Качество мотивации и психологическое благополучие младших подростков с разным уровнем достижений в музыкально-исполнительской деятельности

Авторы

  • Анна Анатольевна Дьячук Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-1376-9014

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-142-154

Ключевые слова:

психологическое благополучие, качество мотивации, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, переживания в деятельности, мотивация достижений, музыкально-исполнительская деятельность

Аннотация

Введение. Психологическое благополучие является ресурсом для достижения результатов в деятельности, что определяет актуальность изучения факторов психологического благополучия обучающихся не только в системе общего, но и дополнительного образования. В качестве одного из условий вовлеченности в деятельность, переживания удовольствия и значимости деятельности для обучающегося выступает мотивация, качественно различная по своей природе. Вклад мотивации в психологическое благополучие может быть опосредован результативностью деятельности, достижениями в ней. Целью исследования стало изучение психологического благополучия обучающихся музыкальной школы с разными достижениями в исполнительской деятельности в соотношении с качеством мотивации.

Материалы и методы. Выборку составили 45 обучающихся музыкальной школы младшего подросткового возраста. На основе анализа документации и экспертных оценок были выделены группы с разными достижениями в исполнительской деятельности. В дальнейшем группы сравнивались по показателям психологического благополучия, измеренного опросником «Шкалы психологического благополучия детей в возрасте 8–12 лет (PWB-c)» в адаптации В. М. Лубовского, Н. С. Миловой. Качество мотивации выявлялось с помощью «Шкалы академической мотивации» Т. О. Гордеевой и соавторов и «Диагностики переживаний в деятельности» Д. А. Леонтьева.

Результаты исследования. Было выявлено, что обучающиеся с разными достижениями в исполнительской деятельности различаются по выраженности автономной и экстернальной мотивации. Преобладание мотивации достижений среди других видов внутренней мотивации соотносится с более высокими достижениями в музыкально-исполнительской деятельности. Соотношение качественных характеристик мотивации и результатов в деятельности определяют переживания психологического благополучия. Внутренняя мотивация без достаточного подкрепления компетентности через достижения в исполнительской деятельности соотносится с более низкими показателями психологического благополучия.

Заключение. Полученные результаты определяют необходимость учета качественных особенностей мотивации в системе музыкального образования; они могут быть использованы для определения основных направлений психолого-педагогической работы по сопровождению обучающихся музыкальной школы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аскарова, О. Б. (2017) Формирование учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки в общеобразовательной школе. Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, № 4, с. 41–43. EDN: YXBZAM

Водяха, С. А. (2012) Современные концепции психологического благополучия личности. Дискуссия, № 2, с. 132–138. EDN: NJRKIA

Гани, С. В., Константинова, Н. И. (2023) Условия становление мотивации младших школьников в семье и образовательной среде. В кн.: Ж. В. Мурзина (ред.). Современные вызовы образования и психология формирования личности. Чебоксары: Среда, с. 126–144. EDN: SEKDME

Горбачева, А. С. (2017) Мотивация получения подростками музыкального образования в условиях ранней профессионализации. Наука: комплексные проблемы, № 2 (10), с. 38–42.

Гордеева, Т. О., Гижицкий, В. В. (2013) Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли как предикторов академических достижений. Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 3 (24), с. 8–17.

Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2014) Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал, т. 35, № 4, с. 96–107. EDN: SJVWLN

Добрякова, М. С., Юрченко, О. В. (2024) Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности. Вопросы образования, № 1, с. 100–126. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17074

Канонир, Т. Н., Куликова, А. А., Орел, Е. А. (2020) Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 4, с. 461–479. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.921

Клейн, К. Г., Леонтьев, Д. А., Костенко, В. Ю. и др. (2019) Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность. Психологическая наука и образование, т. 24, № 5, с. 47–57. https://doi.org/10.17759/pse.2019240505

Леонтьев, Д. А., Клейн, К. Г. (2018) Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 106–119.

Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н., Досумова, С. Ш. и др. (2018) Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием. Психологическая наука и образование, т. 23, № 6, с. 55–66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605

Лубовский, Д. В., Милова, Н. С. (2020) Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения. Психолого-педагогические исследования, т. 12, № 4, с. 52–65. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120404

Макарова, Е. А., Денисов, Б. В. (2021) Развитие автономности ученика как условие формирования внутренней мотивации и интереса к музыкальным занятиям. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, вып. 2 (278), с. 46–56.

