Академическая мобильность как средство повышения межкультурной коммуникативной компетентности и социального капитала личности студента
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-126-136Ключевые слова:
академическая мобильность, межкультурная коммуникативная компетентность, социальный капитал личности, толерантность, этническая идентичность, доверие, эмпатияАннотация
В условиях повсеместно развивающейся глобализации межкультурные контакты становятся повседневной реальностью. Встает вопрос о формировании межкультурной компетентности молодых людей как активных субъектов общества. Это особенно актуально для студентов вузов — будущих дипломированных специалистов. Мы исследовали влияние опыта академической мобильности на межкультурную коммуникативную компетентность. Выборка состоит из трех групп: 34-х мобильных студентов и выпускников вузов (22 девушки и 12 юношей), 42-х студентов, желающих пройти программу академической мобильности (22 девушки и 20 юношей) и 43-х не желающих участвовать в таких программах (28 девушек и 15 юношей). Методы: шкала социальной дистанции Э. Богардуса, методика ИНТОЛ Л. Г. Почебут, шкала доверия Т. Ямагуши, адаптированная Л. Г. Почебут, М. И. Килошенко и др., диагностика поликоммуникативной эмпатии И. М. Юсупова. По результатам анализа ANOVA выявлены различия в уровне межэтнической и межличностной толерантности, а также эмпатии к незнакомым людям и общей эмпатии. Также выявлено, что мобильные студенты обладают более позитивной этнической идентичностью в отличие от двух других групп испытуемых. Таким образом, показана значимость академической мобильности для формирования межкультурной коммуникативной компетентности и социального капитала личности. Обсуждаются меры по улучшению организации программ мобильности и распространения их в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Библиографические ссылки
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Крысько, В. С. (1999) Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 343 c.
Стёпин, В. С. (ред.) (2001) Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2806 c.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, К. С. (2012) Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского, № 4 (42), с. 85–88.
Купрейченко, А. Б. (2008) Доверие и недоверие — общие и специфические характеристики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика, № 2, с. 46–52.
Лондонское коммюнике министров высшего образования «На пути к европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира» (2007) [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/52278472-Na-puti-k-evropeyskomu-prostranstvu-vysshego-obrazovaniya-otvety-na-vyzovyglobalizovannogo-mira.html (дата обращения 25.09.2019).
Почебут, Л. Г. (2013) Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений. Психологический журнал, т. 34, № 4, с. 5–15.
Почебут, Л. Г. (2017) Кросс-культурная и этническая психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 336 с.
Почебут, Л. Г., Свенцицкий, А. Л., Марарица, Л. В., Казанцева, Т. В., Кузнецова, И. В. (2014) Социальный капитал личности. М.: ИНФРА-М, 250 с.
Серова, Н. С., Стахеева, Э. Ю. (2017) Этническая толерантность современной молодежи. В кн.: С. А. Ан (ред.). Формирование системного мировоззрения современного человека: материалы научно-практической конференции, г. Барнаул, 14–15 апреля 2017 г. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, с. 125–129.
Сорокин, П. А. (1992) Социальная и культурная мобильность. В кн.: А. Ю. Согомонов (ред.). Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 543 с.
Харитонова, О. В. (2012) Академическая мобильность в пространстве высшего образования. Человек и образование, № 2 (31), с. 41–45.
Штомпка, П. (2006) Доверие в эпоху глобализации. Социальная политика и социология, № 4, с. 8–15.
Allport, G. W. (1954) The nature of prejudice. Reading, MA: Addison-Wesley Publ., 526 p.
Bennet, M. J. (ed.) (1998) Basic concept of intercultural communication: Selected readings. Yarmouth, ME: Intercultural Press Publ., 288 p.
DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE
Krys’ko, V. S. (1999) Etnopsikhologicheskij slovar’ [Ethnopsychological dictionary]. Moscow: Moscow Psychologic-Social Institute Publ., 343 p. (In Russian)
Stepin, V. S. (ed.) (2001) Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]: In 4 vols. Moscow: Mysl’ Publ., 2806 p. (In Russian)
REFERENCES
Allport, G. W. (1954) The nature of prejudice. Reading, MA: Addison-Wesley Publ., 526 p. (In English)
Andreeva, K. S. (2012) Mezhdunarodnaya akademicheskaya mobil’nost’ kak faktor razvitiya vnutrennej akademicheskoj mobil’nosti [International academic mobility as a contributing factor for development of internal academic mobility]. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo — Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, no. 4 (42), pp. 85–88. (In Russian)
Bennet, M. J. (ed.) (1998) Basic concept of intercultural communication: Selected readings. Yarmouth, ME: Intercultural Press Publ., 288 p. (In English)
Kharitonova, O. V. (2012) Akademicheskaya mobil’nost’ v prostranstve vysshego obrazovaniya [Academic mobility in higher education]. Chelovek i obrazovanie — Man and Education, no. 2 (31), pp. 41–45. (In Russian)
Kuprejchenko, A. B. (2008) Doverie i nedoverie — obshchie i spetsificheskie kharakteristiki [Trust and mistrust — common and specific psychological characteristics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, iss. 2, pp. 46–52. (In Russian)
Londonskoe kommyunike ministrov vysshego obrazovaniya “Na puti k evropejskomu prostranstvu vysshego obrazovaniya: otklikayas’ na vyzovy globalizovannogo mira” [London Communique. Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world] (2007) [Online]. Available at: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2007_London/69/7/2007_London_Communique_English_588697.pdf (accessed 25.09.2019). (In Russian)
Pochebut, L. G. (2013) Mezhkul’turnaya kommunikativnaya kompetentnost’ kak vyrazhenie chelovecheskikh otnoshenij [Intercultural communicative competence as a manifestation of human relationships]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 34, no. 4, pp. 5–15. (In Russian)
Pochebut, L. G. (2017) Kross-kul’turnaya i etnicheskaya psikhologiya. [Cross-cultural and ethnic psychology]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Yurajt Publ., 336 p. (In Russian)
Pochebut, L. G., Sventsitskij, A. L., Mararitsa, L. V., Kazantseva, T. V., Kuznetsova, I. V. (2014) Sotsial’nyj capital lichnosti [Social capital of an individual]. Moscow: INFRA-M Publ., 250 p. (In Russian)
Serova, N. S., Stakheeva, E. Yu. (2017) Etnicheskaya tolerantnost’ sovremennoj molodezhi [Ethnic tolerance of modern youth]. In: S. A. An (ed.). Formirovanie sistemnogo mirovozzreniya sovremennogo cheloveka: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii, g. Barnaul, 14–15 aprelya 2017 g. [Formation of the systemic worldview of modern man: Materials of the scientific and practical conference, Barnaul, April 14–15, 2017]. Barnaul: Altai State Pedagogical University, pp. 125–129. (In Russian)
Shtompka, P. (2006) Doverie v epokhu globalizatsii [Trust in the era of globalization]. Sotsial’naya politika i sotsiologiya — Social Policy and Sociology, no. 4, pp. 8–15. (In Russian)
Sorokin, P. A. (1992) Sotsial’naya i kul’turnaya mobil’nost’ [Social and cultural mobility]. In: A. Yu. Sogomonov (ed.). Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Person. Civilization. Society]. Moscow: Politizdat Publ., 543 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Людмила Георгиевна Почебут, Екатерина Дмитриевна Степаняк
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.