Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена)

Авторы

  • Галина Юрьевна Иконникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-9416-4190
  • Наталья Борисовна Лисовская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-6507-7680
  • Елена Сергеевна Тужикова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6404-2061

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-150-156

Ключевые слова:

цифровизация, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, дистанционное образование

Аннотация

В статье рассматривается проблема внедрения цифровых технологий в современное образование. Использование цифровых технологий становится необходимым и значимым условием жизни в современном обществе, так как задействовано в любой сфере деятельности человека. Владение современными цифровыми технологиями способствует развитию профессиональных компетенций и улучшению профессиональной подготовки будущих специалистов, так как информационная культура и компьютерная грамотность являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Цифровые технологии сегодня способствуют обеспечению сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных возможностей информационной среды, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Дистанционное обучение в РГПУ им. А. И. Герцена осуществляется с помощью системы «Moodle». Целью нашего исследования было изучение особенностей организации дистанционного обучения в данном университете. Для этого на платформе сервера дистанционного обучения «Moodle» был проведен онлайн-опрос. В онлайн-опросе приняли участие 1795 студентов 1–4 курсов бакалавриата и специалитета.

Внедрение цифровых технологий в образование заставит нас пересмотреть учебные планы и интегрировать концептуальные и актуальные инновации. Новые учебные планы должны предусматривать не только обязательную передачу фактов, но и сосредоточиться на достижении студентами определенных целей, а именно: творчества, воображения и работы в команде независимо от местоположения членов команды. Наконец, следует отметить, что современное глобальное образование столкнулось с серьезными преобразованиями, обусловленными дальнейшей интеграцией новых цифровых технологий в учебную деятельность и активным поиском эффективных моделей реализации возможностей, появляющихся в связи с цифровизацией образования. Дистанционное образование как новый вид образовательного процесса способствует систематизации знаний для интерактивной подачи лекционного и практического материала обучающимся, но, на наш взгляд, далеко еще не является идеальной формой обучения. Дистанционное обучение никогда не заменит общения преподавателя и студента, а может служить лишь дополнительным элементом.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Богдановская, И. М., Иконникова, Г. Ю., Королева, Н. Н. (2015) Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков. Психолого-педагогические исследования, т. 7, № 1, c. 1–11.

Касперская, Н. И. (2018) Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Иван-Чай, 12 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://ivan4.ru/~ZPDWy (дата обращения 01.05.2020).

Лисовская, Н. Б., Кузнецова, О. В. (2017a) Значение информационной компетентности молодого специалиста-психолога на современном рынке труда. В кн.: Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, c. 108–112.

Лисовская, Н. Б., Кузнецова, О. В. (2017b) Информационная компетентность как фактор профессиональной успешности молодого специалиста. В кн.: Т. А. Фленина (ред.). Электронная среда в открытом педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, c. 132–136.

Современная цифровая образовательная среда в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения 30.04.2020).

Углова, А. Б., Богдановская, И. М., Королева, Н. Н. и др. (2019) Информационный образ российского учителя и профессиональная самопрезентация молодого педагога. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 79 с.

Чеботарева, А. А., Чеботарев, В. Е., Розанов, А. С. и др. (2018) Информационное общество и информатизация образовательного пространства: проблемы и перспективы. В кн.: С. В. Иванова (ред.). Образовательное пространство в информационную эпоху. М.: Институт стратегии развития образования РАО, c. 157–166.

DeLone, W. H., McLean, E. R. (2003) The DeLone and McLean model of information systems success: A ten-year update. Journal of Management Information Systems, vol. 19, no. 4, pp. 9–30. DOI: 10.1080/07421222.2003.11045748

Goh, Ch. F., Leong, Ch. M., Kasmin, K. et al. (2017) Students’ experiences, learning outcomes and satisfaction in e-learning. Journal of E-learning and Knowledge Society, vol. 13, no. 2, pp. 117–128.

Lin, F. H. (2007) Measuring online learning systems success: Applying the updated DeLone and McLean model. Cyberpsychology & Behavior, vol. 10, no. 6, pp. 817–820. DOI: 10.1089/cpb.2007.9948

Patil, B. A., Bhosale, M. S., Borse, C. M. (2018) Digitization, platform for educational enrichment. Scholarly Research Journal for Interdisciplinary Studies, vol. 6/49, pp. 1–5.

Shaik, N., Lowe, S., Pinegar, K. (2006) DL-sQUAL: A multiple-item scale for measuring service quality of online distance learning programs. Online Journal of Distance Learning Administration, vol. 9, no. 2, pp. 201–214.

REFERENCES

Bogdanovskaya, I. M., Ikonnikova, G. Yu., Koroleva, N. N. (2015) Rol’ sovremennoj informatsionno-kommunikativnoj sredy v formirovanii identichnosti i obraza mira sovremennykh podrostkov [The role of the modern information and communication environment in the formation of the identity and world image of modern adolescents]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological and Pedagogical Research, vol. 7, no. 1, pp. 1–11. (In Russian)

Chebotareva, A. A., Chebotarev, V. E., Rozanov, A. S. et al. (2018) Informatsionnoe obshchestvo i informatizatsiya obrazovatel’nogo prostranstva: problemy i perspektivy [The information society and the informatization of the educational space: Problems and prospects]. In: S. V. Ivanova (ed.). Obrazovatel’noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu [Education environment for the information age]. Moscow: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education Publ., pp. 157–166. (In Russian)

DeLone, W. H., McLean, E. R. (2003) The DeLone and McLean model of information systems success: A ten-year update. Journal of Management Information Systems, vol. 19, no. 4, pp. 9–30. DOI: 10.1080/07421222.2003.11045748 (In English)

Goh, Ch. F., Leong, Ch. M., Kasmin, K. et al. (2017) Students’ experiences, learning outcomes and satisfaction in e-learning. Journal of E-learning and Knowledge Society, vol. 13, no. 2, pp. 117–128. (In English)

Kasperskaya, N. I. (2018) Tsifrovaya ekonomika i riski tsifrovoj kolonizatsii [The digital economy and the risks of digital colonization]. Ivan-Chaj, 12 March. [Online]. Available at: https://ivan4.ru/~ZPDWy (accessed 01.05.2020). (In Russian)

Lin, F. H. (2007) Measuring online learning systems success: Applying the updated DeLone and McLean model. Cyberpsychology & Behavior, vol. 10, no. 6, pp. 817–820. DOI: 10.1089/cpb.2007.9948 (In English)

Lisovskaya, N. B., Kuznetsova, O. V. (2017b) Informatsionnaya kompetentnost’ kak faktor professional’noj uspeshnosti molodogo specialista [Information competence as a factor in the professional success of a young specialist]. In: T. A. Flenina (ed.). Elektronnaya sreda v otkrytom pedagogicheskom obrazovanii [The electronic environment in open pedagogical education]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 132–136. (In Russian)

Lisovskaya, N. B., Kuznetsova, O. V. (2017a) Znachenie informatsionnoj kompetentnosti molodogo specialistapsikhologa na sovremennom rynke truda [The value of information competence of a young specialist psychologist in the modern labor market]. In: Aktual’nye problemy cheloveka v innovatsionnykh usloviyakh sovremennogo obrazovaniya i nauki [Actual problems of man in the innovative conditions of modern education and science]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 108–112. (In Russian)

Patil, B. A., Bhosale, M. S., Borse, C. M. (2018) Digitization, platform for educational enrichment. Scholarly Research Journal for Interdisciplinary Studies, vol. 6/49, pp. 1–5. (In English)

Shaik, N., Lowe, S., Pinegar, K. (2006). DL-sQUAL: A multiple-item scale for measuring service quality of online distance learning programs. Online Journal of Distance Learning Administration, vol. 9, no. 2, pp. 201–214. (In English)

Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel’naya sreda v RF [Modern digital educational environment in the Russian Federation]. [Online]. Available at: http://neorusedu.ru/ (accessed 30.04.2020). (In Russian)

Uglova, A. B., Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N. et al. (2019) Informatsionnyj obraz rossijskogo uchitelya i professional’naya samoprezentatsiya molodogo pedagoga [Information image of a Russian teacher and professional self-presentation of a young teacher]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 79 p. (In Russian)

Опубликован

06.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи