Нейропедагогика как новая прикладная область в системе образования в Болгарии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-568-578Ключевые слова:
нейропедагогика, образовательная нейронаука, нейропсихология, нейробиология, повышение квалификации педагоговАннотация
Введение. Проблемы неуспеваемости учеников в школе, плохой успеваемости на экзаменах, снижения учебной мотивации и интереса учащихся к изучаемым учебным предметам, нарастающих отклонений в поведении, наличия функциональной неграмотности представляют собой все более серьезные и широко обсуждаемые в педагогических кругах вопросы. В этом контексте речь идет о функционально и психически здоровых детях и школьниках, которые, однако, попадают в категорию так называемых «нейротипичных» детей. С одной стороны, эти проблемы обусловливают необходимость поиска соответствующих методов и средств «вернуть» интерес детей к процессу обучения в школьной среде. С другой стороны, за последнюю четверть века науки о функционировании человеческого мозга и биологических основах процессов обучения достигли значительных успехов.
Материалы и методы. Сегодня наблюдается существенный прогресс в области изучения мозговых механизмов человеческого поведения и познания. Многие исследователи в этих областях утверждают, что все эти достижения открывают совершенно новый взгляд на их применение в научно-ориентированном образовании, что, по их мнению, может помочь в развитии и совершенствовании процессов обучения в целом. Вхождение новых направлений в систему образования Болгарии, в том числе нейронауки, поднимает вопросы об интеграции их достижений в процесс обучения.
Результаты. В статье представлен теоретический анализ и обсуждение возможностей применения в образовании достижений нейробиологии и нейропедагогики, а также их перспективы в контексте решения задач, связанных с совершенствованием процесса обучения, которые распространяются как на детей с трудностями в обучении, так и на тех, кто не испытывает учебных проблем, но может способствовать прогрессу в процессе обучения с помощью применения этих методов.
Заключение. Обсуждается необходимость дополнительной квалификации болгарского педагога с учетом возможностей и перспектив применения нейропедагогических и нейродидактических методов в повседневной образовательной практике.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Клемантович, И. П., Леванова, Е. А., Степанов, В. Г. (2016) Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний. Педагогика и психология образования, № 2, с. 8–17. EDN: WIRKVL
Клемантович, И. П., Степанов, В. Г. (2015) Нейропедагогика: предмет исследования. Фундаментальные исследования, № 2-11, с. 2464–2468. EDN: TQBJIL
Костромина, С. Н. (2019) Введение в нейродидактику. СПб.: Изд-во СПбГУ, 182 с.
Мальсагов, А. А., Лезина, В. В. (2021) Нейродидактика в России: развитие и перспективы. Мир науки, культуры, образования, № 4 (89), с. 149–151. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-149-150
Москвин, В. А., Москвина, Н. В. (2001) Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии. Вестник ОГУ, № 4’2001, с. 34–39.
Москвин, В. А., Москвина, Н. В. (2003) Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 152 с.
Тарасов, А. (2008) Нейрооткрытия меняют педагогику. Здоровье детей, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200800312 (дата обращения 9.08.2023).
Тункун, Я. А. (2008) Основы нейропедагогики: история, теория и практика. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, № 73-2, с. 203–208. EDN: MVQFXH
Цветков, А. В. (2017) Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. М.: Спорт и Культура, 122 с.
Ansari, D., Coch, В. (2006) Bridges over troubled waters: Education and cognitive neuroscience. Trends in Cognitive Sciences, vol. 10, no. 4, pp. 146–151. https://doi.org/10.1016/j.tics.2006.02.007
Caine, R. N., Caine, G. (1990) Understanding a bram-based approach to learning and teaching. Educational Leadership, vol. 48, no. 2, pp. 66–70.
Dubinsky, J. M., Roehrig, G., Varma, S. (2013) Infusing neuroscience into teacher professional development. Educational Researcher, vol. 42, no. 6, pp. 317–329. https://doi.org/10.3102/0013189X13499403
Fischer, K. M. (2009) Mind, brain and education: Building a scientific groundwork for learning and teaching. Mind, Brain and Education, vol. 3, no. 1, pp. 3–16. https://doi.org/10.1111/j.1751-228X.2008.01048.x
Goswami, U. (2006) Neuroscience and education: From research to practice? Nature Reviews Neuroscience, vol. 7, no. 5, pp. 406–413. https://doi.org/10.1038/nrn1907
Harerimana, J. P. (2019) Brain-based and learning theories: Application of the classroom. European Journal of Education Studies, vol. 5, no. 12, pp. 225–242.
Jensen, E. P. (2008a) A fresh look at brain-based education. Phi Delta Карраn, vol. 89, no. 6, pp. 408–417. https://doi.org/10.1177/003172170808900605
Jensen, E. P. (2008b) Brain-based learning: The new paradigm of teaching. 2nd ed. San Diego: Corwin Press., 288 p.
OECD (2007) Understanding the brain: The birth of learning science. Paris: OECD Publ., 264 p. https://doi.org/10.1787/9789264029132-en
Roser, M., Gazzaniga, M. (2004) Automatic brains — interpretive minds. Current Directions in Psychological Science, vol. 13, no. 2, pp. 56–59. https://doi.org/10.1111/j.0963-7214.2004.00274.x
Sonnier, I. L. (1982) Holistic education: Teaching of science in the affective domain. New York: Philosophical Library Publ., 126 p.
Tommerdahl, J. (2010) A model for bridging the gap between neuroscience and education. Oxford Review of Education, vol. 36, no. 1, pp. 97–109. https://doi.org/10.1080/03054980903518936
Usher, M., McClelland, J. L. (2001) The time course of perceptual choice: The leaky, competing accumulator model. Psychological Review, vol. 108, no. 3, pp. 550–592. https://doi.org/10.1037/0033-295X.108.3.550
Wolfe, P. (2001) Brain matters: Translating research into classroom practice. Alexandria: ASCD Publ., 288 p.
REFERENCES
Ansari, D., Coch, В. (2006) Bridges over troubled waters: Education and cognitive neuroscience. Trends in Cognitive Sciences, vol. 10, no. 4, pp. 146–151. https://doi.org/10.1016/j.tics.2006.02.007 (In English)
Caine, R. N., Caine, G. (1990) Understanding a bram-based approach to learning and teaching. Educational Leadership, vol. 48, no. 2, pp. 66–70. (In English)
Dubinsky, J. M., Roehrig, G., Varma, S. (2013) Infusing neuroscience into teacher professional development. Educational Researcher, vol. 42, no. 6, pp. 317–329. https://doi.org/10.3102/0013189X13499403 (In English)
Fischer, K. M. (2009) Mind, brain and education: Building a scientific groundwork for learning and teaching. Mind, Brain and Education, vol. 3, no. 1, pp. 3–16. https://doi.org/10.1111/j.1751-228X.2008.01048.x (In English)
Goswami, U. (2006) Neuroscience and education: From research to practice? Nature Reviews Neuroscience, vol. 7, no. 5, pp. 406–413. https://doi.org/10.1038/nrn1907 (In English)
Harerimana, J. P. (2019) Brain-based and learning theories: Application of the classroom. European Journal of Education Studies, vol. 5, no. 12, pp. 225–242. (In English)
Jensen, E. P. (2008a) A fresh look at brain-based education. Phi Delta Карраn, vol. 89, no. 6, pp. 408–417. https:// doi.org/10.1177/003172170808900605 (In English)
Jensen, E. P. (2008b) Brain-based learning: The new paradigm of teaching. 2nd ed. San Diego: Corwin Press., 288 p. (In English)
Klemantovich, I. P., Levanova, E. A., Stepanov, V. G. (2016) Nejropedagogika: novaya otrasl’ nauchnykh znanij [Neuropedagogics: A new branch of scientific knowledge]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Pedagogy and Psychology of Education, no. 2, pp. 8–17. EDN: WIRKVL (In Russian)
Klemantovich, I. P., Stepanov, V. G. (2015) Nejropedagogika: predmet issledovaniya [Neuropedagogics: Object of research]. Fundamental’nye issledovaniya — Fundamental Research, no. 2-11, pp. 2464–2468. EDN: TQBJIL (In Russian)
Kostromina, S. N. (2019) Vvedenie v nejrodidaktiku [Introduction to Neurodidactics]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 182 p. (In Russian)
Malsagov, A. A. Lezina, V. V. (2021) Nejrodidaktika v Rossii: razvitie i perspektivy [Neurodidactics in Russia: Development and prospects]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 4 (89), pp. 149–151. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-149-150 (In Russian)
Moskvin, V. A., Moskvina, N. V. (2001) Neiropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki i differencial’noi psihologii [Neuropedagogy as an applied direction of pedagogy and differential psychology]. Vestnik OGU, no. 4’2001, pp. 34–39. (In Russian)
Moskvin, V. A., Moskvina, N. V. (2003) Osnovy differentsial’noj nejropedagogiki [Fundamentals of differential Neuropedagogy]. Orenburg: RIK GOU Orenburg State University Publ., 152 p. (In Russian)
OECD (2007) Understanding the brain: The birth of learning science. Paris: OECD Publ., 264 p. https://doi.org/10.1787/9789264029132-en (In English)
Roser, M., Gazzaniga, M. (2004) Automatic brains — interpretive minds. Current Directions in Psychological Science, vol. 13, no. 2, pp. 56–59. https://doi.org/10.1111/j.0963-7214.2004.00274.x (In English)
Sonnier, I. L. (1982) Holistic education: Teaching of science in the affective domain. New York: Philosophical Library Publ., 126 p. (In English)
Tarasov, A. (2008) Nejrootkrytiya menyayut pedagogiku [Neuro discoveries are changing pedagogy]. Zdorov’e detej, no. 3. [Online]. Available at: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200800312 (accessed 9.08.2023).
Tommerdahl, J. (2010) A model for bridging the gap between neuroscience and education. Oxford Review of Education, vol. 36, no. 1, pp. 97–109. https://doi.org/10.1080/03054980903518936 (In English)
Tsvetkov, A. V. (2017) Nejropedagogika dlya uchitelej: kak obuchat’ po zakonam raboty mozga [Neuropedagogics for teachers: How to teach the laws of the brain]. Moscow: “Sport i Kul’tura” Publ., 122 p. (In Russian)
Tunkun, Ya. A. (2008) Osnovy nejropedagogiki: istoriya, teoriya i praktika [Basics of Neuropedagogy: History, theory and practice]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 73-2, pp. 203–208. EDN: MVQFXH (In Russian)
Usher, M., McClelland, J. L. (2001) The time course of perceptual choice: The leaky, competing accumulator model. Psychological Review, vol. 108, no. 3, pp. 550–592. https://doi.org/10.1037/0033-295X.108.3.550 (In English)
Wolfe, P. (2001) Brain matters: Translating research into classroom practice. Alexandria: ASCD Publ., 288 p. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Митко Димитров Шошев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.