Формирование индивидуального образовательного пространства подростков в процессе самопознания

Авторы

  • Эльмира Максутовна Алиева Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина
  • Светлана Николаевна Костромина Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-9508-2587

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-280-287

Ключевые слова:

образовательная среда, индивидуальное образовательное пространство, смысл учебной деятельности, познавательная отчужденность, подростки

Аннотация

Введение. Способность создавать представления о своем развитии, рефлексия и самопознание являются важными составляющими как в познавательной деятельности подростка, так и в формировании его личности.

Цель исследования: определение содержания психолого-педагогической работы, направленной на формирование индивидуального образовательного пространства подростков.

Материалы и методы. Представлен теоретический анализ литературных источников, посвященных вопросам формирования индивидуального образовательного пространства подростков.

Результаты исследования. Показано, что образовательное пространство включает совокупность объектов, условий, материальных предметов и социальных компонентов, которые субъективно выполняют образовательную функцию для человека. Индивидуальное образовательное пространство предполагает, что элементы образовательной среды становятся для учащихся личностно значимыми, обретают индивидуальный смысл. В современном мире существуют значительные возможности для расширения индивидуального образовательного пространства средствами, предоставляемыми информационной средой. Механизмом формирования индивидуального образовательного пространства подростков является самопознание.

Заключение. Результаты исследования могут учитываться в психолого-педагогической работе с подростками, направленной на познание себя, своей уникальности, предпочтений, интересов, своих отношений и осознания представлений о своих индивидуальных особенностях, что влияет не только на новые цели и задачи в обучении, но и раскрытие способностей для занятий более результативной познавательной и творческой деятельностью и для повышения осознанности в отношении развития своих индивидуальных способностей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Асмолов, А. Г. (1996) Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 768 с.

Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 323 с.

Бордовская, Н. В., Розум, С. И. (2011) Психология и педагогика. СПб.: Питер, 624 с.

Виленский, М. Я., Мещерякова, Е. В. (2002) Образовательное пространство как педагогическая категория. Педагогическое образование и наука, № 2, с. 8–12. EDN: LLJNMN

Карасюк, В. В., Иванов, С. Н. (2014) Формирование индивидуального образовательного пространства студента в условиях дистанционного обучения. Вестник Национального технического университета Харьковский политехнический институт. Серия: Информатика и моделирование, № 35 (1078), с. 105– 112. EDN: SJRFPF

Кон, И. С. (1984) В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 335 с.

Леонтьев, А. Н. (2005) Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Смысл; Академия, 352 с.

Мамардашвили, М. К. (2019) Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 272 с.

Мерцалова, Т. А. (1996) Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Российская академия образования. Институт педагогических инноваций, 152 с.

Олефир, С. В. (2017) Школьная библиотека в информационном веке. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного института культуры, 132 с.

Погодина, И. А. (2011) Индивидуальное образовательное пространство старшеклассника. Понятие, характеристики, условия формирования. Саарбрюккен: Lambert Academic Publ., 200 с.

Сорокоумова, Е. А. (2009) Самопознание в процессе обогащения сознания. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, № 3, с. 89–94. EDN: MVYQBZ

Стародубцев, В. А. (2012) Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 124 с.

Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. (2010) Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. Психологическая наука и образование, т. 15, № 4, с. 77–90. EDN: NBOIHL

Dabbagh, N., Kitsantas, A. (2012) Personal learning environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning. The Internet and Higher Education, vol. 15, no. 1, pp. 3–8. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002

Gee, J. P. (2005) Semiotic social spaces and affinity spaces: From The Age of Mythology to today’s schools. In: D. Barton, K. Tusting (eds.). Beyond communities of practice. Language power and social context. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 214–232. https://doi.org/10.1017/CBO9780511610554.012

REFERENCES

Asmolov, A. G. (1996) Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov [Cultural-historical psychology and the construction of worlds]. Moscow; Voronezh: Institute of Practical Psychology Publ.; MODEK Publ., 768 p. (In Russian)

Berger, P. L., Lukman, T. (1995) Sotsial’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge]. Moscow: Medium Publ., 323 p. (In Russian)

Bordovskaya, N. V., Rozum, S. I. (2011) Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 624 p. (In Russian)

Dabbagh, N., Kitsantas, A. (2012) Personal learning environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning. The Internet and Higher Education, vol. 15, no. 1, pp. 3–8. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002 (In English)

Gee, J. P. (2005) Semiotic social spaces and affinity spaces: From The Age of Mythology to today’s schools. In: D. Barton, K. Tusting (eds.). Beyond communities of practice. Language power and social context. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 214–232. https://doi.org/10.1017/CBO9780511610554.012 (In English)

Karasiuk, V. V., Ivanov, S. N. (2014) Formirovanie individual’nogo obrazovatel’nogo prostranstva studenta v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Formation of students’ personal knowledge space in the distance learning]. Vestnik Natsional’nogo tekhnicheskogo universiteta Khar’kovskij politekhnicheskij institut. Seriya: Informatika i modelirovanie — Bulletin of the National Technical University “Kharkiv Polytechnic Institute”. Series: Techniques in a machine industry, no. 35 (1078), pp. 105–112. EDN: SJRFPF (In Russian)

Kon, I. S. (1984) V poiskakh sebya. Lichnost’ i ee samosoznanie [Finding yourself. Personality and self-awareness]. Moscow: Politizdat Publ., 335 p. (In Russian)

Leont’ev, A. N. (2005) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ.; Akademiya Publ., 352 p. (In Russian)

Mamardashvili, M. K. (2019) Strela poznaniya. Nabrosok estestvennoistoricheskoj gnoseologii [Arrow of cognition. An outline of natural-historical epistemology]. Moscow: Fond Meraba Mamardashvili Publ., 272 p. (In Russian)

Mertsalova, T. A. (1996) Pedagogicheskoe obespechenie samopoznaniya podrostkov v usloviyakh obshcheobrazovatel’noj shkoly [Pedagogical support of self-knowledge of adolescents in a comprehensive school]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Russian Academy of Education. Institute of Pedagogical Innovations, 152 p. (In Russian)

Olefir, S. V. (2017) Shkol’naya biblioteka v informatsionnom veke [The school library in the Information Age]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts Publ., 132 p. (In Russian)

Pogodina, I. A. (2011) Individual’noe obrazovatel’noe prostranstvo starsheklassnika. Ponyatie, kharakteristiki, usloviya formirovaniya [An individual educational space for a high school student. Concept, characteristics, conditions of formation]. Saarbrucken: Lambert Academic Publ., 200 p. (In Russian)

Sorokoumova, E. A. (2009) Samopoznanie v protsesse obogashcheniya soznaniya [Self-knowledge in the consciousness’ enrichment process]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova — Bulletin of Moscow State Humanitarian University named after M. A. Sholokhov, no. 3, pp. 89–94. EDN: MVYQBZ (In Russian)

Starodubtsev, V. A. (2013) Sozdanie personal’noj obrazovatel’noj sredy prepodavatelya vuza [Creation of a personal educational environment for a university teacher]. Tomsk: Tomsk Polytechnic University Publ., 124 p. (In Russian)

Vilenskii, M. Ya., Meshcheryakova, E. V. (2002) Obrazovatel’noe prostranstvo kak pedagogicheskaya kategoriya [Educational space as pedagogical category]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical Education and Science, no. 2, pp. 8–12. EDN: LLJNMN (In Russian)

Zukerman, G. A., Venger, A. L. (2010) Razvitie uchebnoj samostoyatel’nosti sredstvami shkol’nogo obrazovaniya [Development of learning autonomy by the means of school education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 15, no. 4, pp. 77–90. EDN: NBOIHL (In Russian)

Опубликован

30.09.2024

Выпуск

Раздел

Статьи