Индивидуально-психологические особенности курсантов, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования, определяющие успешность их обучения в военно-учебном заведении
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-358-371Ключевые слова:
индивидуально-психологические особенности, профессиональный отбор, профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, память, мышление, воображение, коммуникативные способности, моральная нормативностьАннотация
В статье идет речь о курсантах военно-учебного заведения, обучающихся по программе среднего профессионального образования. В работе обозначена значимость специалистов среднего звена (прапорщиков) для Вооруженных Сил Российской Федерации. Научные труды исследователей в области психологии и педагогики, как правило, касаются особенностей развития курсантов высшего образования (будущих офицеров) различных видов и родов войск. Научных психологических знаний о влиянии индивидуально-психологических особенностей курсантов среднего профессионального образования на результат обучения в военном вузе недостаточно. Цель статьи — определить наличие различий в уровне развития психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами; выявить связь некоторых личностных качеств курсантов (поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности, личностного адаптационного потенциала) с результатами их обучения. Анализу подлежали данные, полученные в процессе психологического обследования абитуриентов, проводимого в рамках мероприятий профессионального психологического отбора в военно-учебном заведении. Изучены различия в уровне общего интеллектуального развития (а именно, познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и личностных качеств (коммуникативных способностей, моральной нормативности и др.) курсантов среднего профессионального образования с успешностью их обучения, по итогам первого курса. В статье обосновывается, какие баллы по результатам обучения определяют «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Анализ «успешности обучения» складывается из оценки двух основных составляющих: успеваемости по учебным дисциплинам; достижений в воинской службе, спорте, научно-изобретательской деятельности, художественной самодеятельности работе и пр. Это позволяет конкретизировать влияние тех или иных индивидуально-психологических особенностей на результаты успеваемости и прочей деятельности курсантов в процессе обучения. В результате выявлены статистически значимые различия в уровне развития памяти, мышления, воображения, коммуникативных способностей, моральной нормативности, способности к адаптации «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Даны рекомендации специалистам профессионального психологического отбора, преподавателям, командирам и психологам по учету индивидуально-психологических особенностей курсантов указанной категории в процессе их отбора и обучения в военно-учебном заведении.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Благинин, А. А., Бар, Н. С., Котов, О. В. (2016) Исследование личности в психологии и физиологии. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 324 с.
Ефремов, О. Ю. (ред.). (2017) Военная педагогика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 640 с.
Зинченко, Ю. П. (ред.). (2010) Военно-психологический словарь-справочник. М.: Этника, 592 с.
Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников. (2015) М.: Штаб МТО ВС РФ, 31 с.
Маклаков, А. Г. (ред.). (2004) Психология и педагогика. Военная психология. СПб.: Питер, 464 с.
Ореханов, С. (2017) Краткая история прапорщика. Кто такой прапорщик, кем были самые известные прапорщики в русской литературе и почему в XX веке прапор превратился в героя анекдотов. Arzamas. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/669 (дата обращения 06.04.2022).
Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (ред.). (1985) Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 431 с.
Приложение к приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. № 3733 «Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70313362/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 05.04.2022).
Приложение к приказу Министра обороны РФ от 31 октября 2019 г. № 640 «Инструкция об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73185990/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения 07.04.2022).
Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. (2011) [Электронный ресурс]. URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10523708%40egNPA&_print=true#txt (дата обращения 15.04.2022).
Смирнов, А. А., Леонтьев, А. Н., Рубинштейн, С. Л., Теплов, Б. М. (ред.). (1956) Психология: Учебник для педагогических институтов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 570 с.
