Психологическое благополучие и идентичность с природой: кросскультурное исследование молодежи России и Франции
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-155-164Ключевые слова:
психологическое благополучие, идентичность с природой, ценностные ориентации, экологически ответственное поведение, культурные различия, экологическое образованиеАннотация
Введение. В условиях экологических вызовов перспективно изучение взаимодействия психологического благополучия, экологической идентичности и ценностных ориентаций в разных культурных контекстах. В статье рассматриваются связи между психологическим благополучием, идентичностью с природой и ценностными ориентациями у молодежи России и Франции.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 109 человек из России и Франции в возрасте от 19 до 34 лет. Данные собирались с помощью онлайн-опросников, использовались «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Шкала природной идентичности» С. Клэйтон и опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца. Для выявления кросскультурных различий применялся корреляционный и регрессионный анализ.
Результаты. В исследовании установлены значимые кросскультурные различия в психологическом благополучии и ценностных ориентациях среди молодежи России и Франции. Российская выборка продемонстрировала значимо более высокие оценки по шкалам «Позитивные отношения», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост» и по интегральной шкале психологического благополучия. Значимых различий в уровне идентичности с природой между выборками не наблюдается. Универсализм и конформность демонстрируют устойчивую связь с идентичностью с природой вне зависимости от национальной принадлежности, что подчеркивает их универсальную роль в формировании экологически ответственного поведения. Напротив, ценностные ориентации, связанные с властью, показали отрицательную взаимосвязь с выраженностью природной идентичности во Франции и положительную — в России.
Заключение. Обнаруженные различия могут быть использованы при построении программ экологического образования, что станет важным ресурсом для сохранения психологического благополучия молодежи и всего общества. Обнаруженные различия показывают роль культурного контекста в формировании идентичности с природой и правильного отношения к природной среде, что необходимо учитывать при адаптации образовательных программ других стран. Необходимо продолжать исследования взаимодействия природной идентичности с ценностными ориентациями, экологическим сознанием и социальными нормами в различных социокультурных контекстах, не ограничиваясь только молодежью, чтобы углубить понимание влияния культурных факторов на экологическое поведение и благополучие людей в разных странах.
Библиографические ссылки
Bouffard, L., Lapierre, S. (1997) La mesure du bonheur [Measuring happiness]. Revue québécoise de psychologie, vol. 18, no. 2, pp. 271–311. (In French)
Clayton, S. (2003) Environmental identity: A conceptual and an operational definition. In: S. Clayton, S. Opotow (eds.). Identity and the natural environment: The psychological significance of nature. Cambridge: MIT Press., pp. 45–65. https://doi.org/10.7551/mitpress/3644.003.0005 (In English)
Clayton, S. (2023) Chapitre 10. La psychologie de la conservation [Chapter 10. The psychology of conservation]. In: Le souci de la nature. Apprendre, inventer, gouverner [Caring for nature. Learning, inventing, governing]. Paris: CNRS Éditions Publ., pp. 179–196. https://doi.org/10.3917/cnrs.fleur.2023.01.0179 (In French)
Clayton, S., Czellar, S., Nartova-Bochaver, S. et al. (2021) Cross-cultural validation of a revised environmental identity scale. Sustainability, vol. 13, no. 4, article 2387. https://doi.org/10.3390/su13042387 (In English)
Clayton, S., Irkhin, B. D., Nartova-Bochaver, S. K. (2019) Identifikatsiya s prirodoj v Rossii: validizatsiya metoda i svyaz’ s zabotoj o lyudyakh i rasteniyakh [Environmental identity in Russia: Validation and relationship to the concern for people and plants]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 16, no. 1, pp. 85–107. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-1-85-107 (In Russian)
Diener, E., Tay, L. (2015) Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Gallup World Poll. International Journal of Psychology, vol. 50, no. 2, pp. 135–149. https://doi.org/10.1002/ijop.12136 (In English)
Helliwell, J. F., Layard, R., Sachs, J. et al. (eds.). (2021) World Happiness Report 2021. New York: Sustainable Development Solutions Network Publ. [Online]. Available at: https://worldhappiness.report/ed/2021/ (accessed 08.02.2025). (In English)
Hofstede, G., Hofstede, G. J., Minkov, M. (2010) Cultures and organizations: Software of the mind: Intercultural cooperation and its importance for survival. 2nd ed. London: McGraw-Hill Publ., 261 p. (In English)
Inglehart, R., Baker, W. E. (2000) Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American Sociological Review, vol. 65, no. 1 pp. 19–51. https://doi.org/10.2307/2657288 (In English)
Kaplan, R., Kaplan, S. (1982) Cognition and environment: Functioning in an uncertain world. New York: Praeger Publ., 287 p. (In English)
Kaplan, R., Kaplan, S. (1989) The experience of nature: A psychological perspective. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 340 p. (In English)
Karandashev, V. N. (2004) Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostej lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz’s methodology for studying personal values: Concepts and methodological guidelines]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 70 p. (In Russian)
Ryff, C. D. (2013) Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatics, vol. 83, no. 1, pp. 10–28. https://doi.org/10.1159/000353263 (In English)
Sagiv, L., Schwartz, S. H. (2022) Personal values across cultures. Annual Review of Psychology, vol. 73, pp. 517–546. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-020821-125100 (In English)
Schultz, P. W. (2002) Inclusion with nature: The psychology of human-nature relations. In: P. Schmuck, W. P. Schultz (eds.). Psychology of Sustainable Development. Boston: Springer Publ., pp. 61–78. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-0995-0_4 (In English)
Schwartz, S. (1992) Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. Academic Press, vol. 25, pp. 1–65. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60281-6 (In English)
Schwartz, S. (2006) Les valeurs de base de la personne: théorie, mesures et applications [Basic human values: Theory, measurement, and applications]. Revue Française de Sociologie, vol. 47, pp. 929–968. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0929 (In French)
Shevelenkova, T. D., Fesenko, P. P. (2005) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti. Obzor osnovnykh kontseptsij i metodik issledovaniya [Psychological well-being of the individual. A review of key concepts and research methods]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 3, pp. 95–129. (In Russian)
The R Project for Statistical Computing. (2024) [Online]. Available at: https://www.R-project.org/ (accessed 08.02.2025). (In English)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Дарья Андреевна Теплова, Пётр Алексеевич Яркин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.