Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований

Авторы

  • Анатолий Николаевич Алёхин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6487-0625
  • Кристина Игоревна Пульцина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-7128-2832

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371

Ключевые слова:

информационные технологии, когнитивное развитие, внимание, моторные функции, видеопоток, компьютерные игры

Аннотация

В настоящей статье представлен обзор зарубежных современных исследований о влиянии использования информационных технологий на когнитивное развитие детей. Несмотря на то, что дети с двух лет могут активно использовать информационные технологии, в том числе сенсорные экраны, до сих пор мало известно об особенностях восприятия подобного контента детьми. Воздействие информационных технологий на когнитивные функции детей сильно варьируется и зависит от типа информации, возраста ребенка и социального контекста. В статье рассмотрены особенности восприятия видеопотока детьми и влияние регулярного просмотра видеоматериалов на развитие трехмерного восприятия, моторных и исполнительных функций. У детей в возрасте до двух лет регулярный просмотр видеоматериалов оказывает негативное влияние на развитие речи и высших психических функций. Показано, что отсутствие сформированных правил восприятия глубины блокирует возможность переноса опыта из двухмерной среды в трехмерную действительность. Регулярный просмотр видео приводит к постоянной активации систем, связанных с запуском ориентировочного рефлекса, и при этом тормозит развитие функций исполнительного внимания, а именно способность к концентрации, выбору приоритетных стимулов. Компьютерные игры и видео позволяют ребенку обучаться новому, а также улучшать академические навыки через опосредование демонстрируемых образов и моделей поведения. Однако сравнительный анализ обучения с помощью наглядных действий и при просмотре видеоматериалов позволил установить, что первый подход обеспечивает значительно более динамичный процесс выработки нового навыка. В статье рассматривается влияние компьютерных игр на развитие когнитивных способностей. Установлено, что использование компьютерных игр положительно сказывается на зрительно-моторной координации и планировании сложных стратегий поведения. Регулярное использование компьютерных игр провоцирует гиперстимуляцию сенсорных систем и снижение концентрации внимания. Культурная среда оказывает значительное влияние на развитие высших психических функций, однако данных о воздействии информационных технологий на развитие детей все еще недостаточно. Как показывает анализ, это во многом обусловлено отсутствием систематических работ, охватывающих различные возрастные группы и различные типы информационных технологий.

Библиографические ссылки

Anderson, D. R., Pempek, T. A. (2005) Television and very young children. American Behavioral Scientist, vol. 48, no. 5, pp. 505–522. DOI: 10.1177/0002764204271506 (In English)

Barr, R., Hayne, H. (1999) Developmental changes in imitation from television during infancy. Child Development, vol. 70, no. 5, pp. 1067–1081. DOI: 10.1111/1467-8624.00079 (In English)

Christakis, D. A., Zimmerman, F. J., DiGiuseppe, D. L., McCarty, C. A. (2004) Early television exposure and subsequent attentional problems in children. Pediatrics, vol. 113, no. 4, pp. 708–713. DOI: 10.1542/peds.113.4.708 (In English)

Christakis, D. A., Ramirez, J. S. B., Ramirez, J. M. (2012) Overstimulation of newborn mice leads to behavioral differences and deficits in cognitive performance. Scientific Reports, vol. 2, article 546. DOI: 10.1038/srep00546 (In English)

Gibson, J. J., Gibson, E. J. (1955) Perceptual learning: Differentiation or enrichment? Psychological Review, vol. 62, no. 1, pp. 32–41. DOI: 10.1037/h0048826 (In English)

Haier, R. J., Karama, S., Leyba, L., Jung, R. E. (2009) MRI assessment of cortical thickness and functional activity changes in adolescent girls following three months of practice on a visual-spatial task. BMC Research Notes, vol. 2, article 174. DOI: 10.1186/1756-0500-2-174 (In English)

Krcmar, M., Grela, B., Lin, K. (2007) Can toddlers learn vocabulary from television? An experimental approach. Media Psychology, vol. 10, no. 1, pp. 41–63. (In English)

Nikkelen, S. C., Valkenburg, P. M., Huizinga, M., Bushman, B. J. (2014) Media use and ADHD-related behaviors in children and adolescents: A meta-analysis. Developmental Psychology, vol. 50, no. 9, pp. 2228–2241. DOI: 10.1037/a0037318 (In English)

Okagaki, L., Frensch, P. (1994) Effects of video game playing on measures of spatial performance: Gender effects in late adolescence. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 15, no. 1, pp. 33–58. DOI: 10.1016/0193-3973(94)90005-1 (In English)

Schmitt, K. L., Anderson, D. R. (2002) Television and reality: Toddlers’ use of visual information from video to guide behavior. Media Psychology, vol. 4, no. 1, pp. 51–76. DOI: 10.1207/S1532785XMEP0401_03 (In English)

Shonkoff, J., Phillips, D. (2000) From neurons to neighborhoods. Washington: National Academy Press, 612 p. (In English)

Subrahmanyam, K., Greenfield, P. M. (1994). Effect of video game practice on spatial skills in girls and boys. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 15, no. 1, pp. 13–32. DOI: 10.1016/0193-3973(94)90004-3 (In English)

Terlecki, M. S., Newcombe, N. S., Little, M. (2008) Durable and generalized effects of spatial experience on mental rotation: Gender differences in growth patterns. Applied Cognitive Psychology, vol. 22, no. 7, pp. 996–1013. DOI: 10.1002/acp.1420 (In English)

Troseth, G. L., DeLoache, J. S. (1998) The medium can obscure the message: Young children’s understanding of video. Child Development, vol. 69, no. 4, pp. 950–965. DOI: 10.2307/1132355 (In English)

VanDeventer, S. S., White, J. A. (2002) Expert behavior in children’s video game play. Simulation & Gaming, vol. 33, no. 1, pp. 28–48. DOI: 10.1177/1046878102033001002 (In English)

Zelazo, P. D., Müller, U. (2002) Executive function in typical and atypical development. In: U. Goswami, U. Goswami (eds.). Blackwell handbook of childhood cognitive development. Malden: Blackwell Publishing, pp. 445–469. (In English)

Zimmerman, F. J., Christakis, D. A. (2005) Children’s television viewing and cognitive outcomes. Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine, vol. 159, no. 7, pp. 619–625. DOI: 10.1001/archpedi.159.7.619 (In English)

Zero to Eight: Children’s media use in America. (2011) Common Sense Media. [Online]. Available at: https://www.commonsensemedia.org/research/zero-to-eight-childrens-media-use-in-america-2011 (accessed 07.08.2020). (In English)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи