Формирование компетенций сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии РФ

Авторы

  • Сергей Михайлович Шингаев Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования https://orcid.org/0000-0001-7546-7375
  • Екатерина Александровна Ходова ГБОУ СОШ № 368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-91-100

Ключевые слова:

компетентностный подход, должностные компетенции, программа формирования, развитие ключевых компетенций, результативность профессиональной деятельности

Аннотация

Введение. В данной статье рассмотрена компетентностная модель сотрудника вневедомственной охраны Росгвардии РФ. Компетентностная модель сотрудника вневедомственной охраны представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих результативность деятельности сотрудника вневедомственной охраны Росгвардии.

Материалы и методы. Структурными компонентами компетентностной модели выступают: профиль должностных компетенций с индикаторами компетенций (поведенческими маркерами), технология оценки должностных компетенций, программа развития должностных компетенций. Основным элементом компетентностной модели выступает профиль должностных компетенций сотрудников вневедомственной охраны, включающий в себя набор компетенций, обеспечивающих выполнение служебных задач, результативности и успешности в профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Профиль должностных компетенций включает в себя инвариантную составляющую (ключевые компетенции, необходимые для всех сотрудников вневедомственной охраны (ВО) Росгвардии вне зависимости от занимаемой должности) и вариативную составляющую (обусловленную спецификой должности сотрудника и решаемых задач). К инвариантной составляющей в профилях компетенций относятся: для всех сотрудников ВО — специальные знания и профессиональная мотивация; для командира отделения, взвода, роты — способность организовывать и планировать; способность руководить коллективом, командой; профессиональная мотивация; способность принимать решения и организовывать замещение позиций, специальные знания; для исполнителей (рядовых) — способность работать в команде. Технология оценки компетенций, созданная на основе компетентностной модели, позволяет определить должностные компетенции сотрудника вневедомственной охраны для формулирования прогноза результативности его служебной деятельности.

Заключение. Программа формирования должностных компетенций руководителей подразделений вневедомственной охраны Росгвардии Российской Федерации, опирающаяся на компетентностную модель, способствует развитию ключевых компетенций и выявленных дефицитов в уровне развития должностных компетенций.

Программа развития должностных компетенций руководителей ВО Росгвардии, составленная с учетом данных, полученных в ходе факторного и регрессионного анализа, прошедшая апробацию на примере работы с группой начальников подразделений, проявивших менее выраженные компетенции, позволила сделать вывод о том, что использование данной модели способно значительно повысить общее качество деятельности сотрудников подразделений Росгвардии Российской Федерации.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ермолаев, В. В. (2014) Компетентностная модель подготовки кадрового резерва органов внутренних дел. Педагогика и психология образования, № 3, с. 16–21.

Макшанов, С. И. (1997) Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 238 с.

Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 308 с.

Толочек, В. А. (2017) Профессиональное становление субъекта: способности и профессионально важные качества, компетенции и компетентность. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 2, № 2, с. 3–30.

Толочек, В. А. (2019) Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 9, № 2, с. 123–137. https://www.doi.org/10.21638/spbu16.2019.202

Толочек, В. А. (2020) Феномен «компетенции»: открытые вопросы. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 4, с. 84–109. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2020.04.05

Толочек, В. А., Машкова, А. С. (2021) Феномен «компетенции»: оценки компетенций менеджеров (факторы предпочтений). Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 1, с. 57–78. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2021.01.03

Ходова, Е. А. (2014) Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, № 12 (118), с. 288–293. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p288-293

Шингаев, С. М. (2014) Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., СПбГУ. 386 с.

REFERENCES

Ermolaev, V. V. (2014) Kompetentnostnaya model’ podgotovki kadrovogo rezerva organov vnutrennikh del [Competence-based model of training of a personnel reserve of the bodies of internal affairs]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, no. 3, pp. 16–21. (In Russian)

Khodova, E. A. (2014) Programma formirovaniya i razvitiya dolzhnostnykh competentsij rukovoditelej vnevedomstvennoj okhrany razlichnogo urovnya [Program of formation and development of the private security managers official competences at various levels]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, no. 12 (118), pp. 288–293. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p288-293 (In Russian)

Makshanov, S. I. (1997) Psikhologiya treninga: Teoriya. Metodologiya. Praktika [Psychology of training: Theory. Methodology. Practice]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 238 p. (In Russian)

Markova, A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Mezhdunarodnyj humanitarnyj fond “Znanie” Publ., 308 p. (In Russian)

Tolochek, V. A. (2017) Professional’noe stanovlenie subekta: sposobnosti i professinal’no vazhnye kachestva, competentsii i competentnost’ [Professional formation subject: Abilities, professionally important qualities, competencies, competence]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, vol. 2, no. 2, pp. 3–30. (In Russian)

Tolochek, V. A. (2019) Competentnostnyj podkhod i PVK-podkhod: vozmozhnosti i ogranicheniya [Competence and PCC approach: opportunities and limitations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 9, no. 2, pp. 123–137. https://www.doi.org/10.21638/spbu16.2019.202 (In Russian)

Tolochek, V. A. (2020) Fenomen “competentsii”: otkrytye voprosy [The competence phenomenon: Open questions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 84–109. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2020.04.05 (In Russian)

Tolochek, V. A., Mashkova, A. S. (2021) Fenomen “competentsii”: otsenki menedzherov (faktory predpochtenij) [The phenomenon of “competence”: Assessment of managers’ competencies (preference factors)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 1, pp. 57–78. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2021.01.03 (In Russian)

Shingaev, S. M. (2014) Psikhologicheskoe obespechenie professional’nogo zdorov’ya menedzherov [Psychological support of professional health of managers]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 386 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи