Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287Ключевые слова:
просоциальное поведение, просоциальная личность, специалисты, ориентированные на оказание помощи, содержательно-функциональные компоненты просоциальной личности, профессионально важные качества, структурные компоненты просоциальной личностиАннотация
Введение. В статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований просоциального поведения в зарубежных и российских изданиях. Отмечена потребность в определении направлений изучения просоциального поведения в целом и просоциальной личности в частности и выделении составляющих их элементов. Целью исследования является теоретико-эмпирическое определение структурных компонентов просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи. Теоретический анализ позволил выделить структурные компоненты просоциальной личности «помогающих» специалистов с позиции содержательно-функциональных компонентов просоциальной личности и подхода, ориентированного на систему профессионально важных качеств специалистов. Просоциальную личность специалистов помогающих профессий можно рассматривать через структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (и их функций) — и профессионально-важные качества, выделяемые на основе свойств личности (социальных, социально-психологических и психологических).
Материалы и методы. Предметом исследования являются структурные компоненты просоциальной личности. Объектом — специалисты, ориентированные на оказание помощи. В эмпирическом исследовании использовались психодиагностические методики «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б. А. Рэндалл, адаптация Н. В. Кухтовой), «Социальные нормы просоциального поведения» (Н. В. Кухтова), «Психодиагностический тест» (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) и «Межличностный индекс реактивности» (М. Девис, адаптация Н. В. Кухтовой), а также методы математической статистики (факторный анализ).
Результаты исследования. Результатом эмпирического исследования является выделение структурных компонентов просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи, на основе факторного анализа: мотивационный (эмоционально-нормативный и взаимно- альтруистический), когнитивный (субъективные переживания, личностная впечатлительность, характеристики общения, асоциальные тенденции), эмоциональный (эмоционально-когнитивный характер и альтруистические побуждения), поведенческий (социальная нормативность, взаимовыгодная меновость, поведенческие стратегии, публичная активность), а также определение их содержательной наполненности.
Заключение. Полученные результаты могут применяться для построения эффективных программ по выработке необходимых профессиональных качеств специалистов помогающих профессий, а также могут быть использованы для психологического отбора и определения профессиональной пригодности психологов, социальных работников, медицинских работников, сотрудников МЧС и правоохранительных органов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Артпентьева, М. Р. (ред.). (2016) Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Калуга: Эйдос, 340 с. (Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка. Вып. 1).
Бойко, О. П. (2016) Просоцiальнiсть: суть i потенцiал у соцiально-педагогiчнiй дiфльностi. Соцiальна работа в Украiнi: теорiя i практика, № 1–2, с. 140–149.
Брессо, Т. И. (2013) Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации студентов социономических профессий. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный социальный университет, 26 с.
Гриценко, В. В., Ковалева, Ю. В. (2014) Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов. Психологический журнал, т. 35, № 4, с. 56–67.
Ерошенкова, Е. И. (2019) Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию. Научный результат. Педагогика и психология образования, т. 5, № 2, с. 3–16. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1
Ефимова, М. В., Бульцева, М. А. (2020) Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах. Социальная психология и общество, т. 11, № 1, с. 107–126. https://doi.org/10.17759/sps.2020110107
Зуй, И. И. (2018) Особенности проявления типов просоциального поведения у будущих специалистов помогающих профессий. В кн.: Э. В. Котлярова (ред.). Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим. 20 ноября 2018 г., г. Могилев. Могилёв: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, с. 39–42.
Иванов, П. А. (2015) Установка на просоциальное поведение как содержание нравственного воспитания. Социология, № 1, с. 176–182.
Игнацкая, О. Е. (2008) Особенности изучения компонентов просоциальной направленности личности старшеклассников. Психологический журнал, № 4 (20), с. 68–73.
Ильин, Е. П. (2013) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 304 с.
Казанцева, Т. В., Марарица, Л. В., Ерицян, К. Ю. (2018) Теоретические модели просоциального поведения в сфере здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 146–159.
Карягина, Т. Д. (2009) Философские и научные контексты проблемы эмпатии. Московский психотерапевтический журнал, № 4 (63), с. 50‒74.
Ковалёва, Ю. В. (2012) Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12 (20), статья 18.
Ковригина, Г. Д. (2019) Особенности просоциального поведения. Гуманитарный вектор, т. 14, № 2, с. 33–41. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-33-41
Кочетков, И. Г. (2006) Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога: на примере студентов-психологов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ульяновск, Ульяновский государственный университет, 26 с.
Кулишов, В. В. (2008) Психологическая модель профессионально важных качеств будущего военного психолога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 25 с.
Кухтова, Н. В. (ред.). (2020) Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: межкультурный аспект. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 170 с.
Кухтова, Н. В. (2011) Просоциальная идентичность: теоретико-исследовательский поиск и практическое изучение (на примере адаптации методики к новым социокультурным условиям). Вестник МГЛУ. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков, № 2 (20), с. 43–52.
Кухтова, Н. В. (2014) Просоциальное поведение в структуре профессионально-важных качеств специалистов помогающих профессий. Психологический журнал, № 3–4 (41–42), с. 15–21.
Кухтова, Н. В. (2018) Преобладающий тип просоциального поведения в помогающей профессиональной деятельности специалистов. Право. Экономика. Психология, № 4 (12), с. 92–97.
Кухтова, Н. В., Доморацкая, Н. В. (2011) Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 48 с.
Луценко, С. И. (2018) Мотивация и просоциальное поведение руководителя. Кадровик, № 10, с. 80–86.
Люсина, Н. В. (2013) Проблема выбора эгоистического и просоциального поведения в ситуациях социальной дилеммы: социологический анализ. Вестник социально-политических наук, № 12, с. 98–104.
Мазур, Ю. О. (2008) Социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с.
Майерс, Д. (1999) Социальная психология. СПб.: Питер, 688 с.
Морозикова, И. В. (2018) Показатели чувствительности к справедливости школьников как предикторы просоциального поведения. Личность в пространстве и времени, № 7, с. 123–127.
Назина, Г. А. (2011) Феномен просоциального поведения. В кн.: Современная психология: теория и практика. Материалы II международной научно-практической конференции 29–30 сентября 2011 г. М.: б. и., с. 186–190.
Некрасова, М. В. (2011) Формирование просоциального поведения у студентов вуза в условиях инклюзивного образования. Социальная политика и социология, № 7 (73), с. 254–260.
Петренко, И. В. (2005) Профессия социальная работа. Полярная правда, № 31, с. 12–15.
Свенцицкий, А. Л., Казанцева, Т. В. (2015) Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 2, с. 45–55.
Серова, Е. А. (2016) Просоциальное поведение молодежи как социокультурный феномен и факторы его формирования. Вестник социально-политических наук, № 15, с. 37–40.
Смольникова, Л. В. (2006) Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Томск, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 27 с.
Соболев, С. И. (2013) К проблеме просоциального поведения в западной философской мысли. Сборник научных трудов SWorld, т. 24, № 3, с. 43–46.
Сотникова, Е. И., Кухтова, Н. В. (2020) Предикторы просоциального поведения подростков в зарубежных исследованиях. В кн.: И. М. Прищепа (ред.). Наука — образованию, производству, экономике. Материалы 72-й Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 20 февраля 2020 г. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, с. 361–362.
Сочивко, Д. В. (2019) Факторная модель психодинамики просоциального поведения. NovaInfo.Ru, № 99, с. 117–120.
Тарасова, Т. В., Соболев, С. И. (2014) Эволюционная модель просоциального поведения. Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования, № 3 (27), с. 23–27.
