Особенности психологических реакций в ситуации эпидемической угрозы, транслируемой СМИ

Авторы

  • Анатолий Николаевич Алёхин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6487-0625
  • Юлия Юрьевна Данилова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-7687-0393
  • Ольга Юрьевна Щелкова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-9444-4742

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-372-383

Ключевые слова:

психологические реакции, информационная среда, экстремальная ситуация, эпидемическая угроза, пандемия COVID-19

Аннотация

Современное общество находится на этапе социальных, экономических и политических преобразований. Любые преобразования сопровождаются ростом психологической и социальной напряженности в связи с изменением отношения как к ситуации в целом, так и к отдельным ее ключевым компонентам. В настоящий момент таким ключевым компонентом является пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Беспрецедентные меры, принимаемые на всех социальных уровнях (от микро- до макросоциальных), изменили привычный образ жизни каждого члена нашей страны и мирового сообщества. Одновременно с этим важно понимать, что это отношение, а соответственно, и реакции людей формируются у современного человека в условиях множественного воздействия стимулов информационного пространства. Целью предлагаемого проекта является изучение особенностей реакций человека, возникающих в условиях эпидемической угрозы, транслируемой информационной средой.

В исследовании приняли участие 108 респондентов в возрасте от 18 до 68 лет, из них 87 % — женщины и 13 % — мужчины. Для достижения целей исследования использовался клинико-психологический метод, реализованный с помощью специально разработанного авторского структурированного интервью, направленного на выявление представлений респондентов о возникновении и профилактике распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также экспериментально-психологический метод, реализованный с помощью двух тестовых методик: «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) и «Анкета самооценки состояния» (АСС). Данное исследование позволит определить тактику психопрофилактической работы с населением на различных ее уровнях в период ухудшений эпидемиологической ситуации и возникновения ситуаций пандемии.

Планируемое исследование позволит расширить представления и углубить понимание патопсихологических механизмов реагирования в экстремальных условиях, создаваемых под воздействием и влиянием информационной среды. Кроме того, использование психологических подходов в изучении влияния информационной среды на психическое состояние и благополучие в обществе позволит наметить пути совершенствования системы охраны здоровья населения как базового ресурса национальной безопасности России.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баришполец, В. А. (2013) Информационно-психологическая безопасность: основные положения. Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии, т. 5, № 2, с. 62–104.

Бизюк, А. П., Вассерман, Л. И., Иовлев, Б. В. (2005) Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): методические рекомендации. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 23 с.

Бильданова, В. Р., Бисерова, Г. К., Шагивалеева, Г. Р. (2015) Психология стресса и методы его профилактики. Елабуга: Елабужский институт КФУ, 142 с.

Болотов, А. В. (2015) Применение информационных технологий в психологии. Психология, социология и педагогика, № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5051 (дата обращения 01.09.2020).

Буланова, М. Б. (2010) Новые информационные технологии в социологическом образовании. Социологические исследования, № 5 (313), с. 133–136.

Давыдова, Е. Ю., Бибилашвили, А. С. (2018) Информационные технологии в экономике. Территория науки, № 1, с. 82–85.

Ким, Б. М. (2017) Психологическое воздействие информационной среды на современного человека. Наука, образование и культура, № 4 (19), с. 101–104.

Логунова, О. C. (2019) Концепции определения и измерения интернет-аудитории. Журнал социологии и социальной антропологии, т. 22, № 2, с. 230–246. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.2.9

Лонский, И. И. (2015) Информатизация и эволюция общества. Перспективы науки и образования, № 2 (14), с. 29–35.

Никифоров, Г. С. (ред.). (2005) Практикум по психологии здоровья. СПб.: Питер, 351 с.

Николаева, А. Н., Хлоповских, Ю. Г. (2016). Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, № 1-2 (7), с. 285–290.

Радкевич, А. Л. (2009) Интернет-аудитория в России: состояние, динамика, тенденции. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 230–236.

Решетников, М. М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты). Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии. [Электронный ресурс]. URL: https://russia.ecpp.org/text/reshetnikov-mm-osobennosti-sostoyaniya-povedeniya-i-deyatelnosti-lyudey-v-ekstremalnyh (дата обращения 01.09.2020).

Семенова, И. А. (2012) Психология экстремальных ситуаций. Ульяновск: УВАУ ГА(И), 138 с.

Сорокин, М. Ю., Касьянов, Е. Д., Рукавишников, Г. В. и др. (2020) Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, № 2, с. 87–94. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-2-87-94

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4084/ (дата обращения 01.09.2020).

Тимошенко, Т. В. (2010) Когнитивные аспекты информационно-психологической безопасности личности. Известия ЮФУ. Технические науки, № 9 (110), с. 185–188.

Удовик, В. Е., Селютин, А. В. (2011) Информационная революция и становление информационного общества. Известия МГТУ «МАМИ», № 2 (12), с. 263–267.

REFERENCES

Barishpolets, V. A. (2013) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost’: osnovnyye polozheniya [Information-psychological security: Main principles]. Radioelektronika. Nanosistemy. Informatsionnye tekhnologii — Radioelectronics. Nanosystems. Information Technologies, vol. 5, no. 2, pp. 62–104. (In Russian)

Bil’danova, V. R., Biserova, G. K., Shagivaleeva, G. R. (2015) Psikhologiya stressa i metody ego profilaktiki [Psychology of stress and methods of its prevention]. Yelabuga: Yelabuga Institute of Kazan Federal University Publ., 142 p. (In Russian)

Bizyuk, A. P., Vasserman, L. I., Iovlev, B. V. (2005) Primeneniye integrativnogo testa trevozhnosti (ITT) [Application of the integrative anxiety test (IAT)]. Saint Petersburg: National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology named after V. M. Bekhterev Publ., 23 p. (In Russian)

Bolotov, A. V. (2015) Primeneniye informatsionnykh tekhnologij v psikhologii [Application of information technologies in psychology]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika — Psychology, Sociology and Pedagogy, no. 6. [Online]. Available at: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5051 (accessed 01.09.2020). (In Russian)

Bulanova, M. B. (2010) Novyye informatsionnye tekhnologii v sotsiologicheskom obrazovanii [New information technologies in sociological education]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Research, no. 5 (313), pp. 133–136. (In Russian)

Davydova, E. Yu., Bibilashvili, A. S. (2018) Informatsionnye tekhnologii v ekonomike [Information technology in economics]. Territoriya nauki, no. 1, pp. 82–85. (In Russian)

Kim, B. M. (2017) Psikhologicheskoye vozdeystvie informatsionnoj sredy na sovremennogo cheloveka [The psychological impact of the information environment on a modern person]. Nauka, obrazovaniye i kultura — Science, Education and Culture, no. 4 (19), pp. 101–104. (In Russian)

Logunova, O. S. (2019) Kontseptsii opredeleniya i izmereniya internet-auditorii [Identifying and measuring the internet audience]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii — The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 22, no. 2, pp. 230–246. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.2.9 (In Russian)

Lonskii, I. I. (2015) Informatizatsiya i evolyutsiya obshchestva [Informatization and the evolution of society]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science & Education, no. 2 (14), pp. 29–35. (In Russian)

Nikiforov, G. S. (ed.). (2005) Praktikum po psikhologii zdorov’ya [Workshop on health psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 351 p. (In Russian)

Nikolaeva, A. N., Khlopovskikh, Yu. G. (2016) Psikhologicheskie osobennosti povedeniya naseleniya pri chrezvychajnykh situatsiyakh [Psychological features of the behavior of the population in emergency situations]. Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoj oborony i likvidatsii posledstvij chrezvychajnykh situatsij, no. 1-2 (7), pp. 285–290. (In Russian)

Radkevich, A. L. (2009) Internet-auditoriya v Rossii: sostoyaniye, dinamika, tendentsii [Internet audience in Russia: current situation, dynamics, tendencies]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 230–236. (In Russian)

Reshetnikov, M. M. Osobennosti sostoyaniya, povedeniya i deyatel’nosti lyudej v ekstremal’nykh situatsiyakh s vitalnoj ugrozoj (stikhijnye bedstviya, tekhnogennyje katastrofy, terakty) [Features of the state, behavior and activities of people in extreme situations with a vital threat (natural disasters, man-made disasters, terrorist attacks)]. Evropejskaya konfederatsiya psikhoanaliticheskoj psikhoterapii [European Confederation of Psychoanalytic Psychotherapy]. [Online]. Available at: https://russia.ecpp.org/text/reshetnikov-mm-osobennosti-sostoyaniya-povedeniya-i-deyatelnosti-lyudey-v-ekstremalnyh (accessed 01.09.2020). (In Russian)

Semenova, I. A. (2012) Psikhologiya ekstremalnykh situatsij [Psychology of extreme situations]. Ulyanovsk: Ulyanovsk Civil Aviation Institute Publ., 138 p. (In Russian)

Sorokin, M. Yu., Kasyanov, E. D., Rukavishnikov, G. V. et al. (2020) Psikhologicheskie reaktsii naseleniya kak faktor adaptatsii k pandemii COVID-19 [Psychological reactions of the population as a factor of adaptation to the COVID-19 pandemic]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoj psikhologii imeni V. M. Bekhtereva — V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, no. 2, pp. 87–94. (In Russian)

Strategiya razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologij v Rossijskoj Federatsii na 2014–2020 gody i na perspektivu do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federatsii ot 1 noyabrya 2013 g. № 2036-r [Development strategy of the information technology industry in the Russian Federation for 2014–2020 and for the future until 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of 1 November 2013 No. 2036-r]. [Online]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/documents/4084/ (accessed 01.09.2020). (In Russian)

Timoshenko, T. V. (2010) Kognitivnye aspekty informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Cognitive aspect of the information psychological safety of personality]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki — Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, no. 9 (110), pp. 185–188. (In Russian)

Udovik, V. E., Selyutin, A. V. (2011) Informatsionnaya revolyutsiya i stanovlenie informatsionnogo obshchestva [The information revolution and information society]. Izvestiya MGTU “MAMI”, no. 2 (12), pp. 263–267. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2020

Выпуск

Раздел

Статьи