Образ будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-184-192Ключевые слова:
образ профессиональной деятельности, психология, студенты-психологиАннотация
Целью проведенного исследования являлся анализ образа профессиональной деятельности у студентов-психологов, его специфики на разных этапах обучения в вузе, а также выявление взаимосвязей его структурных компонентов со знаниями о получаемой профессии. Было установлено, что старшекурсники придают большую значимость знаниям, навыкам и умениям (когнитивный компонент образа профессиональной деятельности), которые необходимы для успешного освоения профессии, более глубоко осознают свое призвание (ценностный компонент образа профессиональной деятельности). Первокурсники главным считают общение, взаимодействие с людьми в профессии (коммуникативный компонент образа профессиональной деятельности). Структура образа профессиональной деятельности включает смысловые размерности: «Коммуникативное творчество в профессии психолога», «Эмоционально-волевая саморегуляция профессии психолога», «Навыки и способности, способствующие профессиональной самореализации в профессии психолога» — и обладает спецификой в зависимости от курса обучения и направления подготовки студентов. Студенты всех курсов придают примерно одинаковую значимость эмоционально-волевой регуляции и представляют свою будущую профессиональную деятельность как связанную с эмоциональным напряжением. Студенты 4 курса, обучающиеся по направлению «Психология» (кафедра психологии человека), наиболее значимым в структуре образа профессиональной деятельности считают «Коммуникативное творчество в профессии психолога». Студенты 5 курса, обучающиеся по специальностям «Психология служебной деятельности» (кафедра психологии профессиональной деятельности) и «Клиническая психология» (кафедра клинической психологии и психологической помощи), наиболее высоко оценивают значимость «Навыков и способностей, способствующих профессиональной самореализации психолога». Исследование представлений о специфике профессиональной деятельности показало, что старшекурсники имеют наиболее полные представления о будущей профессии. Однако не было выявлено различий в знаниях условий труда психолога, требований к уровню профессиональной подготовки, в знаниях противопоказаний к работе психологом. Также не было выявлено значимых различий в объеме профессиональной лексики, что может говорить о недостаточном усвоении профессиональной терминологии студентами старших курсов. Знания о профессии значимо взаимосвязаны только с одним компонентом образа будущей профессии — «Навыки и способности, способствующие профессиональной самореализации психолога».
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Володина, К. А., Колмогорцева, Н. Н. (2014) Экспериментальное исследование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе. Педагогическое образование в России, № 7, с. 109–113.
Дячкин, О. Д. (2009) Образ профессии в системе целей профессионального образования. Высшее образование сегодня, № 7, с. 20–22.
Канюков, Д. Н. (2011) Структура образа профессии и динамика ее изменения у студентов-психологов в процессе обучения. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, № 1, с. 104–112.
Кунц, Л. И. (2005) Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: на материале студентов-психологов. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Новосибирск, Новосиб. гос. пед. ун-т, 216 с.
Медведев, Д. А. (2001) Образ мира современного студента: основы системно-текстологической парадигмы. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 198 с.
Рубинштейн, С. Л. (2015) Основы общей психологии. СПб.: Питер, 705 с.
REFERENCES
Dyachkin, O. D. (2009) Obraz professii v sisteme tselej professional’nogo obrazovaniya [Job visuality in the system of professional education purposes]. Vysshee obrazovanie segodnya — Higher Education Today, no. 7, pp. 20–22. (In Russian)
Kanyukov, D. N. (2011) Struktura obraza professii i dinamika ee izmeneniya studentov-psikhologov v protsesse obucheniya [The structure of an image of a trade and dynamics of its change of students-psychologists in the course of training]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psikhologiya — Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A series of “Psychology”, no. 1, pp. 104–112. (In Russian)
Kunts, L. I. (2005) Professional’naya napravlennost’ kak faktor formirovaniya obraza budushchej professional’noj deyatel’nosti lichnosti: na materiale studentov-psikhologov [Professional orientation as a factor in shaping the image of the future professional activity of an individual: Based on material from student psychologists]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 216 p. (In Russian)
Medvedev, D. A. (2001) Obraz mira sovremennogo studenta: osnovy sistemno-tekstologicheskoj paradigmy [The image of the world of a modern student: The foundations of a systemic-textological paradigm]. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University Publ., 198 p. (In Russian)
Rubinshtejn, S. L. (2015) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 705 p. (In Russian)
Volodina, K. A., Kolmogortseva, N. N. (2014) Eksperimental’noe issledovanie obraza professii u studentov-psikhologov na nachal’nykh etapakh obucheniya v vuze [Experimental study of the image of their future profession of students of psychology at initial stages of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 7, pp. 109–113. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Ирина Марковна Богдановская, Алексей Владимирович Сычёв
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by-nc/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.