Представления об игнорировании как форме социальной эксклюзии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-53-65Ключевые слова:
социальная эксклюзия, игнорирование, микроагрессия, остракизм, межличностные отношения, речевые маркеры игнорирования, контент-анализАннотация
Работа посвящена исследованию представлений об игнорировании. Игнорирование рассматривается как форма социальной эксклюзии и описывается через ряд понятий: остракизм, игнорирование, отвержение, отторжение, дистанцирование, изоляция, моббинг, буллинг. Теоретический анализ показывает, что феномен игнорирования не может быть охарактеризован исключительно как негативное явление, однако опасность игнорирования проявляется в разрыве коммуникации.
Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что существуют различные типы представлений об игнорировании, которые характеризуются определенными речевыми маркерами.
В исследовании приняли участие 51 человек (36 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 16 до 44 лет (средний возраст — 23 года).
Основной метод исследования — контент-анализ. Респонденты отвечали на открытый вопрос «Что для Вас значит, когда Вас игнорируют?». Были выделены две группы категорий контент-анализа, подсчитана частота их встречаемости.
В первую группу категорий контент-анализа вошли смысловые категории, непосредственно отражающие содержание феномена игнорирования: обесценивание (29,4%), отсутствие интереса (27,4%), негативные эмоциональные переживания (23,5%), ощущение ненужности партнеру (17,6%); игнорирование как реакция на поведение собеседника (13,7%), игнорирование как скрытое послание (13,7%) и игнорирование как отсутствие внимания (9,8%).
Вторую группу категорий контент-анализа составили речевые маркеры игнорирования (изъюнктивные, сочинительные союзы; возвратные, указательные, личные местоимения; отрицательные частицы).
Кластерный анализ позволил выделить два типа представлений об игнорировании. В рамках первого типа игнорирование описано как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Когнитивный компонент проявляется через попытку понять и объяснить причины игнорирования. Эмоциональный компонент представлен описанием переживаний и эмоциональных реакций (обида, злость, раздражение, отвращение, презрение). Поведенческий компонент центрирован на коммуникации и ощущении собственной ненужности в ней. Второй тип представлений об игнорировании выражает остракизм, а именно отсутствие интереса у собеседника к мишени игнорирования и обесценивание. Обозначены речевые маркеры обесценивания (отрицательные частицы и приставки) и отсутствия интереса (частое употребление слова «человек», использование эгоцентрических маркеров — личных местоимений первого лица единственного числа).
Наличие представлений об игнорировании как об остракизме свидетельствует о том, что данный тип отношения к субъекту коммуникации может являться одной из форм социальной эксклюзии.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Аликин, И. А., Аликин, М. И., Лукьянченко, Н. В. (2020) Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 75–89. https://doi.org/10.17759/pse.2020250307
Андреева, В. Ю. (2009) Стратегии и тактики коммуникативного саботажа. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Курск, Курский государственный университет, 22 с.
Бойкина, Е. Э. (2019) Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований. Психология и право, т. 9, № 3, с. 127–140. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090310
Василик, М. А. (ред.). (2003) Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 615 с.
Григорьева, Л. М. (2021) Язык остракизма: лингвистические маркеры болезненности опыта социального исключения. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 2 (22), с. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03
Гуляева, М. А. (2013) Стратегия невступления в коммуникацию. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива, № 3, с. 21–26.
Жмуров, В. А. (ред.). (2012) Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 864 с.
Заостровцев, А. П. (2016) XV Леонтьевские чтения. Экономическая теория и политология: игнорирование, конкуренция или сотрудничество? Экономическая политика, т. 11, № 2, с. 213–218. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-2-10
Иванова, О. Э., Рябина, Е. В. (2019) Трудовой гостинг как организационное отчуждение. Креативная экономика, т. 13, № 7, с. 1411–1428. http://doi.org/10.18334/ce.13.7.40836
Карабанова, О. А., Захарова, Е. И., Бурменская, Г. В. и др. (2018) Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, № 4, с. 24–37. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-24-37
Коржова, Е. Ю. (2021) Красота, спасающая мир: Личность и ее жизненный путь в творчестве Ф. М. Достоевского. СПб.: Общество памяти Игумении Таисии, 392 с.
Крюкова, Т. Л., Екимчик, О. А. (2019) Фаббинг как угроза благополучию близких отношений. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 61–76. http://doi.org/10.17759/cpp.2019270305
Куфтяк, Е. В. (2012) Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте. Психологические исследования, № 2 (22), статья 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения 27.01.2022).
Мамина, Р. И., Царева, С. И. (2018) Цифровой этикет в структуре корпоративной культуры современной организации: философско-культурологический аспект. Дискурс, № 4, с. 22–30. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-4-22-30
Молчанов, С. В., Любимова, В. В. (2018) Представления родителей о последствиях насилия в детско- родительских отношениях. Мир психологии, № 1 (93), с. 163–172.
Огуречников, Д. Г., Еремеев, В. Ю., Третьякова, Я. А. (2018) Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования, № 60-4, с. 448–452.
Ойстер, К. (2004) Социальная психология групп. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 224 с.
Реан, А. А. (2015) Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. Национальный психологический журнал, № 1 (17), с. 3–8. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0101
Ручкина, Е. М. (2015) Речевая тактика уважительного игнорирования в ситуациях общения. В кн.: Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. Калуга: Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, с. 349–353.
Сабуров, В. В. (2016) Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование, № 2 (42), с. 114–121.
Садовникова, Т. Ю., Карабанова, О. А., Бурменская, Г. В. и др. (2018) Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Педагогическое образование в России, № 9, с. 52–61. https://doi.org/10.26170/po18-09-07
Семенова, Г. В., Векилова, С. А., Терешкина, И. Б., Рудыхина, О. В. (2020) К проблеме взаимосвязи опыта социальной эксклюзии с базисными убеждениями личности: психологический подход. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73
Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Рудыхина, О. В. и др. (2021) Межличностная эксклюзия как психологический феномен: обзор методов исследования. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 24–33. http://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33
Шубина, А. Е. (2019) Фаббинг: новая форма интернет-зависимого поведения молодежи. В кн.: Молодежь Востока России: история и современность. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (1 ноября 2019 г.). Хабаровск: Дальневосточный институт управления, с. 159–163.
Якимова, Е. М. (2017) Стратегия игнорирования в художественном диалоге (на материале произведений А. И. Куприна). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 6-3 (72), с. 181–184.
Яценко, Т. Е., Олифирович, Н. И., Анисимова, О. А. (2019) Структурно-содержательные характеристики материнского и отцовского отношения как предикторы склонности подростков к виктимному, аутовиктимному и гипервиктимному поведению. Человек. Искусство. Вселенная, № 1, с. 245–258.
Яценко, Т. Е., Олифирович, Н. И., Хомич, В. В. (2020) Характеристики дисгармоничного семейного воспитания как триггеры виктимного поведения подростков. В кн.: Н. А. Степанова (ред.). Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (19 ноября 2020 г.). Чебоксары: Среда, с. 71–77.
Freeman, L., Schroer, J. W. (eds.). (2020) Microaggressions and Philosophy. New York: Routledge Publ., 280 p.
Klauke, F., Müller-Frommeyer, L., Kauffeld, S. (2019) Writing about the silence: Identifying the language of ostracism. Journal of Language and Social Psychology, vol. 39, no. 5-6, pp. 751–763. https://doi.org/10.1177/0261927X19884599
Sleegers, W., Proulx, T., van Beest, I. (2017) The social pain of Cyberball: Decreased pupillary reactivity to exclusion cues. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 69, pp. 187–200. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2016.08.004
Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641
REFERENCES
Alikin, I. A., Alikin, M. I., Lukyanchenko, N. V. (2020) Svyaz’ zhiznestojkosti studentov s otnosheniem k nim roditelej [Relationship between hardiness in students and their parents’ attitude to them]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 75–89. https://doi.org/10.17759/pse.2020250307 (In Russian)
Andreeva, V. Yu. (2009) Strategii i taktiki kommunikativnogo sabotazha [Strategies and tactics of the communicative mission of sabotage]. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Kursk, Kursk State University, 22 p. (In Russian)
Boykina, E. E. (2019) Ostrakizm i rodstvennye fenomeny: obzor zarubezhnykh issledovanij [Ostracism and related phenomena: Review of foreign studies]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 9, no. 3, pp. 127–140. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090310 (In Russian)
Freeman, L., Schroer, J. W. (eds.). (2020) Microaggressions and Philosophy. New York: Routledge Publ., 280 p. (In English)
Grigorieva, L. M. (2021) Yazyk ostrakizma: lingvisticheskie markery boleznennosti opyta sotsial’nogo isklyucheniya [The language of Ostracism: Linguistic markers of the tenderness of experience of social exclusion]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 2 (22), pp. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03 (In Russian)
Gulyaeva, M. A. (2013) Strategiya nevstupleniya v kommunikatsiyu [The strategy of not entering into communication]. Ural’skij filologicheskij vestnik — Ural Journal of Philology, no. 3, pp. 21–26. (In Russian)
Ivanova, O. E., Ryabina, E. V. (2019) Trudovoj gosting kak organizatsionnoe otchuzhdenie [Labor campaign as an organizational alienation]. Kreativnaya ekonomika — Creative Economy, vol. 13, no. 7, pp. 1411–1428. http://doi.org/10.18334/ce.13.7.40836 (In Russian)
Karabanova, O. A., Zakharova, E. I., Burmenskaya, G. V. et al. (2018) Osobennosti tsennostnoj sfery devushek s razlichnym otnosheniem k roditel’skoj pozitsii materi na etape vhozhdeniya vo vzroslost’ [Features of valuable sphere of girls with different attitudes the parental attitude of the mother at the stage of entering into adulthood]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin MSRU. Series: Psychology, no. 4, pp. 24–37. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-24-37 (In Russian)
Klauke, F., Müller-Frommeyer, L., Kauffeld, S. (2019) Writing about the silence: Identifying the language of ostracism. Journal of Language and Social Psychology, vol. 39, no. 5-6, pp. 751–763. https://doi.org/10.1177/0261927X19884599 (In English)
Korzhova, E. Yu. (2021) Krasota, spasayushchaya mir: lichnost’ i ee zhiznennyj put’ v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [Beauty that saves the world: A Person and its life path in the works of F. M. Dostoevsky]. Saint Petersburg: Society of Memory of Abbess Taisiya Publ., 392 p. (In Russian)
Kryukova, T. L., Ekimchik, O. A. (2019) Fabbing kak ugroza blagopoluchiyu blizkikh otnoshenij [Fabbing as a threat to the well-being of close relationships]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 61–76. http://doi.org/10.17759/cpp.2019270305 (In Russian)
Kuftyak, E. V. (2012) Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom vozraste [Factors of development of coping behavior in children and adolescents]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 2 (22), article 3. [Online]. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (accessed 27.01.2022). (In Russian)
Mamina, R. I., Tsareva, S. I. (2018) Tsifrovoj etiket v strukture korporativnoj kul’tury sovremennoj organizatsii: filosofsko-kul’turologicheskij aspect [Digital etiquette in the structure of corporate culture of the modern organization: Philosophical cultural aspect]. Diskurs — Discourse, no. 4, pp. 22–30. https://doi.org/10.32603/2412- 8562-2018-4-4-22-30 (In Russian)
Molchanov, S. V., Lyubimova, V. V. (2018) Predstavleniya roditelej o posledstviyakh nasiliya v detsko-roditel’skikh otnosheniyakh [Parents’ ideas about the consequences of the family in child-parent relations]. Mir psikhologii, no. 1 (93), pp. 163–172. (In Russian)
Ogurechnikov, D. G., Eremeev, V. Yu., Tretiyakova, Yu. A. (2018) Vzaimosvyaz’ semejnogo vospitaniya i agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [The relationship of family education and aggressive behavior in adolescence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 60-4, pp. 448–452. (In Russian)
Oyster, C. (2004) Sotsial’naya psikhologiya grupp [Groups a users’s guide]. Saint Petersburg.: Prajm-Evroznak Publ.; Moscow: Olma-Press, 224 p. (In Russian)
Rean, A. A. (2015) Sem’ya kak faktor profilaktiki i riska viktimnogo povedeniya [Family as a factor of prevention and risk of victim behavior]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 1 (17), pp. 3–8. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0101 (In Russian)
Ruchkina, E. M. (2015) Rechevaya taktika uvazhitel’nogo ignorirovaniya v situatsiyakh obshcheniya [Speech tactics of respectful ignoring in communication situations]. In: Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. E. Tsiolkovskogo. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific works of the Tsiolkovsky Kaluga State University. Series: Humanities]. Kaluga: Tsiolkovsky Kaluga State University Publ., pp. 349–353. (In Russian)
Saburov, V. V. (2016) Udovletvorenie individual’nykh potrebnostej rebenka-doshkol’nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Satisfying individual needs of a preschooler with special educational needs]. Spetsial’noe obrazovanie — Special Education, no. 2 (42), pp. 114–121. (In Russian)
