Методы исследования мышления в трансспективе становления отечественной психологии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-349-361Ключевые слова:
мышление, метод, психология мышления, мысль, эксперимент, жизненный мирАннотация
Введение. Актуальность обзора и анализа методов, которыми располагает психология мышления, обусловлена расширением предметного поля этой области, усилением междисциплинарного дискурса, возрастающей антропологизацией психологического познания в целом. Эти тенденции диктуют необходимость усовершенствования исследовательских «оптик» и процедур, стимульных материалов и методических средств, позволяющих реконструировать полиморфную и многоуровневую динамику мыслительной деятельности человека, взятого не только в рамках экспериментальной ситуации, но и в контексте собственной повседневности, собственного жизненного мира, включая его ценностно- смысловые и пространственно-временные параметры.
Результаты исследования и их обсуждение. Представлен анализ трансформации концептуальных оснований, усовершенствования инструментальных процедур и средств, входящих в состав традиционных для отечественной психологии методов исследования мышления. Показано, как они трансформировались по мере смены исследовательских целей, расширения предметной области психологии мышления, усложнения задач, решаемых учеными: от преодоления формально-логического редукционизма в понимании мыслительных действий и снятия разрыва между познавательными и эмоциональными процессами до выяснения механизмов свободной инициации человеком мыслительной деятельности (в том числе за рамками экспериментальной среды); от описания операционально-динамических аспектов мыслительного процесса до выявления его мотивационно- смысловых, пространственно-временных характеристик и раскрытия роли ценностных, этических переменных в построении ориентировок в условиях задачи.
Заключение. Определены методологические тенденции, наметившиеся в психологии мышления на современном этапе ее развития. Они вызваны «антропологическим поворотом» в данной области исследования, который повлек за собой изменение целого ряда представлений: о предметно- содержательных и функционально-динамических аспектах мышления; об экологической валидности экспериментальных процедур по отношению к процессам мышления, не поддающимся объективации, нередуцируемым к формально-логическим операциям; об уровне сложности и масштабах функциональной системы, в которую мышление включено в качестве организующего начала; о феноменологическом составе мысли как единице анализа мыслединамики и ментального опыта человека в контексте его жизненного мира.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ахутина, Т. В., Горелов, И. Н., Залевская, А. А. и др. (1985) Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 239 с.
Бахтин, М. М. (2003) Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари, с. 7–68.
Богоявленская, Д. Б. (2022) От инсайта до творческой самодеятельности. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 15, № 3, с. 43–57. EDN: MZVNZV
Брушлинский, А. В. (1979) Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 230 с.
Веккер, Л. М. (1976) Психические процессы: в 2 т. Т. 2. Мышление и интеллект. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 339 с.
Выготский, Л. С. (1982) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 504 с.
Гальперин, П. Я., Данилова, В. Л. (1980) Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. Вопросы психологии, № 1, с. 31–38.
Зарецкий, В. К. (2014) Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи. Консультативная психология и психотерапия, т. 22, № 4, с. 207–222. EDN: TCUNYB
Зинченко, В. П., Мамардашвили, М. К. (1977) Проблема объективного метода в психологии. Вопросы философии, № 7, с. 109–125. EDN: RZIHJX
Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. (1999) Самореализация личности: Системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 154 с.
Клочко, В. Е., Краснорядцева, О. М., Баланев, Д. Ю. (2016) Приемы и методы реконструкции жизненного мира человека: Постнеклассический ракурс. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 168 с.
Леонтьев, А. Н. (1964) Мышление. Вопросы философии, № 4, с. 85–95.
Матюшкин, А. М. (2003) Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого- социального института; Модек, 718 с.
Матюшкина, А. А. (2012) Представления о решении творческой проблемы в научной школе А. М. Матюшкина. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 3, с. 70–80.
Поддьяков, А. Н. (2004) Психодиагностика интеллекта: Выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 1, № 4, с. 75–80. EDN: QJELVD
Пономарев, Я. А. (1967) Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 264 с.
Рубинштейн, С. Л. (1958) О мышлении и путях его исследования. М.: Академия Наук СССР, 148 с.
Селиванов, В. В. (2019) Теория мышления как процесса: Экспериментальное подтверждение. Экспериментальная психология, т. 12, № 1, с. 40–52. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120104
Славская, К. А. (1968) Мысль в действии (Психология мышления). М.: Политиздат, 208 с.
Спиридонов, В. Ф. (2013) Новые методы изучения мыслительных процессов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 10, № 4, с. 5–38. EDN: SHGAIP
Тихомиров, О. К. (1984) Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 272 с.
Холодная, М. А. (2012) Психология понятийного мышления. От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Когито-Центр, 288 с. EDN: RBCBXF
Эльконин, Б. Д. (1997) Особенности знакового опосредования при решении творческих задач. Психологическая наука и образование, т. 2, № 3, с. 55–61.
Юдин, Э. Г. (1997) Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 444 с.
Ach, N. (1921) Uber die Begriffsbildung: eine experimentelle Untersuchung. Bamberg: C. C. Buchners Verlag, 343 p.
Duncker, K. (1935) Zur Psychologie des produktiven Denkens. Berlin: J. Springer Publ., 135 p.
Wertheimer, М. (1945) Productive thinking. New York; London: Harper & brothers Publ., 224 p.
REFERENCES
Akhutina, T. V., Gorelov, I. N., Zalevskaya, A. A. et al. (1985) Issledovanie rechevogo myshleniya v psikholingvistike [The study of speech thinking in psycholinguistics]. Moscow: Nauka Publ., 239 p. (In Russian)
Ach, N. (1921) Uber die Begriffsbildung: eine experimentelle Untersuchung [On the formation of concepts: an experimental investigation]. Bamberg: C. C. Buchners Verlag, 343 p. (In German)
Bakhtin, M. M. (2003) Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 1. Filosofskaya estetika 1920-kh godov [Collected works: In 7 vols. Vol. 1. Philosophical aesthetics of the 1920s]. Moscow: Russkie slovari Publ., pp. 7–68. (In Russian)
Bogoyavlenskaya, D. B. (2022) Ot insajta do tvorcheskoj samodeyatel’nosti [From insight to creative amateur performance]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 15, no. 3, pp. 43–57. EDN: MZVNZV (In Russian)
Brushlinskiy, A. V. (1979) Myshleniye i prognozirovaniye. Logiko-psikhologicheskij analiz [Thinking and forecasting. Logical and psychological analysis]. Moscow: Mysl’ Publ., 230 p. (In Russian)
Duncker, K. (1935) Zur Psychologie des produktiven Denkens [On the psychology of productive thinking]. Berlin: J. Springer Publ., 135 p. (In German)
El’konin, B. D. (1997) Osobennosti znakovogo oposredovaniya pri reshenii tvorcheskikh zadach [Features of sign mediation in solving creative tasks]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, vol. 2, no. 3, pp. 55–61. (In Russian)
Gal’perin, P. Ya., Danilova, V. L. (1980) Vospitanie sistematicheskogo myshleniya v protsesse resheniya malykh tvorcheskikh zadach [Fostering systematic thinking in the process of solving small creative tasks]. Voprosy psykhologii, no. 1, pp. 31–38. (In Russian)
Kholodnaya, M. A. (2012) Psikhologiya ponyatijnogo myshleniya. Ot kontseptual’nykh struktur k ponyatijnym sposobnostyam [Psychology of conceptual thinking. From conceptual structures to conceptual abilities]. Moscow: Kogito Publ., 288 p. (In Russian)
Klochko, V. E., Galazhinskij, E. V. (1999) Samorealizatsiya lichnosti: Sistemnyj vzglyad [Personal self-realization: A systematic view]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 154 p. (In Russian)
Klochko, V. E., Krasnoryadtseva, O. M., Balanev, D. Yu. (2016) Priemy i metody rekonstruktsii zhiznennogo mira cheloveka: Postneklassicheskij rakurs [Techniques and methods of reconstruction of the human life world: Post-non-classical perspective]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 168 p. (In Russian)
Leont’ev, A. N. (1964) Myshleniye [Thinking]. Voprosy filosofii, no. 4, pp. 85–95. (In Russian)
Matyushkin, A. M. (2003) Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo [Thinking, learning, creativity]. Moscow; Voronezh: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Modek Publ., 718 p. (In Russian)
Matyushkina, A. A. (2012) Predstavleniya o reshenii tvorcheskoj problemy v nauchnoj shkole A. M. Matyushkina [Ideas about solving a creative problem in the scientific school of A. M. Matyushkin]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Lomonosov Psychology Journal, no. 3, pp. 70–80. (In Russian)
Podd’yakov, A. N. (2004) Psikhodiagnostika intellekta: vyyavlenie i podavlenie sposobnostej, vyyavlenie i podavlenie sposobnykh [The psychodiagnostics of intelligence: Revealing and inhibiting individual abilities; identifying and suppressing the able]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 1, no. 4, pp. 75–80. EDN: QJELVD (In Russian)
Ponomarev, Ya. A. (1967) Znaniya, myshleniye i umstvennoye razvitiye [Knowledge, thinking and mental development]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 264 p. (In Russian)
Rubinshtejn, S. L. (1958) O myshlenii i putyakh ego issledovaniya [About thinking and ways to explore it]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ., 148 p. (In Russian)
Selivanov, V. V. (2019) Teoriya myshleniya kak protsessa: eksperimental’noe podtverzhdenie [The theory of thinking as a process: An experimental confirmation]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 40–52. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120104 (In Russian)
Slavskaya, K. A. (1968) Mysl’ v dejstvii. (Psikhologiya myshleniya) [Thought in action. (Psychology of thinking)]. Moscow: Politizdat Publ., 208 p. (In Russian)
Spiridonov, V. F. (2013) Novye metody izucheniya myslitel’nykh protsessov [New methods of studying thought processes]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 10, no. 4, pp. 5–38. EDN: SHGAIP (In Russian)
Tikhomirov, O. K. (1984) Psikhologiya myshleniya [Psychology of thinking]. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 272 p. (In Russian)
Vekker, L. M. (1976) Psikhicheskie protsessy: v 2 t. T. 2. Myshlenie i intellect [Mental processes: In 2 vols. Vol. 2. Thinking and intelligence]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 339 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (1982) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 2. Problemy obshchej psikhologii [Collected works: In 6 vols. Vol. 2. Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 504 p. (In Russian)
Wertheimer, М. (1945) Productive thinking. New York; London: Harper & brothers Publ., 224 p. (In English)
Yudin, E. G. (1997) Metodologiya nauki. Sistemnost’. Deyatel’nost’ [Methodology of science. Systematicity. Activity]. Moscow: Editorial URSS Publ., 444 p. (In Russian)
Zaretskij, V. K. (2014) Sotsial’noe poznanie i mental’nost’ v zerkale protsessa resheniya tvorcheskoj zadachi [Social cognition and mentality in the mirror of the creative problem solving process]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya —Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 22, no. 4, pp. 207–222. EDN: TCUNYB (In Russian)
Zinchenko, V. P., Mamardashvili, M. K. (1977) Problema ob’ektivnogo metoda v psikhologii [The problem of the objective method in psychology]. Voprosy filosofii, no. 7, pp. 109–125. EDN: RZIHJX (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Николай Иванович Нелюбин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.