Из практики дистанционного обучения бакалавров в вузе (социально-психологические аспекты)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-157-165Ключевые слова:
вуз, дистанционное обучение, поведение участников, руководство вуза, студенты, преподавателиАннотация
Представленная статья является продолжением начатого в 2016 г. на базе одного из болгарских вузов экономического профиля практического анализа проблем дистанционного обучения (ДО) (Мукова 2016). Одними из основных выводов автора в предыдущем исследовании явились: 1) современное развитие в стране среднего и высшего образования приводит к взаимному дисбалансу, что отражается на степени понятийного мышления в вузе и, соответственно, снижает уровень теоретичности учебных дисциплин и сводит высшее образование до уровня среднего специального образования (колледжного); 2) дисбаланс ведет к снижению социально-экономической эффективности высшего образования: бизнес не получает качественных специалистов и терпит убытки, что приводит к финансовым потерям для общества в целом; 3) внедрение дистанционной формы обучения, экономически более выгодной из-за ограниченности финансовых ресурсов вузов, является в большинстве случаев формой безразборного увеличения количества студентов. Главной субъективной проблемой ДО является слабый контроль при оценке знаний. Целью написания предыдущей статьи являлось предупреждение вузам при выборе образовательной модели о том, что переход на ДО может приводить к снижению эффективности. Объектом данного исследования является конкретная, наиболее распространенная модель ДО частного вуза экономического профиля. Предметом является анализ поведения участников процесса ДО и, конкретнее, трех основных групп субъектов: руководства вуза, студентов и преподавателей. Методы исследования — анализ практики. Задачи исследования: отражение реального состояния дистанционной формы обучения бакалавров, определение целей и направлений поведения и психологические особенности участников учебного процесса. Показаны современные тенденции в сфере ДО: дисбаланс интересов субъектов ДО, изменение их мотивации и форма взаимодействия друг с другом, снижение качества образования, а также эффективности деятельности вузов. Обозначением негативных изменений в поведении субъектов процесса автор не отрицает возможности использования данной формы обучения в вузе, но в ином формате.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Брудный, А., Демильханова, А. (2018) Двойники. Психология игры и виртуальная реальность. [Электронный ресурс]. URL: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/virtualnaya-psihologiya-psihologiya.html (дата обращения 15.04.2020).
Велчева, В. (2018) Как дигиталният текст променя начина, по който децата четат. Детски книги.com, 25 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://detskiknigi.com/kak-digitalniyat-tekst-promenya-nachinapo-kojto-chetat-detsata/ (дата обращения 15.03.2020).
Дистанционно обучение. Международно висше бизнес училище. [Электронный ресурс]. URL: https://ibsedu.bg/bg/page/77-distantsionno-obuchenie (дата обращения 13.05.2020).
Корби, Х. (2018) 25 тысяч книг в приложении — но почему учитель предлагает детям на 24 часа отказаться от смартфона. Православие и мир, 19 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/25-tyisyach-knig-v-prilozhenii-no-pochemu-uchitel-predlagaet-detyam-na-24-chasa-otkazatsya-ot-smartfona/ (дата обращения 15.04.2020).
Леонтьев, А. Н. (1981) Биологическое и социальное в психике человека. В кн.: Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, с. 193–218.
Минчев, Б. (2015) Био- и психовиртуалност в еволюционен контекст. В кн.: Психология и общество. Пловдив: Университетско издательство «Паисий Хилендарски», с. 23–33.
Мукова, Л. А. (2016) Дистанционное обучение: социально-экономические основы и эффективность (на материале Болгарии). Экономика. Профессия. Бизнес, № 3, с. 81–88.
Озерова, А. В. (2017) Конформизм и конформность как социально-психологические категории. Территория науки, № 1, с. 68–73.
Петькова, Ю. Р. (2015) История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС. Успехи современного естествознания, № 3, с. 199–204.
Янкулова, Й. (2015) Психологически особености на отношението на студентите към ученето в академична среда. В кн.: Психология и общество. Пловдив: Университетско издательство «Паисий Хилендарски», с. 34–46.
REFERENCES
Brudnyj, A., Demil’khanova, A. (2018) Dvojniki. Psikhologiya igry i virtual’naya real’nost’ [Doubles. Game psychology and virtual reality]. [Online]. Available at: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/virtualnaya-psihologiya-psihologiya. html (accessed 15.04.2020). (In Russian)
Distantsionno obuchenie [Distance learning]. Mezhdunarodno visshe biznes uchilishche [International Business School]. [Online]. Available at: https://ibsedu.bg/bg/page/77-distantsionno-obuchenie (accessed 13.05.2020). (In Bulgarian)
Korbey, H. (2018) 25 tysyach knig v prilozhenii — no pochemu uchitel’ predlagaet detyam na 24 chasa otkazat’sya ot smartfona [25 thousand books in the application — but why does the teacher offer children to give up their smartphone for 24 hours]. Pravoslavie i mir, 19 September. [Online]. Available at: https://www.pravmir.ru/25-tyisyach-knig-v-prilozhenii-no-pochemu-uchitel-predlagaet-detyam-na-24-chasa-otkazatsya-ot-smartfona/ (accessed 15.04.2020). (In Russian)
Leont’ev, A. N. (1981) Biologicheskoe i sotsial’noe v psikhike cheloveka [Biological and social in the human psyche]. In: Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of the mind]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 193–218. (In Russian)
Minchev, B. (2015) Bio- i psikhovirtualnost’ v evolyutsionen kontekst [Bio- and psychovirtuality in an evolutionary context]. In: Psikhologiya i obschestvo [Psychology and society]. Plovdiv: Paisij Khilendarski Publ., pp. 23–33. (In Bulgarian)
Mukova, L. A. (2016) Distantsionnoe obuchenie: sotsial’no-ekonomicheskie osnovy i effektivnost’ (na materiale Bolgarii) [Distance learning: Socio-economic foundations and efficiency (based on Bulgaria)]. Ekonomika. Professiya. Biznes — Economics. Profession. Business, no. 3, pp. 81–88. (In Russian)
Ozerova, A. V. (2017) Konformizm i konformnost’ kak sotsial’no-psikhologicheskie kategorii [Conformism and conformity as socio-psychological categories]. Territoriya nauki, no. 1, pp. 68–73. (In Russian)
Pet’kova, Yu. R. (2015) Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitel’nye i otritsatel’nye storony MOOC [The history of the development of distance education. Positive and negative sides of MEPU]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya — Advances in Current Natural Sciences, no. 3, pp. 199–204. (In Russian)
Velcheva, V. (2018) Kak digitalniyat tekst promenya nachina, po kojto detsata chetat [How digital text changes the way children read]. Detski knigi.com, 25 September. [Online]. Available at: https://detskiknigi.com/kakdigitalniyat-tekst-promenya-nachina-po-kojto-chetat-detsata/ (accessed 15.03.2020). (In Bulgarian)
Yankulova, J. (2015) Psikhologicheski osobenosti na otnoshenieto na studentite k’m ucheneto v akademichna sreda [Psychological features of students’ attitudes to learning in an academic environment]. In: Psikhologija i obschestvo [Psychology and Society]. Plovdiv: Paisij Khilendarski Publ., pp. 34–46. (In Bulgarian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Людмила Александровна Мукова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.