Sadovnikova, T. Yu., Karabanova, O. A., Burmenskaya, G. V. et al. (2018) Detsko-roditel’skie otnosheniya kak uslovie formirovaniya otnosheniya k roditel’skoj pozitsii materi u devushek v period vkhozhdeniya vo vzroslost’ [Parent-child relationships as a condition of the formation of the girls’ attitude to motherhood in the period of their moving into adulthood]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 9, pp. 52–61. https://doi.org/10.26170/po18-09-07 (In Russian)
Semenova, G. V., Vekilova, S. A., Tereshkina, I. B., Rudykhina, O. V. (2020) K probleme vzaimosvyazi opyta sotsial’noj eksklyuzii s bazisnymi ubezhdeniyami lichnosti: psikhologicheskij podkhod [To the problem of the relationship of the experience of social exclusion with the basic states of personality: A psychological approach]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73 (In Russian)
Shubina, A. E. (2019) Fabbing: novaya forma internet-zavisimogo povedeniya molodezhi [Fabbing: A new form of Internet-dependent behavior of young people]. In: Molodezh’ Vostoka Rossii: istoriya i sovremennost’. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (1 noyabrya 2019 g.) [Youth of the East of Russia: History and modernity. Proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference (November 1, 2019)]. Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management Publ., pp. 159–163. (In Russian)
Sleegers, W., Proulx, T., van Beest, I. (2017) The social pain of Cyberball: Decreased pupillary reactivity to exclusion cues. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 69, pp. 187–200. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2016.08.004 (In English)
Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Rudykhina, O. V. et al. (2021) Mezhlichnostnaya eksklyuziya kak psikhologicheskij fenomen: obzor metodov issledovaniya [Interpersonal exclusion as a psychological phenomenon: A review of research methods]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 24–33. http://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33 (In Russian)
Vasilik, M. A. (ed.). (2003) Osnovy teorii kommunikatsii [Fundamentals of the theory of communication]. Moscow: Gardariki Publ., 615 p. (In Russian)
Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641 (In English)
Yatsenko, T. E., Oliferovich, N. I., Anisimova, O. A. (2019) Strukturno-soderzhatel’nye kharakteristiki materinskogo i ottsovskogo otnosheniya kak prediktory sklonnosti podrostkov k viktimnomu, autoviktimnomu i giperviktimnomu povedeniyu [Structural characteristics of maternal and paternal relationships as predictors of the propensity of adolescents to victimization, autofiction and gipervitaminoza behavior]. Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya, no. 1, pp. 245–258. (In Russian)
Yatsenko, T. E., Oliferovich, N. I., Khomich, V. V. (2020) Kharakteristiki disgarmonichnogo semejnogo vospitaniya kak triggery viktimnogo povedeniya podrostkov [Characteristics of disharmonious family upbringing as triggers of victim behavior of adolescents]. In: N. A. Stepanova (ed.). Sotsio-kulturnye i psikhologicheskie problemy sovremennoj sem’i: aktual’nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (19 noyabrya 2020 g.) [Socio-cultural and psychological problems of the modern family: current issues of support and maintenance. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference (November 19, 2020)]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 71–77. (In Russian)
Yakimova, E. M. (2017) Strategiya ignorirovaniya v khudozhestvennom dialoge (na materiale proizvedenij A. I. Kuprina) [The strategy of ignoring in a dialogue in the literary text (by the material of A. I. Kuprin’s works)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philology: Theory and Practice, no. 6-3 (72), pp. 181–184. (In Russian)
Zaostrovtsev, A. P. (2016) XV Leont’evskie chteniya. Ekonomicheskaya teoriya i politologiya: ignorirovanie, konkurentsiya ili sotrudnichestvo [Leontiev’s readings. Economic theory and political science: Ignoring, competition or cooperation]? Ekonomicheskaya politika — Economic Policy, vol. 11, no. 2, pp. 213–218. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-2-10 (In Russian)
Zhmurov, V. A. (ed.). (2012) Bol’shaya entsiklopediya po psikhiatrii [The Great Encyclopedia of Psychiatry]. 2nd ed. Moscow: Dzhangar Publ., 864 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Галина Вячеславовна Семенова, Алина Сергеевна Васильченко, Севиль Афрасябовна Векилова, Екатерина Владимировна Николаева, Юлия Евгеньевна Гусева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.