Развитие коммуникативных способностей у младших школьников

Авторы

  • Лола Рахимовна Муминова Национальный педагогический университет Узбекистана им. Низами
  • Нозима Иляс кизи Зайиркулова ООО «Sinaps Neyro»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-327-337

Ключевые слова:

коммуникативные способности, младшие школьники, сенсорные игры, социальная адаптация детей, программа развития коммуникативных навыков

Аннотация

Введение. Развитие социальных навыков у детей — важная и актуальная задача психологии. В разное время проблемой занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Т. А. Власова и др. (Власова, Певзнер 1973; Выготский 1956; Ендовицкая и др. 1964). В данной статье рассматривается влияние коммуникации на личностное и социальное развитие детей, анализируются различные подходы к пониманию коммуникативных способностей в психологии, а также приводятся методы диагностики и развития этих навыков. Цель статьи — показать эффективность разработанной авторской программы по развитию коммуникативных умений младших школьников с использованием сенсорных игр.

Материалы и методы. В исследовании используются методы диагностики уровня психического развития младших школьников — «Рукавички» (Г. А. Цукерман), «Чего не хватает на этих рисунках» (Р. С. Немов), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), «Методика коммуникативных способностей» (Р. В. Овчарова). Диагностические методики проводились до и после проведения авторской психологической программы, направленной на развитие коммуникативных способностей у младших школьников.

Результаты исследования. Показано, что авторская программа с использованием сенсорных игр для повышения коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста помогла повысить уровень коммуникативных способностей и уровень развития коммуникативно-речевых действий. В результате проведенного сравнительного анализа выявилось повышение уровня коммуникативных умений (по методике «Рукавички»), уровня когнитивных навыков взаимодействия с людьми (по методике «Чего не хватает на этих рисунках»), а также повышение уровня навыков группового взаимодействия (по «Методике оценки коммуникативных способностей»). Данные результаты говорят об эффективности предложенной программы по развитию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

Заключение. Разработанная авторская программа по развитию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста позволяет развивать способность к социальной адаптации, повышает когнитивные и эмоциональные навыки взаимодействия с людьми, коммуникативные умения и способность взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими людьми.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г. М. (2014) Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 363 с.

Абдуллина, Л. Б., Гизатуллина, К. Х. (2018) Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников. Мир науки, культуры, образования, № 4 (71), с. 9–10. EDN: XYUZYT

Быстрова, Е. А. (1996) Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков. Воспитание в детском саду, № 1, с. 3–8.

Власова, Т. А., Певзнер, М. С. (1973) О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 176 с.

Волчегорская, Е. Ю., Гольцева, Ю. В. (2021) Эмпатические способности младших школьников как фактор позитивного взаимодействия в классном коллективе. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2 (162), с. 263–275. http://doi.org/10.25588/CSPU.2021.162.2.014

Выготский, Л. С. (1956) Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 519 c.

Дмитриева, Е. Е., Ульенкова, У. В. (2004) Влияние общения со взрослыми на формирование у ребенка общей способности к учению. Начальная школа, № 2, с. 15–19.

Добрович, А. Г. (1996) Общение: наука и искусство. М.: Яуза; Секачев, 253 с.

Дубина, Л. А. (2005) Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание, № 11, с. 12–14.

Ендовицкая, Т. В., Запорожец, А. В., Зинченко, В. П. и др. (1964) Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 331 с.

Золоткова, Е. В., Попова, О. В. (2018) Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми младшими школьниками в сенсорной комнате. Проблемы современного педагогического образования, № 61–4, с. 112–115. EDN: YUKNDN

Иванкова, Н. В., Захлебаева, В. В., Киселенко, Л. С. (2020) Развитие коммуникативных способностей младших школьников. Наука и реальность, № 3, с. 19–21.

Камакина, О. Ю. (2024) Специфика социально-психологической адаптации младших школьников. Проблемы современного педагогического образования, № 84–3, с. 217–220. EDN: ELNORN

Карпинская, В. Ю., Мамина, Т. М. (2024) Сенсомоторная интеграция — метод когнитивного, эмоционального и коммуникативного развития на основе двигательной активности. Психология человека в образовании, т. 6, № 3, с. 338–348. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-338-348

Колкер, Я. М., Устинова, Е. С., Еналиева, Е. С. (2020) Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 260 с.

Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. (1999) Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 160 с.

Лыскова, Г. Т. (2023) Особенности развития коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом, № 2 (50), с. 163–173. EDN: GQRNVK

Моклюк, Д. Э. (2020) Развитие коммуникативных способностей младших школьников. Педагогический вестник, № 14, с. 73–75. EDN: GNLOQE

Самохвалова, А. Г. (2011) Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 431 с.

Саунина, Е. С. (2020) Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. Вестник науки и образования, № 2–1 (80), с. 84–87. EDN: ZSJSSL

Ширпал, Е. Н. (2020) Специфика и сущность коммуникативных способностей младших школьников. Педагогический вестник, № 17, с. 98–100. EDN: LLMPGW

Dolgova, V., Rokitskaya, J., Bogachev, A., Kryzhanovskaya, N. (2019) Development of communication skills in elementary school children in the process of education. In: Proceedings of the international scientific-practical conference “Business cooperation as a resource of sustainable economic development and investment attraction” (ISPCBC 2019), 21–23 May. Dordrecht: Atlantis Press, pp. 614–616. https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.8

Etikawati, A. I., Astuti, R. S., Madyaningrum, M. E. (2023) A qualitative study to explore the construct of communication skills in middle childhood. Journal of Educational, Health and Community Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 107–127. https://doi.org/10.12928/jehcp.v1i1.25684

Gooden, C., Kearns, J. (2013) The importance of communication skills in young children. Lexington; Kentucky: Human Development Institute Publ., 4 p.

Hargie, O. (2019) The Handbook of Communication Skills. 4th ed. Abingdon; New York: Routledge Publ., 628 p.

Wang, X., Young, G. W., Guckin, C. M., Smolic, A. (2021) A systematic review of virtual reality interventions for children with social skills deficits. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology & Education (TALE), 5–8 December. Wuhan: IEEE Publ., pp. 436–443. https://doi.org/10.1109/TALE52509.2021.9678808

REFERENCES

Abdullina, L. B., Gizatullina, K. Kh. (2018) Razvitie kommunikativnykh umenij i navykov mladshikh shkol’nikov [Development of communication skills in primary schoolers as psycho-pedagogical problem]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, no. 4 (71), pp. 9–10. (In Russian)

Andreeva, G. M. (2014) Sotsial’naya psikhologiya [Social Psychology]. 5th ed. Moscow: Aspekt Press, 363 p. (In Russian)

Bystrova, E. A. (1996) Kommunikativnaya metodika v formirovanii kommunikativnykh navykov [Communicative methodology in the formation of communicative skills]. Vospitanie v detskom sadu, no. 1, pp. 3–8. (In Russian)

Dmitrieva, E. E., Ulienkova, U. V. (2004) Vliyanie obshcheniya so vzroslymi na formirovanie u rebenka obshchej sposobnosti k ucheniyu [The influence of communication with adults on the formation of a child’s general ability to learn]. Nachal’naya shkola, no. 2, pp. 15–19. (In Russian)

Dobrovich, A. G. (1996) Obshchenie: nauka i iskusstvo [Communication: Science and Art]. Moscow: Yauza Publ.; Sekachev Publ., 253 p. (In Russian)

Dolgova, V., Rokitskaya, J., Bogachev, A., Kryzhanovskaya, N. (2019) Development of communication skills in elementary school children in the process of education. In: Proceedings of the international scientific-practical conference “Business Cooperation as a resource of sustainable economic development and investment attraction” (ISPCBC 2019), 21–23 May. Dordrecht: Atlantis Press, pp. 614–616. https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.8 (In English)

Dubina, L. A. (2005) Razvitie u detej kommunikativnykh sposobnostej [Development of children’s communicative abilities]. Doshkol’noe vospitanie, no. 11, pp. 12–14. (In Russian)

Endovitskaya, T. V., Zaporozhets, A. V., Zinchenko, V. P. et al. (1964) Psikhologiya detej doshkol’nogo vozrasta. Razvitie poznavatel’nykh protsessov [Psychology of preschool children. Development of cognitive processes]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 331 p. (In Russian)

Etikawati, A. I., Astuti, R. S., Madyaningrum, M. E. (2023) A qualitative study to explore the construct of communication skills in middle childhood. Journal of Educational, Health and Community Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 107–127. https://doi.org/10.12928/jehcp.v1i1.25684 (In English)

Gooden, C., Kearns, J. (2013) The importance of communication skills in young children. Lexington; Kentucky: Human Development Institute Publ., 4 p. (In English)

Hargie, O. (2019) The Handbook of Communication Skills. 4th ed. Abingdon; New York: Routledge Publ., 628 p. (In English)

Ivankova, N. V., Zakhlebaeva, V. V., Kiselenko, L. S. (2020) Razvitie kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Development of communicative abilities of primary school children]. Nauka i real’nost’ — Science & Reality, no. 3, pp. 19–21. (In Russian)

Kamakina, O. Yu. (2024) Spetsifika sotsial’no-psikhologicheskoj adaptatsii mladshikh shkol’nikov [Specifics of socio-psychological adaptation of junior schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 84–3, pp. 217–220. (In Russian)

Karpinskaya, V. Yu., Mamina, T. M. (2024) Sensomotornaya integratsiya — metod kognitivnogo, emotsional’nogo i kommunikativnogo razvitiya na osnove dvigatel’noj aktivnosti [Sensorimotor integration as a method of cognitive, emotional and communicative development based on motor activity]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 3, pp. 338–348. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-338-348 (In Russian)

Kolker, Ya. M., Ustinova, E. S., Enalieva, T. M. (2020) Prakticheskaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku [Practical methods of teaching a foreign language]. Moscow: Academia Publ., 260 p. (In Russian)

Lalaeva, R. I., Serebryakova, N. V. (1999) Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshko’nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya) [Correction of general speech underdevelopment in preschoolers (formation of vocabulary and grammatical structure)]. Saint Petersburg: SOYuZ Publ., 160 p. (In Russian)

Lyskova, G. T. (2023) Osobennosti razvitiya kommunikativnykh navykov mladshikh shkol’nikov v inklyuzivnom obrazovanii [Peculiarities of the development elementary schoolchildren communication skills in inclusive education]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom —Professional Education in Russia and Abroad, no. 2 (50), pp. 163–173. http://doi.org/10.54509/22203036_2023_2_163 (In Russian)

Moklyuk, D. E. (2020) Razvitie kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Development of communicative abilities of younger schoolchildren]. Pedagogicheskij vestnik — Pedagogical Bulletin, no. 14, pp. 73–75. (In Russian)

Samokhvalova, A. G. (2011) Kommunikativnye trudnosti rebenka. Problemy, diagnostika, korrektsiya [Communicative difficulties of a child. Problems, diagnostics, correction]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 432 p. (In Russian)

Saunina, E. S. (2020) Ispol’zovanie resursov sensornoj komnaty v rabote s mladshimi shkol’nikami, imeyushchimi narusheniya emotsional’no-volevoj sfery [Use of resources of the touch room in work with junior schoolchildren having violations of emotional-volitional sphere]. Vestnik nauki i obrazovaniya, no. 2–1 (80), pp. 84–87. (In Russian)

Shirpal, E. N. (2020) Spetsifika i sushchnost’ kommunikativnykh sposobnostej mladshikh shkol’nikov [Specificity and essence of communicative abilities of younger schoolchildren]. Pedagogicheskij vestnik— Pedagogical Bulletin, no. 17, pp. 98–100. (In Russian)

Vlasova, T. A., Pevzner, M. S. (1973) O detyakh s otkloneniyami v razvitii [About children with developmental disabilities]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 176 p. (In Russian)

Volchegorskaya, E. Yu., Gol’tseva, Yu. V. (2021) Empaticheskie sposobnosti mladshikh shkol’nikov kak faktor pozitivnogo vzaimodejstviya v klassnom kollektive [Empathic abilities of primary school students as a factor of positive interaction in the classroom]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta — The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University, no. 2 (162), pp. 263–275. http://doi.org/10.25588/CSPU.2021.162.2.014 (In Russian)

Vygotsky, L. S. (1956) Myshlenie i rech’. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Thinking and speech. Selected psychological studies]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 519 p. (In Russian)

Wang, X., Young, G. W., Guckin, C. M., Smolic, A. (2021) A systematic review of virtual reality interventions for children with social skills deficits. In: IEEE International Conference on Engineering, Technology & Education (TALE), 5–8 December. Wuhan: IEEE Publ., pp. 436–443. https://doi.org/10.1109/TALE52509.2021.9678808 (In English)

Zolotkova, E. V., Popova, O. V. (2018) Korrektsionno-razvivayushchaya rabota s umstvenno otstalymi mladshimi shkol’nikami v sensornoj komnate [Correctional developmental work with mentally retarded primary school children in the sensory room]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 61–4, pp. 112–115. (In Russian)

Опубликован

28.10.2025

Как цитировать

Муминова, Л. Р., & Зайиркулова, Н. И. к. (2025). Развитие коммуникативных способностей у младших школьников. Психология человека в образовании, 7(3), 327–337. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-327-337

Выпуск

Раздел

Статьи