Представления об игнорировании как форме социальной эксклюзии

Авторы

  • Галина Вячеславовна Семенова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3936-2039
  • Алина Сергеевна Васильченко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-5433-0289
  • Севиль Афрасябовна Векилова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6552-9963
  • Екатерина Владимировна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0253-209X
  • Юлия Евгеньевна Гусева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-5815-4227

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-53-65

Ключевые слова:

социальная эксклюзия, игнорирование, микроагрессия, остракизм, межличностные отношения, речевые маркеры игнорирования, контент-анализ

Аннотация

Работа посвящена исследованию представлений об игнорировании. Игнорирование рассматривается как форма социальной эксклюзии и описывается через ряд понятий: остракизм, игнорирование, отвержение, отторжение, дистанцирование, изоляция, моббинг, буллинг. Теоретический анализ показывает, что феномен игнорирования не может быть охарактеризован исключительно как негативное явление, однако опасность игнорирования проявляется в разрыве коммуникации.

Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что существуют различные типы представлений об игнорировании, которые характеризуются определенными речевыми маркерами.

В исследовании приняли участие 51 человек (36 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 16 до 44 лет (средний возраст — 23 года).

Основной метод исследования — контент-анализ. Респонденты отвечали на открытый вопрос «Что для Вас значит, когда Вас игнорируют?». Были выделены две группы категорий контент-анализа, подсчитана частота их встречаемости.

В первую группу категорий контент-анализа вошли смысловые категории, непосредственно отражающие содержание феномена игнорирования: обесценивание (29,4%), отсутствие интереса (27,4%), негативные эмоциональные переживания (23,5%), ощущение ненужности партнеру (17,6%); игнорирование как реакция на поведение собеседника (13,7%), игнорирование как скрытое послание (13,7%) и игнорирование как отсутствие внимания (9,8%).

Вторую группу категорий контент-анализа составили речевые маркеры игнорирования (изъюнктивные, сочинительные союзы; возвратные, указательные, личные местоимения; отрицательные частицы).

Кластерный анализ позволил выделить два типа представлений об игнорировании. В рамках первого типа игнорирование описано как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Когнитивный компонент проявляется через попытку понять и объяснить причины игнорирования. Эмоциональный компонент представлен описанием переживаний и эмоциональных реакций (обида, злость, раздражение, отвращение, презрение). Поведенческий компонент центрирован на коммуникации и ощущении собственной ненужности в ней. Второй тип представлений об игнорировании выражает остракизм, а именно отсутствие интереса у собеседника к мишени игнорирования и обесценивание. Обозначены речевые маркеры обесценивания (отрицательные частицы и приставки) и отсутствия интереса (частое употребление слова «человек», использование эгоцентрических маркеров — личных местоимений первого лица единственного числа).

Наличие представлений об игнорировании как об остракизме свидетельствует о том, что данный тип отношения к субъекту коммуникации может являться одной из форм социальной эксклюзии.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аликин, И. А., Аликин, М. И., Лукьянченко, Н. В. (2020) Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 75–89. https://doi.org/10.17759/pse.2020250307

Андреева, В. Ю. (2009) Стратегии и тактики коммуникативного саботажа. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Курск, Курский государственный университет, 22 с.

Бойкина, Е. Э. (2019) Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований. Психология и право, т. 9, № 3, с. 127–140. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090310

Василик, М. А. (ред.). (2003) Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 615 с.

Григорьева, Л. М. (2021) Язык остракизма: лингвистические маркеры болезненности опыта социального исключения. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 2 (22), с. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03

Гуляева, М. А. (2013) Стратегия невступления в коммуникацию. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива, № 3, с. 21–26.

Жмуров, В. А. (ред.). (2012) Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 864 с.

Заостровцев, А. П. (2016) XV Леонтьевские чтения. Экономическая теория и политология: игнорирование, конкуренция или сотрудничество? Экономическая политика, т. 11, № 2, с. 213–218. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-2-10

Иванова, О. Э., Рябина, Е. В. (2019) Трудовой гостинг как организационное отчуждение. Креативная экономика, т. 13, № 7, с. 1411–1428. http://doi.org/10.18334/ce.13.7.40836

Карабанова, О. А., Захарова, Е. И., Бурменская, Г. В. и др. (2018) Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, № 4, с. 24–37. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-24-37

Коржова, Е. Ю. (2021) Красота, спасающая мир: Личность и ее жизненный путь в творчестве Ф. М. Достоевского. СПб.: Общество памяти Игумении Таисии, 392 с.

Крюкова, Т. Л., Екимчик, О. А. (2019) Фаббинг как угроза благополучию близких отношений. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 61–76. http://doi.org/10.17759/cpp.2019270305

Куфтяк, Е. В. (2012) Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте. Психологические исследования, № 2 (22), статья 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения 27.01.2022).

Мамина, Р. И., Царева, С. И. (2018) Цифровой этикет в структуре корпоративной культуры современной организации: философско-культурологический аспект. Дискурс, № 4, с. 22–30. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-4-22-30

Молчанов, С. В., Любимова, В. В. (2018) Представления родителей о последствиях насилия в детско- родительских отношениях. Мир психологии, № 1 (93), с. 163–172.

Огуречников, Д. Г., Еремеев, В. Ю., Третьякова, Я. А. (2018) Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования, № 60-4, с. 448–452.

Ойстер, К. (2004) Социальная психология групп. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 224 с.

Реан, А. А. (2015) Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. Национальный психологический журнал, № 1 (17), с. 3–8. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0101

Ручкина, Е. М. (2015) Речевая тактика уважительного игнорирования в ситуациях общения. В кн.: Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. Калуга: Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, с. 349–353.

Сабуров, В. В. (2016) Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование, № 2 (42), с. 114–121.

Садовникова, Т. Ю., Карабанова, О. А., Бурменская, Г. В. и др. (2018) Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Педагогическое образование в России, № 9, с. 52–61. https://doi.org/10.26170/po18-09-07

Семенова, Г. В., Векилова, С. А., Терешкина, И. Б., Рудыхина, О. В. (2020) К проблеме взаимосвязи опыта социальной эксклюзии с базисными убеждениями личности: психологический подход. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73

Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Рудыхина, О. В. и др. (2021) Межличностная эксклюзия как психологический феномен: обзор методов исследования. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 24–33. http://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33

Шубина, А. Е. (2019) Фаббинг: новая форма интернет-зависимого поведения молодежи. В кн.: Молодежь Востока России: история и современность. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (1 ноября 2019 г.). Хабаровск: Дальневосточный институт управления, с. 159–163.

Якимова, Е. М. (2017) Стратегия игнорирования в художественном диалоге (на материале произведений А. И. Куприна). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 6-3 (72), с. 181–184.

Яценко, Т. Е., Олифирович, Н. И., Анисимова, О. А. (2019) Структурно-содержательные характеристики материнского и отцовского отношения как предикторы склонности подростков к виктимному, аутовиктимному и гипервиктимному поведению. Человек. Искусство. Вселенная, № 1, с. 245–258.

Яценко, Т. Е., Олифирович, Н. И., Хомич, В. В. (2020) Характеристики дисгармоничного семейного воспитания как триггеры виктимного поведения подростков. В кн.: Н. А. Степанова (ред.). Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (19 ноября 2020 г.). Чебоксары: Среда, с. 71–77.

Freeman, L., Schroer, J. W. (eds.). (2020) Microaggressions and Philosophy. New York: Routledge Publ., 280 p.

Klauke, F., Müller-Frommeyer, L., Kauffeld, S. (2019) Writing about the silence: Identifying the language of ostracism. Journal of Language and Social Psychology, vol. 39, no. 5-6, pp. 751–763. https://doi.org/10.1177/0261927X19884599

Sleegers, W., Proulx, T., van Beest, I. (2017) The social pain of Cyberball: Decreased pupillary reactivity to exclusion cues. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 69, pp. 187–200. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2016.08.004

Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641

REFERENCES

Alikin, I. A., Alikin, M. I., Lukyanchenko, N. V. (2020) Svyaz’ zhiznestojkosti studentov s otnosheniem k nim roditelej [Relationship between hardiness in students and their parents’ attitude to them]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 75–89. https://doi.org/10.17759/pse.2020250307 (In Russian)

Andreeva, V. Yu. (2009) Strategii i taktiki kommunikativnogo sabotazha [Strategies and tactics of the communicative mission of sabotage]. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Kursk, Kursk State University, 22 p. (In Russian)

Boykina, E. E. (2019) Ostrakizm i rodstvennye fenomeny: obzor zarubezhnykh issledovanij [Ostracism and related phenomena: Review of foreign studies]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 9, no. 3, pp. 127–140. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090310 (In Russian)

Freeman, L., Schroer, J. W. (eds.). (2020) Microaggressions and Philosophy. New York: Routledge Publ., 280 p. (In English)

Grigorieva, L. M. (2021) Yazyk ostrakizma: lingvisticheskie markery boleznennosti opyta sotsial’nogo isklyucheniya [The language of Ostracism: Linguistic markers of the tenderness of experience of social exclusion]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 2 (22), pp. 69–86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_22_2_03 (In Russian)

Gulyaeva, M. A. (2013) Strategiya nevstupleniya v kommunikatsiyu [The strategy of not entering into communication]. Ural’skij filologicheskij vestnik — Ural Journal of Philology, no. 3, pp. 21–26. (In Russian)

Ivanova, O. E., Ryabina, E. V. (2019) Trudovoj gosting kak organizatsionnoe otchuzhdenie [Labor campaign as an organizational alienation]. Kreativnaya ekonomika — Creative Economy, vol. 13, no. 7, pp. 1411–1428. http://doi.org/10.18334/ce.13.7.40836 (In Russian)

Karabanova, O. A., Zakharova, E. I., Burmenskaya, G. V. et al. (2018) Osobennosti tsennostnoj sfery devushek s razlichnym otnosheniem k roditel’skoj pozitsii materi na etape vhozhdeniya vo vzroslost’ [Features of valuable sphere of girls with different attitudes the parental attitude of the mother at the stage of entering into adulthood]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin MSRU. Series: Psychology, no. 4, pp. 24–37. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-24-37 (In Russian)

Klauke, F., Müller-Frommeyer, L., Kauffeld, S. (2019) Writing about the silence: Identifying the language of ostracism. Journal of Language and Social Psychology, vol. 39, no. 5-6, pp. 751–763. https://doi.org/10.1177/0261927X19884599 (In English)

Korzhova, E. Yu. (2021) Krasota, spasayushchaya mir: lichnost’ i ee zhiznennyj put’ v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [Beauty that saves the world: A Person and its life path in the works of F. M. Dostoevsky]. Saint Petersburg: Society of Memory of Abbess Taisiya Publ., 392 p. (In Russian)

Kryukova, T. L., Ekimchik, O. A. (2019) Fabbing kak ugroza blagopoluchiyu blizkikh otnoshenij [Fabbing as a threat to the well-being of close relationships]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 61–76. http://doi.org/10.17759/cpp.2019270305 (In Russian)

Kuftyak, E. V. (2012) Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom vozraste [Factors of development of coping behavior in children and adolescents]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 2 (22), article 3. [Online]. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (accessed 27.01.2022). (In Russian)

Mamina, R. I., Tsareva, S. I. (2018) Tsifrovoj etiket v strukture korporativnoj kul’tury sovremennoj organizatsii: filosofsko-kul’turologicheskij aspect [Digital etiquette in the structure of corporate culture of the modern organization: Philosophical cultural aspect]. Diskurs — Discourse, no. 4, pp. 22–30. https://doi.org/10.32603/2412- 8562-2018-4-4-22-30 (In Russian)

Molchanov, S. V., Lyubimova, V. V. (2018) Predstavleniya roditelej o posledstviyakh nasiliya v detsko-roditel’skikh otnosheniyakh [Parents’ ideas about the consequences of the family in child-parent relations]. Mir psikhologii, no. 1 (93), pp. 163–172. (In Russian)

Ogurechnikov, D. G., Eremeev, V. Yu., Tretiyakova, Yu. A. (2018) Vzaimosvyaz’ semejnogo vospitaniya i agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [The relationship of family education and aggressive behavior in adolescence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 60-4, pp. 448–452. (In Russian)

Oyster, C. (2004) Sotsial’naya psikhologiya grupp [Groups a users’s guide]. Saint Petersburg.: Prajm-Evroznak Publ.; Moscow: Olma-Press, 224 p. (In Russian)

Rean, A. A. (2015) Sem’ya kak faktor profilaktiki i riska viktimnogo povedeniya [Family as a factor of prevention and risk of victim behavior]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 1 (17), pp. 3–8. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0101 (In Russian)

Ruchkina, E. M. (2015) Rechevaya taktika uvazhitel’nogo ignorirovaniya v situatsiyakh obshcheniya [Speech tactics of respectful ignoring in communication situations]. In: Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. E. Tsiolkovskogo. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific works of the Tsiolkovsky Kaluga State University. Series: Humanities]. Kaluga: Tsiolkovsky Kaluga State University Publ., pp. 349–353. (In Russian)

Saburov, V. V. (2016) Udovletvorenie individual’nykh potrebnostej rebenka-doshkol’nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Satisfying individual needs of a preschooler with special educational needs]. Spetsial’noe obrazovanie — Special Education, no. 2 (42), pp. 114–121. (In Russian)

Sadovnikova, T. Yu., Karabanova, O. A., Burmenskaya, G. V. et al. (2018) Detsko-roditel’skie otnosheniya kak uslovie formirovaniya otnosheniya k roditel’skoj pozitsii materi u devushek v period vkhozhdeniya vo vzroslost’ [Parent-child relationships as a condition of the formation of the girls’ attitude to motherhood in the period of their moving into adulthood]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 9, pp. 52–61. https://doi.org/10.26170/po18-09-07 (In Russian)

Semenova, G. V., Vekilova, S. A., Tereshkina, I. B., Rudykhina, O. V. (2020) K probleme vzaimosvyazi opyta sotsial’noj eksklyuzii s bazisnymi ubezhdeniyami lichnosti: psikhologicheskij podkhod [To the problem of the relationship of the experience of social exclusion with the basic states of personality: A psychological approach]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 63–73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73 (In Russian)

Shubina, A. E. (2019) Fabbing: novaya forma internet-zavisimogo povedeniya molodezhi [Fabbing: A new form of Internet-dependent behavior of young people]. In: Molodezh’ Vostoka Rossii: istoriya i sovremennost’. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (1 noyabrya 2019 g.) [Youth of the East of Russia: History and modernity. Proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference (November 1, 2019)]. Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management Publ., pp. 159–163. (In Russian)

Sleegers, W., Proulx, T., van Beest, I. (2017) The social pain of Cyberball: Decreased pupillary reactivity to exclusion cues. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 69, pp. 187–200. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2016.08.004 (In English)

Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Rudykhina, O. V. et al. (2021) Mezhlichnostnaya eksklyuziya kak psikhologicheskij fenomen: obzor metodov issledovaniya [Interpersonal exclusion as a psychological phenomenon: A review of research methods]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 24–33. http://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33 (In Russian)

Vasilik, M. A. (ed.). (2003) Osnovy teorii kommunikatsii [Fundamentals of the theory of communication]. Moscow: Gardariki Publ., 615 p. (In Russian)

Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641 (In English)

Yatsenko, T. E., Oliferovich, N. I., Anisimova, O. A. (2019) Strukturno-soderzhatel’nye kharakteristiki materinskogo i ottsovskogo otnosheniya kak prediktory sklonnosti podrostkov k viktimnomu, autoviktimnomu i giperviktimnomu povedeniyu [Structural characteristics of maternal and paternal relationships as predictors of the propensity of adolescents to victimization, autofiction and gipervitaminoza behavior]. Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya, no. 1, pp. 245–258. (In Russian)

Yatsenko, T. E., Oliferovich, N. I., Khomich, V. V. (2020) Kharakteristiki disgarmonichnogo semejnogo vospitaniya kak triggery viktimnogo povedeniya podrostkov [Characteristics of disharmonious family upbringing as triggers of victim behavior of adolescents]. In: N. A. Stepanova (ed.). Sotsio-kulturnye i psikhologicheskie problemy sovremennoj sem’i: aktual’nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (19 noyabrya 2020 g.) [Socio-cultural and psychological problems of the modern family: current issues of support and maintenance. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference (November 19, 2020)]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 71–77. (In Russian)

Yakimova, E. M. (2017) Strategiya ignorirovaniya v khudozhestvennom dialoge (na materiale proizvedenij A. I. Kuprina) [The strategy of ignoring in a dialogue in the literary text (by the material of A. I. Kuprin’s works)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philology: Theory and Practice, no. 6-3 (72), pp. 181–184. (In Russian)

Zaostrovtsev, A. P. (2016) XV Leont’evskie chteniya. Ekonomicheskaya teoriya i politologiya: ignorirovanie, konkurentsiya ili sotrudnichestvo [Leontiev’s readings. Economic theory and political science: Ignoring, competition or cooperation]? Ekonomicheskaya politika — Economic Policy, vol. 11, no. 2, pp. 213–218. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2016-2-10 (In Russian)

Zhmurov, V. A. (ed.). (2012) Bol’shaya entsiklopediya po psikhiatrii [The Great Encyclopedia of Psychiatry]. 2nd ed. Moscow: Dzhangar Publ., 864 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи