Смысловые и темпоральные характеристики кризиса профессиональной идентичности в среднем возрасте

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-594-606

Ключевые слова:

идентичность, средний возраст, профессиональная идентичность, кризис профессиональной идентичности, смысловые и темпоральные характеристики кризиса профессиональной идентичности

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью смысловых и темпоральных характеристик кризиса профессиональной идентичности в среднем возрасте в современных социально-экономических условиях. Глобальные преобразования, происходящие сегодня во всех сферах общества, новые условия на рынке труда (устаревание некоторых профессий и специальностей, появление новых, высокие требования к подготовке кадров) оказывают значительное влияние на сферу профессиональной деятельности человека. Особое значение эта проблема имеет для людей среднего возраста, испытывающих затруднения в самореализации в текущей профессиональной деятельности, что определяет необходимость разработки программ психолого-педагогического сопровождения в период переживания кризиса.

Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методики: опросник «Личностная и социальная идентичность» (ЛиСи) А. А. Урбанович; методика М. Куна — Т. Макпартленда «Кто Я?»; техника репертуарных решеток Дж. Келли (авторский вариант А. В. Серого, М. С. Яницкого). Исследование проводилось в 2022–2023 гг., выборку составили 40 респондентов в возрасте 35–45 лет (17 мужчин и 23 женщины) — слушатели курсов профессиональной переподготовки различных направлений. Все участники субъективно считают, что переживают кризис в профессиональной сфере.

Результаты исследования. Выявлены две специфические тенденции переживания кризиса профессиональной идентичности в среднем возрасте, обусловленные содержанием идентификационных процессов: сближение образов «Я в настоящем» и «Идеал», а также рассогласование образов «Я в будущем» и «Анти-идеал». Смысловые аспекты переживания кризиса профессиональной идентичности проявляются в десинхронизации временных локусов смысла и снижении осмысленности субъективных будущего, настоящего и прошлого, ужесточении системы личностных конструктов, что указывает на нарушение тождественности «образа Я» во времени.

Заключение. Результаты исследования определяют необходимость учета выявленных особенностей в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации людей среднего возраста и могут быть использованы в разработке модели психолого-педагогического сопровождения личности в период кризиса профессиональной идентичности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Айви, А. Е., Айви, М. Б., Саймэк-Даунинг, Л. (1999) Психологическое консультирование и психотерапия: Mетоды, теории и техники. М.: Психотерапевтический колледж, 487 с.

Братусь, Б. С. (1980) К проблеме развития личности в зрелом возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 3–12.

Браун, О. А., Аркузин, М. Г., Аршинова, Е. В., Билан, М. А. (2019) Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения. Вестник Иркутского государственного университета. Серия: Психология, т. 30, с. 15–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15

Гиниатуллина, Е. И. (2012) Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии РАН, 203 с.

Джанерьян, С. Т. (2005) Смысловое отношение человека к профессии как системообразующий фактор его профессиональной Я-концепции. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, № 1 (129), с. 97–100. EDN: HQLNLV

Ермолаева, Е. П. (2008) Психология социальной реализации профессионала. М.: Изд-во Института психологии РАН, 345 с.

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2014) Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека. Фундаментальные исследования, № 9-8, с. 1863–1869. EDN: SWOIXJ

Ковдра, А. С. (2012) Психологические особенности временной перспективы студентов вуза. Гуманизация образования, № 2, с. 30–35.

Кочнева, Е. М., Блохина, М. М. (2020) Кризис профессиональной идентичности молодых специалистов. Мир науки. Педагогика и психология, т. 8, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/71PSMN320.html (дата обращения 10.08.2023).

Кулагина, И. В. (2020) Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте. Концепт, № 3, c. 101–107. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-12009

Курбатова, Т. Н., Куус, Я. В. (2001) Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании. В кн.: Г. С. Никифиров, Л. А. Коростылева (ред.). Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 204–217.