Осин, Е. Н., Иванова, Т. Ю., Гордеева, Т. О. (2013) Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций. Организационная психология, т. 3, № 1, с. 8–29. EDN: TOBCCB

Струкова, А. С., Поливанова, К. Н. (2023) Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования. Современная зарубежная психология, т. 12, № 3, с. 137–148. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313

Тараканова, Н. Э. (2013) Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одаренными учащимися. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование», № 3, с. 62–69. EDN: SISPTL

Торопова, А. В. (2011) Мотивация к занятиям искусством, и проблема ее развития. Развитие личности, № 2, с. 116–122. EDN: OPMLTN

Чиксентмихайи, М. (2011) Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл; Альпина Нон-Фикшн, 460 c.

Asmus, E. P. (1989) The effect of music teachers on students’ motivation to achieve in music. Canadian Journal of Research in Music Education, no. 30, pp. 14–21.

Bonneville-Roussy, A., Hruska, E., Trower, H. (2020) Teaching music to support students: How autonomy-supportive music teachers increase students’ well-being. Journal of Research in Music Education, vol. 68, no. 1, pp. 97–119. https://doi.org/10.1177/0022429419897611

Bonneville-Roussy, A., Vallerand, R. J., Bouffard, T. (2013) The roles of autonomy support and harmonious and obsessive passions in educational persistence. Learing and Individual Differences, vol. 24, pp. 22–31. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.12.015

Bradburn, N. M. (1969) The structure of psychological well-being. Oxford: Aldine Publ., 319 p.

Cogdill, S. H. (2015) Applying research in motivation and learning to music education: What the experts say. Update: Applications of Research in Music Education, vol. 33, no. 2, pp. 49–57. https://doi.org/10.1177/8755123314547909

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2008) Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology, vol. 49, no. 3, pp. 182–185. https://doi.org/10.1037/a0012801

Evans, P., McPherson, G. E., Davidson, J. W. (2013) The role of psychological needs in ceasing music and music learning activities. Psychology of Music, vol. 41, no. 5, pp. 600–619. https://doi.org/10.1177/0305735612441736

González-Carrasco, M., Sáez, M., Casas, F. (2020) Subjective well-being in early adolescence: Observations from a five-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 21, article 8249. https://doi.org/10.3390/ijerph17218249

Gumm, A. J. (1990) A study of educational equality: The effect of selected minority status variables on musical self-concept; motivation, and achievement. Southeastern Journal of Music Education, no. 2, pp. 184–194.

Krause, A. E., North, A. C., Davidson, J. W. (2019) Using self-determination theory to examine musical participation and well-being. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 405. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00405

Kusurkar, R. A., Ten Cate, T. J., Vos, C. M. P. et al. (2013) How motivation affects academic performance: A structural equation modelling analysis. Advances in Health Sciences Education, vol. 18, pp. 57–69. https://doi.org/10.1007/s10459-012-9354-3

MacIntyre, P. D., Potter, G. K. (2014) Music motivation and the effect of writing music: A comparison of pianists and guitarists. Psychology of Music, vol. 42, no. 3, pp. 403–419. https://doi.org/10.1177/0305735613477180

MacIntyre, P. D., Schnare, B., Ross, J. (2018) Self-determination theory and motivation for music. Psychology of Music, vol. 46, no. 5, pp. 699–715. https://doi.org/10.1177/0305735617721637

Musgrave, G. (2022) Music and wellbeing vs. musicians’ wellbeing: Examining the paradox of music-making positively impacting wellbeing, but musicians suffering from poor mental health. Cultural Trends, vol. 32, no. 3, pp. 280–295. https://doi.org/10.1080/09548963.2022.2058354

Ritchie, L., Williamon, A. (2012) Self-efficacy as a predictor of musical performance quality. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 6, no. 4, рр. 334–340. https://doi.org/10.1037/a0029619

Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Sloboda, J. A., Howe, M. J. (1991) Biographical precursors of musical excellence: An interview study. Psychology of Music, vol. 19, no. 1, pp. 3–21. https://doi.org/10.1177/0305735691191001

Schmidt, C. P. (2005) Relations among motivation, performance achievement, and music experience variables in secondary instrumental music students. Journal of Research in Music Education, vol. 53, no. 2, pp. 134–147. https://doi.org/10.1177/002242940505300204

REFERENCES

Askarova, O. B. (2017) Formirovanie uchebnoj motivatsii podrostkov k zanyatiyam na urokakh muzyki v obshcheobrazovatel’noj shkole [Formation of educational motivation of teenagers to occupations at music lessons at comprehensive school]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo — BSU Bulletin. Education. Personality. Society, no. 4, pp. 41–43. (In Russian)

Asmus, E. P. (1989) The effect of music teachers on students’ motivation to achieve in music. Canadian Journal of Research in Music Education, no. 30, pp. 14–21. (In English)

Bonneville-Roussy, A., Hruska, E., Trower, H. (2020) Teaching music to support students: How autonomy-supportive music teachers increase students’ well-being. Journal of Research in Music Education, vol. 68, no. 1, pp. 97–119. https://doi.org/10.1177/0022429419897611 (In English)

Bonneville-Roussy, A., Vallerand, R. J., Bouffard, T. (2013) The roles of autonomy support and harmonious and obsessive passions in educational persistence. Learing and Individual Differences, vol. 24, pp. 22–31. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.12.015 (In English)

Bradburn, N. M. (1969) The structure of psychological well-being. Oxford: Aldine Publ., 319 p. (In English)

Csíkszentmihályi, M. (2011) Potok: Psikhologiya optimal’nogo perezhivaniya [Flow: Psychology of The Optimal Experience]. Moscow: Smysl Publ.; Al’pina Non-Fikshn Publ., 460 p. (In Russian)

Cogdill, S. H. (2015) Applying research in motivation and learning to music education: What the experts say. Update: Applications of Research in Music Education, vol. 33, no. 2, pp. 49–57. https://doi.org/10.1177/8755123314547909 (In English)

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2008) Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology, vol. 49, no. 3, pp. 182–185. https://doi.org/10.1037/a0012801 (In English)

Dobryakova, M. S., Yurchenko, O. V. (2024) Motivatsiya shkol’nika: bar’ery i stimuly k aktivnoj samostoyatel’nosti [Student motivation: Barriers and incentives for agency]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 1, pp. 100–126. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17074 (In Russian)

Evans, P., McPherson, G. E., Davidson, J. W. (2013) The role of psychological needs in ceasing music and music learning activities. Psychology of Music, vol. 41, no. 5, pp. 600–619. https://doi.org/10.1177/0305735612441736 (In English)

Gani, S. V., Konstantinova, N. I. (2023) Usloviya stanovlenie motivatsii mladshikh shkol’nikov v sem’e i obrazovatel’noj srede [Conditions for the formation of motivation of primary school students in the family and educational environment]. In: Zh. V. Murzina (ed.). Sovremennye vyzovy obrazovaniya i psikhologiya formirovaniya lichnosti [Modern challenges of education and psychology of personality formation]. Cheboksary: Sreda Publ., рp. 126–144. (In Russian)

González-Carrasco, M., Sáez, M., Casas, F. (2020) Subjective well-being in early adolescence: Observations from a five-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 21, article 8249. https://doi.org/10.3390/ijerph17218249 (In English)

Gorbacheva, A. S. (2017) Motivatsiya polucheniya podrostkami muzykal’nogo obrazovaniya v usloviyakh rannej professionalizatsii [The motivation of adolescents to get music education in conditions of early professionalization]. Nauka: kompleksnye problemy, no. 2 (10), pp. 38–42. (In Russian)

Gordeeva, T. O., Gizhitskij, V. V. (2013) Universal’nost’ i spetsifichnost’ vnutrennej i vneshnej motivatsii uchebnoj deyatel’nosti i ikh roli kak prediktorov akademicheskikh dostizhenij [Universality and specificity of internal and external motivation for learning activities and their role as predictors of academic achievement]. Izvestiya dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki — Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, no. 3 (24), pp. 8–17. (In Russian)

Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Osin, E. N. (2014) Oprosnik “Shkaly akademicheskoj motivatsii” [“Academic motivation scales” questionnaire]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 35, no. 4, pp. 96–107. (In Russian)

Gumm, A. J. (1990) A study of educational equality: The effect of selected minority status variables on musical self-concept; motivation, and achievement. Southeastern Journal of Music Education, no. 2, pp. 184–194. (In English)

Kanonir, T. N., Kulikova, A. A., Orel, E. A. (2020) Longityudnoe issledovanie sub’ektivnogo blagopoluchiya v shkole u uchashchikhsya mladshikh klassov [Longitudinal Study of School-Related Subjective Well-Being among Primary School Students]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 4, pp. 461–479. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.921 (In Russian)

Klejn, K. G., Leontiev, D. A., Kostenko, V. Yu. et al. (2019) Perezhivaniya v raznykh vidakh deyatel’nosti: vremennaya dinamika i soderzhatel’naya validnost’ [Perezhivaniya v raznykh vidakh deyatel’nosti: vremennaya dinamika i soderzhatel’naya validnost’]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 24, no. 5, pp. 47–57. https://doi.org/10.17759/pse.2019240505 (In Russian)

Krause, A. E., North, A. C., Davidson, J. W. (2019) Using self-determination theory to examine musical participation and well-being. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 405. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00405 (In English)

Kusurkar, R. A., Ten Cate, T. J., Vos, C. M. P. et al. (2013) How motivation affects academic performance: A structural equation modelling analysis. Advances in Health Sciences Education, vol. 18, pp. 57–69. https://doi.org/10.1007/s10459-012-9354-3 (In English)

Leontiev, D. A., Klejn, K. G. (2018) Kachestvo motivatsii i kachestvo perezhivanij kak kharakteristiki uchebnoj deyatel’nosti [The quality of motivation and the quality of experiences as characteristics of learning activity]. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiyа — Lomonosov Psychology Journal, no. 4, pp. 106–119. (In Russian)

Leontiev, D. A., Osin, E. N., Dosumova, S. Sh. et al. (2018) Perezhivaniya v uchebnoj deyatel’nosti i ikh svyaz’ s psikhologicheskim blagopoluchiem [Study-related experiences and their association with psychological well-being]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 23, no. 6, pp. 55–66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605 (In Russian)

Lubovsky, D. V., Milova, N. S. (2020) Diagnostika psikhologicheskogo blagopoluchiya mladshikh shkol’nikov v usloviyakh shkol’nogo i semejnogo obucheniya [Diagnostics of psychological well-being of primary school children in full-time and family education]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 12, no. 4, pp. 52–65. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120404 (In Russian)

MacIntyre, P. D., Potter, G. K. (2014) Music motivation and the effect of writing music: A comparison of pianists and guitarists. Psychology of Music, vol. 42, no. 3, pp. 403–419. https://doi.org/10.1177/0305735613477180 (In English)

MacIntyre, P. D., Schnare, B., Ross, J. (2018) Self-determination theory and motivation for music. Psychology of Music, vol. 46, no. 5, pp. 699–715. https://doi.org/10.1177/0305735617721637 (In English)

Makarova, E. A., Denisov, B. V. (2021) Razvitie avtonomnosti uchenika kak uslovie formirovaniya vnutrennej motivatsii i interesa k muzykal’nym zanyatiyam [Development of student autonomy as a condition for internal motivation and interest in music lesson evolution]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology, iss. 2 (278), pp. 46–56. (In Russian)

Musgrave, G. (2022) Music and wellbeing vs. musicians’ wellbeing: Examining the paradox of music-making positively impacting wellbeing, but musicians suffering from poor mental health. Cultural Trends, vol. 32, no. 3, pp. 280–295. https://doi.org/10.1080/09548963.2022.2058354 (In English)

Osin, E. N., Ivanova, T. Yu., Gordeeva, T. O. (2013) Avtonomnaya i kontroliruemaya professional’naya motivatsiya kak prediktory sub’ektivnogo blagopoluchiya u sotrudnikov rossijskikh organizatsij [Autonomous and controlled professional motivation predict subjective well-being in Russian employees]. Organizatsionnaya psikhologiya — Organizational Psychology, vol. 3, no. 1, pp. 8–29. (In Russian)

Ritchie, L., Williamon, A. (2012) Self-efficacy as a predictor of musical performance quality. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 6, no. 4, рр. 334–340. https://doi.org/10.1037/a0029619 (In English)

Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719 (In English)

Schmidt, C. P. (2005) Relations among motivation, performance achievement, and music experience variables in secondary instrumental music students. Journal of Research in Music Education, vol. 53, no. 2, pp. 134–147. https://doi.org/10.1177/002242940505300204 (In English)

Sloboda, J. A., Howe, M. J. (1991) Biographical precursors of musical excellence: An interview study. Psychology of Music, vol. 19, no. 1, pp. 3–21. https://doi.org/10.1177/0305735691191001 (In English)

Strukova, A. S., Polivanova, K. N. (2023) Blagopoluchie v obrazovanii: sovremennye teorii blagopoluchiya, istoricheskij kontekst i empiricheskie issledovaniya [Well-Being in education: Modern theories, historical context, empirical studies]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 12, no. 3, pp. 137–148. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313 (In Russian)

Tarakanova, N. E. (2013) Ejforicheskaya motivatsiya kak opredelyayushchij konstrukt pedagogicheskoj raboty s muzykal’no odarennymi uchashchimisya [Euphoric motivation as a defining construct of pedagogical work with musically gifted students]. Vestnik kafedry YUNESKO “Muzykal’noye iskusstvo i obrazovaniye”, no. 3, pp. 62–69. (In Russian)

Toropova, A. V. (2011) Motivatsiya k zanyatiyam iskusstvom, i problema ee razvitiya [Motivation for art and the problem of its development]. Razvitiye lichnosti — Development of Personality, no. 2, pp. 116–122. (In Russian)

Vodyakha, S. A. (2012) Sovremennye kontseptsii psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Modern Concepts of Psychological Well-Being of the Individual]. Diskussiya — Discussion, no. 2, pp. 132–138. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.07.2025

Как цитировать

Дьячук, А. А. (2025). Качество мотивации и психологическое благополучие младших подростков с разным уровнем достижений в музыкально-исполнительской деятельности. Психология человека в образовании, 7(2), 142–154. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-142-154

Выпуск

Раздел

Статьи