Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации

Авторы

  • Надежда Евгеньевна Рубцова Российский новый университет; Управление координации научных исследований РАО https://orcid.org/0000-0001-7232-4539
  • Сергей Леонидович Леньков Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО https://orcid.org/0000-0001-6934-3229

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-143-149

Ключевые слова:

психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, цифровая социализация, воспринимаемый стресс, вовлеченность в киберсоциализацию

Аннотация

Цель представленного исследования состояла в выявлении взаимосвязей между показателями психологического благополучия и уровнем цифровых социальных взаимодействий, особенно актуальных для новых, подрастающих поколений. Для психодиагностических измерений использовались русскоязычные адаптации методик «Шкала психологического благополучия» К. Д Рифф, «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера и др., «Шкала воспринимаемого стресса» С. Коэна и Г. М. Уильямсона, а также авторский «Опросник вовлеченности в киберсоциализацию». Вовлеченность в киберсоциализацию понимается как целостный психологический конструкт, в структуру которого входят два относительно автономных фактора: позитивная и негативная вовлеченность, при этом первый фактор дополнительно интегрирует три более частных фактора (мотивации, личностной позиции и компетентности).

Выборка включила 268 человек в возрасте от 17 до 30 лет, работающих в различных организациях, а также студентов вузов и колледжей. С помощью дисперсионного и регрессионного анализа установлено, что конструктивная вовлеченность в киберсоциализацию повышает показатели психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, а также снижает показатели воспринимаемого стресса, в то время как деструктивная вовлеченность в киберсоциализацию оказывает на многие из данных показателей обратное, негативное, влияние, причем значительно более сильное по сравнению с конструктивной вовлеченностью. Полученные результаты подтверждают амбивалентный характер взаимосвязей психологического благополучия с уровнем цифровых социальных взаимодействий, что определяет перспективу изучения процессов цифровой социализации, а также феномена психологического благополучия личности в развивающемся информационном обществе современной цивилизации.

Библиографические ссылки

Ababkov, V. A., Baryshnikova, K., Vorontsova-Venger, O. V. et al. (2016) Validizatsiya russkoyazychnoj versii oprosnika “Shkala vosprinimaemogo stressa-10” [Validation of the Russian version of the questionnaire “Scale of Perceived Stress-10”]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika — Vestnik of St Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, no. 2, pp. 6–15. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202 (In Russian)

Anglim, J., Horwood, S., Smillie, L. D. et al. (2020) Predicting psychological and subjective well-being from personality: А meta-analysis. Psychological Bulletin, vol. 146, no. 4, pp. 279–323. DOI: 10.1037/bul0000226 (In English)

Cohen, S., Williamson, G. M. (1988) Perceived stress in a probability sample of the United States. In: S. Spacapan, S. Oskamp (eds.). The social psychology of health: Claremont symposium on applied social psychology. Newbury Park, CA: Sage, pp. 31–67. (In English)

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2008) Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction. Journal of Happiness Studies, vol. 9, no. 1, pp. 1–11. DOI: 10.1007/s10902-006-9018-1 (In English)

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13 (In English)

Elshanskij, S. P., Anufriev, A. F., Kamaletdinova, Z. F. et al. (2015) Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoj versii shkaly udovletvorennosti zhizn’yu [Psychometric indicators of the Russian version of the life satisfaction scale]. Russian Journal of Education and Psychology, no. 9, pp. 444–458. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-33 (In Russian)

Harding, T., Lopez, V., Klainin-Yobas, P. (2019) Predictors of psychological well-being among higher education students. Psychology, vol. 10, no. 4, pp. 578–594. DOI: 10.4236/psych.2019.104037 (In English)

IBM SPSS Statistics 24 Algorithms (2016) IBM.com. [Online]. Available at: ftp://public.dhe.ibm.com/software/analytics/spss/documentation/statistics/24.0/en/client/Manuals/IBM_SPSS_Statistics_Algorithms.pdf (accessed 06.05.2020). (In English)

Len’kov, S. L., Rubtsova, N. E. (2017) Motivatsionnye determinanty dinamiki lichnostnykh chert Bol’shoj pyaterki za vremya obucheniya v vuze [Motivational determinants of the dynamics of personality traits of the Big Five during their studies at the university]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 186, pp. 39–55. (In Russian)

Len’kov, S. L., Rubtsova, N. E. (2019) Cyber socialization of Russian youth: Risks of professional self-determination. In: W. Striełkowski, J. Cheng (eds.). Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference “Psychology of Extreme Professions” (ISPCPEP 2019). S. l.: Atlantis Press, pp. 116–122. DOI: 10.2991/ispcpep-19.2019.28 (Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 321). (In English)

Len’kov, S. L., Rubtsova, N. E., Efremova, G. I. (2019) Oprosnik vovlechennosti v kibersotsializatsiyu [The cyber socialization engagement questionnaire]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, vol. 6, no. 111, pp. 109–119. (In Russian)

McDool, E., Powell, P., Roberts, J., Taylor, K. (2020) The internet and children’s psychological wellbeing. Journal of Health Economics, no. 69, article 102274. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2019.102274 (In English)

Orben, A., Przybylski, A. K. (2019) Screens, teens, and psychological well-being: Evidence from three time-usediary studies. Psychological Science, vol. 30, no. 5, pp. 682–696. DOI: 10.1177/0956797619830329 (In English)

Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719 (In English)

Sohier, L., Van Ootegem, L., Verhofstadt, E. (2020) Well-being during the transition from work to retirement. Journal of Happiness Studies. DOI: 10.1007/s10902-020-00228-6 (In English)

Whillans, A. V., Chen, F. S. (2018) Facebook undermines the social belonging of first year students. Personality and Individual Differences, vol. 133, pp. 13–16. DOI: 10.1016/J.PAID.2017.03.043 (In English)

Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011) Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [The scale of psychological well-being K. Riff]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 32, no. 2, pp. 82–93. (In Russian)

Опубликован

2020-10-06

Выпуск

Раздел

Статьи