Лебедева, Е. В., Сурнина, О. Е. (2014) Особенности временной компетентности студентов с различным статусом профессиональной идентичности. Психологическая наука и образование, т. 6, № 2, с. 188–197. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060216

Пряжников, Н. С. (2008) Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 368 с.

Румянцева, Т. В. (2006) Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 166 с.

Серый, А. В. (2004) Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 270 с.

Солянкина, Л. Е., Тимофеева, Т. С. (2019) Становление профессиональной идентичности психолога в условиях транзитивного общества. В кн.: Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова (ред.). Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций: сборник научных трудов X Международного симпозиума. Екатеринбург: Гуманитарный университет, с. 182–191. https://doi.org/10.35853/LAU.WS.2019.SP19

Тимофеева, Т. С. (2019) Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, № 2 (37), с. 88–94. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-88-94

Урбанович, А. А. (2005) Психология кризисов социальной идентичности личности. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 228 с.

Шнейдер, Л. Б. (2001) Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 327 c.

Шнейдер, Л. Б. (2007) Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный университет, 128 с.

Эриксон, Э. Г. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 340 с.

Эриксон, Э. Г. (2020) Детство и общество. СПб.: Питер, 447 с.

Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. и др. (2018) Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования. Вестник Кемеровского государственного университета, № 2 (74), с. 131–140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140

Marcia, J. E. (1980) Identity in adolescence. In: J. Adelson (ed.). Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley Publ., pp. 159–187.

Waterman, A. S. (1982) Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research. Developmental Psychology, vol. 18, no. 3, pp. 341–358. https://doi.org/10.1037/0012-1649.18.3.341

REFERENCES

Ajvi, A. E., Ajvi, M. B., Sajmek-Dauning, L. (1999) Psikhologicheskoe konsul’tirovanie i psikhoterapiya: Metody, teorii i tekhniki [Psychological counseling and psychotherapy: Methods, theories and techniques]. Moscow: Psychotherapy сollege Publ., 487 p. (In Russian)

Bratus’, B. S. (1980) K probleme razvitiya lichnosti v zrelom vozraste [To the problem of personality development in adulthood]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Lomonosov Psychology Journal, no. 2, pp. 3–12. (In Russian)

Braun, O. A., Arkuzin, M. G., Arshinova, E. V., Bilan, M. A. (2019) Dinamicheskie kharakteristiki sistemy identichnosti studentov-psikhologov v protsesse obucheniya [Dynamic characteristics of the identity system of psychology students in the learning process]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, vol. 30, pp. 15–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15 (In Russian)

Dzhaneryan, S. T. (2005) Smyslovoe otnoshenie cheloveka k professii kak sistemoobrazuyushchij faktor ego professional’noj Ya-kontseptsii [The semantic attitude of a person to a profession as a system-forming factor of his professional Self-concept]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki — Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Sciences, no. 1 (129), pp. 97–100. EDN: HQLNLV (In Russian)

Erikson, E. H. (1996) Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Progress Publ., 340 p. (In Russian)

Erikson, E. H. (2020) Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. Saint Petersburg: Piter Publ., 447 p. (In Russian)

Ermolaeva, E. P. (2008) Psikhologiya sotsial’noj realizatsii professionala [Psychology of social realization of a professional]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 345 p. (In Russian)

Giniatullina, E. I. (2012) Professional’naya identichnost’ na etape krizisa stanovleniya molodogo spetsialista [Professional identity at the stage of the crisis of the formation of a young specialist]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 203 p. (In Russian)

Kochneva, E. M., Blokhina, M. M. (2020) Krizis professional’noj identichnosti molodykh spetsialistov [The crisis of professional identity of young professionals]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/71PSMN320.html (accessed 10.08.2023). (In Russian)

Kovdra, A. S. (2012) Psikhologicheskie osobennosti vremennoj perspektivy studentov vuza [Psychological features of the time perspective of university students]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 2, pp. 30–35. (In Russian)

Kulagina, I. V. (2020) Issledovanie osobennostej samorealizatsii lichnosti v srednem vozraste [The study of personality self-realization characteristics in middle age]. Kontsept — Koncept, no. 3, pp. 101–107. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-12009 (In Russian)

