Академическая прокрастинация как элиминация учебной активности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-61-70

Ключевые слова:

академическая прокрастинация, учебная активность, компоненты учебной активности, корреляционный анализ, элиминация

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что академическая прокрастинация элиминирует учебную активность. Проверка данной гипотезы позволяет подтвердить имеющиеся теоретические разработки, а также получить новые эмпирические данные в рамках исследования учебной активности и прокрастинации. Объект исследования — учебная активность студента. Предмет исследования — академическая прокрастинация. Цель исследования — выявление характера взаимосвязей академической прокрастинации с учебной активностью студентов и ее компонентами. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: подобрать диагностический инструментарий, адекватный цели исследования; осуществить статистический анализ взаимосвязей академической прокрастинации с учебной активностью и ее компонентами; интерпретировать полученные результаты. Респонденты — студенты факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В исследовании применяется метод корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции rs-Спирмена). Используются следующие методики: «Шкала прокрастинации» П. Стила (Клепикова, Кормачёва 2019), «Вопросник учебной активности студентов» (Волочков 2007). Выявлены значимые взаимосвязи академической прокрастинации со следующими параметрами: учебная мотивация, самооценка обучаемости студента, контроль действий при реализации учебной деятельности, контроль действий при фрустрации в ходе учебной деятельности, самооценка результатов учебной активности, исполнительская динамика в ходе учебной деятельности, творческая динамика в ходе учебной деятельности, потенциал учебной активности, регулятивный компонент учебной активности, динамика реализации учебной активности, интегральный показатель учебной активности. В результате проведенного исследования удалось доказать, что академическая прокрастинация элиминирует учебную активность за счет негативного воздействия на ее компоненты и их элементы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова, К. А. (1999) Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 224 с.

Богачева, Н. В., Павлова, Е. М., Корнилова, Т. В. (2019) Когнитивная и личностная регуляция восприятия медицинских рисков практикующими врачами. Психологический журнал, т. 40, № 4, с. 32–45. https://doi.org/10.31857/S020595920005370-3

Былина, А. В. (2018) Особенности академической прокрастинации у студентов. Студенческий электронный журнал СтРИЖ, № 5 (22), с. 62–65.

Валиуллина, Е. В. (2018) Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 8, с. 111–117. https://doi.org/10.24422/МС1Т0.2018.8.15653

Виндекер, О. С., Останина, М. В. (2014) Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки). Актуальные проблемы психологического знания, № 1, с. 116–126.

Волочков, А. А. (2002) Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Пермь, Пермский государственный педагогический университет, 416 с.

Волочков, А. А. (2007) Активность субъекта бытия: Интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 376 с.

Данилова, Д. И., Розмаинский, И. В. (2019) Эмпирический анализ оппортунизма на основе опроса студентов университетов. Journal of Institutional Studies, т. 11, № 4, с. 121–140. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2019.11.4.121-140

Евстратова, Т. А. (2015) Семейное воспитание и формирование прокрастинации в подростковом возрасте. В кн.: О. В. Карина, М. А. Киселева, Н. Е. Шустова (ред.). Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Саратов: Саратовский источник, с. 51–53.

Зверева, М. В. (2015) Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 168 с.

Иванов, Д. В. (2020) Психологические идеи в трудах В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова. Системная психология и социология, № 1 (33), с. 120–134. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.33.1.10

Иванов, Д. В., Галюк, Н. А. (2016) Концептуальный аппарат разноуровневой самореализации личности. В кн.: Н. П. Фетискин (ред.). Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л. И. Уманского), Кострома, 27–29 окт. 2016 г.: в 2 т. Т. 2. Ч. 1. Кострома: КГУ, с. 272–275.

Карина, О. В. (2017) Прокрастинации в контексте социальных экспектаций современной молодежи. Гуманизация образования, № 1, с. 51–56.

Клепикова, Н. М., Кормачёва, И. Н. (2019) Адаптация Шкалы прокрастинации и Шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила. Системная психология и социология, № 3 (31), с. 26–37. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.03

Колосова, Е. В. (2015) Влияние прокрастинации на сознание медиазависимых подростков. В кн.: Traditional and modern culture: History, actual situation, prospects: Materials of the V international scientific conference on September 20–21, 2015. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», с. 86–88. (Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 37).

Кондрашихина, О. А. (2020) «Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов. Гаудеамус, т. 19, № 1 (43), с. 53–60. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-53-60

Коржова, Е. Ю. (2019) Вопросы становления психологии личности в отечественной психологической мысли. Развитие человека в современном мире, № 3, с. 7–13.

Коржова, Е. Ю., Веревкина, А. Б. (2019) Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы. Системная психология и социология, № 3 (31), с. 18–25. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

Кормачёва, И. Н., Клепикова, Н. М. (2019) Прокрастинация: феномен и научная проблема. Системная психология и социология, № 4 (32), с. 18–29. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.2

Кошкарова, Н. Н., Яковлева, Е. М. (2019) Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности. Политическая лингвистика, № 5 (77), с. 147–152. https://doi.org/10.26170/pl19-05-15

Лученкова, М. А. (2017) Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей. Гуманизация образования, № 1, с. 57–63.

Руднова, Н. А. (2019) Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии Российской академии наук, 187 с.

Чеврениди, А. А. (2019) Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., НИУ ВШЭ, 196 с.

Closson, L. M., Boutilier, R. R. (2017) Perfectionism, academic engagement, and procrastination among undergraduates: The moderating role of honors student status. Learning and Individual Differences, vol. 57, pр. 157–162. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.04.010

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Ucles-Juarez, R. (2019) From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, vol. 13, p. 103–108. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007

Fernie, B. A., Kopar, U. Y., Fisher, P. L., Spada, M. M. (2018) Further development and testing of the metacognitive model of procrastination: Self-reported academic performance. Journal of Affective Disorders, vol. 240, pр. 1–5. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.07.018

Grunschel, C., Patrzek, J., Klingsieck, K. B., Fries, S. (2018) “I’ll stop procrastinating now!” Fostering specific processes of self-regulated learning to reduce academic procrastination. Journal of Prevention & Intervention in the Community, vol. 46, no. 2, рр. 143–157. https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198166

Gustavson, D. E., Miyake, A. (2017) Academic procrastination and goal accomplishment: A combined experimental and individual differences investigation. Learning and Individual Differences, vol. 54, рp. 160–172. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.01.010

Kim, S., Fernandez, S., Terrier, L. (2017) Procrastination, personality traits, and academic performance: When active and passive procrastination tell a different story. Personality and Individual Differences, vol. 1081, pp. 154–157. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.12.021

Won, S., Yu, S. L. (2018) Relations of perceived parental autonomy support and control with adolescents’ academic time management and procrastination. Learning and Individual Differences, vol. 61, pp. 205–215. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.12.001

Ziegler, N., Opdenakker, M.-C. (2018) The development of academic procrastination in first-year secondary education students: The link with metacognitive self-regulation, self-efficacy, and effort regulation. Learning and Individual Differences, vol. 64, pp. 71–82. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.04.009

REFERENCES

Abul’khanova, K. A. (1999) Psikhologiya i soznaniye lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real’noy lichnosti): Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theory and research of the real personality): Selected psychological works]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial’nyy institut Publ.; Voronezh: NPO “MODEK” Publ., 224 p. (In Russian)

Bogacheva, N. V., Pavlova, Ye. M., Kornilova, T. V. (2019) Kognitivnaya i lichnostnaya regulyatsiya vospriyatiya meditsinskikh riskov praktikuyushchimi vrachami [Cognitive and personal regulation of the perception of medical risks by practitioners]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 4, pp. 32–45. https://doi.org/10.31857/S020595920005370-3 (In Russian)

Bylina, A. V. (2018) Osobennosti akademicheskoj prokrastinatsii u studentov [Features of academic procrastination among students]. Studencheskij elektronnyj zhurnal StRIZh — Student Electronic Journal Strizh, no. 5 (22), pp. 62–65. (In Russian)

Chevrenidi, A. A. (2019) Vzaimosvyaz’ vremennoj perspektivy i prokrastinatsii u sotrudnikov raznogo dolzhnostnogo statusa [The relationship of time perspective and procrastination among employees of different job status]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Higher School of Economics, 196 p. (In Russian)

Closson, L. M., Boutilier, R. R. (2017) Perfectionism, academic engagement, and procrastination among undergraduates: The moderating role of honors student status. Learning and Individual Differences, vol. 57, pр. 157–162. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.04.010 (In English)

Danilova, D. I., Rozmainskiy, I. V. (2019) Empiricheskiy analiz opportunizma na osnove oprosa studentov universitetov [An empirical analysis of opportunism based on a survey of university students]. Journal of Institutional Studies, vol. 11, no. 4, pp. 121–140. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2019.11.4.121-140 (In Russian)

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Ucles-Juarez, R. (2019) From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, vol. 13, p. 103–108. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007 (In English)

Evstratova, T. A. (2015) Semejnoe vospitanie i formirovanie prokrastinatsii v podrostkovom vozraste [Family education and the formation of procrastination in adolescence]. In: O. V. Karina, M. A. Kiseleva, N. E. Shustova (eds.). Rol’ prokrastinatsii v protsesse samoopredeleniya molodezi [The role of procrastination in process of youth’s self-determination]. Saratov: Saratovskij istochnik, p. 51–53. (In Russian)

Fernie, B. A., Kopar, U. Y., Fisher, P. L., Spada, M. M. (2018) Further development and testing of the metacognitive model of procrastination: Self-reported academic performance. Journal of Affective Disorders, vol. 240, pр. 1–5. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.07.018 (In English)

Grunschel, C., Patrzek, J., Klingsieck, K. B., Fries, S. (2018) “I’ll stop procrastinating now!” Fostering specific processes of self-regulated learning to reduce academic procrastination. Journal of Prevention & Intervention in the Community, vol. 46, no. 2, рр. 143–157. https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198166 (In English)

Gustavson, D. E., Miyake, A. (2017) Academic procrastination and goal accomplishment: A combined experimental and individual differences investigation. Learning and Individual Differences, vol. 54, рp. 160–172. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.01.010 (In English)

Ivanov, D. V. (2020) Psikhologicheskiye idei v trudakh V. G. Belinskogo i N. I. Pirogova [Psychological ideas in the works of V. G. Belinsky and N. I. Pirogov]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 1 (33), pp. 120–134. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.33.1.10 (In Russian)

Ivanov, D. V., Galyuk, N. A. (2016) Kontseptual’nyj apparat raznourovnevoj samorealizatsii lichnosti [Conceptual apparatus of multilevel self-realization of a personality]. In: N. P. Fetiskin (ed.). Novaya paradigma organizatsionnogo upravleniya v usloviyakh vyzovov XXI veka (k 95-letiyu L. I. Umanskogo), Kostroma, 27–29 okt. 2016 g. [A new paradigm of organizational management in the face of challenges of the XXI century (to the 95th anniversary of L. I. Umansky), Kostroma, 27–29 October 2016]: In 2 vols. Vol. 2. Pt 1. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 272–275. (In Russian)

Karina, O. V. (2017) Prokrastinatsii v kontekste sotsial’nykh ekspektatsij sovremennoj molodezhi [Procrastination in the context of social expectations of modern youth]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 1, pp. 51–56. (In Russian)

Kim, S., Fernandez, S., Terrier, L. (2017) Procrastination, personality traits, and academic performance: When active and passive procrastination tell a different story. Personality and Individual Differences, vol. 1081, pp. 154–157. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.12.021 (In English)

Klepikova, N. M., Kormacheva, I. N. (2019) Adaptatsiya Shkaly prokrastinatsii i Shkaly irratsional’noj prokrastinatsii v metodike P. Stila [Adaptation of the Procrastination Scale and the Irrational Procrastination Scale in the P. Steele method]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (31), pp. 26–37. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.03 (In Russian)

Kolosova, Ye. V. (2015) Vliyaniye prokrastinatsii na soznaniye mediazavisimykh podrostkov [The impact of procrastination on the consciousness of media-dependent adolescents]. In: Traditional and modern culture: History, actual situation, prospects: Materials of the V international scientific conference on September 20–21, 2015. Prague: Vědecko vydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”, pp. 86–88. (Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera [Proceedings of conferences SPC Sociosphere]. No. 37). (In Russian)

Kondrashikhina, O. A. (2020) “Temnyye” kachestva lichnosti v kontekste anti-professional’no-vazhnykh kachestv studentov-psikhologov [“Dark” personality traits in the context of anti-professionally important qualities of psychology students]. Gaudeamus, vol. 19, no. 1 (43), pp. 53–60. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-53-60 (In Russian)

Kormachova, I. N., Klepikova, N. M. (2019) Prokrastinatsiya: fenomen i nauchnaya problema [Procrastination: A phenomenon and a scientific problem]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 4 (32), pp. 18–29. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.2 (In Russian)

Korzhova, E. Yu. (2019) Voprosy stanovleniya psikhologii lichnosti v otechestvennoj psikhologicheskoj mysli [Questions of formation of psychology of the personality in domestic psychology]. Razvitiye cheloveka v sovremennom mire — Human Development in the Modern World, no. 3, pp. 7–13. (In Russian)

Korzhova, E. Yu., Verevkina, A. B. (2019) Stanovleniye psikhologii zhiznennogo puti lichnosti: zapadnyj i otechestvennyj podkhody [Formation of the psychology of a person’s life path: Western and domestic approaches]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (31), pp. 18–25. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.02 (In Russian)

Koshkarova, N. N., Yakovleva, Ye. M. (2019) Diskurs novoj emotsional’nosti: kommunikativnye praktiki tsifrovoy real’nosti [Discourse of new emotionality: Communicative practices of digital reality]. Politicheskaya lingvistika — Political Linguistics Journal, no. 5 (77), pp. 147–152. https://doi.org/10.26170/pl19-05-15 (In Russian)

Luchenkova, M. A. (2017) Prokrastinatsiya kak palliativnaya mera v protsesse realizatsii zhelayemykh tseley [Procrastination as a palliative measure in the process of achieving desired goals]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 1, pp. 57–63. (In Russian)

Rudnova, N. A. (2019) Individual’no-lichnostnye prediktory prokrastinatsii v raznye periody vzroslosti [Individual-personality predictors of procrastination in different periods of adulthood]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 187 p. (In Russian)

Valiullina, Ye. V. (2018) Lokus vosprinimayemogo kontrolya i uroven’ prokrastinatsii [Locus of perceived control and the level of procrastination]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific-Methodical Electronic Journal “Concept”, no. 8, pp. 111–117. https://doi.org/10.24422/MS1T0.2018.8.15653 (In Russian)

Vindeker, O. S., Ostanina, M. V. (2014) Formal’nyj i soderzhatel’nyj analiz shkaly obshchej prokrastinatsii C. H. Lay (na primere studencheskoj vyborki) [Formal and meaningful analysis of the general procrastination scale C. H. Lay (by the example of a student sample)]. Aktual’nyye problemy psikhologicheskogo znaniya — Actual Problems of Psychological Knowledge, no. 1, pp. 116–126. (In Russian)

Volochkov, A. A. (2002) Uchebnaya aktivnost’ v integral’nom issledovanii individual’nosti [Educational activity in the integral study of individuality]. PhD dissertation (Psychology). Perm, Perm State Pedagogical University, 416 p. (In Russian)

Volochkov, A. A. (2007) Aktivnost’ sub’yekta bytiya: Integrativnyy podkhod [Activity of the subject of being: An integrative approach]. Perm: Perm State Pedagogical University Publ., 376 p. (In Russian)

Won, S., Yu, S. L. (2018) Relations of perceived parental autonomy support and control with adolescents’ academic time management and procrastination. Learning and Individual Differences, vol. 61, pp. 205–215. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.12.001 (In English)

Yevstratova, T. A. (2015) Semejnoye vospitaniye i formirovaniye prokrastinatsii v podrostkovom vozraste [Family education and the formation of procrastination in adolescence]. In: Rol’ prokrastinatsii v protsesse samoopredeleniya molodezhi [The role of procrastination in the process of youth self-determination]. Saratov: Saratovskiy istochnik Publ., pp. 51–53. (In Russian)

Ziegler, N., Opdenakker, M.-C. (2018) The development of academic procrastination in first-year secondary education students: The link with metacognitive self-regulation, self-efficacy, and effort regulation. Learning and Individual Differences, vol. 64, pp. 71–82. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.04.009 (In English)

Zvereva, M. V. (2015) Prokrastinatsiya kak lichnostnyy faktor pri psikhicheskoj patologii v yunosheskom vozraste [Procrastination as a personal factor in mental pathology in adolescence]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 168 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Выпуск

Раздел

Статьи