Проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-294-308Ключевые слова:
социальная эксклюзия, социальное исключение в межличностных отношениях, игнорирование, отвержение, отчуждение, остракизм, переживание, детская художественная литератураАннотация
Введение. Изучение феномена социальной эксклюзии является актуальным в связи с возрастанием социально-психологической напряженности в современном обществе, усиливающей дезинтеграционные процессы в пространстве межличностных отношений (игнорирование, отчуждение, отвержение, исключение человека из личностно-значимых отношений с другими людьми). Для углубления понимания условий возникновения социальной эксклюзии, пространства и форм ее проявления, ключевых характеристик объекта и субъекта эксклюзии и факторов ее предупреждения предлагается обратиться к публикациям, посвященным анализу художественных произведений, содержащих описание ситуаций социальной эксклюзии в межличностных отношениях в среде детей и подростков.
Материалы и методы. Проведен литературный обзор публикаций, посвященных изучению феномена социальной эксклюзии, и сделан акцент на анализе материалов работ, в которых отражена проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы.
Результаты исследования. В результате литературного обзора обнаружено, что тематика социального исключения широко представлена в художественной литературе как в явной, так и в опосредованной форме. Отечественная и зарубежная детская литература содержат примеры игнорирования, отвержения, исключения в межличностных отношениях как в условиях семьи, так и в образовательной среде. Описаны возможности использования данных материалов в практике работы педагогов с детьми дошкольного и школьного возраста с целью идентификации проявления социальной эксклюзии в реальных жизненных ситуациях межличностного взаимодействия, развития у них рефлексии различных проявлений исключения в межличностных отношениях и профилактики эксклюзирующего поведения со стороны педагогов или других детей в образовательных учреждениях.
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что тексты детской литературы способны эффективно развивать эмоциональную сферу ребенка посредством проявления у него эмоционального сопереживания героям, находящимся в ситуации социальной эксклюзии, и последующего их осмысления, а также содержат примеры принимающего, инклюзивного поведения, анализ которых можно рассматривать в качестве профилактики проявления социального исключения в образовательном пространстве дошкольных и школьных учреждений и, в дальнейшем, в более широком социальном контексте.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андерсен, Х. К. (2009) Сказки Г. Х. Андерсена. М.: Лада, 128 с.
Бабушкина, Е. А., Семенова, Л. Э. (2020) Художественная литература как метод психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования, № 66–3, с. 339–343.
Бойкина, Е. Э. (2019) Агрессия сквозь призму социального остракизма. Современная зарубежная психология, т. 8, № 3, с. 60–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307
Бойкина, Е. Э., Чиркина, Р. В. (2020) Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования. Психология и право, т. 10, № 1, с. 152–164. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100114
Вальчак, Д., Никольский, Е. В. (2019) Тип «лишнего человека» в русской и польской литературах («Zbędny człowiek» VS. «Bohater Werterowski»). Libri Magistri, № 3 (9), с. 93–123.
Вальчак, Д., Никольский, Е. В. (2020) «Маленький лишний человек», или тип «лишнего ребенка» в русской и польской литературах. Libri Magistri, № 1 (11), с. 11–44.
Выготский, Л. С. (1987) Психология искусства. М.: Педагогика, 341 с.
Гетманская, Е. В. (2019) Образовательная функция детской литературы в фокусе западных исследований. Педагогика и психология образования, № 1, с. 27–40.
Горький, М. (1985) Детство. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 192 с.
Григорьева, Л. М. (2021) Язык остракизма: лингвистические маркеры болезненности опыта социального исключения. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 2 (22), с. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03
Гусева, Ю. Е., Семенова, Г. В., Рудыхина, О. В. (2021) Социальная эксклюзия в детском саду. Дошкольное воспитание, № 1, с. 7–14.
Гусейнова, Н. Н. (2020) Образы «маленького» человека и «лишнего» человека в литературе XIX века. Балтийский гуманитарный журнал, т. 9, № 3 (32), с. 241–245. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0059
Долженко, Л. В. (2001) Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50–80-х годов XX в. (Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин). Диссертация на соискание степени доктора филологических наук. Волгоград, Волгоградский государственный педагогический университет, 394 c.
Дубоссарская, М. Л. (2012) «Свой», «Чужой», «Другой» в столкновении культур (на материале Перуанских хроник XVI в.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 23 с.
Емельянова, О. В. (2020а) Категоризация и самокатегоризация в контексте социальной эксклюзии. Когнитивные исследования языка, № 2 (41), с. 209–212.
Емельянова, О. В. (2020b) К вопросу о языковой актуализации оппозиции «свой-чужой» в искусствоведческом дискурсе. Когнитивные исследования языка, № 3 (42), с. 361–365.
Емельянова, О. В. (2020c) Лингвистическая репрезентация потребности в групповой идентичности и эффекта подражания в английском языке. В кн.: Герценовские чтения. Иностранные языки: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 154–157.
Емельянова, О. В., Воронкова, А. В. (2021) Лекция Дж. Уистлера «Ten O’Clock» и концепция «чужого» в искусстве. Культура в фокусе научных парадигм, № 12–13, с. 288–293.
Железников, В. К. (1981) Чучело. М.: Детская литература, 206 с.
Железников, В. К. (1989) Чудак из шестого «Б». М.: Детская литература, 367 с.
Зощенко, М. М. (2015) Леля и Минька. СПб.; М.: Речь, 61 с.
Каширина, М. В. (2020) Дружба как братство/сестринство в книгах об особом детстве: неожиданный поворот темы и трудности на пути к читателю. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», № 3 (53), с. 124–131.
Климова, Т. А., Лутковская, Е. В. (2020) Детская литература и культура переживания. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (53), с. 55–63.
Курмышева, Л. К. (2015) Эксклюзия как феномен жизни общества. Психология, социология и педагогика, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4491 (дата обращения 05.12.2021).
Ларионова, Н. П. (2011) Тема предательства в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, № 2, с. 68–71.
Лихачев, Д. С., Дмитриев, Л. А., Алексеев, А. А., Понырко, Н. В. (ред.). (1997) Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI–XII века. СПб.: Наука, 543 с.
Милевская, Н. И., Никольская, О. Л. (2016) Психолого-педагогическое значение автобиографической прозы для подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Научно-педагогическое обозрение, № 2 (12), с. 59–68.
Милн, А. (1992) Винни-Пух и все-все-все. М.: Дом, 240 с.
Михайлова, Н. В. (2021) Эксклюзия Чужого vs инклюзия Другого. Alma mater (Вестник высшей школы), № 7, с. 85–88. https://doi.org/10.20339/AM.07-21.085
Никольский, Е. В., Лю, И. (2019a) Интерпретация «лишнего человека» в русской и китайской литературах: опыт сопоставительного анализа. Libri Magistri, № 2 (8), с. 85–113.
Никольский, Е. В., Лю, И. (2019b) Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века и в творчестве китайского писателя Юй Дафу. Филологические науки. Вопросы теории и практики, т. 12, № 7, с. 43–49. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.9
Пронина, Н. А. (2019) Художественная литература о буллинге как фактор формирования толерантности. Тенденции развития науки и образования, № 55–11, с. 50–54. https://doi.org/10.18411/lj-10-2019-221
Родари, Д. (2007) Приключения Чиполлино. М.: Самовар, 187 с.
Семенова, Г. В., Векилова, С. А., Терешкина, И. Б. и др. (2020) К проблеме взаимосвязи опыта социальной эксклюзии с базисными убеждениями личности: психологический подход. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73
Семенова, Г. В., Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Гусева, Ю. Е. (2021) «Дети не хотели играть со мной...». Cоциальное исключение в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание, № 6, с. 2–9.
Собкин, В. С. (2020) «Ах, “Бедная Лиза”, Ах!» — опыт психологического анализа повести Н. М. Карамзина. Национальный психологический журнал, т. 2, № 2 (38), с. 109–147.
Сунг, И. Н. (2015a) Тс-тс-тс… Сонная книжка. СПб.: Вектор, 24 с.
Сунг, И. Н. (2015b) Ш-ш-ш-ш… Малышовая книжка. СПб.: Вектор, 24 с.
Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Рудыхина, О. В. и др. (2021) Межличностная эксклюзия как психологический феномен: обзор методов исследования. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 24–33. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33
Толстой, Л. Н. (1984) Детство. Рига: Звайгзне, 271 с.
Трэверс, П. Л. (1992) Мэри Поппинс. М.: Педагогика-пресс, 144 с.
Фонарева, О. В., Каганович, С. И. (2019) Значимость художественной литературы в развитии дошкольников в современных условиях. Детский сад от А до Я, № 6 (102), с. 98–105.
Хайнрих, Ф.-О. (2017a) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 1. Мое разрушенное королевство. М.: Самокат, 176 с.
Хайнрих, Ф.-О. (2017b) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 2. В ожидании чуда. М.: Самокат, 208 с.
Хайнрих, Ф.-О. (2018) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 3. Конец вселенной. М.: Самокат, 192 с.
Чиркина, Р. В., Бойкина Е. Э. (2020) Дети-невидимки: последствия остракизма в среде несовершеннолетних. В кн.: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, с. 505–508.
Шульмин, М. П. (2018) Психологические факторы переживания личностью социальной эксклюзии. Сибирский психологический журнал, № 70, с. 17–33. https://doi.org/10.17223/17267080/70/2
Шульмин, М. П. (2019) Различия в психических переживаниях студентами социальной эксклюзии в контексте мира личности и образовательного пространства. Сибирский психологический журнал, № 73, с. 111–125. https://doi.org/10.17223/17267080/73/7
Якимова, Е. М. (2017) Стратегия игнорирования в художественном диалоге (на материале произведений А. И. Куприна). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 6–3 (72), с. 181–184.
Янссон, Т. М. (2016) Все о Муми-троллях. М.: Азбука, 880 с.
Huainigg, F.-J. (2003) Meine Füße sind der Rollstuhl. Munchen: Annette Betz Verlag, 32 p.
Sommer, K. L., Williams, K. D., Ciarocco, N. J., Baumeister, R. F. (2001) When silence speaks louder than words: Explorations into the intrapsychic and interpersonal consequences of social ostracism. Basic and Applied Social Psychology, vol. 23, no. 4, pp. 225–243. https://doi.org/10.1207/S15324834BASP2304_1
Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641
Williams, K. D., Bernieri, F. J., Faulkner, S. L. et. al. (2000) The scarlet letter study: Five days of social ostracism. Journal of Personal and Interpersonal Loss, vol. 5, no. 1, pp. 19–63. https://doi.org/10.1080/10811440008407846
郁达夫. (2015) 郁达夫小说精选集. 安徽: 文艺出版社, 364 页.
郁达夫. (2016) 春风沉醉的晚上. 北京: 联合出版公司, 321 页.
REFERENCES
Andersen, Kh. K. (2009) Skazki G. Kh. Andersena. Moscow: Lada Publ., 128 p. (In Russian)
Babushkina, E. A., Semenova, L. E. (2020) Khudozhestvennaya literatura kak metod psikhologo-pedagogicheskoj pomoshchi detyam doshkol’nogo vozrasta [Art literature as a method of psychological and pedagogical assistance to children of preschool age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 66–3, pp. 339–343. (In Russian)
Boykina, E. E. (2019) Agressiya skvoz’ prizmu sotsial’nogo ostrakizma [Aggression through the prism of social ostracism]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 8, no. 3, pp. 60–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307 (In Russian)
Boykina, E. E., Chirkina, R. V. (2020) Sotsial’nyj ostrakizm: sovremennoe sostoyanie problemy, metodologiya i metody issledovaniya [Social ostracism: Current state of the problem, methodology and research methods]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 10, no. 1, pp. 152–164. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100114 (In Russian)
Chirkina, R. V., Bojkina, E. E. (2020) Deti-nevidimki: posledstviya ostrakizma v srede nesovershennoletnikh [Invisible children: The effects of juvenile ostracism]. In: Psikhologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya. Sbornik materialov Vserossijskogo simpoziuma psikhologov s mezhdunarodnym uchastiem [Psychology of the XXI century: Challenges, searches, vectors of development. Collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with international participation]. Ryazan: Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service Publ., pp. 505–508. (In Russian)
Dolzhenko, L. V. (2001) Ratsional’noe i emotsional’noe v russkoj literature 50–80-kh godov XX v. (N. N. Nosov, V. Yu. Dragunskij, A. G. Aleksin, V. P. Krapivin) [The rational and the emotional in Russian literature of the 1950s and 1980s (N. Nosov, V. Dragunsky, A. Aleksin, V. Krapivin)]. PhD dissertation (Philology). Volgograd, Volgograd State Pedagogical University, 394 p. (In Russian)
Dubossarskaya, M. L. (2012) “Svoj”, “Chuzhoj”, “Drugoj” v stolknovenii kul’tur (na materiale Peruanskikh khronik XVI v.) [The Other, the Stranger, and the Other in the Clash of Cultures (Peruvian chronicles of the 16th Century)]. Extended abstract of PhD dissertation (Culturology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 23 p. (In Russian)
Emelianova, O. V. (2020a) Kategorizatsiya i samokategorizatsiya v kontekste sotsial’noj eksklyuzii [Categorization and self-categorization in the context of social exclusion]. Kognitivnye issledovaniya yazyka — Cognitive Studies of Language, no. 2 (41), pp. 209–212. (In Russian)
Emelianova, O. V. (2020b) K voprosu o yazykovoj aktualizatsii oppozitsii “svoj-chuzhoj” v iskusstvovedcheskom diskurse [On linguistic representation of “us” versus “them” opposition in art discourse]. Kognitivnye issledovaniya yazyka — Cognitive Studies of Language, no. 3 (42), pp. 361–365. (In Russian)
Emelianova, O. V. (2020c) Lingvisticheskaya reprezentatsiya potrebnosti v gruppovoj identichnosti i effekta podrazhaniya v anglijskom yazyke [Linguistic representation of the need for group identity and effect of imitation]. In: Gertsenovskie chteniya. Inostrannye yazyki: sbornik nauchnykh trudov [Herzen’s Readings: Foreign languages: Collection of academic papers]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 154–157. (In Russian)
Emelianova, O. V., Voronkova, A. V. (2021) Lektsiya Dzh. Uistlera “Ten O’Clock” i kontseptsiya “chuzhogo” v iskusstve [Mr. Whistler’s Ten O’Clock public lecture and the concept of “alien” in art]. Kul’tura v fokuse nauchnykh paradigm, no. 12–13, pp. 288–293. (In Russian)
Fonareva, O. V., Kaganovich, S. I. (2019) Znachimost’ khudozhestvennoj literatury v razvitii doshkol’nikov v sovremennykh usloviyakh [The importance of fiction in the development of preschoolers in modern conditions]. Detskij sad ot A do Ya, no. 6 (102), pp. 98–105. (In Russian)
Getmanskaya, E. V. (2019) Obrazovatel’naya funktsiya detskoj literatury v fokuse zapadnykh issledovanij [The educational function of children’s literature in the focus of Western studies]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Pedagogy and Psychology of Education, no. 1, pp. 27–40. (In Russian)
Gor’kij, M. (1985) Detstvo [Childhood]. Kujbyshev: Kujbyshevskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 192 p. (In Russian)
Grigorieva, L. M. (2021) Yazyk ostrakizma: lingvisticheskie markery boleznennosti opyta sotsial’nogo isklyucheniya [The language of ostracism: Linguistic markers of the tenderness of experience of social exclusion]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 2 (22), pp. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03 (In Russian)
Guseva, Yu. E., Semenova, G. V., Rudykhina, O. V. (2021) Sotsial’naya eksklyuziya v detskom sadu [Social exclusion in kindergarten]. Doshkol’noe vospitanie, no. 1, pp. 7–14. (In Russian)
Huseynove, N. N. (2020) Obrazy “malen’kogo” cheloveka i “lishnego” cheloveka v literature XIX veka [Images of “little” and “extra” human in the literature of the XIX century]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal — Baltic Humanitarian Journal, vol. 9, no. 3 (32), pp. 241–245. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0059 (In Russian)
Heinrich, F.-O. (2017a) Udivitel’nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 1. Moe razrushennoe korolevstvo [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 1: My shattered kingdom]. Moscow: Samokat Publ., 176 p. (In Russian)
Heinrich, F.-O. (2017b) Udivitel’nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 2. V ozhidanii chuda [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 2: Waiting for a miracle]. Moscow: Samokat Publ., 208 p. (In Russian)
Heinrich, F.-O. (2018) Udivitel’nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 3. Konets vselennoj [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 3: The End of the Universe]. Moscow: Samokat Publ., 192 p. (In Russian)
Huainigg, F.-J. (2003) Meine Füße sind der Rollstuhl [My feet are the wheelchair]. Munchen: Annette Betz Verlag, 32 p. (In Deutsch)
Jansson, T. M. (2016) Vse o Mumi-trollyakh [All about Moomins]. Moscow: Azbuka Publ., 880 p. (In Russian)
Kashirina, M. V. (2020) Druzhba kak bratstvo/sestrinstvo v knigakh ob osobom detstve: neozhidannyj povorot temy i trudnosti na puti k chitatelyu [Friendship as a brotherhood/sisterhood in books about special childhood: An unexpected turn of the topic and obstacles on the way to the reader]. Vestnik MGPU. Seriya “Pedagogika i psikhologiya” — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 3 (53), pp. 124–131. (In Russian)
Klimova, T. A., Lutkovskaya, E. V. (2020) Detskaya literatura i kul’tura perezhivaniya [Children’s literature and culture of experiences]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya “Pedagogika i psikhologiya” — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 3 (53), pp. 55–63. (In Russian)
Kurmysheva, L. K. (2015) Ekskluziya kak fenomen zhizni obshchestva [Exclusion as a phenomenon of social life]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika — Psychology, Sociology and Pedagogy, no. 3. [Online]. Available at: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4491 (accessed 05.12.2021). (In Russian)
Larionova, N. P. (2011) Tema predatel’stva v romane M. E. Saltykova-Shchedrina “Gospoda Golovlevy” [Theme of treachery in the novel M E. Saltykov-Shchedrin’s “Missrs Golovlevs”]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism, no. 2, pp. 68–71. (In Russian)
Likhachev, D. S., Dmitriev, L. A., Alekseev, A. A., Ponyrko, N. V. (ed.). (1997) Biblioteka literatury Drevnej Rusi. T. 1: XI–XII veka [Library of Literature of Ancient Russia. Vol. 1. XI–XII centuries]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 543 p. (In Russian)
Milevskaya, N. I., Nikol’skaya, O. L. (2016) Psikhologo-pedagogicheskoe znachenie avtobiograficheskoj prozy dlya podgotovki vospitatelej i uchitelej nachal’nykh klassov [Psychological and pedagogical value of autobiographical prose for training of kindergarten and primary school teachers]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie — Pedagogical Review, no. 2 (12), pp. 59–68. (In Russian)
Miln, A. (1992) Vinni-Pukh i vse-vse-vse [Winnie the Pooh and ll-all-all]. Moscow: Dom Publ., 240 p. (In Russian)
Mikhailova, N. V. (2021) Eksklyuziya Chuzhogo VS Inklyuziya Drugogo [Alien’s exclusion vs Other’s inclusion]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) — Alma mater (Higher School Herald), no. 7, pp. 85–88. https://doi.org/10.20339/AM.07-21.085 (In Russian)
Nikol’skii, E. V., Lyu, Y. (2019a) Interpretatsiya “lishnego cheloveka” v russkoj i kitajskoj literaturakh: opyt sopostavitel’nogo analiza [Interpretation of the “superfluous person” in Russian and Chinese literature: The experience of comparative analysis]. Libri Magistri, no. 2 (8), pp. 85–113. (In Russian)
Nikol’skii, E. V., Lyu, Y. (2019b) Obraz “lishnego cheloveka” v russkoj literature XIX veka i v tvorchestve kitajskogo pisatelya Yuj Dafu [Image of “superfluous man” in the Russian literature of the XIX century and in the of the Chinese writer Yu Dafu’s creative work]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philology. Theory & Practice, vol. 12, no. 7, pp. 43–49. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.9 (In Russian)
Pronina, N. A. (2019) Khudozhestvennaya literatura o bullinge kak faktor formirovaniya tolerantnosti [Fiction about bullying as a factor in the formation of tolerance]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, no. 55–11, pp. 50–54. https://doi.org/10.18411/lj-10-2019-221 (In Russian)
Rodari, G. (2007) Priklyucheniya Chipollino [The Adventures of Cipollino]. Moscow: Samovar Publ., 187 p. (In Russian)
Semenova, G. V., Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Guseva, Yu. E. (2021) “Deti ne khoteli igrat’ so mnoj...”: sotsial’noe isklyuchenie v doshkol’nom vozraste [“Children did not want to play with me...”. Social exclusion in childhood]. Doshkol’noe vospitanie, no. 6, pp. 2–9. (In Russian)
Semenova, G. V., Vekilova, S. A., Tereshkina, I. B., Rudykhina, O. V. (2020) K probleme vzaimosvyazi opyta sotsial’noj eksklyuzii s bazisnymi ubezhdeniyami lichnosti: psikhologicheskij podkhod [The relationship between social exclusion and basic personal beliefs: A psychological approach]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73 (In Russian)
Sobkin, V. S. (2020) “Akh, ‘Bednaya Liza’, Akh!” — opyt psikhologicheskogo analiza povesti N. M. Karamzina [“Ah, Poor Liza, Ah!”—experience of psychological analysis of N. M. Karamzin’s story]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, vol. 2, no. 2 (38), pp. 109–147. (In Russian)
Shul’min, M. P. (2018) Psikhologicheskie factory perezhivaniya lichnost’yu sotsial’noj ekskluzii [Psychological factors of social exclusion experience]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, vol. 70, pp. 17–33. https://doi.org/10.17223/17267080/70/2 (In Russian)
Shul’min, M. P. (2019) Razlichiya v psikhicheskikh perezhivaniyakh studentami sotsial’noj eksklyuzii v kontekste mira lichnosti i obrazovatel’nogo prostranstva [Differences in students’ mental experiences of social exclusion within person’s world and educational space context]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 73, pp. 111–125. https://doi.org/10.17223/17267080/73/7 (In Russian)
Sommer, K. L., Williams, K. D., Ciarocco, N. J., Baumeister, R. F. (2001) When silence speaks louder than words: Explorations into the intrapsychic and interpersonal consequences of social ostracism. Basic and Applied Social Psychology, vol. 23, no. 4, pp. 225–243. https://doi.org/10.1207/S15324834BASP2304_1 (In English)
Sung, I. N. (2015a) Ts-ts-ts… Sonnaya knizhka [Ts-ts-ts... Sleepy book]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 24 p. (In Russian)
Sung, I. N. (2015b) Sh-sh-sh-sh… Malyshovaya knizhka [Shhhh... A Book of babies]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 24 p. (In Russian)
Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Rudykhina, O. V. at al. (2021) Mezhlichnostnaya eksklyuziya kak psikhologicheskij fenomen: obzor metodov issledovaniya [Interpersonal exclusion as a psychological phenomenon: A review of research methods]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 24–33. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33 (In Russian)
Tolstoy, L. N. (1984) Detstvo [Childhood]. Riga: Zvajgzne Publ., 271 p. (In Russian)
Travers, P. L. (1992) Meri Poppins [Mary Poppins]. Moscow: Pedagogika-press Publ., 144 p. (In Russian)
Vygotsky, L. S. (1987). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Pedagogika Publ., 341 p. (In Russian)
Walczak, D., Nikolsky, E. V. (2019) Tip “lishnego cheloveka” v russkoj i pol’skoj literaturakh (“Zbędny człowiek” VS. “Bohater Werterowski”) [“Zbędny człowiek” VS. “Bohater werterowski”. Type of “superfluous man” in Russian and Polish literature]. Libri Magistri, no. 3 (9), pp. 93–123. (In Russian)
Walczak, D., Nikolsky, E. V. (2020) “Malen’kij lishnij chelovek”, ili tip “lishnego rebenka” v russkoj i pol’skoj literaturakh [“Little superfluous man”. Type “superfluous child” in Russian and Polish literature]. Libri Magistri, no. 1 (11), pp. 11–44. (In Russian)
Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641 (In English)
Williams, K. D., Bernieri, F. J., Faulkner, S. L. et. al. (2000) The scarlet letter study: Five days of social ostracism. Journal of Personal and Interpersonal Loss, vol. 5, no. 1, pp. 19–63. https://doi.org/10.1080/10811440008407846 (In English)
Yakimova, E. M. (2017) Strategiya ignorirovaniya v khudozhestvennom dialoge (na materiale proizvedenij A. I. Kuprina) [The strategy of ignoring in a dialogue in the literary text (by the material of A. I. Kuprin’s works)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philology. Theory & Practice, no. 6–3 (72), pp. 181–184. (In Russian)
Yuj, D. (2015) Chūn fēng chén zuì de wǎn shàng. Yù Dá fū xiǎo shuō jīng xuǎn jí [Spring Nights. Collection of prose works by Yu Dafu)]. Anhui: Fiction Publ., 364 p. (In Chinese)
Yuj, D. (2016) Chūn fēng chén zuì de wǎn shàng [Spring nights]. Beijing: Joint Publ., 321 p. (In Chinese)
Zheleznikov, V. K. (1981) Chuchelo [Scarecrow]. Moscow: Detskaya literature Publ., 206 p. (In Russian)
Zheleznikov, V. K. (1989) Chudak iz shestogo “B” [The weirdo from the sixth “B”]. Moscow: Detskaya literature Publ., 367 p. (In Russian)
Zoshchenko, M. M. (2015) Lelya i Min’ka [Lelya and Minka]. Saint Petersburg; Moscow: Rech’ Publ., 61 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Ольга Валерьевна Рудыхина, Юлия Евгеньевна Гусева, Галина Вячеславовна Семенова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.