О некоторых общих тенденциях в болгарской образовательной системе
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-381-389Ключевые слова:
образование, экономика, идеология, глобализация, национальная идентичностьАннотация
Согласно исторической справке, в 1119 году, еще до учреждения в Великобритании университетов Оксбриджа (Оксфорда в 1096 г. и Кембриджа в 1209 г.), болгары основали первый университет в Европе — Universitato Bulgaro в Болонье. Во дворе университета находилась церковь под названием «Св. Мария Болгарская». Университет находился на территории дома болонского юриста — Булгаро де Булгари по прозвищу Златоуст, занимававшего должность имперского викария Болоньи, о котором произведена запись в Итальянской энциклопедии. Болгарский университет был независимым от церкви, и в нем училось 10000 студентов со всей Европы. В университете читали лекции известные ученые, такие как Томас Бекет, Данте Алигьери, Эразм Роттердамский, Николай Коперник (Кирилова 2018). Другими словами, именно болгары (богомилы) стоят у истоков европейской образовательной системы. Современная Болгария учится у своих бывших «учеников». Возникает вопрос, а есть ли чему учиться? Возможно, традиционная национальная образовательная система не нуждается в глубинных переворотах (разрушениях), а лишь в малой коррекции с учетом современных информационных технологий? Отвечая на эти вопросы, автор постарался определиться с общими тенденциями в состоянии современной образовательной системы Болгарии, которые наблюдаются и в ряде других постсоциалистических государств в силу сходств «исторических судеб». Объектом данного исследования является анализ современных социально-экономических явлений, определяющих содержание образовательной системы страны, предметом — состояние национальной образовательной системы. Результаты, полученные на основе теоретического анализа, представлены посредством описания некоторых тенденций, наблюдаемых в современном образовательном пространстве: глобальная стандартизация образовательных систем; воспитание не человека «изнутри», а лидера; демографический кризис и экономическая миграция молодых; предпочтение западным университетам; финансирование вуза за счет студента; трудности в создании вузами собственной производственно-практической базы; отказ государства от своей функции патрона образовательной системы; приоритет дуального образования и др.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Агабабян, Э. А., Коджоян, Р. А. (2019) Будущее образования или образование будущего. Бизнес-образование в экономике знаний, № 3 (14), с. 5–10.
Лукша, П., Песков, Д. (2013) Будeщее образования: глобальная повестка. [Электронный ресурс]. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (дата обращения 31.05.2022).
Образование. (2022) Экономика — Аналитика — Этимология. [Электронный ресурс]. URL: https://ecanet.ru/word/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 31.05.2022).
Тарасов, С. В. (2011) Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, т. 3, № 3, с. 133–138.
Ээльмаа, Ю. (2010) Этимология образования. Ничего себе. Все людям… [Электронный ресурс]. URL: http://eelmaa.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html (дата обращения 31.05.2022).
Кирилова, Цв. (2018) Българи създават първия университет в Европа през ХII век. [Электронный ресурс]. URL: https://azbukari.org/%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D1%81%D1%8A%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D1%8A%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/ (дата обращения 31.05.2022).
Класация на държавите въз основа на резултатите на учениците от PISA 2018 — четене, математика и наука. (2019) Данибон. [Электронный ресурс]. URL: http://www.danybon.com/obrazovanie/klasacia-durjavi-pisa-2018/ (дата обращения 31.05.2022).
Николов, Ад. (2017) Реформите в образованието: докъде стигнахме и накъде отиваме. [Электронный ресурс]. URL: https://ime.bg/bg/articles/reformite-v-obrazovanieto-dokyde-stignahme-i-nakyde-otivame/ (дата обращения 31.05.2022).
Попов, Юл. (2004) Девет мита за българската образователна реформа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mediapool.bg/devet-mita-za-balgarskata-obrazovatelna-reforma-news29230.html (дата обращения 31.05.2022).
REFERENCES
Agababyan, E. A., Kodzhoyan, R. A. (2019) Budushchee obrazovaniya ili obrazovanie budushchego [The future of education or education of the future]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij, no. 3 (14), pp. 5–10. (In Russian)
Eel’maa, Yu. (2010) Etimologiya obrazovaniya [Etymology of Education]. Nichego sebe. Vse lyudyam… [Online]. Available at: http://eelmaa.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html (accessed 31.05.2022). (In Russian)
Kirilova, Tsv. (2018) Balgari sazdavat parvia universitet v Evropa prez XII vek. [Bulgarians established the first university in Europe in the twelfth century]. [Online]. Available at: https://azbukari.org/%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D1%81%D1%8A%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D1%8A%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5 %D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)
Klasatsia na darzhavite vaz osnova na rezultatite na uchenitsite ot PISA 2018 — chetene, matematika i nauka [Ranking of countries based on the results of students from PISA 2018 — reading, mathematics and science]. (2019) Danibon. [Online]. Available at: http://www.danybon.com/obrazovanie/klasacia-durjavi-pisa-2018/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)
Luksha, P., Peskov, D. (2013) Budushchee obrazovaniya: global’naya povestka [The future of education: A global agenda]. [Online]. Available at: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (accessed 31.05.2022). (In Russian)
Nikolov, Ad. (2017) Reformite v obrazovanieto: dokade stignahme i nakade otivame [Education reforms: How far we have come and where we are going]. [Online]. Available at: https://ime.bg/bg/articles/reformite-v-obrazovanieto-dokyde-stignahme-i-nakyde-otivame/ (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)
Obrazovanie [Education]. (2022) Ekonomika — Analitika — Etimologiya [Economics—Analytics—Etymology]. [Online]. Available at: https://ecanet.ru/word/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (accessed 31.05.2022). (In Russian)
Popov, Yul. (2004) Devet mita za b’lgarskata obrazovatelna reforma [Nine myths about the Bulgarian educational reform]. [Online]. Available at: https://www.mediapool.bg/devet-mita-za-balgarskata-obrazovatelna-reforma-news29230.html (accessed 31.05.2022). (In Bulgarian)
Tarasov, S. V. (2011) Obrazovatel’naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [The educational ambience: Notion, structure, typology]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, vol. 3, no. 3, pp. 133–138. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мукова Людмила Александровна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.