Отношение к будущей профессии у китайских студентов, обучающихся в России
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-34-40Ключевые слова:
отношение к жизненным сферам, будущая профессия, китайские студенты в Китае и России, удовлетворенность профессией, профессиональные планы, готовность работать по специальностиАннотация
Студенчество представляет собой особую социальную группу, главная задача которой — получение высшего образования и овладение высококвалифицированной профессией. В настоящее время все больше китайских студентов обучается в вузах России. Целью настоящего исследования стало определение отношения к будущей профессии у китайских студентов, обучающихся в России. В задачи исследования вошло сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов 1 и 4 курса, обучающихся в России, и у китайских студентов 1 и 4 курса, обучающихся в Китае; как дополнительная задача — сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов 1 и 4 курса, с одной стороны, и российских студентов 1 и 4 курса, с другой.
В исследовании участвовали 720 студентов дневной формы обучения гуманитарного профиля Хэнаньского университета (Китай) и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Россия). В исследовании использовалась авторская анкета «Сферы жизни».
Большинство студентов довольны выбранной профессией. Вместе с тем значительно отличаются ответы китайских студентов, обучающихся в России на 1 курсе. Они удовлетворены будущей профессией только в 32% случаев. Китайские первокурсники в России и особенно в Китае имеют более высокую готовность поступить в магистратуру, чем на четвертом курсе. Напротив, российские студенты больше хотят продолжить обучение в магистратуре на старших курсах. Эти результаты объясняются высокой ценностью образования в традиционной китайской культуре и желанием китайских первокурсников выполнить родительскую волю. В дальнейшем происходит корректировка жизненных планов. У всех студентов также отмечается готовность работать по специальности, кроме китайских студентов первого курса, обучающихся в России. В итоге выявлено, что отношение к профессии китайских студентов отличается от отношения к профессии российских студентов. На выявленных различиях сказываются адаптационные трудности первокурсников, начинающих обучение в чужой стране, а также социокультурная специфика студенчества. За время обучения китайскими студентами адаптационные трудности успешно преодолеваются. Данные об отношении к будущей профессии китайских студентов имеют значение для организации вузовской психологической службы в Китае и России.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Веселова, Е. К., Коржова, Е. Ю. (2018) Оценка ситуаций морального выбора современными студентами. Развитие человека в современном мире, № 1, с. 7–15.
Головей, Л. А., Данилова, М. В., Рыкман, Л. В. и др. (2015) Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб.: Нестор-История, 336 с.
Даниленко, О. И., Сюй, И. (2016) Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая. Российский психологический журнал, т. 13, № 4, с. 137–156.
Дун, Я. (2017) Ценности современной китайской молодежи. Казанский вестник молодых ученых, т. 1, № 1 (1), с. 74–77.
Дун, Я. (2020) Психологические предикторы удовлетворенности жизнью китайских студентов, начинающих обучение в России. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 9, № 2 (31), с. 323–325.
Коржова, Е. Ю. (2020) Психология личности. СПб.: Питер, 549 с.
Коржова, Е. Ю., Волкова, Е. Н., Рудыхина, О. В., Туманова, Е. Н. (2018) Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 40–50.
Коржова, Е. Ю., Туманова, Е. Н., Дун, Я. (2019) Содержание значимых жизненных ситуаций у китайских и российских студентов. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 11 (ноябрь), ART 2789. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2789.htm (дата обращения 11.08.2020).
Манеров, В. Х., Ван, Х. (2019) Контент-анализ результатов кросс-культурного исследования (на примере представлений о совести российских и китайских студентов). Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 4 (апрель), ART 2717. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (дата обращения 11.08.2020).
Манохина, О. А., Козловская, С. Н. (2015) Социально-психологическая характеристика студенчества как большой социальной группы. Человеческий капитал, № 8 (80), с. 39–41.
Мясищев, В. Н. (2005) Психология отношений. М.: МПСИ, 158 с.
Сулаева, Ж. А. (2018) Основные психологические особенности студенческого возраста. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: материалы Международной научно-практической конференции, 5 января 2018 г., Пенза. В 3 ч. Ч. 3. Пенза: Наука и Просвещение, с. 16–18.
Borg, I. (2017) Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities. Psychology and Aging, vol. 32, no. 7, pp. 636–641.
Elman, B. A. (2006) A cultural history of modern science in late Imperial China. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 336 p.
REFERENCES
Borg, I. (2017) Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities. Psychology and Aging, vol. 32, no. 7, pp. 636–641. (In English)
Danilenko, O. I., Syuj, I. (2016) Sub’ektivnoe blagopoluchie kitajskikh studentov na raznykh etapakh obucheniya v vuzakh Rossii i Kitaya [The values of the Сhinese students: the ratio of subjective significance-accessibility]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 13, no. 4, pp. 137–156. (In Russian)
Dun, Y. (2017) Tsennosti sovremennoj kitajskoj molodezhi [Values of modern Chinese youth]. Kazanskij vestnik molodykh uchenykh — Kazan Bulletin of Young Scientists, vol. 1, no. 1 (1), pp. 74–77. (In Russian)
Dun, Y. (2020) Psikhologicheskie prediktory udovletvorennosti zhizn’yu kitajskikh studentov, nachinayushchikh obuchenie v Rossii [The life satisfaction psychological predictors of the Chinese students starting their studies in Russia]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 2 (31), pp. 323–325. (In Russian)
Elman, B. A. (2006) A cultural history of modern science in late Imperial China. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 336 p. (In English)
Golovej, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V. et al. (2015) Professional’noe razvitie lichnosti: nachalo puti (empiricheskoe issledovanie) [Professional development of a person: The beginning of the path (an empirical research)]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 336 p. (In Russian)
Korjova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudykhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018) Psikhologiya cheloveka kak sub’ekta zhiznedeyatel’nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovanij [The psychology of a person as a subject of life activity and personality life span: Main research results]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 187, pp. 40–50. (In Russian)
Korzhova, E. Yu. (2020) Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Saint Petersburg: Piter Publ., 549 p. (In Russian)
Korzhova, E. Yu., Tumanova, E. N., Dun, Y. (2019) Soderzhanie znachimykh zhiznennykh situatsij u kitajskikh i rossijskikh studentov [The content of significant life situations in Chinese and Russian students]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 11 (November), ART 2789. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2789.htm (accessed 10.08.2020). (In Russian)
Manerov, V. H., Van, H. (2019) Kontent-analiz rezul’tatov kross-kul’turnogo issledovaniya (na primere predstavlenij o sovesti rossijskikh i kitajskikh studentov) [Content analysis of the results of cross-cultural research (on the example of ideas about the conscience of Russian and Chinese students)]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 4 (April), ART 2717. [Online] Available at: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (accessed 11.08.2020). (In Russian)
Manokhina, O. A., Kozlovskaya, S. N. (2015) Social’no-psikhologicheskaya kharakteristika studenchestva kak bol’shoj social’noj gruppy [Socio-psychological characteristics students as a big social group]. Chelovecheskij kapital — Human Capital, no. 8 (80), pp. 39–41. (In Russian)
Myasishchev, V. N. (2005) Psikhologiya otnoshenij [Psychology of attitudes]. Moscow: MPSI Publ., 158 p. (In Russian)
Sulaeva, Zh. A. (2018) Osnovnye psikhologicheskie osobennosti studencheskogo vozrasta [The main psychological features of student age]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Innovatsionnoe razvitie: potentsial nauki i sovremennogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 5 yanvarya 2018 g., Penza [Innovative development: Potential of science and modern education: Proceedings of the International scientific and practical conference, 5 January 2018. Penza]: In 3 parts. Pt 3. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 16–18. (In Russian)
Veselova, E. K., Korzhova, E. Yu. (2018) Otsenka situatsij moral’nogo vybora sovremennymi studentami [Assessment of the moral choice situations by modern students]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire — Human Development in the Modern World, no. 1, pp. 7–15. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Яньбо Дун
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.