Самоактуализационный профиль представителей разных профессий

Авторы

  • Елена Викторовна Самаль Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минске https://orcid.org/0000-0001-7439-0628

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-236-246

Ключевые слова:

самоактуализация, рост, развитие, самоактуализационный профиль, помогающие профессии, творческие профессии, военнослужащие, профессии предпринимательского типа, представители профессий сферы информационных технологий

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования по выявлению сходств и различий в компонентах самоактуа- лизационного профиля у представителей разных типов профессий. В исследовании участвовали респонденты пяти профессиональных групп, по 100 представителей в каждой (помогающие, творческие профессии, профессии предпринимательского типа, сферы IT-технологий и военнослужащие). Результаты показали, что значимым компонентом самоактуализационного профиля для представителей всех названных групп профессий является проявление гибкости в поведении и взаимодействии с другими. В других компонентах самоактуализационного профиля наблюдаются различия. Так, представители помогающих профессий более контактны и имеют более позитивное представление о природе человека, верят в доминанту положительных качеств в характере людей. Представители творческих профессий более креативны, сензитивны и спонтанны, хорошо рефлексируют собственные потребности и интересы, способны непосредственно выражать свои чувства, не боятся вести себя естественно и раскованно, стремятся творить и получать от этого удовольствие. Представители профессий предпринимательского типа в большей степени «изнутри направляемые» личности, они чувствуют себя независимыми, руководствующимися в жизни собственными установками и убеждениями, принимающими ценности роста и развития. Они знают себе цену, знают свои достоинства, уважают себя за них. Однако находясь постоянно в мире бизнеса, они могут несколько негативно воспринимать природу человека, не всегда верят в то, что человек по природе добр и щедр. Представители сферы IT-технологий в большей степени склонны воспринимать себя такими, каковы они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, позитивно относятся к природе человека. Самоактуализационный профиль военнослужащих заметнее отличается от других. Военнослужащие в большей степени по сравнению с другими профессиональными группами живут настоящим, ценят и уважают себя, принимают себя такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, а также более склонны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественные проявления человеческой природы. Кроме того, они активнее других стремятся к приобретению знаний об окружающем мире. Вместе с тем они менее контакты, чувствительны к себе, спонтанны в проявлении собственных чувств и желаний.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегии жизни. М.: Мысль, 299 с.

Акиндинова, И. А. (2000) Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности. В кн.: В. Н. Панферов (ред.). Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 29–36.

Артемьева, Т. И. (1981) Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Л. И. Анцыферова (ред.). Психология формирования и развития личности. М.: Наука, с. 67–87.

Галажинский, Э. В. (2002) Детерминация и направленность самореализации личности. Томск: Изд-во ТГУ, 212 с.

Гозман, Л. Я., Кроз, М. В., Латинская, М. В. (1995) Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 43 с.

Головаха, Е. И. (1988) Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 142 с.

Егорычева, И. Д. (2005) Самореализация как деятельность (к постановке проблемы). Мир психологии, № 3 (43), с. 11–33.

Коростылева, Л. А. (2000) Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Издательство СПбГУ, 292 с.

Кулешов, С. М. (2011) Управление профессиональной карьерой офицерского корпуса. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социальных наук. М., Военный университет, 25 с.

Леонтьев, Д. А. (2000) Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминаций личности. Психологический журнал, т. 21, № 1, с. 15–25.

Поваренков, Ю. П., Самаль, Е. В. (2014) Профессиональная самоактуализация личности: системогенетический подход. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 328 с.

Русалов, В. М. (2006) Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? Психологический журнал, № 5, с. 83–91.

Самаль, Е. В. (2008) Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 245 с.

Сергиенко, Е. А. (2007) Зрелость: молярный или модулярный подход? В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (ред.). Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Институт психологии РАН, с. 13–28.

Столярская, Е. В. (2001) Особенности самовосприятия и самоактуализации личности. Псіхалогія, № 2, с. 5–11.

Ященко, Е. Ф. (2006) Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью. Психологический журнал, т. 27, № 3, с. 31–41.

Goldstein, K. (1939) The organism: A holistic approach to biology derived from pathological data in man. New York: American Book Co., 533 р.

REFERENCES

Abul’khanova-Slavskaya, K. A. (1991) Strategii zhizni [Strategy of life]. Moscow: Mysl’ Publ., 299 p. (In Russian)

Akindinova, I. A. (2000) Samoaktualizatsiya lichnosti v razlichnykh tipakh organizatsii professional’noj deyatel’nosti [Self-actualization of personality in various types of the organization of professional activity]. In: Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: Psikhologiya i pedagogika v obshchestvennoj praktike [Psychological and pedagogical problems of personal development in modern conditions: Psychology and pedagogics in public practice]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 29–36. (In Russian)

Artem’eva, T. I. (1981) Vzaimosvyaz’ potentsial’nogo i aktual’nogo v razvitii lichnosti [Potential and relevant interrelation in personal development]. In: L. I. Antsyferova (ed.). Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of personal formation and development]. Moscow: Nauka Publ., pp. 67–87. (In Russian)

Egorycheva, I. D. (2005) Samorealizatsiya kak deyatel’nost’ (k postanovke problemy) [Self-realization as activity (on the problem definition)]. Mir psikhologii — World of Psychology, no. 3 (43), pp. 11–33. (In Russian)

Galazhinskij, E. V. (2002) Determinatsiya i napravlennost’ samorealizatsii lichnosti [Determination and orientation of self-realization of personality]. Tomsk: TGU Publ., 212 p. (In Russian)

Golovakha, E. I. (1988) Zhiznennaya perspektiva i professional’noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kiev: Naukova dumka Publ., 142 p. (In Russian)

Goldstein, K. (1939) The organism: A holistic approach to biology derived from pathological data in man. New York: American Book Co., 533 р. (In English)

Gozman, L. Ya., Kroz, M. V., Latinskaya, M. V. (1995) Samoaktualizatsionnyj test [Self-actualization test]. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 43 p. (In Russian)

Korostyleva, L. A. (2000) Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: brachno-semejnye otnosheniya [Psychology of self-realization of personality: Matrimonial relations]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 292 p. (In Russian)

Kuleshov, S. M. (2011) Upravlenie professional’noj kar’eroj ofitserskogo korpusa [Management of professional career of the officer case]. Extended abstract of PhD dissertation (Sociology). Moscow, Military University, 25 p. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2000) Psikhologiya svobody: k postanovke problemy samodeterminatsij lichnosti [Freedom psychology: On the problem definition of person’s self-determinations]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 21, no. 1, pp. 15–25. (In Russian)

Povarenkov, Yu. P., Samal, E. V. (2014) Professional’naya samoaktualizatsiya lichnosti: sistemogeneticheskij podkhod [Person’s professional self-actualization: Systemic genetic method]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., 328 p. (In Russian)

Rusalov, V. M. (2006) Psikhologicheskaya zrelost’: edinaya ili mnozhestvennaya kharakteristika? [Psychological maturity: Single or plural characteristic?] Psikhologicheskij zhurnal, no. 5, pp. 83–91. (In Russian)

Samal, E. V. (2008) Samoaktualizatsiya lichnosti v protsesse obucheniya v vuze [Self-actualization of the personality in the course of training in higher education institution]. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 245 p. (In Russian)

Sergienko, E. A. (2007) Zrelost’: molyarnyj ili modulyarnyj podkhod? [Maturity: Molar or modular method?] In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko (eds.). Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [A phenomenon and category of a maturity in psychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 13–28. (In Russian)

Stolyarskaya, E. V. (2001) Osobennosti samovospriyatiya i samoaktualizatsii lichnosti [Features of self-perception and self-actualization]. Psіkhalogіya, no. 2, pp. 5–11. (In Russian)

Yashchenko, E. F. (2006) Osobennosti samoaktualizatsii studentov s raznoj professional’noj napravlennost’yu [Features of self-actualization of students with different professional orientation]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 27, no. 3, pp. 31–41. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи