Особенности переживания одиночества лицами подросткового возраста в конце прошлого столетия и в настоящее время
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-166-173Ключевые слова:
одиночество, переживание одиночества, подростковый возраст, причины одиночества, результаты исследованийАннотация
В статье рассматривается проблема одиночества, сравниваются данные эмпирических исследований субъективного переживания одиночества подростками, проводимых в конце прошлого века и на современном этапе. Эмпирические данные, полученные в исследовании авторов, сопоставляются с результатами аналогичных исследований, проведенных в течение нескольких последних десятилетий. Представленные эмпирические результаты получены авторами в ходе исследования, целью которого являлось выявление взаимосвязи мотивации аффилиации и субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте. Участниками исследования стали 102 подростка в возрасте 12–17 лет, обучающиеся в школах города Минска. Согласно полученным результатам, та или иная степень субъективного переживания одиночества характерна для 29 % подростков, причем очень интенсивные переживания встречаются в 6 % случаев. При этом подростки 12–14 лет демонстрируют более высокий уровень субъективного одиночества в сравнении с подростками 15–17 лет, что свидетельствует о снижении остроты переживания одиночества по мере взросления. Результаты корреляционного анализа позволили установить, что уровень субъективного переживания одиночества у подростков 12–14 лет положительно связан со страхом отвержения, тогда как в выборке подростков 15–17 лет эта связь имеет отрицательную направленность. На этом основании сделан вывод о различиях в мотивационной детерминированности субъективного переживания одиночества на разных этапах взросления: в начале старшего подросткового возраста причиной одиночества является страх быть не принятым окружающими, фрустрирующий потребность в контактах с ними, в дальнейшем субъективное переживание одиночества отражает степень удовлетворенности потребности во взаимодействии с окружающими. Сопоставление эмпирических результатов, полученных авторами, с данными, представленными другими исследователями, показывает, что, несмотря на расширение возможностей коммуникации с другими людьми, происходящее благодаря развитию информационных технологий, проблема субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте сохраняет свою актуальность и даже несколько усугубляется в сравнении с предшествующими десятилетиями. В связи с этим подчеркивается необходимость проведения дальнейших исследований проблемы подросткового одиночества в реалиях современного цифрового общества, а также разработки соответствующих коррекционных программ.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абдураманова, Л. Р., Юдеева, Т. В. (2017) Индивидуально-психологические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология, № 4 (10), с. 18–22.
Апуневич, О. А. (2015) Взаимосвязь склонности к интернет-зависимости с чувством одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Ученые записки Череповецкого государственного университета, № 1, с. 6–9.
Белобрыкина, О. А. (2019) Дифференциальные дескрипторы субъективного переживания одиночества подростками. Часть II: результаты эмпирического исследования. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 4, № 3 (15), с. 158–192.
Зимбардо, Ф. (1991) Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться. М.: Педагогика, 207 с. Киселёва, В. (2002) Подростковое одиночество. Школьный психолог, № 8, с. 23–26.
Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 255 с.
Копысова, В. В., Коротаева, О. В. (2015) Факторы, влияющие на формирование одиночества. В кн.: Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. М.: Перо, с. 292–296.
Кривцова, С. В. (1997) Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 288 c.
Майленова, Ф. Г. (2002) Два лика одиночества. Человек, № 2, с. 129–135.
Мухина, В. С. (2003) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 456 с.
Покровский, Н. Е. (ред.). (1989) Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 624 с.
Тудупова, Т. Ц., Худякова, И. С. (2009) Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте. Вестник Бурятского государственного университета, № 5, с. 135–141.
Шиляева, И. Ф. (2018) Переживание одиночества в подростковом возрасте: половые и возрастные особенности. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, № 4 (35), с. 83–87.
REFERENCES
Abduramanova, L. R., Yudeeva, T. V. (2017) Individual’no-psikhologicheskie osobennosti perezhivaniya odinochestva v podrostkovom vozraste [Individual psychological characteristics of the experience of loneliness in adolescence]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya, vol. 4, no. 10, pp. 18–22. (In Russian)
Apunevich, O. A. (2015) Vzaimosvyaz’ sklonnosti k internet-zavisimosti s chuvstvom odinochestva u mal’chikov i devochek v podrostkovom vozraste [The relationship of addiction to Internet addiction with a sense of loneliness in boys and girls in adolescence]. Uchenye zapiski Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 6–9. (In Russian)
Belobrykina, O. A. (2019) Differentsial’nye deskriptory sub’ektivnogo perezhivaniya odinochestva podrostkami. Chast’ II: rezul’taty empiricheskogo issledovaniya [Differential descriptors of a subjective experience of loneliness by adolescents. Part II: Results of an empirical study]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 4, no. 3 (15), pp. 158–192. (In Russian)
Kiseleva, V. (2002) Podrostkovoe odinochestvo [Teenage loneliness]. Shkol’nyj psikholog, no. 8, pp. 23–26. (In Russian)
Kon, I. S. (1989) Psikhologiya rannej yunosti [The psychology of early youth]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 255 p. (In Russian)
Kopysova, V. V., Korotaeva, O. V. (2015) Faktory, vliyayushchie na formirovanie odinochestva [Factors affecting the formation of loneliness]. In: Nauka segodnya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Science today: Theoretical and practical aspects]. Moscow: Pero Publ., pp. 292–296. (In Russian)
Krivtsova, S. V. (1997) Podrostok na perekrestke epokh: problemy i perspektivy sotsial’no-psikhologicheskoj adaptatsii podrostkov [A teenager at the crossroads of eras: Problems and prospects of socio-psychological adaptation of adolescents]. Moscow: Genezis Publ., 288 p. (In Russian)
Majlenova, F. G. (2002) Dva lika odinochestva [Two faces of loneliness]. Chelovek, no. 2, pp. 129–135. (In Russian)
Mukhina, V. S. (2003) Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: Phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow: Akademiya Publ., 456 p. (In Russian)
Pokrovskij, N. E. (ed.). (1989) Labirinty odinochestva [Labyrinths of solitude]. Moscow: Progress Publ., 624 p. (In Russian)
Shilyaeva, I. F. (2018) Perezhivanie odinochestva v podrostkovom vozraste: polovye i vozrastnye osobennosti [The experience of loneliness in adolescence: Gender and age characteristics]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya — Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, vol. 4, no. 35, pp. 83–87. (In Russian)
Tudupova, T. Ts., Khudyakova, I. S. (2009) Osobennosti proyavleniya odinochestva v podrostkovom vozraste [Features of loneliness in adolescence]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Buryat State University Bulletin, no. 5, pp. 135–141. (In Russian)
Zimbardo, F. (1991) Shyness: What it is, what to do about it. Moscow: Pedagogika Publ., 207 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Елена Викторовна Самаль, Константин Владимирович Стволыгин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.