Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей

Авторы

  • Виктор Александрович Сальников Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет https://orcid.org/0000-0003-2984-4226
  • Евгений Михайлович Ревенко Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-341-350

Ключевые слова:

общий интеллект, свойства нервной системы, типологический комплекс, индивидуальные особенности возрастного развития, двигательные и интеллектуальные способности

Аннотация

В исследовании изучались взаимосвязи двигательных и интеллектуальных способностей и темпы их прироста с индивидуально- типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы в процессе возрастного развития. Выявлено, что высокому исходному уровню проявления двигательных способностей чаще сопутствует меньший уровень интеллектуальных способностей и наоборот, и только скоростные способности связаны положительно с общим интеллектом в возрастных группах 14, 16, 18 лет. В то время как темп прироста двигательных и интеллектуальных способностей чаще имеют положительные связи, особенно полно эти связи наблюдаются в отношении скоростно-силовых и скоростных способностей и общего интеллекта практически во всех возрастных группах.

Типологические комплексы, сопутствующие темпу прироста двигательных и интеллектуальных способностей в процессе возрастного развития, существенно различаются. Так, в возрастной группе 12 лет темп прироста двигательных способностей чаще связан с такими свойствами, как сила нервной системы и инертность нервных процессов, в то время как динамика общего интеллекта с подвижностью нервных процессов. Эти различия характерны и в отношении динамики связей в 14 лет, но имеют место и совпадение. В частности, темп прироста как интеллектуальных, так и скоростных показателей в возрасте 14 лет выше у подростков с более сильной нервной системой и подвижностью возбуждения. В возрастной группе 16 лет динамика двигательных проявлений выше у подвижных и уравновешенных по «внешнему» балансу. Темп прироста общего интеллекта выше у лиц с более сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. В 18 лет динамика двигательных способностей связана с более сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу, в то время как динамика общего интеллекта выше с более сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Несколько меньше эти связи проявляются в возрастной группе 20 лет. В результате можно говорить о различных сроках, продолжительности и степени выраженности периодов интенсивного развития, с одной стороны, двигательных, а с другой — интеллектуальных способностей юношей, что, очевидно, является проявлением индивидуальных особенностей возрастного развития.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Айзенк, Г. Ю. (1995) Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии, № 1, с. 111–131.

Ананьев, Б. Г. (2001) Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 282 с.

Баландин, В. А. (2000) Развитие познавательных процессов 6–10 лет средствами физического воспитания. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 1, с. 24–26, 39–40.

Березина, Т. Н. (2012) Взаимосвязь физических и интеллектуальных способностей у взрослых людей. Психология и психотехника, № 4 (43), с. 51–60.

Бернштейн, Н. А. (2004) Биомеханика и физиология движений. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 687 с.

Егорова, М. С. (1997) Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 327 с.

Запорожец, А. В. (2000) Психология действия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 731 с.

Ильин, Е. П. (1987) Проблема способностей: два подхода к ее решению. Психологический журнал, т. 8, № 2. с. 23–31.

Ильин, Е. П. (2001) Дифференциальная психофизиология. 2-е изд. СПб.: Питер, 454 с.

Кирнарская, Д. К. (2004) Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 493 с. (Психология специальных способностей).

Кольцова, М. М. (1973) Двигательная активность и развитие функций мозга. М.: Педагогика, 143 с.

Лейтес, Н. С. (1997) Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 448 с.

Николаев, Ю. М. (1998) Теоретические аспекты интегрированного содержания и человеко-творческой сущности физической культуры. Теория и практика физической культуры, № 4, с. 16–23.

Пегов, В. А. (2000) Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому. Теория и практика физической культуры, № 9, с. 49–52.

Ревенко, Е. М., Сальников, В. А. (2014) Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления. Омск: СибАДИ, 391 с.

Ревенко, Е. М. (2017) Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности. Образование и наука, т. 19, № 7, с. 157–174. DOI: 10.17853/1994- 5639-2017-7-157-174

Розе, Н. А. (1970) Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 128 с.

Рубинштейн, С. Л. (1960) Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, № 3, с. 3–15.

Рубинштейн, С. Л. (1973) Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 423 с.

Сергиенко, Л. П. (2004) Основы спортивной генетики. Киев: Вища школа, 631 с.

Стародубцева, И. В., Короткова, Е. А. (2005) Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 3, с. 18–22.

Теплов, Б. М. (2004) Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 440 с.

Хомская, Е. Д, Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова, Е. В. (1997) Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 281 с.

Чуприкова, Н. И. (1980) Организация и механизмы произвольных познавательных процессов в двигательных актах человека (К истории исследования проблемы в институте общей и педагогической психологии АПН СССР, некоторые итоги и перспективы). Вопросы психологии, № 3, с. 32–44.

Чуприкова, Н. И. (1995) Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга). Вопросы психологии, № 4, с. 65–81.

Шадриков, В. Д. (1996) Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. М.: Издательская корпорация «Логос», 318 с.

Шадриков, В. Д. (2001) Происхождение человечности. 2-е изд. М.: Логос, 294 с.

Ясюкова, Л. А. (2002) Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство. СПб.: ГП ИМАТОН, 80 с.

REFERENCES

Ajzenk, G. Yu. (1995) Intellekt: Novyj vzglyad [Intelligence: A new perspective]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 111–131. (In Russian)

Anan’ev, B. G. (2001) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. Saint Petersburg: Piter Publ., 282 p. (In Russian)

Balandin, V. A (2000) Razvitie poznavatel’nykh protsessov 6–10 let sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Development of cognitive processes 6–10 years by means of physical education]. Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 1, pp. 24–26, 39–40. (In Russian)

Berezina, T. N. (2012) Vzaimosvyaz’ fizicheskikh i intellektual’nykh sposobnostej u vzroslykh lyudej [Interaction between physical and intellectual potentials of adults]. Psikhologiya i psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, no. 4 (43), pp. 51–60. (In Russian)

Bernshtejn, N. A. (2004) Biomekhanika i fiziologiya dvizhenij [Biomechanics and physiology of movements]. 2nd ed. Moscow: Moscow Institute of Psychology and Sociology Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 687 p. (In Russian)

Chuprikova, N. I. (1980) Organizatsiya i mekhanizmy proizvol’nykh poznavatel’nykh protsessov v dvigatel’nykh aktakh cheloveka (K istorii issledovaniya problemy v institute obshchej i pedagogicheskoj psikhologii APN SSSR, nekotorye itogi i perspektivy) [The organization and arbitrary mechanisms of cognitive processes in motor acts of the person (On the history of research of the issue in the Institute of General and Pedagogical Psychology of the USSR Academy of Medical Sciences, some results and prospects)]. Voprosy psychologii, no. 3, рр. 32–44. (In Russian)

Chuprikova, N. I. (1995) Vremya reaktsii i intellekt: pochemu oni svyazany (o diskriminativnoj sposobnosti mozga) [Reaction time and intelligence: Why they are related (On discriminative brain’s ability)]. Voprosy psychologii, no. 4, рр. 65–81. (In Russian)

Egorova, M. S. (1997) Psikhologiya individual’nykh razlichij [The psychology of individual differences]. Moscow: Planeta detej Publ., 327 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2001) Differentsial’naya psikhofiziologiya [Differential psychophysiology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 454 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (1987) Problema sposobnostej: dva podkhoda k ee resheniyu [The problem of abilities: Two approaches to its solution]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 8, no. 2, рp. 23–31. (In Russian)

Khomskaya, E. D., Efimova, I. V., Budyka, E. V., Enikolopova, E. V. (1997) Nejropsikhologiya individual’nykh razlichij [Neuropsychology of individual differences]. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 281 p. (In Russian)

Kirnarskaya, D. K. (2004) Muzykal’nye sposobnosti [Musical abilities]. Moscow: Talanty — XXI vek Publ., 493 р. (Psikhologiya spetsial’nykh sposobnostej [The psychology of special abilities]). (In Russian)

Kol’tsova, M. M. (1973) Dvigatel’naya aktivnost’ i razvitie funktsij mozga [Motor activity and development of brain functions]. Moscow: Pedagogika Publ., 143 p. (In Russian)

Lejtes, N. S. (1997) Vozrastnaya odarennost’ i individual’nye razlichiya [Age giftedness and individual differences]. Moscow: Institut prakticheskoj psikhologii Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 448 р. (In Russian)

Nikolaev, Yu. M. (1998) Teoreticheskie aspekty integrirovannogo soderzhaniya i cheloveko-tvorcheskoj sushchnosti fizicheskoj kul’tury [Theoretical aspects of integrated content and human-creative essence of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury, no. 4, pp. 16–23. (In Russian)

Pegov, V. A. (2000) Teoreticheskoe i prakticheskoe obosnovanie vozmozhnykh putej resheniya problemy ekologii detstva: ot “normal’nogo” k zdorovomu [Theoretical and practical substantiation of possible ways of solving the problem of ecology of childhood: From “normal” to healthy]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury, no. 9, pp. 49–52. (In Russian)

Revenko, E. M. (2017) Individual’nye osobennosti studentov, vybravshikh v ramkakh fizicheskogo vospitaniya raznye vidy dvigatel’noj aktivnosti [Individual characteristics of the students enrolled in different types of motor activity of physical education]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 19, no. 7, pp. 157–174. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-157-174 (In Russian)

Revenko, E. M., Sal’nikov, V. A. (2014) Vzaimosvyazi dvigatel’nykh i umstvennykh sposobnostej v protsesse vzrosleniya [Relationship of motor and mental abilities in the process of growing up]. Omsk: Siberian State Automobile and Highway University Publ., 391 p. (In Russian)

Roze, N. A. (1970) Psikhomotorika vzroslogo cheloveka [Psychomotor system of an adult]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 128 p. (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (1960) Problema sposobnostej i voprosy psikhologicheskoj teorii [The problem of abilities and questions of psychological theory]. Voprosy psychologii, no. 3, pp. 3–15. (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (1973) Problemy obshchej psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 423 p. (In Russian)

Sergienko, L. P. (2004) Osnovy sportivnoj genetiki [Fundamentals of sports genetics]. Kiev: Vishcha shkola Publ., 631 p. (In Russian)

Shadrikov, V. D. (1996) Psikhologiya deyatel’nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of human activity and ability]. 2nd ed. Moscow: Logos Publ., 318 p. (In Russian)

Shadrikov, V. D. (2001) Proiskhozhdenie chelovechnosti [The origin of the humanity]. 2nd ed. Moscow: Logos Publ., 294 p. (In Russian)

Starodubtseva, I. V., Korotkova, E. A. (2005) Umstvennoe razvitie starshikh doshkol’nikov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Mental development of senior preschool children in the process of physical education]. Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 3, рр. 18–22. (In Russian)

Teplov, B. M. (2004) Trudy po psikhofiziologii individual’nykh razlichij [Works on psychophysiology of individual differences]. Moscow: Nauka Publ., 440 p. (In Russian)

Yasyukova, L. A. (2002) Test struktury intellekta R. Amtkhauera (IST): Metodicheskoe rukovodstvo [Testing of mental structure by R. Amthauer (IST): Guidelines]. Saint Petersburg: GP IMATON Publ., 80 p. (In Russian)

Zaporozhets, A. V. (2000) Psikhologiya dejstviya [Psychology of action]. Moscow: Moscow Institute of Psychology and Sociology Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 731 p. (In Russian)

Опубликован

30.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи