с.

Бандура, А. (2000) Теория социального научения. СПб.: Евразия, 320 с.

Баркан, А. И. (2003) Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. М.: Дрофа-Плюс, 352 с.

Белановская, О. В. (2000) Идентификация как механизм развития личности. Адукацыя i выхаванне, № 10, с. 36–40.

Боулби, Дж. (2003) Привязанность. М.: Гардарики, 477 с.

Венгер, А. Л. (2003) Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 160 с.

Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. (2014) Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера. Современное дошкольное образование. Теория и практика, № 10, с. 56–65. EDN: VOICFJ

Головей, В. А., Василенко, В. Е., Савенышева, С. С. (2016) Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника. Социальная психология и общество, т. 7, № 2, с. 5–18. https://doi.org/10.17759/sps.2016070201

Карабанова, О. А. (2019) В поисках оптимального стиля родительского воспитания. Национальный психологический журнал, № 3 (35), с. 71–79.

Кричевский, P. Л., Дубовская, Е. М. (1981) О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. В кн.: А. А. Бодалев (ред.). Психология межличностного познания. М.: Педагогика, с. 92–121.

Кузьмишина, Т. Л., Амелина, Е. С., Пермякова, А. А., Хохлова, Е. А. (2014) Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. Современная зарубежная психология, т. 3, № 1, с. 16–25.

Левашкина, А. О. (2012) Особенности механизма идентификации в детском возрасте. Ярославский педагогический вестник, т. 2, № 1, с. 295–299. EDN: PYHPZN

Логинова, С. В., Слободская, Е. Р., Козлова, Е. А., Корниенко, О. С. (2016) Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR) Психологические исследования, т. 9, № 47, статья 12. [Электронный ресурс]. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/471/649 (дата обращения 20.03.2022).

Марковская, И. М. (2007) Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 91 с.

Садикех, М. (2014) Связь стилей родительского воспитания с умственной активностью и развитием творческих способностей учащихся. Историческая и социально-образовательная мысль, № 1 (23), с. 250–253.

Сафонова, М. В. (2020) Представления современных родителей о требованиях, поощрении и наказании как компонентах воспитания детей. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, т. 53, № 3, с. 169–182. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-231

Скрипачева, Е. И. (2020) Влияние стилей семейного воспитания на просоциальное поведение у детей дошкольного возраста. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология, т. 10, № 2, с. 146–152. EDN: ZAYJON

Спирева, Е. Н. (2004) Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 26 с.

Шведовская, А. А. (2006) Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование, т. 11, № 1, с. 69–84. EDN: HTYHTX

Эйдемиллер, Э., Юстицкис, В. (2008) Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 663 с.

Ainsworth, M. D. S., Bowlby, J. (1991) An ethological approach to personality development. American Psychologist, vol. 46, no. 4, pp. 333–341. https://doi.org/10.1037/0003-066X.46.4.333

Aunola, K., Stattin, H., Nurmi, J. E. (2000) Parenting styles and adolescents’ achievement strategies. Journal of Adolescents, vol. 23, no. 2, pp. 205–222. https://dx.doi./10.1006/jado.2000.0308

Baumrind, D. (1966) Effects of authoritative parental control on child behavior. Child Development, vol. 37, no. 4, pp. 887–907. https://doi.org/10.2307/1126611

Clerkin, S. M., Halperin, J. M., Marks, D. J., Policaro, K. L. (2007) Psychometric properties of the Alabama parenting questionnaire—preschool revision. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, vol. 36, no. 1, pp. 19–28. https://doi.org/10.1080/15374410709336565

Cornell, A. H., Frick, P. J. (2007) The moderating effects of parenting styles in the association between behavioral inhibition and parent-reported guilt and empathy in preschool children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, vol. 36, no. 3, pp. 305–318. https://doi.org/10.1080/15374410701444181

Eisenberg, N., Fabes, R. A. (1998) Prosocial development. In: W. Damon, N. Eisenberg, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 5th ed. New York: Wiley Publ., pp. 701–778.

Gadeyne, E., Ghesquière, P., Onghena, P. (2004) Longitudinal relations between parenting and child adjustment in young children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, vol. 33, no. 2, pp. 347–358. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3302_16

Gershoff, E. T. (2002) Corporal punishment by parents and associated child behaviors and experiences: A meta-analytic and theoretical review. Psychological Bulletin, vol. 128, no. 4, pp. 539–579. https://doi.org/10.1037/0033-2909.128.4.539

Harvey, E., Stoessel, B., Herbert, S. (2011) Psychopathology and parenting practices parents of preschool children with behavior problems. Parenting Science and Practice, vol. 11, no. 4, pp. 239–263. https://doi.org/10.1080%2F15295192.2011.613722

Kern, R. M., Jonyniene, J. (2012) Psychometric properties of the Lithuanian version of the parenting styles and dimensions questionnaire (PSDQ): Pilot study. The Family Journal, vol. 20, no. 2, рр. 205–214. http://dx.doi.org/10.1177/1066480712439845

LeMasters, E. E., DeFrain, J. (1983) Parents in contemporary America. A sympathetic view. Homewood; Illinois: Dorsey Publ., 256 р.

Martins, С., Ayala-Nunes, L., Nunes, С. et al. (2018) Confirmatory analysis of the Parenting Styles and Dimensions Questionnaire (PSDQ) short form in a Portuguese sample. European Journal of Education and Psychology, vol. 11, no. 2, pp. 77–91. https://doi.org/10.30552/ejep.v11i2.223

McGinley, M. (2008) Temperament, parenting, and prosocial behaviors: Applying a new interactive theory of prosocial development. PhD dissertation (Psychology). Lincoln, The Graduate College at the University of Nebraska, 137 p.

Oliveira, T. D., Costa, D., Albuquerque, M. R. et al. (2018) Cross-cultural adaptation, validity, and reliability of the Parenting Styles and Dimensions Questionnaire—Short Version (PSDQ) for use in Brazil. Brazilian Journal of Psychiatry, vol. 40, no. 4, pp. 410–419. https://doi.org/10.1590/1516-4446-2017-2314

Önder, A., Gülay, H. (2009) Reliability and validity of parenting styles and dimensions questionnaire. Procedia— Social and Behavioral Sciences, vol. 1, no. 1, рр. 508–514. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.092

Padilla-Walker, L. M., Coyne, S. M. (2011) “Turn that thing off!” Parent and adolescent predictors of proactive media monitoring. Journal of Adolescence, vol. 34, no. 4, pp. 705–715. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.09.002

Querido, J. G., Warner, T. D., Eyberg, S. M. (2002) Parenting styles and child behavior in African American families of preschool children. Journal of Clinical Child Psychology, vol. 31, no. 2, pp. 272–277. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3102_12

Robinson, C. C., Mandleco, B., Olsen, S. F., Hart, C. H. (2001) The parenting styles and dimensions questionnaire (PSQD). In: B. F. Perlmutter, J. Touliatos, G. W. Holden (eds.). Handbook of family measurement techniques. Vol. 3. Instruments & index. Thousand Oaks: Sage Publ., pp. 319–321.

Romano, E., Tremblay, R. E., Boulerice, B., Swisher, R. (2005) Multilevel correlates childhood physical aggression and prosocial behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 33, рр. 565–578. https://doi.org/10.1007/s10802-005-6738-3

Rubin, K. H., Root, A. K., Bowker, J. (2010) Parents, peers, and social withdrawal in childhood: A relationship perspective. New Directions for Child and Adolescent Development, vol. 2010, no. 127, pp. 79–94. https://doi.org/10.1002%2Fcd.264

Russell, A., Aloa, V., Feder, T. et al. (1998) Sex-based differences in parenting styles in a sample with preschool children. Australian Journal of Psychology, vol. 50, no. 2, рр. 89–99. https://doi.org/10.1080/00049539808257539

Sameroff, A. J., Mackenzie, M. J. (2003) Research strategies for capturing transactional models of development: The limits of the possible. Development and Psychopathology, vol. 15, no. 3, рp. 613–640. http://doi.org/10.1017.S0954579403000312

Scaramella, L., Sohr-Preston, S., Mirabile, S. et al. (2008) Parenting and children’s distress reactivity during toddlerhood: An examination of direction of effects. Social Development, vol. 17, no. 3, pp. 578–595 http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9507.2007.00439.x

Strayer, J., Roberts, W. (2004) Children’s anger, emotional expressiveness, and empathy: Relations with parents’ empathy, emotional expressiveness, and parenting practices. Social Development, vol. 13, no. 2, pp. 229–254. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9507.2004.000265.x

Tagliabue, S., Olivari, M. G., Bacchini, D. et al. (2014) Measuring adolescents’ perceptions of parenting style during childhood: Psychometric properties of the parenting styles and dimensions questionnaire. Psicologia: Teoria e Pesquisa, vol. 30, no. 3, рр. 251–258. http://dx.doi.org/10.1590/S0102-37722014000300002

Thompson, A., Hollis, C., Richards, D. (2003) Authoritarian parenting attitudes as a risk for conduct problems: Results from a British national cohort study. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 12, no. 2, pp. 84–91. https://doi.org/10.1007/s00787-003-0324-4

Topham, G. L., Hubbs-Tait, L., Rutledge, J. M. et al. (2011) Parenting styles, parental response to child emotion, and family emotional responsiveness are related to child emotional eating. Appetite, vol. 56, no. 2, рр. 261–264. https://doi.org/10.1016/j.appet.2011.01.007

Williams, L. R., Degnan, K. A., Perez-Edgar, K. E. et al. (2009) Impact of behavioral inhibition and parenting style on internalizing and externalizing problems from early childhood through adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 37, no. 8, рр. 1063–1075. https://doi.org/10.1007%2Fs10802-009-9331-3

REFERENCES

Adler, A. (2018) Individual’naya psikhologiya i razvitie rebenka [Individual psychology and child development]. Moscоw: Institut obshchegumanitarnykh issledovanij Publ., 167 p. (In Russian)

Ainsworth, M. D. S., Bowlby, J. (1991) An ethological approach to personality development. American Psychologist, vol. 46, no. 4, pp. 333–341. https://doi.org/10.1037/0003-066X.46.4.333 (In English)

Aunola, K., Stattin, H., Nurmi, J. E. (2000) Parenting styles and adolescents’ achievement strategies. Journal of Adolescents, vol. 23, no. 2, pp. 205–222. https://dx.doi./10.1006/jado.2000.0308 (In English)

Bandura, A. (2000) Teoriya sotsial’nogo naucheniya [Theory of social learning]. Saint Petersburg: Eurasia Publ., 320 p. (In Russian)

Barkan, A. I. (2004) Plohie privychki horoshih detej. Uchimsya ponimat’ svoego rebenka [Bad habits of good children. Learning to understand your child]. Moscоw: Bustard-Plus, 352 p. (In Russian)

Baumrind, D. (1966) Effects of authoritative parental control on child. behavior. Child Development, vol. 37, no. 4, pp. 887–907. https://doi.org/10.2307/1126611 (In English)

Belanovskaya, O. V. (2000) Identifikatsiya kak mekhanizm razvitiya lichnosti [Identification as a mechanism of personality development]. Adukaysyya i vykhavanne — Education and Upbringing, no. 10, pp. 36–40. (In Russian)

Bowlby, J. (2003) Privyazannost’ [Affection]. Moscow: Gardariki Publ., 477 p. (In Russian)

Clerkin, S. M., Halperin, J. M., Marks, D. J., Policaro, K. L. (2007) Psychometric properties of the Alabama parenting questionnaire—preschool revision. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, vol. 36, no. 1, pp. 19–28. https://doi.org/10.1080/15374410709336565 (In English)

Cornell, A. H., Frick, P. J. (2007) The moderating effects of parenting styles in the association between behavioral inhibition and parent-reported guilt and empathy in preschool children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, vol. 36, no. 3, pp. 305–318. https://doi.org/10.1080/15374410701444181 (In English)

Eidemiller, E.G., Yustitskis, V. (2008) Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of the family]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 663 р. (In Russian)

Eisenberg, N., Fabes, R. A. (1998) Prosocial development. In: W. Damon, N. Eisenberg, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 5th ed. New York: Wiley Publ., pp. 701–778. (In English)

Gadeyne, E., Ghesquière, P., Onghena, P. (2004) Longitudinal relations between parenting and child adjustment in young children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, vol. 33, no. 2, pp. 347–358. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3302_16 (In English)

Gershoff, E. T. (2002) Corporal punishment by parents and associated child behaviors and experiences: A meta-analytic and theoretical review. Psychological Bulletin, vol. 128, no. 4, pp. 539–579. https://doi.org/10.1037/0033-2909.128.4.539 (In English)

Golovey, V. A., Vasilenko, V. E., Savenysheva, S. S. (2016) Struktura sem’i i semejnoe vospitanie kak faktory razvitiya lichnosti doshkol’nika [Family structure and family education as the factors for personal development of preschooler]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 7, no. 2, pp. 5–18. https://doi.org/10.17759/sps.2016070201 (In Russian)

Harvey, E., Stoessel, B., Herbert, S. (2011) Psychopathology and parenting practices parents of preschool children with behavior problems. Parenting Science and Practice, vol. 11, no. 4, pp. 239–263. https://doi.org/10.1080%2F15295192.2011.613722 (In English)

Karabanova, O. A. (2019) V poiskakh optimal’nogo stilya roditel’skogo vospitaniya [Finding the best parenting style]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 3 (35), pp. 71–79. (In Russian)

Kern, R. M., Jonyniene, J. (2012) Psychometric properties of the Lithuanian version of the parenting styles and dimensions questionnaire (PSDQ): Pilot study. The Family Journal, vol. 20, no. 2, рр. 205–214. http://dx.doi.org/10.1177/1066480712439845 (In English)

Krichevsky, P. L., Dubovskaya, E. M. (1981) O funktsii i mekhanizme identifikatsii vo vnutrigruppovom mezhlichnostnom obshchenii [On the function and mechanism of identification in intra-group interpersonal communication]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya [Psychology of interpersonal cognition]. Moscоw: Pedagogy Publ., pp. 92–121. (In Russian)

Kuzmishina, T. L., Amelina, E. S., Permjakova, A. A., Khokhlova, E. A. (2014) Stili semejnogo vospitaniya: otechestvennaya i zarubezhnaya klassifikatsiya [Styles of family education: Domestic and foreign classification]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 3, no. 1, pp. 16–25. (In Russian)

LeMasters, E. E., DeFrain, J. (1983) Parents in contemporary America. A sympathetic view. Homewood; Illinois: Dorsey Publ., 256 р. (In English)

Levashkina, A. O. (2012) Osobennosti mekhanizma identifikatsii v detskom vozraste [Especially the identification mechanism in childhood]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, vol. 2, no. 1, pp. 295–299. EDN: PYHPZN (In Russian)

Loginova, S. V., Slobodskaya, E. R., Kozlova, E. A., Kornienko, O. S. (2016) Adaptatsiya oprosnika dlya izucheniya praktik roditel’skogo vospitaniya detej doshkol’nogo vozrasta [Adaptation of the questionnaire for studying the practices of parental education of preschool children] (APQ-PR). Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 9, no. 47, article 12. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/num/2016v9n47/1288-loginova47 (accessed 20.03.2022). (In Russian)

Markovskaya, I. M. (2007) Psikhologiya detsko-roditel’skikh otnoshenij [Psychology of the child-parent relations]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 91 p. (In Russian)

Martins, С., Ayala-Nunes, L., Nunes, С. et al. (2018) Confirmatory analysis of the Parenting Styles and Dimensions Questionnaire (PSDQ) short form in a Portuguese sample. European Journal of Education and Psychology, vol. 11, no. 2, pp. 77–91. https://doi.org/10.30552/ejep.v11i2.223 (In English)

McGinley, M. (2008) Temperament, parenting, and prosocial behaviors: Applying a new interactive theory of prosocial development. PhD dissertation (Psychology). Lincoln, The Graduate College at the University of Nebraska, 137 p. (In English)

Oliveira, T. D., Costa, D., Albuquerque, M. R. et al. (2018) Cross-cultural adaptation, validity, and reliability of the Parenting Styles and Dimensions Questionnaire—Short Version (PSDQ) for use in Brazil. Brazilian Journal of Psychiatry, vol. 40, no. 4, pp. 410–419. https://doi.org/10.1590/1516-4446-2017-2314 (In English)

Önder, A., Gülay, H. (2009) Reliability and validity of parenting styles and dimensions questionnaire. Procedia— Social and Behavioral Sciences, vol. 1, no. 1, рр. 508–514. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.092 (In English)

Padilla-Walker, L. M., Coyne, S. M. (2011) “Turn that thing off!” Parent and adolescent predictors of proactive media monitoring. Journal of Adolescence, vol. 34, no. 4, pp. 705–715. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.09.002 (In English)

Querido, J. G., Warner, T. D., Eyberg, S. M. (2002) Parenting styles and child behavior in African American families of preschool children. Journal of Clinical Child Psychology, vol. 31, no. 2, pp. 272–277. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3102_12 (In English)

Robinson, C. C., Mandleco, B., Olsen, S. F., Hart, C. H. (2001) The parenting styles and dimensions questionnaire (PSQD). In: B. F. Perlmutter, J. Touliatos, G. W. Holden (eds.). Handbook of family measurement techniques. Vol. 3. Instruments & index. Thousand Oaks: Sage Publ., pp. 319–321. (In English)

Romano, E., Tremblay, R. E., Boulerice, B., Swisher, R. (2005) Multilevel correlates childhood physical aggression and prosocial behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 33, рр. 565–578. https://doi.org/10.1007/s10802-005-6738-3 (In English)

Rubin, K. H., Root, A. K., Bowker, J. (2010) Parents, peers, and social withdrawal in childhood: A relationship perspective. New Directions for Child and Adolescent Development, vol. 2010, no. 127, pp. 79–94. https://doi.org/10.1002%2Fcd.264 (In English)

Russell, A., Aloa, V., Feder, T. et al. (1998) Sex-based differences in parenting styles in a sample with preschool children. Australian Journal of Psychology, vol. 50, no. 2, рр. 89–99. https://doi.org/10.1080/00049539808257539 (In English)

Sadikekh, M. (2014) Svyaz’ stilej roditel’skogo vospitaniya s umstvennoj aktivnost’yu i razvitiem tvorcheskikh sposobnostej uchashchikhsya [Correlation between parenting styles with students’ mental activity and creativity progress]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’ — Historical and Socio-Educational Idea, no. 1 (23), pp. 250–253. (In Russian)

Safonova, M. V. (2020) Predstavleniya sovremennykh roditelej o trebovaniyakh, pooshchrenii i nakazanii kak komponentakh vospitaniya detej [Modern parents’ perceptions of demands, encouragement, and punishment as components of child rearing]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’eva — Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, vol. 53, no. 3, pp. 169–182. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-231 (In Russian)