Чуранова, Т. Ю. (2021) Содержание понятия «успешность обучения» курсантов высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ. В кн.: С. А. Безгодова, Л. А. Цветкова, А. В. Микляева (ред.). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Вып. 4. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 99–107. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-12
REFERENCES
Blaginin, A. A., Bar, N. S., Kotov, O. V. (2016) Issledovanie lichnosti v psikhologii i fiziologii [The study of personality in psychology and physiology]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University Publ., 324 p. (In Russian)
Churanova, T. Yu. (2021) Soderzhanie ponyatiya “uspeshnost’ obucheniya” kursantov vysshego voenno-uchebnogo zavedeniya Ministerstva oborony RF [The content of the concept of “training success”: Evidence from cadets of the higher military education institution of Russia’s Ministry of Defence]. In: S. A. Bezgodova, L. A. Tsvetkova, A. V. Miklyaeva (eds.). Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Vyp. 4 [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Iss. 4]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 99–107. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-12 (In Russian)
Efremov, O. Yu. (ed.). (2017) Voennaya pedagogika: Uchebnik dlya vuzov [Military Pedagogy: A Textbook for Universities]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 640 p. (In Russian)
Kvalifikatsionnye trebovaniya k voenno-professional’noj podgotovke vypusknikov [Qualification requirements for the military professional training of graduates]. (2015) Moscow: Logistics of the Armed Forces of the Russian Federation Publ., 31 p. (In Russian)
Maklakov, A. G. (ed.). (2004) Psikhologiya i pedagogika. Voennaya psikhologiya [Psychology and pedagogy. Military psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)
Orekhanov, S. (2017) Kratkaya istoriya praporshchika. Kto takoj praporshchik, kem byli samye izvestnye praporshchiki v russkoj literature i pochemu v XX veke prapor prevratilsya v geroya anekdotov [A brief history of the ensign. who is an ensign, who were the most famous ensigns in Russian literature and why in the 20th century the ensign turned into a hero of jokes]. Arzamas. [Online]. Available at: https://arzamas.academy/materials/669 (accessed 06.04.2022). (In Russian)
Petrovskij, A. V., Yaroshevskij, M. G. (eds.). (1985) Kratkij psikhologicheskij slovar’ [Brief psychological dictionary]. Moscow: Politizdat Publ., 431 p. (In Russian)
Prilozhenie k prikazu Ministra oborony RF ot 17 dekabrya 2012 g. № 3733 “Poryadok realizatsii pravovykh aktov po voprosam naznacheniya voennosluzhashchikh, prokhodyashchikh voennuyu sluzhbu po kontraktu, na voinskie dolzhnosti, osvobozhdeniyu ikh ot voinskikh dolzhnostej, uvol’neniyu s voennoj sluzhby i prisvoeniyu im voinskikh zvanij” [Annex to the order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 17, 2012 No. 3733 “Procedure for the implementation of legal acts on the appointment of military personnel undergoing military service under a contract to military positions, their release from military positions, dismissal from military service and the assignment of military ranks to them”]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/70313362/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 05.04.2022).
Prilozhenie k prikazu Ministra oborony RF ot 31 oktyabrya 2019 g. № 640 “Instruktsiya ob organizatsii i provedenii professional’nogo psikhologicheskogo otbora v Vooruzhennykh Silakh Rossijskoj Federatsii” [Annex to the order of the Minister of Defense of the Russian Federation of October 31, 2019 No. 640 “Instruction on the organization and conduct of professional psychological selection in the Armed Forces of the Russian Federation”]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/73185990/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (accessed 07.04.2022).
Rukovodstvo po professional’nomu psikhologicheskomu otboru v Vooruzhennykh Silakh Rossijskoj Federatsii [Guidelines for professional psychological selection in the Armed Forces of the Russian Federation]. (2011) [Online]. Available at: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10523708%40egNPA&_print=true#txt (accessed 15.04.2022).
Smirnov, A. A., Leontev, A. N., Rubinshtein, S. L., Teplov, B. M. (eds.). (1956) Psikhologiya: Uchebnik dlya pedagogicheskikh institutov [Psychology: A textbook for pedagogical institutes]. Moscow: Ministry of Education of the RSFSR Publ., 570 p. (In Russian)
Zinchenko, Yu. P. (ed.). (2010) Voenno-psikhologicheskij slovar’-spravochnik [Military-psychological dictionary-reference]. Moscow: Etnika Publ., 592 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Татьяна Юрьевна Чуранова, Андрей Александрович Благинин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.