Толочек, В. А. (2020) Континуум «задатки — способности — профессионально важные качества — компетенции»: открытые вопросы. Психологический журнал, т. 41, № 4, с. 32–45. https://doi.org/10.31857/S020595920010427-5
Шермазанян, Л. Г. (2015) Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи. Консультативная психология и психотерапия, № 5, с. 257–289. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230512
Шлюбуль, Е. Ю. Синелькова, Н. А., Чашкова (Зайцева), О. Ю., Романова, М. Л. (2016) Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, № 3 (133), с. 259–263. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p259-263
Batson, C. D. (1987) Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic? In: L. Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. 20. San Diego: Academic Press, рp. 65–122. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60412-8
Carlo, G., Hausmann, A., Christiansen S., Randal, B. A. (2003) Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents. The Journal of Early Adolescence, vol. 23, no. 1, рp. 107–134. https://doi.org/10.1177/0272431602239132
Davis, M. H. (1996) Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO: Westview Press, 260 p.
Donius, M. A. H. (1994) Instrumental caring inventory: The development of an instrument measuring caring as a three-dimensional construct. PhD dissertation (Education). Columbia, Teachers College Columbia University, 224 p.
Eisenberg, N., Fabes, R. A., Spinrad, T. L. (2006) Prosocial development. In: N. Eisenberg, W. Damon, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology . Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 6th ed. New York: Wiley, рp. 646–718. https://doi.org/10.1002/9780470147658.chpsy0311
Hardy, S. A. (2005) Identity as a source of prosocial motivation in young adulthood. PhD dissertation (Philosophy). Lincoln, The University of Nebraska, 105 р.
Paola, N. R. (2005) Developing altruism and empathy in Ecuadorian college students: impact of a mandatory service-learning course. PhD dissertation (Education). Boston, Boston University School of Education, 110 р.
Zethren, K. E. (2002) A two-dimensional model of cognitive empathy: An empirical study. PhD dissertation (Philosophy). Los Angeles, University of Southern California, 126 р.
REFERENCES
Artpent’eva, M. R. (ed.). (2016) Pomogayushchee povedenie: tsennosti, smysly, modeli [Helping behavior: Values, meanings, models]. Kaluga: Ejdos Publ., 340 p. (Actual problems of practical psychology: Crisis, development, support. No. 1). (In Russian)
Batson, C. D. (1987) Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic? In: L. Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. 20. San Diego: Academic Press, рp. 65–122. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60412-8 (In English)
Bojko, O. P. (2016) Prosotsial’nist’: sut’ i potentsial u sotsial’no-pedagogichnij difl’nosti [Prosociality: Essence and potential in social and pedagogical activity]. Sotsial’na rabota v Ukraini: teoriya i praktika — Social Work in Ukraine: Theory and Practice, no. 1–2, pp. 140–149. (In Ukrainian)
Bresso, T. I. (2013) Sotsiokul’turnye determinanty prosotsial’noj motivatsii studentov sotsionomicheskikh professij [Sociocultural determinants of prosocial motivation of students in socionomic professions]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian State Social University, 26 p. (In Russian)
Carlo, G., Hausmann, A., Christiansen S., Randal, B. A. (2003) Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents. The Journal of Early Adolescence, vol. 23, no. 1, рp. 107–134. https://doi.org/10.1177/0272431602239132 (In English)
Davis, M. H. (1996) Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO: Westview Press, 260 p. (In English)
Donius, M.A.H. (1994) Instrumental caring inventory: The development of an instrument measuring caring as a three-dimensional construct. PhD dissertation (Education). Columbia, Teachers College Columbia University, 224 p. (In English)
Efimova, M. V., Bul’tseva, M. A. (2020) Vzaimosvyaz’ individual’nykh tsennostej i prosotsial’nogo povedeniya v onlajn- i oflajn-kontekstakh [The relationship between individual values and prosocial behavior in online and offline contexts]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 11, no. 1, pp. 107–126. https://doi.org/10.17759/sps.2020110107 (In Russian)
Eisenberg, N., Fabes, R. A., Spinrad, T. L. (2006) Prosocial development. In: N. Eisenberg, W. Damon, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 6th ed. New York: Wiley, рp. 646–718. https://doi.org/10.1002/9780470147658.chpsy0311 (In English)
Eroshenkova, E. I. (2019) Prosotsial’naya napravlennost’ pedagogicheskoj deyatel’nosti v sovremennoj nauke i obrazovanii: ot sushchnosti k soderzhaniyu [Prosocial orientation of pedagogical activity in modern science and education: From essence to content]. Nauchnyj rezul’tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, vol. 5, no. 2, pp. 3–16. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1 (In Russian)
Gritsenko, V. V., Kovaleva, Yu. V. (2014) Svyaz’ tsennostej kul’tury s normami i tipami prosotsial’nogo povedeniya russkikh i belorusov [Connection of cultural values with the norms and types of pro-social behavior of Russians and Belarusians]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 35, no. 4, pp. 56–67. (In Russian)
Hardy, S. A. (2005) Identity as a source of prosocial motivation in young adulthood. PhD dissertation (Philosophy). Lincoln, The University of Nebraska, 105 р. (In English)
Ignatskaya, O. E. (2008) Osobennosti izucheniya komponentov prosotsial’noj napravlennosti lichnosti starsheklassnikov [Features of studying the components of the prosocial orientation of the personality of high school students]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 4 (20), pp. 68–73. (In Russian)
Il’in, E. P. (2013) Psikhologiya pomoshchi. Al’truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)
Ivanov, P. A. (2015) Ustanovka na prosotsial’noe povedenie kak soderzhanie nravstvennogo vospitaniya [Setting on prosocial behavior as the content of moral education]. Sotsiologiya — Sociology, no. 1, pp. 176–182. (In Russian)
Karyagina, T. D. (2009) Filosofskie i nauchnye konteksty problemy empatii [Philosophical and scientific contexts of the problem of empathy]. Moskovskij psikhoterapevticheskij zhurnal, no. 4 (63), pp. 50‒74. (In Russian)
Kazantseva, T. V., Mararitsa, L. V., Eritsyan, K. Yu. (2018) Teoreticheskie modeli prosotsial’nogo povedeniya v sfere zdorov’ya [Theoretical models of prosocial health behavior]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 146–159. (In Russian)
Kochetkov, I. G. (2006) Tvorcheskoe myshlenie v strukture professional’no vazhnykh kachestv psikhologa: na primere studentov-psikhologov [Creative thinking in the structure of professionally important qualities of a psychologist: On the example of psychology students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 26 p. (In Russian)
Kovaleva, Yu. V. (2012) Motivy pomogayushchego povedeniya i ikh svyaz’ s samootnosheniem lichnosti [The motives of helping behavior and their relationship with the self-attitude of the individual]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal), no. 12 (20), article 18. (In Russian)
Kovrigina, G. D. (2019) Osobennosti prosotsial’nogo povedeniya [Features of prosocial behavior]. Gumanitarnyj vektor — Humanitarian Vector, vol. 14, no. 2, pp. 33–41. (In Russian)
Kukhtova, N. V. (2011) Prosotsial’naya identichnost’: teoretiko-issledovatel’skij poisk i prakticheskoe izuchenie (na primere adaptatsii metodiki k novym sotsiokul’turnym usloviyam) [Prosocial identity: Theoretical research search and practical study (on the example of adapting the methodology to new socio-cultural conditions)]. Vestnik MGLU. Seriya 2: Pedagogika, psikhologiya, metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov, no. 2 (20), pp. 43–52. (In Russian)
Kukhtova, N. V. (2014) Prosotsial’noe povedenie v strukture professional’no-vazhnykh kachestv spetsialistov, pomogayushchikh professij [Prosocial behavior in the structure of professionally important qualities of specialists helping professions]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 3–4 (41–42), pp. 15–21. (In Russian)
