Стили профессиональной деятельности педагогов индивидуализированного образования

Авторы

  • Светлана Борисовна Букина Оксбридж Тринити Партнерс

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-257-264

Ключевые слова:

гувернантки, стили деятельности, стили руководства, стили самоорганизации, стили методической ориентации

Аннотация

Статья посвящена изложению результатов исследования стилей педагогической деятельности у гувернанток. Приведены четыре преимущества индивидуализированной формы обучения и воспитания детей, а также факторы ее стихийного развития. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден профессиональный стандарт индивидуализированного образования. Это требует изучения компонентов, факторов и ценности деятельности гувернеров. Пока таких исследований недостаточно, а исследований стилей деятельности гувернеров практически нет. Обращение к специальной литературе позволило выявить три группы стилей педагогической деятельности (по три стиля в каждой): руководства учениками; самоорганизации; методической ориентации. Их исследование поможет созданию технологии формирования и развития наиболее ценных стилей педагогической деятельности гувернанток.

Выборку испытуемых составили 46 московских гувернанток. В статье отражены показатели выраженности девяти стилей, которые в основном не достигают средних значений, но выраженность этих стилей весьма разнообразна (от 2,57 до 6,7 стенов). Выявлены ведущие стили: подготовительный, демократический и стиль дружеского расположения. Незначительно проявляются постситуативный, авторитарный и попустительский стили. Почти по всем стилям деятельности получена относительно высокая вариативность. Стили педагогической деятельности при достоверности 99,9 % образуют две корреляционные плеяды. Первая включает в себя стиль доминирования, авторитарный и попустительский стили; вторая — демократический, вариативный, ситуативный и дружеский стили, относящиеся ко всем трем группам. Эту плеяду можно считать симптомокомплексом с невыраженным ядром, поскольку связи сильны и их много. Демократический стиль деятельности является зависимым от проявления ситуативного стиля; вариативный и демократический, а также ситуативный и вариативный обусловливают друг друга.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Букина, С. Б. (2018) Основные стили педагогической деятельности. Administrative Consulting, т. 4, № 1 (7), с. 10–13. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.ranepa.ru/images/nauka/AC_el/1_18/Букина_С.Б._AC_18_1. pdf (дата обращения 16.07.2020).

Зарединова, Э. Р., Литвинов, Г. А. (2020) Проблема развития гувернерства в России: ретроспектива и перспектива. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 9, № 2 (31), с. 95–98.

Ильин, Е. П. (2011) Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 701 с.

Истратова, О. Н. (2006) Психодиагностика: коллекция лучших тестов. 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 375 с.

Кириллов, В. А. (2007) Психолого-педагогические особенности гувернерского образования. Искусство и образование, № 5 (49), с. 106–109.

Момот, Д. А. (1999) Самосознание и педагогическое мастерство тренеров: акмеологический аспект (на материалах детско-юношеского спорта). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 159 с.

Опритов, Н. А., Конышева, Н. М. (2015) Гувернерство в России: прошлое и настоящее. Начальная школа, № 5, с. 88–91.

Певзнер, А. Е. (1996) Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 140 с.

REFERENCES

Bukina, S. B. (2018) Osnovnye stili pedagogicheskoj deyatel’nosti [Basic styles of pedagogical activity]. Administrative Consulting, vol. 4, no. 1 (7), pp. 10–13. [Online]. Available at: https://spb.ranepa.ru/images/nauka/AC_el/1_18/ Букина_С.Б._AC_18_1.pdf (accessed 16.07.2020). (In Russian)

Il’in, E. P. (2011) Psikhologiya individual’nykh razlichij [The psychology of individual differences]. Saint Petersburg: Piter Publ., 701 p. (In Russian)

Istratova, O. N. (2006) Psikhodiagnostika: kollektsiya luchshikh testov [Psychodiagnostics: Best tests collection]. 3rd ed. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 375 p. (In Russian)

Kirillov, V. A. (2007) Psichologo-pedagogicheskie osobennosti guvernerskogo obrazovanija [Psychological and pedagogical peculiarities of au pair education]. Iskusstvo i obrazovanie — Art and Education, no. 5 (49), pp. 106–109. (In Russian)

Momot, D. A. (1999) Samosoznanie i pedagogicheskoe masterstvo trenerov: akmeologicheskij aspekt (na materialakh detsko-yunosheskogo sporta) [Self-awareness and pedagogical skills of coaches: Acmeological aspect (based on materials of children and youth sports)]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, 159 p. (In Russian)

Opritov, N. A., Konysheva, N. M. (2015) Guvernerstvo v Rossii: proshloe I nastojasheje [Au pair in Russia: The past and the present]. Nachal’naya shkola — Elementary School, no. 5, pp. 88–91. (In Russian)

Pevzner, A. E. (1996) Psikhologicheskie faktory effektivnosti stereotipnoj i variativnoj strategij povedeniya [Psychological factors of the effectiveness of stereotyped and variable strategies of behavior]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 140 p. (In Russian)

Zaredinova, E. R., Litvinov, G. A. (2020) Problema razvitija guvernerstva v Rossii: retrospektiva i perspektiva [The problem of tutorship development in Russia: retrospective and prospects]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 2 (31), pp. 95–98. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи