Развитие коммуникативных способностей у младших школьников
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-327-337Ключевые слова:
коммуникативные способности, младшие школьники, сенсорные игры, социальная адаптация детей, программа развития коммуникативных навыковАннотация
Введение. Развитие социальных навыков у детей — важная и актуальная задача психологии. В разное время проблемой занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Т. А. Власова и др. (Власова, Певзнер 1973; Выготский 1956; Ендовицкая и др. 1964). В данной статье рассматривается влияние коммуникации на личностное и социальное развитие детей, анализируются различные подходы к пониманию коммуникативных способностей в психологии, а также приводятся методы диагностики и развития этих навыков. Цель статьи — показать эффективность разработанной авторской программы по развитию коммуникативных умений младших школьников с использованием сенсорных игр.
Материалы и методы. В исследовании используются методы диагностики уровня психического развития младших школьников — «Рукавички» (Г. А. Цукерман), «Чего не хватает на этих рисунках» (Р. С. Немов), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), «Методика коммуникативных способностей» (Р. В. Овчарова). Диагностические методики проводились до и после проведения авторской психологической программы, направленной на развитие коммуникативных способностей у младших школьников.
Результаты исследования. Показано, что авторская программа с использованием сенсорных игр для повышения коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста помогла повысить уровень коммуникативных способностей и уровень развития коммуникативно-речевых действий. В результате проведенного сравнительного анализа выявилось повышение уровня коммуникативных умений (по методике «Рукавички»), уровня когнитивных навыков взаимодействия с людьми (по методике «Чего не хватает на этих рисунках»), а также повышение уровня навыков группового взаимодействия (по «Методике оценки коммуникативных способностей»). Данные результаты говорят об эффективности предложенной программы по развитию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Заключение. Разработанная авторская программа по развитию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста позволяет развивать способность к социальной адаптации, повышает когнитивные и эмоциональные навыки взаимодействия с людьми, коммуникативные умения и способность взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими людьми.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, Г. М. (2014) Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 363 с.
Абдуллина, Л. Б., Гизатуллина, К. Х. (2018) Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников. Мир науки, культуры, образования, № 4 (71), с. 9–10. EDN: XYUZYT
Быстрова, Е. А. (1996) Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков. Воспитание в детском саду, № 1, с. 3–8.
Власова, Т. А., Певзнер, М. С. (1973) О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 176 с.
Волчегорская, Е. Ю., Гольцева, Ю. В. (2021) Эмпатические способности младших школьников как фактор позитивного взаимодействия в классном коллективе. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2 (162), с. 263–275. http://doi.org/10.25588/CSPU.2021.162.2.014
Выготский, Л. С. (1956) Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 519 c.
Дмитриева, Е. Е., Ульенкова, У. В. (2004) Влияние общения со взрослыми на формирование у ребенка общей способности к учению. Начальная школа, № 2, с. 15–19.
Добрович, А. Г. (1996) Общение: наука и искусство. М.: Яуза; Секачев, 253 с.
Дубина, Л. А. (2005) Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание, № 11, с. 12–14.
Ендовицкая, Т. В., Запорожец, А. В., Зинченко, В. П. и др. (1964) Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 331 с.
Золоткова, Е. В., Попова, О. В. (2018) Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми младшими школьниками в сенсорной комнате. Проблемы современного педагогического образования, № 61–4, с. 112–115. EDN: YUKNDN
Иванкова, Н. В., Захлебаева, В. В., Киселенко, Л. С. (2020) Развитие коммуникативных способностей младших школьников. Наука и реальность, № 3, с. 19–21.
Камакина, О. Ю. (2024) Специфика социально-психологической адаптации младших школьников. Проблемы современного педагогического образования, № 84–3, с. 217–220. EDN: ELNORN
Карпинская, В. Ю., Мамина, Т. М. (2024) Сенсомоторная интеграция — метод когнитивного, эмоционального и коммуникативного развития на основе двигательной активности. Психология человека в образовании, т. 6, № 3, с. 338–348. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-338-348
Колкер, Я. М., Устинова, Е. С., Еналиева, Е. С. (2020) Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 260 с.
Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. (1999) Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 160 с.
Лыскова, Г. Т. (2023) Особенности развития коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом, № 2 (50), с. 163–173. EDN: GQRNVK
Моклюк, Д. Э. (2020) Развитие коммуникативных способностей младших школьников. Педагогический вестник, № 14, с. 73–75. EDN: GNLOQE
Самохвалова, А. Г. (2011) Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 431 с.
Саунина, Е. С. (2020) Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. Вестник науки и образования, № 2–1 (80), с. 84–87. EDN: ZSJSSL
Ширпал, Е. Н. (2020) Специфика и сущность коммуникативных способностей младших школьников. Педагогический вестник, № 17, с. 98–100. EDN: LLMPGW
Dolgova, V., Rokitskaya, J., Bogachev, A., Kryzhanovskaya, N. (2019) Development of communication skills in elementary school children in the process of education. In: Proceedings of the international scientific-practical conference “Business cooperation as a resource of sustainable economic development and investment attraction” (ISPCBC 2019), 21–23 May. Dordrecht: Atlantis Press, pp. 614–616. https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.8
Etikawati, A. I., Astuti, R. S., Madyaningrum, M. E. (2023) A qualitative study to explore the construct of communication skills in middle childhood. Journal of Educational, Health and Community Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 107–127. https://doi.org/10.12928/jehcp.v1i1.25684
Gooden, C., Kearns, J. (2013) The importance of communication skills in young children. Lexington; Kentucky: Human Development Institute Publ., 4 p.
Hargie, O. (2019) The Handbook of Communication Skills. 4th ed. Abingdon; New York: Routledge Publ., 628 p.
Wang, X., Young, G. W., Guckin, C. M., Smolic, A. (2021) A systematic review of virtual reality interventions for children with social skills deficits. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology & Education (TALE), 5–8 December. Wuhan: IEEE Publ., pp. 436–443. https://doi.org/10.1109/TALE52509.2021.9678808
REFERENCES
Abdullina, L. B., Gizatullina, K. Kh. (2018) Razvitie kommunikativnykh umenij i navykov mladshikh shkol’nikov [Development of communication skills in primary schoolers as psycho-pedagogical problem]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, no. 4 (71), pp. 9–10. (In Russian)
Andreeva, G. M. (2014) Sotsial’naya psikhologiya [Social Psychology]. 5th ed. Moscow: Aspekt Press, 363 p. (In Russian)
Bystrova, E. A. (1996) Kommunikativnaya metodika v formirovanii kommunikativnykh navykov [Communicative methodology in the formation of communicative skills]. Vospitanie v detskom sadu, no. 1, pp. 3–8. (In Russian)
Dmitrieva, E. E., Ulienkova, U. V. (2004) Vliyanie obshcheniya so vzroslymi na formirovanie u rebenka obshchej sposobnosti k ucheniyu [The influence of communication with adults on the formation of a child’s general ability to learn]. Nachal’naya shkola, no. 2, pp. 15–19. (In Russian)
Dobrovich, A. G. (1996) Obshchenie: nauka i iskusstvo [Communication: Science and Art]. Moscow: Yauza Publ.; Sekachev Publ., 253 p. (In Russian)
Dolgova, V., Rokitskaya, J., Bogachev, A., Kryzhanovskaya, N. (2019) Development of communication skills in elementary school children in the process of education. In: Proceedings of the international scientific-practical conference “Business Cooperation as a resource of sustainable economic development and investment attraction” (ISPCBC 2019), 21–23 May. Dordrecht: Atlantis Press, pp. 614–616. https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.8 (In English)
Dubina, L. A. (2005) Razvitie u detej kommunikativnykh sposobnostej [Development of children’s communicative abilities]. Doshkol’noe vospitanie, no. 11, pp. 12–14. (In Russian)
Endovitskaya, T. V., Zaporozhets, A. V., Zinchenko, V. P. et al. (1964) Psikhologiya detej doshkol’nogo vozrasta. Razvitie poznavatel’nykh protsessov [Psychology of preschool children. Development of cognitive processes]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 331 p. (In Russian)
Etikawati, A. I., Astuti, R. S., Madyaningrum, M. E. (2023) A qualitative study to explore the construct of communication skills in middle childhood. Journal of Educational, Health and Community Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 107–127. https://doi.org/10.12928/jehcp.v1i1.25684 (In English)
Gooden, C., Kearns, J. (2013) The importance of communication skills in young children. Lexington; Kentucky: Human Development Institute Publ., 4 p. (In English)
Hargie, O. (2019) The Handbook of Communication Skills. 4th ed. Abingdon; New York: Routledge Publ., 628 p. (In English)
Ivankova, N. V., Zakhlebaeva, V. V., Kiselenko, L. S. (2020) Razvitie kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Development of communicative abilities of primary school children]. Nauka i real’nost’ — Science & Reality, no. 3, pp. 19–21. (In Russian)
Kamakina, O. Yu. (2024) Spetsifika sotsial’no-psikhologicheskoj adaptatsii mladshikh shkol’nikov [Specifics of socio-psychological adaptation of junior schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 84–3, pp. 217–220. (In Russian)
Karpinskaya, V. Yu., Mamina, T. M. (2024) Sensomotornaya integratsiya — metod kognitivnogo, emotsional’nogo i kommunikativnogo razvitiya na osnove dvigatel’noj aktivnosti [Sensorimotor integration as a method of cognitive, emotional and communicative development based on motor activity]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 3, pp. 338–348. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-338-348 (In Russian)
Kolker, Ya. M., Ustinova, E. S., Enalieva, T. M. (2020) Prakticheskaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku [Practical methods of teaching a foreign language]. Moscow: Academia Publ., 260 p. (In Russian)
Lalaeva, R. I., Serebryakova, N. V. (1999) Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshko’nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya) [Correction of general speech underdevelopment in preschoolers (formation of vocabulary and grammatical structure)]. Saint Petersburg: SOYuZ Publ., 160 p. (In Russian)
Lyskova, G. T. (2023) Osobennosti razvitiya kommunikativnykh navykov mladshikh shkol’nikov v inklyuzivnom obrazovanii [Peculiarities of the development elementary schoolchildren communication skills in inclusive education]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom —Professional Education in Russia and Abroad, no. 2 (50), pp. 163–173. http://doi.org/10.54509/22203036_2023_2_163 (In Russian)
Moklyuk, D. E. (2020) Razvitie kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Development of communicative abilities of younger schoolchildren]. Pedagogicheskij vestnik — Pedagogical Bulletin, no. 14, pp. 73–75. (In Russian)
Samokhvalova, A. G. (2011) Kommunikativnye trudnosti rebenka. Problemy, diagnostika, korrektsiya [Communicative difficulties of a child. Problems, diagnostics, correction]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 432 p. (In Russian)
Saunina, E. S. (2020) Ispol’zovanie resursov sensornoj komnaty v rabote s mladshimi shkol’nikami, imeyushchimi narusheniya emotsional’no-volevoj sfery [Use of resources of the touch room in work with junior schoolchildren having violations of emotional-volitional sphere]. Vestnik nauki i obrazovaniya, no. 2–1 (80), pp. 84–87. (In Russian)
Shirpal, E. N. (2020) Spetsifika i sushchnost’ kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Specificity and essence of communicative abilities of younger schoolchildren]. Pedagogicheskij vestnik— Pedagogical Bulletin, no. 17, pp. 98–100. (In Russian)
Vlasova, T. A., Pevzner, M. S. (1973) O detyakh s otkloneniyami v razvitii [About children with developmental disabilities]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 176 p. (In Russian)
Volchegorskaya, E. Yu., Gol’tseva, Yu. V. (2021) Empaticheskie sposobnosti mladshikh shkol’nikov kak faktor pozitivnogo vzaimodejstviya v klassnom kollektive [Empathic abilities of primary school students as a factor of positive interaction in the classroom]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta — The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University, no. 2 (162), pp. 263–275. http://doi.org/10.25588/CSPU.2021.162.2.014 (In Russian)
Vygotsky, L. S. (1956) Myshlenie i rech’. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Thinking and speech. Selected psychological studies]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 519 p. (In Russian)
Wang, X., Young, G. W., Guckin, C. M., Smolic, A. (2021) A systematic review of virtual reality interventions for children with social skills deficits. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology & Education (TALE), 5–8 December. Wuhan: IEEE Publ., pp. 436–443. https://doi.org/10.1109/TALE52509.2021.9678808 (In English)
Zolotkova, E. V., Popova, O. V. (2018) Korrektsionno-razvivayushchaya rabota s umstvenno otstalymi mladshimi shkol’nikami v sensornoj komnate [Correctional developmental work with mentally retarded primary school children in the sensory room]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 61–4, pp. 112–115. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Лола Рахимовна Муминова, Нозима Иляс кизи Зайиркулова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





