Семейные ценности и традиции воспитания в России и Сербии: ретроспективный анализ и современные проблемы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-432-443Ключевые слова:
семейное воспитание в России и Сербии, ценности, традиции, проблемы и перспективы, кросс-культурный анализАннотация
Введение. Проблема воспитания личности и особенно проблема семейного воспитания — одни из центральных в современных научно-практических исследованиях. В статье представлены культурно- исторические и психолого-педагогические основы, на которых формировалось и продолжает развиваться семейное воспитание в России и в Сербии. Цель работы — исторический и кросс- культурный анализ психолого-педагогических особенностей ценностей и традиций семейного воспитания в двух странах с близкой языковой и ментальной культурой. Объектом исследования стали ценности и традиции семейного воспитания. Предмет исследования — ретроспективные характеристики ценностей и традиций семейного воспитания в России и Сербии.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ, синтез и интерпретация научных материалов, которые позволили авторам выделить характерные особенности, проблемы и перспективы дальнейших научно-практических направлений исследований семейного воспитания в России и Сербии.
Результаты исследования. В содержании статьи представлен ретроспективный анализ истоков русских традиций семейного воспитания, описанных в исторических литературных источниках и работах российских педагогов XIX — начала XXI веков (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. А. Караковский). Были определены современные базовые традиции семейного воспитания в России. Кроме того, в статье дано подробное описание исторических традиций и ценностей семейного воспитания в Сербии на примере традиции Крестной Славы. В работе представлены сербские педагоги и просветители XIX–ХХ веков (В. Бакич, Й. Миодрагович, С. Аджич, В. Младенович, С. Мркаль, В. Йованович, С. Топалич), которые в своих трудах уделяли внимание основным направлениям семейного воспитания в Сербии. Авторы статьи проанализировали ряд современных исследований сербских ученых (Н. Пантелич, С. Б. Бодрошки-Спариосу, M. Сенич- Ружич, Р. Пантич, М. Шарантич и др.), связанных с проблемами и перспективами семейного воспитания.
Заключение. Результаты исследования позволили определить основные проблемы семьи и современного семейного воспитания, которые существуют в России и Сербии. Кроме того, авторы представили перспективные направления дальнейших кросс-культурных исследований в области заявленной проблематики.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абалова, А. А. (2022) Актуальные проблемы современного семейного воспитания в творчестве А. С. Макаренко. Учитель и время, № 17, с. 4–11. EDN: FUIEZZ
Адоньева, С. Б. (2021) Ритуал Крестной Славы и патриархальный порядок: антропологический этюд. Русский фольклор: Материалы и исследования, № 38, с. 448–455. https://doi.org/10.31860/0136-7447-2021-38-448-472
Березняк, В. А. (2018) Религиозные и семейные ценности в структуре самосохранительных ценностных ориентаций студентов России и Сербии. Социология религии в обществе позднего модерна, т. 7, с. 56–66. EDN: YNNJLR
Бондырева, С. К., Бушмарина, Н. Н. (2021) Семейное воспитание: традиции и ценности. Мир образования — образование в мире, № 2 (82), с. 141–146. EDN: TEHVTS
Караковский, В. А. (2008) Воспитание для всех. М.: Изд-во Научно-исследовательских институтов школьных технологий, 240 с.
Караковский, В. А. (1993) Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно- воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 80 с.
Липич, Т. И., Дмитрийчук, А. Ю. (2017) Семья в философско-культурологическом осмыслении. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, № 10 (259), с. 146–150. EDN: ZCJEIL
Лобачева, Ю. В. (2022) Женщина в Сербии во второй половине XIX — начале ХХ вв.: к историографии вопроса. В кн.: Т. В. Волокитина (ред.). Балканы знакомые и незнакомые: события, личности, нарративы. XVIII–XXI вв. М.: Изд-во Института славяноведения РАН, с. 369–394. https://www.doi.org/10.31168/7576-0477-0.4.1
Лыкова, И. А., Майер, А. А. (2022) Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор. Science for Education Today, т. 12, № 5, с. 200–224. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11
Лыкова, И. А., Майер, А. А. (2023) Адресное сопровождение семейного воспитания в контексте наследия В. А. Сухомлинского. Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО, № 4, с. 41–53. EDN: AFVNAX
Милтоевич, В. (2013) Семья как ценностная ориентация сербских студентов. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Социология, № 1, с. 143–152. EDN: PUORUX
Михайлова, О. Б., Корач, И. (2023) Формирование и развитие гражданской идентичности молодежи в процессе образования: кросс-культурный анализ проблемы. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 6, с. 390–396. https://www.doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2023-6-49
Суслова, Т. Ф., Дамнянович, С. (2023) Оценка учителями и родителями уровня взаимодействия семьи и школы в системе начального образования Сербии. В кн.: О. И. Кабалина (ред.). Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы международной научно-практической конференции. XVIII Левитовские чтения 12–13 апреля 2023 г. М.: Изд-во Государственного университета просвещения, с. 680–686. EDN: FOFEGT
Ткаченко, С. А. (2024) Семейное воспитание в творчестве К. Д. Ушинского. Антропос: Логос и Теос, № 10, с. 195–200. EDN: EZHEGK
Экономова, А. Д. (2022) Гендерные доминаты в истории русского языка: образ женщины «от Домосторя до светской львицы». Глобальный научный потенциал, № 7 (136), с. 113–117. EDN: TAVDEZ
Бодрошки Спариосу, Б. С., Духанај, Н. В. (2024) Родитељска укљученост у дечје образовање: концепт и модели. Иновације у настави, т. 37, № 1, с. 1–15. https://www.doi.org/10.5937/inovacije2401001B
Бодрошки Спариосу, Б. С., Сенић Ружић, M. (2020) Савремена култура родительства: педагошке импликациjе. Зборник Института за педагошка истраживања, т. 52, № 1, с. 7–39. https://doi.org/10.2298/ZIPI2001007B
Ковачевић, Н. C., Мушикић Поповић, И. Б. (2023) Допринос Сретена Аџића развоју и раду мушке учитељске школе у Јагодини. Društvene i humanističke studije, т. 8, № 1 (22), с. 237–254. https://doi.org/10.51558/2490-3647.2023.8.1.237
Матејевић, М., Ђорђевић, М. (2019) Компаративна анализа породичне педагогије у студијским програмима педагогије Филозофских факултета у Србији и окружењу. Годишњак за педагогију, № 4 (2), с. 7–19. https://doi.org/10.46630/gped.2.2019.01
Матко, С. П. (2015) Утицај хришћанских вредности породичног васпитања на васпитање и образовање у друштву. Иновације у настави, т. 28, № 2, с. 97–104.
Павковић, Н. Ф. (2015) Слава или Крсно име код Срба. Гласник Етнографског института САНУ, т. 63, № 1, с. 123–145. https://doi.org/10.2298/GEI1501123P
Пантелић, Н. (2007) Породица и традиција у градовима Србије крајем XX века на примеру Крушевца, Шапца, Ужица и Бора. Београд: Српска академија наука и уметности, Етнографски институт, 166 с.
Рајчевић, П. Ђ., Минић, В. Љ. (2022) Утицај др Војислава Бакића на развој научне педагогије у Србији у 19. и 20. веку. Баштина, т. 56, с. 423–434. https://doi.org/10.5937/bastina32-36651
Jovanović, D. (2015) Dualna priroda srpskog nacionalnog identiteta. В кн.: V. Knežević-Predić (ред.). Politički identitet Srbije u globalnom i regionalnom kontekstu. Belgrade: Univerzitet u Beogradu. Fakultet političkih nauka, pp. 51–60.
Šarančić, М., Pantić, I. (2024) Roditeljstvo između kritike savremene kulture roditeljstva i realnih potreba za podrškom. Nastava i vaspitanje, vol. 73, no. 1, pp. 131–144. https://doi.org/10.5937/nasvas2401131S
Senić Ružić, M., Pantić, I., Šarančić, M. (2023) Reflections of digital environment on family education — the need for parent empowerment. In: S. Zuković (ed.). Pedagogy — Yesterday, today, tomorrow. Book of proceedings. Novi Sad: University of Novi Sad, Faculty of Philosophy Publ., рр. 107–114.