Kukhtova, N. V. (2018) Preobladayushchij tip prosotsial’nogo povedeniya v pomogayushchej professional’noj deyatel’nosti spetsialistov [The predominant type of pro-social behavior in the helping professional activity of specialists]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya, no. 4 (12), pp. 92–97. (In Russian)
Kukhtova, N. V. (ed.). (2020) Prediktory prosotsial’nogo povedeniya v sovremennykh issledovaniyakh: mezhkul’turnyj aspekt [Predictors of prosocial behavior in contemporary research: An intercultural aspect]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., 170 p. (In Russian)
Kukhtova, N. V., Domoratskaya, N. V. (2011) Prosotsial’noe povedenie spetsialistov, orientirovannykh na okazanie pomoshchi: teoreticheskie osnovy i metodiki izucheniya [Prosocial behavior of help-oriented professionals: Theoretical foundations and research techniques]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., 48 p. (In Russian)
Kulishov, V. V. (2008) Psikhologicheskaya model’ professional’no vazhnykh kachestv budushchego voennogo psikhologa [Psychological model of professionally important qualities of a future military psychologist]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Far Eastern State Transport University, 25 p. (In Russian)
Lutsenko, S. I. (2018) Motivatsiya i prosotsial’noe povedenie rukovoditelya [Manager’s motivation and pro-social behavior]. Kadrovik, no. 10, pp. 80–86. (In Russian)
Lyusina, N. V. (2013) Problema vybora egoisticheskogo i prosotsial’nogo povedeniya v situatsiyakh sotsial’noj dilemmy: sotsiologicheskij analiz [The problem of choosing egoistic and prosocial behavior in situations of social dilemma: A sociological analysis]. Vestnik sotsial’no-politicheskikh nauk, no. 12, pp. 98–104. (In Russian)
Mazur, Yu. O. (2008) Sotsial’no-psikhologicheskij trening lichnostnogo rosta kak sredstvo razvitiya prosotsial’nogo povedeniya [Socio-psychological training of personal growth as a means of developing pro-social behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State University named after P. G. Demidova, 26 p. (In Russian)
Morozikova, I. V. (2018) Pokazateli chuvstvitel’nosti k spravedlivosti shkol’nikov kak prediktory prosotsial’nogo povedeniya [Markers of school students’ sensitivity to justice as predictors of prosocial behavior]. Lichnost’ v prostranstve i vremeni, no. 7, pp. 123–127. (In Russian)
Myers, D. (1999) Social psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 688 p. (In Russian)
Nazina, G. A. (2011) Fenomen prosotsial’nogo povedeniya [The phenomenon of prosocial behavior]. In: Sovremennaya psikhologiya: teoriya i praktika. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 29–30 sentyabrya 2011 g. [Modern psychology: Theory and practice. Materials of the II International scientific and practical conference 29–30 September 2011]. Moscow: s. n., pp. 186–190. (In Russian)
Nekrasova, M. V. (2011) Formirovanie prosotsial’nogo povedeniya u studentov vuza v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of pro-social behavior among university students in the context of inclusive education]. Sotsial’naya politika i sotsiologiya — Social Policy and Sociology, no. 7 (73), pp. 254–260. (In Russian)
Paola, N. R. (2005) Developing altruism and empathy in Ecuadorian college students: Impact of a mandatory service-learning course. PhD dissertation (Education). Boston, Boston University School of Education, 110 р. (In English)
Petrenko, I. V. (2005) Professiya sotsial’naya rabota [The profession is social work]. Polyarnaya pravda, no. 31, pp. 12–15. (In Russian)
Serova, E. A. (2016) Prosotsial’noe povedenie molodezhi kak sotsiokul’turnyj fenomen i faktory ego formirovaniya [Prosocial behavior of young people as a sociocultural phenomenon and factors of its formation]. Vestnik sotsial’no-politicheskikh nauk, no. 15, pp. 37–40. (In Russian)
Shermazanyan, L. G. (2015) Motivatsiya pomogayushchego povedeniya v kontekste zhitejskoj i professional’noj pomoshchi [Motivation of helping behavior in the context of everyday and professional help]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, no. 5, pp. 257–289. (In Russian)
Shlyubul’, E. Yu. Sinel’kova, N. A., Chashkova (Zajtseva), O. Yu., Romanova, M. L. (2016) Sovremennye modeli i metody diagnostiki prosotsial’nogo povedeniya volonterov [Modern models and methods for diagnosing the pro-social behavior of volunteers]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, no. 3 (133), pp. 259–263. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p259-263 (In Russian)
Smol’nikova, L. V. (2006) Tsennostno-potrebnostnaya sfera lichnosti starshikh podrostkov, sklonnykh k agressivnomu i prosotsial’nomu povedeniyu [The value-needs sphere of the personality of older adolescents, prone to aggressive and prosocial behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Tomsk, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 27 p. (In Russian)
Sobolev, S. I. (2013) K probleme prosotsial’nogo povedeniya v zapadnoj filosofskoj mysli [On the problem of prosocial behavior in western philosophical thought]. Sbornik nauchnykh trudov SWorld — Scientific Papers SWorld, vol. 24, no. 3, pp. 43–46. (In Russian)
Sochivko, D. V. (2019) Faktornaya model’ psikhodinamiki prosotsial’nogo povedeniya [Factor model of psychodynamics of prosocial behavior]. NovaInfo.Ru, no. 99, pp. 117–120. (In Russian)
Sotnikova, E. I., Kukhtova, N. V. (2020) Prediktory prosotsial’nogo povedeniya podrostkov v zarubezhnykh issledovaniyakh [Predictors of prosocial behavior of adolescents in foreign studies]. In: I. M. Prishchepa (ed.). Nauka — obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike. Materialy 72-j Regional’noj nauchno-prakticheskoj konferentsii prepodavatelej, nauchnykh sotrudnikov i aspirantov, Vitebsk, 20 fevralya 2020 g. [Science — to education, production, economy. Proceedings of the 72nd Regional scientific and practical conference of teachers, researchers and postgraduates, Vitebsk, 20 February, 2020]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., pp. 361–362. (In Russian)
Sventsitskij, A. L., Kazantseva, T. V. (2015) Povsednevnoe prosotsial’noe povedenie lichnosti kak nakoplenie sotsial’nogo kapitala [Everyday prosocial behavior of personality as accumulation of social capital]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 2, pp. 45–55. (In Russian)
Tarasova, T. V., Sobolev, S. I. (2014) Evolyutsionnaya model’ prosotsial’nogo povedeniya [An evolutionary model of prosocial behavior]. Gumanitarij: aktual’nye problemy nauki i obrazovaniya — Humanitarian: Actual Problems of the Humanities and Education, no. 3 (27), pp. 23–27. (In Russian)
Tolochek, V. A. (2020) Kontinuum “zadatki — sposobnosti — professional’no vazhnye kachestva — kompetentsii”: otkrytye voprosy [The continuum “inclinations — abilities — professionally important qualities — competencies”: Open questions]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 41, no. 4, pp. 32–45. https://doi.org/10.31857/S020595920010427-5 (In Russian)
Zethren, K. E. (2002) A two-dimensional model of cognitive empathy: An empirical study. PhD dissertation (Philosophy). Los Angeles, University of Southern California, 126 р. (In English)
Zuj, I. I. (2018) Osobennosti proyavleniya tipov prosotsial’nogo povedeniya u budushchikh spetsialistov pomogayushchikh professij [Features of the manifestation of types of prosocial behavior in future specialists in helping professions]. In: E. V. Kotlyarova (ed.). Sovremennaya obrazovatel’naya psikhologiya v podgotovke spetsialistov pomogayushchikh professij: aktual’nye problemy teorii i praktiki okazaniya pomoshchi drugim. 20 noyabrya 2018 g., g. Mogilev [Modern educational psychology in the training of specialists in helping professions: topical problems of the theory and practice of helping others. 20 November, 2018, Mogilev]. Mogilev: Mogilev State University named after A. A. Kuleshova Publ., pp. 39–42. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Наталья Валентиновна Кухтова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.