Sameroff, A. J., Mackenzie, M. J. (2003) Research strategies for capturing transactional models of development: The limits of the possible. Development and Psychopathology, vol. 15, no. 3, рp. 613–640. http://doi.org/10.1017.S0954579403000312 (In English)

Scaramella, L., Sohr-Preston, S., Mirabile, S. et al. (2008) Parenting and children’s distress reactivity during toddlerhood: An examination of direction of effects. Social Development, vol. 17, no. 3, pp. 578–595 http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9507.2007.00439.x (In English)

Shvedovskaya, A. A. (2006) Spetsifika pozitsii roditelej pri razlichnykh tipakh vzaimodejstviya s det’mi doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [Specificity of a parent’s position in interaction of different types with preschool and early school age children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Рsychological Science and Education, vol. 11, no. 1, рр. 69–84. EDN: HTYHTX (In Russian)

Skripacheva, E. I. (2020) Vliyanie stilej semejnogo vospitaniya na prosotsial’noe povedenie u detej doshkol’nogo vozrasta [Influence of family education styles on prosocial behavior of preschool children]. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psihologiya — Vesnik Hrodzenskaha Dziarzhaunaha Universiteta Imia Ianki Kupaly. Seryia 3. Filalohiia. Pedahohika. Psikhalohiia, vol. 10, no. 2, pp. 146–152. EDN: ZAYJON (In Russian)

Spireva, E. N. (2004) Vliyanie lichnostnykh osobennostej roditelya i rebenka na stil’ semejnogo vospitaniya [The influence of the personal characteristics of the parent and child on the style of family education]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moskоw, Lomonosov Moscow State University, 26 р. (In Russian)

Strayer, J., Roberts, W. (2004) Children’s anger, emotional expressiveness, and empathy: Relations with parents’ empathy, emotional expressiveness, and parenting practices. Social Development, vol. 13, no. 2, pp. 229–254. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9507.2004.000265.x (In English)

Tagliabue, S., Olivari, M. G., Bacchini, D. et al. (2014) Measuring adolescents’ perceptions of parenting style during childhood: Psychometric properties of the parenting styles and dimensions questionnaire. Psicologia: Teoria e Pesquisa, vol. 30, no. 3, рр. 251–258. http://dx.doi.org/10.1590/S0102-37722014000300002 (In English)

Thompson, A., Hollis, C., Richards, D. (2003) Authoritarian parenting attitudes as a risk for conduct problems: Results from a British national cohort study. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 12, no. 2, pp. 84–91. https://doi.org/10.1007/s00787-003-0324-4 (In English)

Topham, G. L., Hubbs-Tait, L., Rutledge, J. M. et al. (2011) Parenting styles, parental response to child emotion, and family emotional responsiveness are related to child emotional eating. Appetite, vol. 56, no. 2, рр. 261–264. https://doi.org/10.1016/j.appet.2011.01.007 (In English)

Venger, A. L. (2003) Psikhologicheskie risunochnye testy: Illyustrirovannoe rukovodstvo [Psychological drawing tests: An illustrated guide]. Moscоw: VLADOS-PRESS Publ., 160 р. (In Russian)

Veraksa, N. E., Veraksa, A. N. (2014) Ponimanie detskogo razvitiya s pozicii ekologicheskoj teorii U. Bronfenbrennera [Understanding of the child development from the view of the ecological approach of U. Bronfenbrenner]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today: Theory and Practice, no. 10, pp. 56–65. EDN: VOICFJ (In Russian)

Williams, L. R., Degnan, K. A., Perez-Edgar, K. E. et al. (2009) Impact of behavioral inhibition and parenting style on internalizing and externalizing problems from early childhood through adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 37, no. 8, рр. 1063–1075. https://doi.org/10.1007%2Fs10802-009-9331-3 (In English)

Загрузки

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи