Образ будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-184-192Ключевые слова:
образ профессиональной деятельности, психология, студенты-психологиАннотация
Целью проведенного исследования являлся анализ образа профессиональной деятельности у студентов-психологов, его специфики на разных этапах обучения в вузе, а также выявление взаимосвязей его структурных компонентов со знаниями о получаемой профессии. Было установлено, что старшекурсники придают большую значимость знаниям, навыкам и умениям (когнитивный компонент образа профессиональной деятельности), которые необходимы для успешного освоения профессии, более глубоко осознают свое призвание (ценностный компонент образа профессиональной деятельности). Первокурсники главным считают общение, взаимодействие с людьми в профессии (коммуникативный компонент образа профессиональной деятельности). Структура образа профессиональной деятельности включает смысловые размерности: «Коммуникативное творчество в профессии психолога», «Эмоционально-волевая саморегуляция профессии психолога», «Навыки и способности, способствующие профессиональной самореализации в профессии психолога» — и обладает спецификой в зависимости от курса обучения и направления подготовки студентов. Студенты всех курсов придают примерно одинаковую значимость эмоционально-волевой регуляции и представляют свою будущую профессиональную деятельность как связанную с эмоциональным напряжением. Студенты 4 курса, обучающиеся по направлению «Психология» (кафедра психологии человека), наиболее значимым в структуре образа профессиональной деятельности считают «Коммуникативное творчество в профессии психолога». Студенты 5 курса, обучающиеся по специальностям «Психология служебной деятельности» (кафедра психологии профессиональной деятельности) и «Клиническая психология» (кафедра клинической психологии и психологической помощи), наиболее высоко оценивают значимость «Навыков и способностей, способствующих профессиональной самореализации психолога». Исследование представлений о специфике профессиональной деятельности показало, что старшекурсники имеют наиболее полные представления о будущей профессии. Однако не было выявлено различий в знаниях условий труда психолога, требований к уровню профессиональной подготовки, в знаниях противопоказаний к работе психологом. Также не было выявлено значимых различий в объеме профессиональной лексики, что может говорить о недостаточном усвоении профессиональной терминологии студентами старших курсов. Знания о профессии значимо взаимосвязаны только с одним компонентом образа будущей профессии — «Навыки и способности, способствующие профессиональной самореализации психолога».
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Володина, К. А., Колмогорцева, Н. Н. (2014) Экспериментальное исследование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе. Педагогическое образование в России, № 7, с. 109–113.
Дячкин, О. Д. (2009) Образ профессии в системе целей профессионального образования. Высшее образование сегодня, № 7, с. 20–22.
Канюков, Д. Н. (2011) Структура образа профессии и динамика ее изменения у студентов-психологов в процессе обучения. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, № 1, с. 104–112.
Кунц, Л. И. (2005) Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: на материале студентов-психологов. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Новосибирск, Новосиб. гос. пед. ун-т, 216 с.
Медведев, Д. А. (2001) Образ мира современного студента: основы системно-текстологической парадигмы. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 198 с.
Рубинштейн, С. Л. (2015) Основы общей психологии. СПб.: Питер, 705 с.
REFERENCES
Dyachkin, O. D. (2009) Obraz professii v sisteme tselej professional’nogo obrazovaniya [Job visuality in the system of professional education purposes]. Vysshee obrazovanie segodnya — Higher Education Today, no. 7, pp. 20–22. (In Russian)
Kanyukov, D. N. (2011) Struktura obraza professii i dinamika ee izmeneniya studentov-psikhologov v protsesse obucheniya [The structure of an image of a trade and dynamics of its change of students-psychologists in the course of training]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psikhologiya — Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A series of “Psychology”, no. 1, pp. 104–112. (In Russian)
Kunts, L. I. (2005) Professional’naya napravlennost’ kak faktor formirovaniya obraza budushchej professional’noj deyatel’nosti lichnosti: na materiale studentov-psikhologov [Professional orientation as a factor in shaping the image of the future professional activity of an individual: Based on material from student psychologists]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 216 p. (In Russian)
Medvedev, D. A. (2001) Obraz mira sovremennogo studenta: osnovy sistemno-tekstologicheskoj paradigmy [The image of the world of a modern student: The foundations of a systemic-textological paradigm]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University Publ., 198 p. (In Russian)
Rubinshtejn, S. L. (2015) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 705 p. (In Russian)
Volodina, K. A., Kolmogortseva, N. N. (2014) Eksperimental’noe issledovanie obraza professii u studentov-psikhologov na nachal’nykh etapakh obucheniya v vuze [Experimental study of the image of their future profession of students of psychology at initial stages of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 7, pp. 109–113. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Ирина Марковна Богдановская, Алексей Владимирович Сычёв
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.