О некоторых общих тенденциях в болгарской образовательной системе

Авторы

  • Людмила Александровна Мукова Международное высшее бизнес-училище

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-381-389

Ключевые слова:

образование, экономика, идеология, глобализация, национальная идентичность

Аннотация

Согласно исторической справке, в 1119 году, еще до учреждения в Великобритании университетов Оксбриджа (Оксфорда в 1096 г. и Кембриджа в 1209 г.), болгары основали первый университет в Европе — Universitato Bulgaro в Болонье. Во дворе университета находилась церковь под названием «Св. Мария Болгарская». Университет находился на территории дома болонского юриста — Булгаро де Булгари по прозвищу Златоуст, занимававшего должность имперского викария Болоньи, о котором произведена запись в Итальянской энциклопедии. Болгарский университет был независимым от церкви, и в нем училось 10000 студентов со всей Европы. В университете читали лекции известные ученые, такие как Томас Бекет, Данте Алигьери, Эразм Роттердамский, Николай Коперник (Кирилова 2018). Другими словами, именно болгары (богомилы) стоят у истоков европейской образовательной системы. Современная Болгария учится у своих бывших «учеников». Возникает вопрос, а есть ли чему учиться? Возможно, традиционная национальная образовательная система не нуждается в глубинных переворотах (разрушениях), а лишь в малой коррекции с учетом современных информационных технологий? Отвечая на эти вопросы, автор постарался определиться с общими тенденциями в состоянии современной образовательной системы Болгарии, которые наблюдаются и в ряде других постсоциалистических государств в силу сходств «исторических судеб». Объектом данного исследования является анализ современных социально-экономических явлений, определяющих содержание образовательной системы страны, предметом — состояние национальной образовательной системы. Результаты, полученные на основе теоретического анализа, представлены посредством описания некоторых тенденций, наблюдаемых в современном образовательном пространстве: глобальная стандартизация образовательных систем; воспитание не человека «изнутри», а лидера; демографический кризис и экономическая миграция молодых; предпочтение западным университетам; финансирование вуза за счет студента; трудности в создании вузами собственной производственно-практической базы; отказ государства от своей функции патрона образовательной системы; приоритет дуального образования и др.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Агабабян, Э. А., Коджоян, Р. А. (2019) Будущее образования или образование будущего. Бизнес-образование в экономике знаний, № 3 (14), с. 5–10.

Лукша, П., Песков, Д. (2013) Будeщее образования: глобальная повестка. [Электронный ресурс]. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (дата обращения 31.05.2022).

Образование. (2022) Экономика — Аналитика — Этимология. [Электронный ресурс]. URL: https://ecanet.ru/word/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 31.05.2022).

Тарасов, С. В. (2011) Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, т. 3, № 3, с. 133–138.

Ээльмаа, Ю. (2010) Этимология образования. Ничего себе. Все людям… [Электронный ресурс]. URL: http://eelmaa.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html (дата обращения 31.05.2022).

Кирилова, Цв. (2018) Българи създават първия университет в Европа през ХII век. [Электронный ресурс]. URL: https://azbukari.org/%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D1%81%D1%8A%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D1%8A%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/ (дата обращения 31.05.2022).

Класация на държавите въз основа на резултатите на учениците от PISA 2018 — четене, математика и наука. (2019) Данибон. [Электронный ресурс]. URL: http://www.danybon.com/obrazovanie/klasacia-durjavi-pisa-2018/ (дата обращения 31.05.2022).

Николов, Ад. (2017) Реформите в образованието: докъде стигнахме и накъде отиваме. [Электронный ресурс]. URL: https://ime.bg/bg/articles/reformite-v-obrazovanieto-dokyde-stignahme-i-nakyde-otivame/ (дата обращения 31.05.2022).

Попов, Юл. (2004) Девет мита за българската образователна реформа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mediapool.bg/devet-mita-za-balgarskata-obrazovatelna-reforma-news29230.html (дата обращения 31.05.2022).

REFERENCES

Agababyan, E. A., Kodzhoyan, R. A. (2019) Budushchee obrazovaniya ili obrazovanie budushchego [The future of education or education of the future]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij, no. 3 (14), pp. 5–10. (In Russian)

Eel’maa, Yu. (2010) Etimologiya obrazovaniya [Etymology of Education]. Nichego sebe. Vse lyudyam… [Online]. Available at: http://eelmaa.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html (accessed 31.05.2022). (In Russian)

Kirilova, Tsv. (2018) Balgari sazdavat parvia universitet v Evropa prez XII vek. [Bulgarians established the first university in Europe in the twelfth century]. [Online]. Available at: https://azbukari.org/%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D1%81%D1%8A%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D1%8A%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5 %D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)

Klasatsia na darzhavite vaz osnova na rezultatite na uchenitsite ot PISA 2018 — chetene, matematika i nauka [Ranking of countries based on the results of students from PISA 2018 — reading, mathematics and science]. (2019) Danibon. [Online]. Available at: http://www.danybon.com/obrazovanie/klasacia-durjavi-pisa-2018/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)

Luksha, P., Peskov, D. (2013) Budushchee obrazovaniya: global’naya povestka [The future of education: A global agenda]. [Online]. Available at: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (accessed 31.05.2022). (In Russian)

Nikolov, Ad. (2017) Reformite v obrazovanieto: dokade stignahme i nakade otivame [Education reforms: How far we have come and where we are going]. [Online]. Available at: https://ime.bg/bg/articles/reformite-v-obrazovanieto-dokyde-stignahme-i-nakyde-otivame/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)

Obrazovanie [Education]. (2022) Ekonomika — Analitika — Etimologiya [Economics—Analytics—Etymology]. [Online]. Available at: https://ecanet.ru/word/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (accessed 31.05.2022). (In Russian)

Popov, Yul. (2004) Devet mita za b’lgarskata obrazovatelna reforma [Nine myths about the Bulgarian educational reform]. [Online]. Available at: https://www.mediapool.bg/devet-mita-za-balgarskata-obrazovatelna-reforma-news29230.html (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)

Tarasov, S. V. (2011) Obrazovatel’naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [The educational ambience: Notion, structure, typology]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, vol. 3, no. 3, pp. 133–138. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Статьи