Субъективное ощущение одиночества у юношей и девушек в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19: кросс-культурное исследование
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-101-111Ключевые слова:
субъективное ощущение одиночества, вынужденная самоизоляция, кросс-культурное исследование, общение, взаимодействиеАннотация
Введение. В статье осуществлен анализ исследования субъективного ощущения одиночества, с которым столкнулись молодые люди во время режима вынужденной самоизоляции при пандемии СOVID-19 в разных странах. Целью настоящего исследования стало изучение субъективного ощущения одиночества юношей и девушек из России, Испании и Англии в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19.
Материалы и методы. Объектом исследования стали юноши и девушки из России, Испании и Англии. В эмпирическом исследовании приняли участие 119 человек, из которых 45 человек из России, 37 человек из Испании и 37 человек из Англии. Возраст респондентов — от 18 до 30 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы: 1) Опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко; 2) Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Исследование проводилось посредством онлайн-анкетирования. Анкеты распространялись в студенческой среде методом «снежный ком» через Интернет, через социальные сети.
Результаты исследования. Самоизоляция предполагает ограничение социального и межличностного взаимодействия, участия в жизни общества, а значит, способствует переживанию изолированности и одиночества. Анализ субъективного переживания одиночества показал, что в период вынужденной самоизоляции ощущение одиночества оказалось самым высоким у молодежи из Испании, а самым низким у респондентов из России. Это связано, вероятно, с особенностями поведения, принятыми в разных странах. Кроме того, было установлено, что для юношей и девушек из России и Англии этот фактор связан с автономией: чем ниже автономность человека, тем больше выражено ощущение субъективного одиночества. Для испытуемых из Испании связей между показателями субъективного ощущения одиночества и психологического благополучия не выявлено.
Заключение. Полученные результаты вносят вклад в дальнейшее изучение субъективного ощущения одиночества, а также актуальных на сегодняшний день вопросов, связанных с последствиями переживания молодыми людьми вынужденной самоизоляции в период пандемии COVID-19 и изменениями системы отношений на фоне этого обстоятельства.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Артемцева, Н. Г. (2019) Субъективное ощущение одиночества как предиктор созависимости. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 4, № 2 (14), с. 147–169.
Гришина, Н. В. (2021) Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной. Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8315/ (дата обращения 20.10.2021).
Зинченко, Е. В., Рудя, И. А. (2015) Субъективное ощущение одиночества у женщин. Северо-Кавказский психологический вестник, т. 13, № 4, с. 58–60.
Киреева, Л. Е., Родионова, В. И., Швачкина, Л. А. (2020) Социальная ситуация неопределенности: специфика восприятия и переживания страхов студентами в период вынужденной самоизоляции. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Фундаментальные и прикладные научные исследования. Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции (15 июня 2020 г.). Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение, с. 173–175.
Клименко, Е. В. (2020) Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением. Молодой ученый, № 22 (312), с. 471–475.
Конобеевская, Н. Н. (2017) Взаимосвязь субъективно переживаемого одиночества и адаптации студентов. В кн.: Р. Ф. Идрисов, А. П. Андреев, А. П. Вихрян и др. (ред.). Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в контексте социальной безопасности в современном российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 сентября 2017 г.). Коломна: Изд-во ГСГУ, с. 145–150.
Котлярова, В. В., Киреева, Л. Е. (2020) Виды страхов и саморегуляции поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции. Общество: социология, психология, педагогика, № 7 (75), с. 70–76. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.11
Ломоносов, К. А., Саранчева, Н. В. (2017) Актуальность исследования взаимосвязи субъективного ощущения одиночества с темпераментом в студенческой среде методом количественного контент-анализа. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции (17 апреля 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, с. 245–248.
Макарова, Е. Ю., Цветкова, Н. А. (2020) Психологические особенности реакций на стресс, обусловленный режимом самоизоляции в период пандемии COVID-19. E-Scio, № 10 (49), с. 145–157.
Примаков, В. Л., Саутина, Е. Г. (2018) Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, № 1 (794), с. 244–254.
Рыжакова, Е. В. (2018) Проблема одиночества современной студенческой молодежи. Нижегородский психологический альманах, № 1, c. 1–6.
Сидячева, Н. В., Зотова, Л. Э. (2020) Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты. Современные наукоемкие технологии, № 5, с. 218–225. https://doi.org/10.17513/snt.38060
Соколовская, И. Э. (2020) Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции. Цифровая социология, т. 3, № 2, с. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
Сочивко, Д. В., Симакова, Т. А. (2020) Метод исследования психологических эффектов самоизоляции. Прикладная юридическая психология, № 3 (52), с. 19–36. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.3(52).019-036
Субботский, Е. В. (2020) Самоизоляция и парадоксы сознания. Психологическая газета, 25 мая 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8270/ (дата обращения 20.10.2021).
Astorga, M., Litago, J. D. U., Rodríguez, M. J. M., Silva, M. C. F. (2008). La soledad percibida y su asociación con tipos de personalidad en adolescentes españoles. Revista Argentina de Clínica Psicológica, vol. 27, no. 1, p. 44–52. https://doi.org/10.24205/03276716.2018.1046
Gene-Badia, J., Rodrigues, R. (2020) Perfiles de soledad y aislamiento social en poblacion urbana. Atencion Primaria, vol. 52, no. 4, рp. 224–232. https://doi.org/10.1016/j.aprim.2018.09.012
REFERENCES
Artemtseva, N. G. (2019) Sub’ektivnoe oshchushchenie odinochestva kak prediktor sozavisimosti [One’s subjective feelings of lonelinessof loneliness as codependence predictor]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 4, no. 2 (14), pp. 147–169. (In Russian)
Astorga, M., Litago, J. D. U., Rodríguez, M. J. M., Silva, M. C. F. (2008). La soledad percibida y su asociación con tipos de personalidad en adolescentes españoles [Perceived loneliness and its association with personality types in Spanish adolescents]. Revista Argentina de Clínica Psicológica, vol. 27, no. 1, p. 44–52. https://doi.org/10.24205/03276716.2018.1046 (In Spanish)
Gene-Badia, J., Rodrigues, R. (2020) Perfiles de soledad y aislamiento social en poblacion urbana [Profiles of loneliness and social isolation in urban population]. Atencion Primaria, vol. 52, no. 4, рp. 224–232. https://doi.org/10.1016/j.aprim.2018.09.012 (In Spanish)
Grishina, N. V. (2021) Ekzistentsial’nyj optimizm i pessimizm: doklad Natalii Grishinoj [Existential optimism and pessimism: Presentation by Natalia Grishina]. Psikhologicheskaya gazeta. [Online]. Available at: https://psy.su/feed/8315/ (accessed 20.10.2021). (In Russian)
Kireeva, L. E., Rodionova, V. I., Shvachkina, L. A. (2020) Sotsial’naya situatsiya neopredelennosti: spetsifika vospriyatiya i perezhivaniya strakhov studentami v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Social situations of uncertainty: specifics of perception and experience of fears by students during the period of forced self-isolation]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Fundamental’nye i prikladnye nauchnye issledovaniya. Aktual’nye voprosy. Dostizheniya i innovatsii. Sbornik statej XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (15 iyunya 2020 g.) [Fundamental and applied scientific research. Current issues, achievements and innovations. Collection of articles of the XXXV International Scientific and Practical Conference (June 15, 2020)]. Pt. 2. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 173–175. (In Russian)
Klimenko, E. V. (2020) Fenomen sub’ektivnogo perezhivaniya odinochestva tsifrovym pokoleniem [The phenomenon of subjective experience of loneliness digital generation]. Molodoj uchenyj, no. 22 (312), pp. 471–475. (In Russian)
Konobeevskaya, N. N. (2017) Vzaimosvyaz’ sub’ektivno perezhivaemogo odinochestva i adaptatsii studentov [The relationship between subjectively experienced loneliness and adaptation of students] In: R. F. Idrisov, A. P. Andreev, A. P. Vikhryan et al. (eds.). Aktual’nye problemy sotsial’no-pedagogicheskoj deyatel’nosti v kontekste sotsial’noj bezopasnosti v sovremennom rossijskom obshchestve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (29 sentyabrya 2017 g.) [Actual problems of social and pedagogical activity in the context of social security in modern Russian society. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (September 29, 2017)]. Kolomna: SEVSU Publ., pp. 145–150. (In Russian)
Kotlyarova, V. V., Kireeva, L. E. (2020) Vidy strakhov i samoregulyatsiya povedeniya studencheskoj molodezhi v situatsii vynuzhdennoj samoizolyatsii [Types of fears and self-regulation of student youth behavior in a situation of forced self-isolation]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 7 (75), pp. 70–76. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.11 (In Russian)
Lomonosov, K. A., Sarancheva, N. V. (2017) Aktual’nost’ issledovaniya vzaimosvyazi sub’ektivnogo oshchushcheniya odinochestva s temperamentom v studencheskoj srede metodom kolichestvennogo kontent-analiza [The relevance of the study of the relationship between the subjective feeling of loneliness and temperament in the student environment by the method of quantitative content analysis] In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Sovremennye nauchnye issledovaniya: aktual’nye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Sbornik statej pobeditelej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (17 aprelya 2017 g.) [Modern scientific research: Topical issues, achievements and innovations. Collection of articles by the winners of the III International Scientific and Practical Conference (April 17, 2017)]. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 245–248. (In Russian)
Makarova, E. Yu., Tvetkova, N. A. (2020) Psikhologicheskie osobennosti reaktsij na stress, obuslovlennyj rezhimom samoizolyatsii v period pandemii COVID-19 [Psychological characteristics of reactions to stress caused by self-isolation during the COVID-19 pandemic]. E-Scio, no. 10 (49), pp. 145–157. (In Russian).
Primakov, V. L., Sautina, E. G. (2018) Odinochestvo studencheskoj molodezhi kak sotsial’nyj fenomen [Loneliness of students as a social phenomenon]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki — Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, no. 1 (794), pp. 244–254. (In Russian)
Ryzhakova, E. V. (2018) Problema odinochestva sovremennoj studencheskoj molodezhi [Problem of loneliness of modern student youth]. Nizhegorodskij psikhologicheskij al’manakh, no. 1, pp. 1–6. (In Russian)
Sidyacheva, N. V., Zotova, L. E. (2020) Situatsiya vynuzhdennoj samoizolyatsii v period pandemii: psikhologicheskij i akademicheskij aspekty [Situation of forced self-isolation during the pandemic: Psychological and academic aspects]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, no. 5, pp. 218–225. https://doi.org/10.17513/snt.38060 (In Russian)
Sokolovskaya, I. E. (2020) Sotsial’no-psikhologicheskie faktory udovletvorennosti studentov v usloviyakh tsifrovizatsii obucheniya v period pandemii COVID-19 i samoizolyatsii [Socio-psychological factors of students’ satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation]. Tsifrovaya sotsiologiya — Digital Sociology, vol. 3, no. 2, pp. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54 (In Russian)
Sochivko, D. V., Simakova, T. A. (2020) Metod issledovaniya psikhologicheskikh effektov samoizolyatsii [Research method of psychological effects of self-isolation]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 3 (52), pp. 19–36. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.3(52).019-036 (In Russian)
Subbotskij, E. V. (2020) Samoizolyatsiya i paradoksy soznaniya [Self-isolation and paradoxes of consciousness]. Psikhologicheskaya gazeta, 25 May, 2020. [Online]. Available at: https://psy.su/feed/8270/ (accessed 20.10.2021). (In Russian).
Zinchenko, E. V., Rudia, I. A. (2015) Sub’ektivnoe oshchushchenie odinochestva u zhenshchin [The subjective feeling of loneliness among women]. Severo-Kavkazskij psikhologicheskij vestnik, vol. 13, no. 4, pp. 58–60. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Анна Александровна Брега

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.