Сенсомоторная интеграция — метод когнитивного, эмоционального и коммуникативного развития на основе двигательной активности
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-338-348Ключевые слова:
сенсомоторная интеграция, сенсорное и моторное развитие детей, когнитивные процессы, коммуникативные навыки, социальные навыки, социальный интеллектАннотация
Введение. В статье представлен анализ проблемы взаимосвязи сенсомоторного развития детей с продуктивнoстью в учебной деятельности. Из этой проблемы следует, что включение смысловой направленности заданий, побуждение ребенка к инициативности, включение двигательной активности в развивающие программы является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Целью данной работы является теоретическое обоснование предлагаемого метода сенсомоторной интеграции «Совопрактика». В теоретическом обосновании мы опираемся на требования со стороны педагогики развивающих программ и на современные подходы к развитию когнитивных функций (в частности, на функциональную структуру интеллекта Б. М. Величковского (Величковский 2006), которые представлены в структуре занятий по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика».
Материалы и методы. Авторы статьи описывают метод сенсомоторной интеграции «Совопрактика», который направлен на развитие и построение смысловой структуры восприятия и действия в потоке информации от органов чувств. Метод представляет собой интеграцию моторных, сенсорных и когнитивных систем и процессов при помощи смыслов действий, конкретных целей и задач в программах коррекции. В качестве методологического основания метода были выбраны подход Н. А. Бернштейна и Б. М. Величкoвского, теория уровневого строения и развития движений и теория функциональной структуры интеллекта.
Результаты исследования. В статье приведены данные об улучшении показателей социального интеллекта у детей 6–8 лет после прохождения занятий, включающих метод сенсомоторной интеграции «Совопрактика». Описан подробный план занятий по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика», в котором представлены этапы формирования познавательной и двигательной активности. С помощью сравнения с контрольной группой, где развитие социально-эмоционального интеллекта осуществлялось без включения моторной активности, показано, что занятия по методу сенсомоторной интеграции приводят к росту показателей социального интеллекта у детей.
Заключение. Описывается перспектива развития будущих исследований по методу «Совопрактика». Подчеркивается, что в подготовке детей приобретают ценность не столько обширные знания или конкретные навыки, сколько опыт самостоятельной активности в неопределенной среде.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, Т. Н. (2011) Формирование здорового образа жизни у детей 6–7 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, т. 6, № 1 (18), с. 7–16. EDN: NQYSBH
Бернштейн, Н. А. (2017) О ловкости и ее развитии. М.: Дивизион, 328 с.
Величковский, Б. М. (2006) Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл; Академия, 448 с.
Веракса, Н. Е (2019) Современное дошкольное образование начинает учитывать роль ребенка в образовательном процессе. Современное дошкольное образование, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://sdo-journal.ru/journal/articles/nikolay-veraksa-sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie-nachinaet-uchityvat-rol-rebenka-v-obrazovatelnom-/ (дата обращения 04.01.2024).
Захарова, Л. М., Захарова, В. С. (2017) Влияние физической активности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, т. 12, № 3, с. 136–143. EDN: ZMQBZZ
Карпинская, В. Ю., Романова-Африкантова, Н. И., Мамина, Т. М., Андрющенко, Е. А. (2020) Сенсомоторный компонент в функциональной структуре интеллекта при оценке умственного развития детей дошкольного возраста. Петербургский психологический журнал, № 33 (20), с. 1–20. EDN: DIEIVL
Карпинская, В. Ю., Ковбаснюк, М. А., Мамина, Т. М. (2023) Коррекция трудностей школьного обучения при работе на подвесном оборудовании «Дом Совы». В кн.: А. Ю. Нестеров (ред.). Человек в информационном обществе. Сборник материалов второй международной научно-практической конференции, посвященной десятилетию науки и технологий в Российской Федерации 26–28 апреля 2023г. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, с. 364–371. EDN: YJVLFX
Карпинская, В. Ю., Мамина, Т. М., Романова-Африкантова, Н. И. (2022) Развитие социально-эмоционального интеллекта в группе сенсомоторной интеграции у детей 6–7 лет. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 203, с. 148–157. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-148-157
Мамина, Т. М. (2020a) Особенности развития сенсомоторной сферы. В кн.: А. В. Шаболтас (ред.). Психология XXI века: Актуальные вызовы и достижения. Сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых 22–24 апреля 2019 г. СПб.: Скифия принт, с. 134–143. EDN: VKHFFX
Мамина, Т. М. (2020b) Формирование сенсомоторной интеграции на основе познавательно-исследовательской активности. Петербургский психологический журнал, № 30, с. 77–105. EDN: SZQGWE
Мамина, Т. М., Карпинская, В. Ю., Шилов, Ю. Е. (2020) Принципы сенсомоторной интеграции в развитии детей: Обзор теоретических подходов. В кн.: А. В. Шаболтас (ред.). Психология XXI века: Актуальные вызовы и достижения. Сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых 22–24 апреля 2019 г. СПб.: Скифия принт, с. 144–155. EDN: UPUGYD
Мамина, Т. М., Романова-Африкантова, Н. И. (2021) Диагностика сенсомоторного развития у детей дошкольного возраста. В кн.: Э. Э. Сыманюк (ред.). Cognitive Neuroscience–2020: материалы международного форума 11–12 декабря 2020 г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, c. 231–235. EDN: CRRAPZ
Смирнова, Е. О. (2013) Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование, т. 5, № 3, с. 92–98. EDN: RCPKGJ
Смирнова, Е. О. (2019) Развивающее дошкольное образование: Способствующие и препятствующие факторы. Психолого-педагогические исследования, т. 11, № 4, с. 79–89. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110406
Смирнова, Е. О., Рябкова, И. А. (2018) Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных игровых средах. Вопросы психологии, № 1, с. 69–77. EDN: YVAYHV
Смирнова, Е. О., Солдатова, Ю. С. (2019) Особенности проявления инициативы современных дошкольников. Психолого-педагогические исследования, т. 11, № 1, с. 12–26. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110102
Barsalou, L. W. (1999) Perceptual symbol systems. The Behavioral and Brain Sciences, vol. 22, no. 4, pp. 577–660. https://doi.org/10.1017/s0140525x99002149
Cameron, C. E., Brock, L. L, Murrah, W. M. et al. (2012) Fine motor skills and executive function both contribute to kindergarten achievement. Child Development, vol. 83, no. 4, pp. 1229–1244. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2012.01768.x
Cheung, W. C., Shen, S., Meadan, H. (2022) Correlation between motor, socio-emotional skills, and academic performance between young children with and without disabilities. Journal of Developmental and Physical Disabilities, vol. 34, no. 2, pp. 211–231. https://doi.org/10.1007/s10882-021-09796-8
Gibbs, R. W. (2005) Embodiment and cognitive science. Cambridge: Cambridge University Press, 337 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511805844
Gottwald, J. M., Achermann, S., Marciszko, C. et al. (2016) An embodied account of early executive-function development: Prospective motor control in infancy is related to inhibition and working memory. Psychological Science, vol. 27, no. 12, pp. 1600–1610. https://doi.org/10.1177/0956797616667447
Harbourne, R. T., Berger, S. E. (2019) Embodied cognition in practice: Exploring effects of a motor-based problem-solving intervention. Physical Therapy, vol. 99, no. 6, pp. 786–796. https://doi.org/10.1093/ptj/pzz031
Adolph, K., Joh, A. S. (2006) Motor development: How infants get into the act. In: A. Slater, M. Lewis (eds.). Introduction to Infant Development. Oxford: Oxford University Press, pp. 63–80.
Kim, H., Carlson, A. G., Curby, T. W. et al. (2016) Relations among motor, social, and cognitive skills in pre-kindergarten children with developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, vol. 53–54, pp. 43–60. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2016.01.016
Klupp, S., Möhring, W., Lemola, S., Grob, A. (2021) Relations between fine motor skills and intelligence in typically developing children and children with attention deficit hyperactivity disorder. Research in Developmental Disabilities, vol. 110, article 103855. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103855
Lee, K., Kim, Y. H., Lee, Y. (2020) Correlation between motor coordination skills and emotional and behavioral difficulties in children with and without developmental coordination disorder. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 20, article 7362. https://doi.org/10.3390/ijerph17207362
MacDonald, M., Ross, S., McIntyre, L. L., Tepfer, A. (2017) Relations of early motor skills on age and socialization, communication, and daily living in young children with developmental disabilities. Adapted Physical Activity Quarterly, vol. 34, no. 2, pp. 179–194. https://doi.org/10.1123/apaq.2015-0091
Ohara, R., Kanejima, Yu., Kitamura, M., Izawa, K. P. (2019) Association between social skills and motor skills in individuals with autism spectrum disorder: A systematic review. European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education, vol. 10, no. 1, pp. 276–296. https://doi.org/10.3390/ejihpe10010022
Piaget, J. (2020) La psychologie de l’intelligence. Paris: DUNOD Publ., 312 p.
Salaj, S., Masnjak, M. (2022) Correlation of motor competence and social-emotional wellbeing in preschool children. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 846520. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.846520
REFERENCES
Adolph, K., Joh, A. S. (2006) Motor development: How infants get into the act. In: A. Slater, M. Lewis (eds.). Introduction to Infant Development. Oxford: Oxford University Press, pp. 63–80. (In English)
Andreeva, T. N. (2011) Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u detej 6–7 let [Formation of a healthy life style among young schoolchildren at the age of 6–7 years old]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul’tury i sporta — Russian Journal of Physical Education and Sport, vol. 6, no. 1 (18), pp. 7–16. EDN: NQYSBH (In Russian)
Barsalou, L. W. (1999) Perceptual symbol systems. The Behavioral and Brain Sciences, vol. 22, no. 4, pp. 577–660. https://doi.org/10.1017/s0140525x99002149 (In English)
Bernshtejn, N. A. (2017) O lovkosti i ee razvitii [Dexterity and its development]. Moscow: Divizion Publ., 328 p. (In Russian)
Cameron, C. E., Brock, L. L, Murrah, W. M. et al. (2012) Fine motor skills and executive function both contribute to kindergarten achievement. Child Development, vol. 83, no. 4, pp. 1229–1244. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2012.01768.x (In English)
Cheung, W. C., Shen, S., Meadan, H. (2022) Correlation between motor, socio-emotional skills, and academic performance between young children with and without disabilities. Journal of Developmental and Physical Disabilities, vol. 34, no. 2, pp. 211–231. https://doi.org/10.1007/s10882-021-09796-8 (In English)
Gibbs, R. W. (2005) Embodiment and cognitive science. Cambridge: Cambridge University Press, 337 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511805844 (In English)
Gottwald, J. M., Achermann, S., Marciszko, C. et al. (2016) An embodied account of early executive-function development: Prospective motor control in infancy is related to inhibition and working memory. Psychological Science, vol. 27, no. 12, pp. 1600–1610. https://doi.org/10.1177/0956797616667447 (In English)
Harbourne, R. T., Berger, S. E. (2019) Embodied cognition in practice: Exploring effects of a motor-based problem-solving intervention. Physical Therapy, vol. 99, no. 6, pp. 786–796. https://doi.org/10.1093/ptj/pzz031 (In English)
Karpinskaya, V. Yu., Romanova-Afrikantova, N. I., Mamina, T. M., Andryushchenko, E. A. (2020) Sensomotornyj komponent v funktsional’noj strukture intellekta pri otsenke umstvennogo razvitiya detej doshkol’nogo vozrasta [Sensorimotor component in the functional structure of intelligence in assessing the mental development of preschool children]. Peterburgskij psihologičeskij žurnal, no. 33 (20), pp. 1–20. EDN: DIEIVL (In Russian)
Karpinskaya, V. Yu., Kovbasnyuk, M. A., Mamina, T. M. (2023) Korrektsiya trudnostej shkol’nogo obucheniya pri rabote na podvesnom oborudovanii “Dom Sovy” [Correction of school learning difficult while working on the suspended equipment “House of the Owls”]. In: A. Yu. Nesterov (ed.). Chelovek v informatsionnom obshchestve. Sbornik materialov vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj desyatiletiyu nauki i tekhnologij v Rossijskoj Federatsii 26–28 aprelya 2023 g. [A person in the information society. Collection of materials of the second international scientific and practical conference dedicated to the Decade of Science and Technology in the Russian Federation on April 26–28, 2023]. Samara: Samara University Publ., pp. 364–371. EDN: YJVLFX (In Russian)
Karpinskaya, V. Yu., Mamina, T. M., Romanova-Afrikantova, N. I. (2022) Razvitie sotsial’no-emotsional’nogo intellekta v gruppe sensomotornoj integratsii u detej 6–7 let [Development of social and emotional intelligence in 6–7 year olds during group classes in sensorimotor integretion]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 203, pp. 148–157. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-148-157 (In Russian)
Kim, H., Carlson, A. G., Curby, T. W. et al. (2016) Relations among motor, social, and cognitive skills in pre-kindergarten children with developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, vol. 53–54, pp. 43–60. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2016.01.016 (In English)
Klupp, S., Möhring, W., Lemola, S., Grob, A. (2021) Relations between fine motor skills and intelligence in typically developing children and children with attention deficit hyperactivity disorder. Research in Developmental Disabilities, vol. 110, article 103855. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103855 (In English)
Lee, K., Kim, Y. H., Lee, Y. (2020) Correlation between motor coordination skills and emotional and behavioral difficulties in children with and without developmental coordination disorder. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 20, article 7362. https://doi.org/10.3390/ijerph17207362 (In English)
MacDonald, M., Ross, S., McIntyre, L. L., Tepfer, A. (2017) Relations of early motor skills on age and socialization, communication, and daily living in young children with developmental disabilities. Adapted Physical Activity Quarterly, vol. 34, no. 2, pp. 179–194. https://doi.org/10.1123/apaq.2015-0091 (In English)
Mamina, T. M. (2020a) Osobennosti razvitiya sensomotornoj sfery [Future of development of sensory and motor field]. In: A. V. Shaboltas (ed.). Psikhologiya XXI veka: Aktual’nye vyzovy i dostizheniya. Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii molodykh uchenykh 22–24 aprelya 2019 g. [Psychology of the XXI century: Current challenges and achievements. Collection of articles by participants of the international scientific conference of young scientists on April 22–24, 2019]. Saint Petersburg: Scythia print Publ., pp. 134–143. EDN: VKHFFX (In Russian)
Mamina, T. M. (2020b) Formirovanie sensomotornoj integratsii na osnove poznavatel’no-issledovatel’skoj aktivnosti [The formation of sensorimotor integration based on cognitive research activity]. Peterburgskij psikhologicheskij zhurnal, no. 30, pp. 77–105. EDN: SZQGWE (In Russian)
Mamina, T. M., Karpinskaya, V. Yu., Shilov, Yu. E. (2020) Printsipy sensomotornoj integratsii v razvitii detej: obzor teoreticheskikh podkhodov [The principles of sensory and motor integration in the development of children: Overview of theoretical approaches]. In: A. V. Shaboltas (ed.). Psikhologiya XXI veka: Aktual’nye vyzovy i dostizheniya. Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii molodykh uchenykh 22–24 aprelya 2019 g. [Psychology of the XXI century: Current challenges and achievements. Collection of articles by participants of the international scientific conference of young scientists on April 22–24, 2019]. Saint Petersburg: Scythia print Publ., pp. 144–155. EDN: UPUGYD (In Russian)
Mamina, T. M., Romanova-Afrikantova, N. I. (2021) Diagnostika sensomotornogo razvitiya u detej doshkol’nogo vozrasta [Diagnosis of sensory-motor development in preschool children]. In: E. E. Symanyuk (ed.). Cognitive Neuroscience–2020: materialy mezhdunarodnogo foruma 11–12 dekabrya 2020 g. [Cognitive Neuroscience–2020: Proceedings of the International Forum on December 11–12, 2020] Yekaterinburg: Ural Federal University Publ., pp. 231–235. EDN: CRRAPZ (In Russian)
Ohara, R., Kanejima, Yu., Kitamura, M., Izawa, K. P. (2019) Association between social skills and motor skills in individuals with autism spectrum disorder: A systematic review. European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education, vol. 10, no. 1, pp. 276–296. https://doi.org/10.3390/ejihpe10010022 (In English)
Piaget, J. (2020) La psychologie de l’intelligence [The psychology of intelligence]. Paris: DUNOD Publ., 312 p. (In French)
Salaj, S., Masnjak, M. (2022) Correlation of motor competence and social-emotional wellbeing in preschool children. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 846520. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.846520 (In English)
Smirnova, E. O. (2013) Igra v sovremennom doshkol’nom obrazovanii [Play in a modern pre-school education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 5, no. 3, pp. 92–98. EDN: RCPKGJ (In Russian)
Smirnova, E. O. (2019) Razvivayushchee doshkol’noe obrazovanie: Sposobstvuyushchie i prepyatstvuyushchie factory [Developing preschool education: Promoting and preventing factors]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 11, no. 4, pp. 79–89. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110406 (In Russian)
Smirnova, E. O., Ryabkova, I. A. (2018) Osobennosti prinyatiya doshkol’nikami igrovoj roli v raznykh predmetnykh sredakh [Characteristics of perception by preschoolers of the play role in various playing environments]. Voprosy psikhologii, no. 1. pp. 69–77. EDN: YVAYHV (In Russian)
Smirnova, E. O., Soldatova, Yu. S. (2019) Osobennosti proyavleniya initsiativy sovremennykh doshkol’nikov [Features of the initiative of modern preschoolers]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya— Psychological-Educational Studies, vol. 11, no. 1, pp. 12–26. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110102 (In Russian)
Velichkovskij, B. M. (2006) Kognitivnaya nauka. Osnovy psikhologii poznaniya: v 2 t. T. 1. [Cognitive science. Fundamentals of the psychology of cognition: In 2 vols. Vol. 1.] Moscow: Smysl Publ.; Akademiya Publ., 448 p. (In Russian)
Veraksa, N. E (2019) Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie nachinaet uchityvat’ rol’ rebenka v obrazovatel’nom protsesse [Modern preschool education begins to take into account the role of the child in the educational process]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 3. [Online]. Available at: https://sdo-journal.ru/journal/articles/nikolay-veraksa-sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie-nachinaet-uchityvat-rol-rebenka-v-obrazovatelnom-/ (accessed 04.01.2024). (In Russian)
Zakharova, L. M., Zakharova, V. S. (2017) Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na poznavatel’noe razvitie detej starshego doshkol’nogo vozrasta [Physical activity influence on cognitive development of late pre-school age children]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul’tury i sporta —Russian Journal of Physical Education and Sport, vol. 12, no. 3, pp. 136–143. EDN: ZMQBZZ (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Валерия Юльевна Карпинская; Татьяна Михайловна Мамина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.