REFERENCES
Abalova, A. A. (2022) Aktual’nye problemy sovremennogo semejnogo vospitaniya v tvorchestve A. S. Makarenko [Current problems of modern family education in the works of A. S. Makarenko]. Uchitel’ i vremya, no. 17, pp. 4–11. EDN: FUIEZZ (In Russian)
Adon’eva, S. B. (2021) Ritual Krestnoj Slavy i patriarkhal’nyj poryadok: antropologicheskij etyud [The Ritual of the Glory of the Cross and the Patriarchal Order: Anthropological Essay]. Russkij fol’klor: Materialy i issledovaniya — Russian folklore: Materials and Research, vol. 38, pp. 448–455. https://doi.org/10.31860/0136-7447-2021-38-448-472 (In Russian)
Bereznyak, V. A. (2018) Religioznye i semejnye tsennosti v strukture samosokhranitel’nykh tsennostnykh orientatsij studentov Rossii i Serbii [Religious and family values in the structure of self-preservation value orientations of students in Russia and Serbia]. Sotsiologiya religii v obshchestve pozdnego moderna — Sociology of Religion in Late Modern Society, vol. 7, pp. 56–66. EDN: YNNJLR (In Russian)
Bondyreva, S. K., Bushmarina, N. N. (2021) Semejnoe vospitanie: traditsii i tsennosti [Family education: Traditions and values]. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire — The World of Education—Education in the World, no. 82 (2), pp. 141–146. EDN: TEHVTS (In Russian)
Bodroški Spariosu, B. S., Duhanaj, N. V. (2024) Roditeljska uključenost u dečje obrazovanje — koncept i modeli [Parental involvement in children’s education: Concepts and models]. Inovacije u nastavi — Teaching Innovations, vol. 37, no. 1, pp. 1–15 https://www.doi.org/10.5937/inovacije2401001B (In Serbian)
Bodroški Spariosu, B. S., Senić-Ruzić, M. (2020) Savremena kultura roditel’stva: pedagoshke implikatsije [Contemporary culture of parenting: Pedagogical implications]. Zbornik Instituta za pedagoška istraživanja — Journal of the Institute for Educational Research, vol. 52, no. 1, рр. 7–39. https://doi.org/10.2298/ZIPI2001007B (In Serbian)
Ekonomova, A. D. (2022) Gendernye dominaty v istorii russkogo yazyka: obraz zhenshchiny “ot Domostorya do svetskoj l’vitsy” [Gender dominants in the history of the Russian language: the image of a woman “from Domostroy to a socialite”]. Global’nyj nauchnyj potencial — Global Scientific Potential, no. 7 (136), pp. 113–117. EDN: TAVDEZ (In Russian)
Jovanović, D. (2015) Dualna priroda srpskog nacionalnog identiteta [The dual nature of Serbian national identity]. In: V. Knežević-Predić (ed.). Politički identitet Srbije u globalnom i regionalnom kontekstu [Serbia’s political identity in a global and regional context]. Belgrade: University of Belgrade. Faculty of Political Sciences (FPN) Publ., рр. 51–60. (In Serbian)
Karakovskij, V. A. (1993) Stat’ chelovekom: obshchechelovecheskie tsennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatel’nogo protsessa [To become a human being. Universal human values are the basis of a holistic educational process]. Moscow: Tvorcheskaya pedagogika Publ., 80 p. (In Russian)
Karakovskij, V. A. (2008) Vospitanie dlya vsekh [Education for all]. Moscow: Nauchno-issledovatel’skij institut shkol’nykh tekhnologij Publ., 240 p. (In Russian)
Kovacheviћ, N. C., Mushikiћ Popoviћ, I. B. (2023) Doprinos Sretena Aџiћa razvoјu i radu mushke uchiteљske shkole u Јagodini [Sreten Adžić’s contribution to the development and work of the male teaching school in Jagodina]. Društvene i humanističke studije — Social Sciences and Humanities Studies, vol. 8, no. 1 (22), pp. 237–254. https://doi.org/10.51558/2490-3647.2023.8.1.237 (In Serbian)
Lipich, T. I., Dmitrijchuk, A. Yu. (2017) Sem’ya v filosofsko-kul’turologicheskom osmyslenii [Family in philosophical and cultural judgment]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo — Belgorod State University Scientific bulletin. Philosophy, Sociology, Law, no. 10 (259), pp. 146–150. EDN: ZCJEIL (In Russian)
Lobacheva, Yu. V. (2022) Zhenshchina v Serbii vo vtoroj polovine XIX — nachale ХХ vv.: k istoriografii voprosa [Woman in Serbia in the second half of the 19th — early 20th centuries: Historiography of the issue]. In: T. V. Volokitina (ed.). Balkany znakomye i neznakomye: sobytiya, lichnosti, narrativy. XVIII–XXI vv. [The Balkans, familiar and unfamiliar: Events, personalities, narratives. The 18th–21st centuries] Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 369–394. https://www.doi.org/10.31168/7576-0477-0.4.1 (In Russian)
Lykova, I. A., Majer, A. A. (2022) Sistematizatsiya traditsij semejnogo vospitaniya: sotsial’no-pedagogicheskij klassifikator [Systematization of traditions of family education: A socio-pedagogical classifier]. Science for Education Today, vol. 12, no. 5, pp. 200–224. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11 (In Russian)
Lykova, I. A., Majer, A. A. (2023) Adresnoe soprovozhdenie semejnogo vospitaniya v kontekste naslediya V. A. Sukhomlinskogo [Targeted support of family education in the context of the legacy of V. A. Sukhomlinsky]. Obrazovanie: Resursy razvitiya. Vestnik LOIRO, no. 4, pp. 41–53. EDN: AFVNA (In Russian)
Mateјeviћ, M., Ђorђeviћ, M. (2019) Komparativna analiza porodichne pedagogiјe u studiјskim programima pedagogiјe Filozofskikh fakulteta u Srbiјi i okruzheњu [Comparative analysis of family pedagogy courses in study programs of faculties of philosophy in Serbia and neighboring countries]. Godišnjak za pedagogiju — Yearbook for Pedagogy, no. 4 (2), pp. 7–19. https://doi.org/10.46630/gped.2.2019.01 (In Serbian)
Matko, S. P. (2015) Utitsaј khrishћanskikh vrednosti porodichnog vaspitaњa na vaspitaњe i obrazovaњe u drushtvu [Influence of Christian values of family education on education and education in society]. Inovacije u nastavi — Teaching Innovations, vol. 28, no. 2, рр. 97–104. (In Serbian)
Miltoevich, V. (2013) Sem’ya kak tsennostnaya orientatsiya serbskikh studentov [The family as a value orientation among students in Serbia]. Vestnik Rossijskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Sotsiologiya — RUDN Journal of Sociology, no. 1, pp. 143–152. (In Russian)
Mikhailova, O. B., Korach, I. (2023) Formirovanie i razvitie grazhdanskoj identichnosti molodezhi v protsesse obrazovaniya: kross-kul’turnyj analiz problemy [Development of civic identity in young people through education: Cross-cultural analysis]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 6, pp. 390–396. https://www.doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2023-6-49 (In Russian)
Panteliћ, N. (2007) Poroditsa i traditsiјa u gradovima Srbiјe kraјem XX veka na primeru Krushevtsa, Shaptsa, Uzhitsa i Bora [Urban family and tradition in the eighties of the 20th century in Serbia in the Towns of Krusevac, Sabac, Uzice and Bor]. Belgrade: Serbian Academy of Sciences and Arts, Ethnographic Institute Publ., 166 p. (In Serbian)
Pavkoviћ, N. F. (2015) Slava ili Krsno ime kod Srba [The Slava or Patron Saint’s Day among the Serbs]. Glasnik Etnografskog instituta SANU — Gazette of Ethnographic Institute SANU, vol. 63, no. 1, рр. 123–145. https://doi.org/10.2298/GEI1501123P (In Serbian)
Rajčević, P. Đ., Minić, V. Lj. (2022) Uticaj Dr Vojislava Bakića na razvoj naučne pedagogije u Srbiji u 19. i 20. Veku [Iinfluence of Vojislav Bakić (PhD) on the development of the scientific pedagogy in Serbia in XIX and XX century]. Bastina, vol. 56. pp. 423–434. https://doi.org/10.5937/bastina32-36651 (In Serbian)
Šarančić, М., Pantić, I. (2024) Roditeljstvo između kritike savremene kulture roditeljstva i realnih potreba za podrškom [Parenting between criticism of contemporary parenting culture and real support needs]. Nastava i vaspitanje, vol. 73, no. 1, рр. 131–144. https://doi.org/10.5937/nasvas2401131S (In Serbian)
Senić Ružić, M., Pantić, I., Šarančić, M. (2023) Reflections of the digital environment on family education — the need for parent empowerment. In: S. Zuković (ed.). Pedagogy — Yesterday, today, tomorrow. Book of proceedings. Novi Sad: University of Novi Sad, Faculty of Philosophy Publ., рр. 107–114. (In English)
Suslova, T. F., Damnyanovich, S. (2023) Otsenka uchitelyami i roditelyami urovnya vzaimodejstviya sem’i i shkoly v sisteme nachal’nogo obrazovaniya Serbii [Assessment by teachers’ and parents’ of the level of interaction between family and school in the primary education system of Serbia]. In: O. I. Kabalina (ed.). Aktual’nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, pedagogicheskikh i lingvodidakticheskikh issledovanij. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. XVIII Levitovskie chteniya 12–13 aprelya 2023 g [Actual problems of theory and practice of psychological, pedagogical and linguodidactic research. Proceedings of the international scientific and practical conference. XVIII Leviticus Readings April 12–13, 2023]. Moscow: Federal state university of education Publ., pp. 680–686. EDN: FOFEGT (In Russian)
Tkachenko, S. A. (2024) Semejnoe vospitanie v tvorchestve K. D. Ushinskogo [Family education in the work of K. D. Ushinsky]. Antropos: Logos i Teos — Anthropos: Logos and Theos, vol. 10, pp. 195–200. EDN: EZHEGK (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Михайлова Ольга Борисовна, Корач Исидора

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.