Изучение мотивации обучения студентов института физической культуры и спорта Петрозаводского государственного университета
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-351-363Ключевые слова:
подготовка специалиста, мотивы, мотивация, мотивация обучения, направленность мотивации, половые различияАннотация
Отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Отношение к учению, выступая средством достижения обучения, образует учебную мотивацию. Поэтому становится актуальным изучение мотивации студентов, оказывающей влияние на формирование личностной и профессиональной направленности студента. Исходя из того, что на факультетах физической культуры обучаются студенты с разной направленностью личности и что на каждом этапе развития личности при смене ведущей социальной позиции происходит модификация её содержания сообразно ведущим мотивам и потребностям, можно ожидать, что это может существенно сказываться на мотивации обучения студентов. Изучение этого вопроса явилось самостоятельным этапом нашего исследования. Можно полагать, что изменение предметного содержания дисциплин учебного плана влияет на динамику мотивов и структуру мотивации в процессе обучения студентов в вузе.
В работе применялась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной, включающая три шкалы: «Приобретение знаний»; «Овладение профессией»; «Получение диплома». Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Опрос студентов проводился с 1 по 4 курс: в ноябре 2016 г. приняло участие 115 студентов, в ноябре 2017 г. и октябре 2018 г. — 92 и 84 студента соответственно.
Полученные результаты анкетирования студентов указывают на то, что у них в основном преобладают мотивы по первым двум шкалам («Приобретение знаний» и «Овладение профессией»), что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии педагога по физической культуре и спорту. В то же время до 40 % студентов не удовлетворены выбранной профессией. Выявлено, что студенты ориентированы на получение диплома в большей степени (мотивы социального и личного престижа), чем на овладение профессией (профессиональная мотивация). В мотивации обучения студентов имеют место половые различия: в целом у юношей в большей степени, чем у девушек, наблюдается стремление к освоению знаний, овладению профессией и нацеленность на получение диплома. Мотивы, связанные с приобретением знаний и получением диплома, с переходом студентов на последующий курс в основном не изменяются.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ашмарин, Б. А. (1978) Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 223 с.
Верхошанский, Ю. В. (1988) Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 331 с.
Губа, В. П. (2012) Особенности решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания. Вестник Брянского государственного университета, № 1–2, с. 57–61.
Дубинина, Н. Н., Максимова, С. Г., Федорова, Е. Н. (2012) Молодежь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности. Петрозаводск: Острова, 121 с.
Епифанов, К. Н., Михайлова, Т. В. (2016) Эффективность формирования целевых установок к профессиональной тренерской деятельности у студентов институтов спорта. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 6, с. 59.
Ильин, Е. П. (1984) Влияние учителей физкультуры и тренеров на выбор школьниками профессии учителя физкультуры. В кн.: Е. П. Ильин (ред.). Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л.: ЛГПИ, с. 57–59.
Ильин, Е. П. (2000) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 508 с.
Катровский, А. П., Губа, В. П. (2016) Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве. Мир психологии, № 1 (85), с. 220–229.
Кенарева, Л. Ф. (2017) Компетентностный подход в построении педагогического и образовательного процессов будущего спортивного педагога. В кн.: Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Вып. 2. М.: Эвенсис, с. 71–74.
Кенарева, Л. Ф. (2018) Теоретико-педагогический подход к качественной подготовке спортивных педагогов в современных социокультурных условиях. В кн.: В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова, Т. С. Дмитриева, С. О. Захарченко (ред.). Качество жизни: современные вызовы и векторы развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (30.10–01.11.2018). Петрозаводск: ПетрГУ, с. 56–63.
Лобашев, В. Д., Талых, А. А. (2014) Элементы педагогических технологий в моделировании процессов профессионального образования. Петрозаводск: ПетрГУ, 111 с.
Маркина, Т. А., Романина, Е. В., Тимофеев, А. Ю. (2017) Компетентностный подход к разработке системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов физкультурных вузов. В кн.: Ю. В. Байковский, А. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11–12 мая 2017 г.). М.: РГУФКСМиТ, с. 630–634.
Михайлова, Т. В., Губа, В. П. (2017) Формирование ценностно-мотивационной сферы личности студента в процессе овладения тренерской деятельностью в институтах спорта Российской Федерации. В кн.: Ю. В. Байковский, А. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно- практической конференции психологов физической культуры и спорта (11–12 мая 2017 г.). М.: РГУФКСМиТ, с. 53–58.
Пономарев, Г. Н. (2000) Подготовка педагога по физической культуре: основные принципы и направления обновления. В кн.: В. Ю. Волков, Г. Н. Пономарев, В. Г. Щербаков (ред.). Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. СПб.: РГПУ, с. 176–177.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 07.08.2019).
Ракитина, О. В. (2017) О специфике профессиональной подготовки спортивных психологов на ступени магистратуры. В кн.: Ю. В. Байковский, А. В. Вощинин (ред.). Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. М.: РГУФКСМиТ, с. 645–651.
Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб.: Питер, 286 с.
Умнов, В. П. (1990) Ориентация школьников на специальность учителя физической культуры. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи в условиях перестройки. Межвуз. науч.-практ. конф. 24–25 октября 1990 г. Тез. докл. и сообщ. Курган: б. и., с. 184–187.
Умнов, В. П. (2006) Психолого-педагогические предпосылки обучения двигательным действиям (на примере гимнастических упражнений). Петрозаводск: КГПУ, 56 с.
Умнов, В. П., Зайцева, Л. Н. (2004) Изучение направленности личности студентов факультета физической культуры. В кн.: Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Ч. 1. Шадринск: ШГПИ, с. 193–196.
Чунаев, А. А. (1982) Динамика профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе ее формирования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ульяновск, 22 с.
Шевченко, Н. Н. (2018) Ценности образования в контексте проблемы повышения качества жизни. В кн.: В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова, Т. С. Дмитриева, С. О. Захарченко (ред.). Качество жизни: современные вызовы и векторы развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (30.10–01.11.2018). Петрозаводск: ПетрГУ, с. 80–84.
Якунин, В. А. (1998) Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 638 с.
REFERENCES
Ashmarin, B. A. (1978) Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovanij v fizicheskom vospitanii [Theory and methodology of pedagogical research in physical education]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 223 p. (In Russian)
Verkhoshanskij, Yu. V. (1988) Osnovy spetsial’noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Basics of special physical training of athletes]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 331 p. (In Russian)
Chunaev, A. A. (1982) Dinamika professional’no-pedagogicheskoj motivatsii studentov v protsesse ee formirovaniya [Dynamics of professional and pedagogical motivation of students in the process of its formation]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogika). Ulyanovsk, 22 p. (In Russian)
Dubinina, N. N., Maksimova, S. G., Fedorova, E. N. (2012) Molodezh’ Karelii: Otsenka sovremennogo polozheniya, dukhovno-nravstvennogo razvitiya, obshchestvennoj i sotsial’no-ekonomicheskoj aktivnosti [Karelian youth: Assessment of the current situation, spiritual and moral development, social and socio-economic activity]. Petrozavodsk: Ostrova Publ., 121 p. (In Russian)
Epifanov, K. N., Mikhaylova, T. V. (2016) Effektivnost’ formirovaniya tselevykh ustanovok k professional’noj trenerskoj deyatel’nosti u studentov institutov sporta [Coaching goal setting efficiency in students of sports institutions]. Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 6, p. 59. (In Russian)
Guba, V. P. (2012) Osobennosti resheniya natsional’nogo proekta v sfere srednego obrazovaniya i vospitaniya [Features of the solution of the national project in the average sphere education and education]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 1–2, pp. 57–61. (In Russian)
Ilyin, E. P. (1984) Vliyanie uchitelej fizkul’tury i trenerov na vybor shkol’nikami professii uchitelya fizkul’tury [The influence of physical education teachers and coaches on the choice of students of the profession of physical education teacher]. In: E. P. Ilyin (ed.). Psikhofiziologicheskie osobennosti uchebnoj i sportivnoj deyatel’nosti [Psychophysiological features of educational and sports activities]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., pp. 57–59. (In Russian)
Ilyin, E. P. (2000) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian)
Katrovsky, A. P., Guba, V. P. (2016) Tendentsii i osobennosti territorial’nogo razvitiya vysshej shkoly na postsovetskom obrazovatel’nom prostranstve [Tendencies and features of the territorial development of the higher education in the former Soviet educational space]. Mir psikhologii, no. 1 (85), pp. 220–229. (In Russian)
Kenareva, L. F. (2017) Kompetentnostnyj podkhod v postroenii pedagogicheskogo i obrazovatel’nogo protsessov budushchego sportivnogo pedagoga [Competence approach in the construction of pedagogical and educational processes of the future sports teacher]. In: Innovatsionnye vnedreniya v oblasti pedagogiki i psihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative implementation in the field of pedagogy and psychology. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference]. Vol. 2. Moscow: Evensis, pp. 71–74. (In Russian)
Kenareva, L. F. (2018) Teoretiko-pedagogicheskij podkhod k kachestvennoj podgotovke sportivnykh pedagogov v sovremennykh sotsiokul’turnykh usloviyakh [Theoretical and pedagogical approach to qualitative training of sports teachers in modern socio-cultural conditions]. In: V. M. Kirilina, N. V. Kolesnikova, T. S. Dmitrieva, S. O. Zakharchenko (eds.). Kachestvo zhizni: Sovremennye vyzovy i vektory razvitiya: Materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferentsii (30.10–01.11.2018) [Quality of life: Modern challenges and vectors of development: Proceedings of conference (30.10–01.11.2018)]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 56–63. (In Russian)
Lobashev, V. D., Talykh, A. A. (2014) Elementy pedagogicheskikh tekhnologij v modelirovanii protsessov professional’nogo obrazovaniya [Elements of pedagogical technologies in modeling the processes of vocational education]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., 111 p. (In Russian)
Markina, T. A., Romanina, E. V., Timofeev, A. Yu. (2017) Kompetentnostnyj podkhod k razrabotke sistemy diagnostiki psikhologo-pedagogicheskikh znanij studentov fizkul’turnykh [Competency approach to development of diagnostic systems of psychological and pedagogical knowledge of students of physical and vocational high schools]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya: Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul’tury i sporta (11–12 maya 2017 g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11–12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 582–585. (In Russian)
Mikhaylova, T. V., Guba, V. P. (2017) Formirovanie tsennostno-motivatsionnoj sfery lichnosti studenta v protsesse ovladeniya trenerskoj deyatel’nost’yu v institutakh sporta Rossijskoj Federatsii [Formation of the valuable and motivational sphere of the identity of the student in the course of mastering trainer’s activity at institutes of sport of the Russian Federation]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya: Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul’tury i sporta (11–12 maya 2017 g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11–12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 53–58. (In Russian)
Ponomarev, G. N. (2000) Podgotovka pedagoga po fizicheskoj kul’ture: osnovnye printsipy i napravleniya obnovleniya [Physical education teacher training: Basic principles and directions of renewal]. In: V. Yu. Volkov, G. N. Ponomarev, V. G. Shcherbakov (eds.). Fizicheskaya kul’tura i sport na rubezhe tysyacheletij: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Physical culture and sport at the turn of the millennium: Materials of the All-Russian scientific-practical conference]. Pt. 1. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 176–177. (In Russian)
Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 295 “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii ‘Razvitie obrazovaniya na 2013–2020 gody’” [RF Government Regulation 15 April 2014 no. 295 “On adoption of the government program of the Russian Federation ‘Development of education for 2013–2020’”]. [Online]. Available at: http://base.garant.ru/70643472/ (accessed 7.08.2019). (In Russian)
Rakitina, O. V. (2017) O spetsifike professional’noj podgotovki sportivnykh psikhologov na stupeni magistratury [About the specific of professional training of sports psychologists at the master stage]. In: Yu. V. Bajkovskij, A. V. Voshchinin (eds.). Rudikovskie chteniya: Materialy 13 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psikhologov fizicheskoj kul’tury i sporta (11–12 maya 2017 g.) [Rudikov Readings: Proceedings of the 13 International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports (11–12 May, 2017)]. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Publ., pp. 645–651. (In Russian)
Rean, A. A. (2013) Psikhologiya lichnosti [Personality psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 286 p. (In Russian)
Shevchenko, N. N. (2018) Tsennosti obrazovaniya v kontekste problemy povysheniya kachestva zhizni [Values of education in the context problems of increasing the quality of life]. In: V. M. Kirilina, N. V. Kolesnikova, T. S. Dmitrieva, S. O. Zakharchenko (eds.). Kachestvo zhizni: Sovremennye vyzovy i vektory razvitiya: Materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii (30.10–01.11.2018) [Quality of life: Modern challenges and vectors of development: Proceedings of conference (30.10–01.11.2018)]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 80–84. (In Russian)
Umnov, V. P. (1990) Orientatsiya shkol’nikov na spetsial’nost’ uchitelya fizicheskoj kul’tury [Orientation of schoolchildren to the specialty of a teacher of physical culture]. In: Professional’naya orientatsiya molodezhi v usloviyakh perestrojki. Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. 24–25 oktyabrya 1990 g. Tez. dokl. i soobshch. [Professional orientation of young people during the perestroika. Intercollegiate scientific and practical conference. 24–25 October 1990. Abstracts]. Kurgan: s. n., pp. 184–187. (In Russian)
Umnov, V. P. (2006) Psikhologo-pedagogicheskie predposylki obucheniya dvigatel’nym dejstviyam (na primere gimnasticheskikh uprazhnenij) [Psychological and pedagogical prerequisites of teaching motor actions (on the example of gymnastic exercises)]. Petrozavodsk: Karelian State Pedagogical University Publ., 56 p. (In Russian)
Umnov, V. P., Zajtseva, L. N. (2004) Izuchenie napravlennosti lichnosti studentov fakul’teta fizicheskoj kul’tury [The study of personality orientation of students of the faculty of physical culture]. In: Sotsial’no-psikhologicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: Materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Socio-psychological aspects of personality formation: Proceedings of interregional scientific and practical conference]. Pt. 1. Shadrinsk: Shadrinsk State Pedagogical Institute Publ., pp. 193–196. (In Russian)
Yakunin, V. A. (1998) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Saint Petersburg: Polius Publ., 638 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Владимир Павлович Умнов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.