Kurbatova, T. N., Kuus, Ya. V. (2001) Kognitivnaya slozhnost’ i identichnost’ v kross-kul’turnom i gendernom issledovanii [Cognitive complexity and identity in cross-cultural and gender research]. In: G. S. Nikifirov, L. A. Korostyleva (eds.). Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti. Vyp. 5 [Psychological problems of personal self-realization. Iss. 5]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 204–217. (In Russian)

Lebedeva, E. V., Surnina, O. E. (2014) Osobennosti vremennoj kompetentnosti studentov s razlichnym statusom professional’noj identichnosti [Features of the temporal competence of students with different professional identity status]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 6, no. 2, pp. 188–197. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060216 (In Russian)

Marcia, J. E. (1980) Identity in adolescence. In: J. Adelson (ed.). Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley Publ., pp. 159–187. (In English)

Pryazhnikov, N. S. (2008) Motivatsiya trudovoj deyatel’nosti [Motivation of labor activity]. Moscow: Academia Publ., 368 p. (In Russian)

Rumyantseva, T. V. (2006) Psikhologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: Diagnostics of relationships in a couple]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 166 p. (In Russian)

Seryy, A. V. (2004) Sistema lichnostnykh smyslov: struktura, funktsii, dinamika [The system of personal meanings: Structure, functions, dynamics]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ., 270 p. (In Russian)

Shnejder, L. B. (2001) Professional’naya identichnost’: Struktura, genezis i usloviya stanovleniya [Professional identity: Structure, genesis and conditions of formation]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Pedagogical University, 327 p. (In Russian)

Shnejder, L. B. (2007) Lichnostnaya, gendernaya i professional’naya identichnost’: teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: Theory and methods of diagnosis]. Moscow: Moscow Psychological and Social University Publ., 128 p. (In Russian)

Solyankina, L. E., Timofeeva, T. S. (2019) Stanovlenie professional’noj identichnosti psikhologa v usloviyakh tranzitivnogo obshchestva [A becoming of the psychologist professional identity in a transitive society]. In: E. B. Perelygina, O. Yu. Zotova, A. V. Drozdova, L. V. Tarasova (eds.). Blagopoluchie i bezopasnost’ v usloviyakh sotsial’nykh transformatsij: sbornik nauchnykh trudov X Mezhdunarodnogo simpoziuma [Well-being and security in the face of social transformations: Collection of academic papers from the 10th International Symposium]. Yekaterinburg: Liberal Arts University — University of Humanities Publ., pp. 182–191. https://doi.org/10.35853/LAU.WS.2019.SP19 (In Russian)

Timofeeva, T. S. (2019) Professional’naya identichnost’ psikhologa kak strukturno-lichnostnoe novoobrazovanie [The professional identity of a psychologist as a structural-personal neoformation]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya — Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, no. 2 (37), pp. 88–94. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-2-88-94 (In Russian)

Urbanovich, A. A. (2005) Psikhologiya krizisov sotsial’noj identichnosti lichnosti [Psychology of crises of social identity of the individual]. Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus Publ., 228 p. (In Russian)

Waterman, A. S. (1982) Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research. Developmental Psychology, vol. 18, no. 3, pp. 341–358. https://doi.org/10.1037/0012-1649.18.3.341

Yanitskiy, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A. et al. (2018) Identichnost’ kak dinamicheskaya ierarkhicheskaya sistema: Sotsial’nyj i kul’turnyj kontekst formirovaniya [Identity as a dynamic hierarchical system: Social and cultural context of formation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (74), pp. 131–140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140 (In Russian)

Zeer, E. F., Symanjuk, E. E. (2014) Teoretiko-prikladnye osnovaniya prognozirovaniya professional’nogo budushchego cheloveka [Theoretical and applied bases of forecasting the future of professional person]. Fundamental’nye issledovanyya — The Fundamental Researches, no. 9-8, pp. 1863–1869. EDN: SWOIXJ (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи