Эмпатия у врачей и студентов медицинских и психологических вузов: русскоязычная апробация Джефферсоновского опросника (Jefferson Scale of Empathy)

Авторы

  • Екатерина Андреевна Крюкова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова https://orcid.org/0000-0002-9845-8575

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-223-236

Ключевые слова:

эмпатия, Джефферсоновский опросник эмпатии, когнитивная эмпатия, аффективная эмпатия, эмпатия у студентов, эмпатия у врачей, динамические регулятивные системы

Аннотация

Введение. Свойства эмоциональной и когнитивной сферы в составе интеллектуально-личностного потенциала человека — одна из актуальных проблем в психологии. Эмпатия выступает важным компонентом, и ее изучение может осуществляться в рамках разных методологических оснований. В российской психологии применяется ряд опросников оценки уровня эмпатии, однако для оценки эмпатии у сотрудников системы здравоохранения таких инструментов к настоящему времени нет. Поэтому нами был адаптирован опросник, который специально разрабатывался для оценки эмпатии в медицинской сфере.

Цели исследования заключались: 1) в апробации Джефферсоновского опросника эмпатии (ДОЭ), включившей проверку его факторной структуры, оценку надежности и валидности в его русскоязычном варианте; 2) в сравнительном анализе эмпатии у российских студентов медиков и психологов, а также врачей; 3) в обосновании идеи включенности эмпатии в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.

Материалы и методы. Эмпатия измерялась с помощью апробированного опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона (Jefferson Scale of Empathy), также использовался опросник когнитивной и аффективной эмпатии (Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy) в русскоязычной адаптации А. И. Белоусовой, М. Р. Гейвандовой.

Выборку для апробации опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона, составили 355 человек; из них 125 человек — студенты-медики; студенты-психологи — 130 человек; 100 врачей.

Результаты исследования. Для опросника эмпатии Джефферсона подтверждена трехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами «взятие ответственности», «сострадательная забота», «ощущение нахождения в роли пациента»*. Названия шкал методики даны в переводе, предложенном автором. Продемонстрирована их конвергентная валидность посредством сопоставления со шкалами опросника когнитивной и аффективной эмпатии. Показано, что студенты- психологи проявляют более высокий уровень эмпатии, чем студенты медики и практикующие врачи.

Заключение. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта Джефферсоновского опросника эмпатии. Установленные связи между компонентами эмпатии позволяют говорить о том, что эмпатия может быть включена в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Басин, Е. Я. (1987) Творчество и эмпатия. Вопросы философии, № 2, с. 54–66.

Белоусова, А. И., Гейвандова, М. Р. (2021) Когнитивная и аффективная эмпатия: Апробация опросника на российской выборке. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 2, с. 6–20. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-6-20

Билибин, А. Ф., Царегородцев, Г. И. (1973) О клиническом мышлении. М.: Медицина, 168 с.

Богачева, О. Ю. (2013) Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов). Психология и Психотехника, т. 2, № 53, с. 196–202. EDN: QAEKOF

Карягина, Т. Д., Иванова, А. В. (2013) Эмпатия как способность: Структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию. Консультативная психология и психотерапия, т. 4, № 79, с. 182–207. EDN: RPJZOT

Корнилова, Т. В. (2022a) Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии. Национальный психологический журнал, т. 1, № 45, с. 94–103. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0108

Корнилова, Т. В. (2022b) Эмпатия в структурах интеллектуально-личностного потенциала: единство интеллекта и аффекта. Психологический журнал, т. 43, № 3, с. 57–68. https://doi.org/10.31857/S020595920020496-1

Корнилова, Т. В., Чжоу, Ц. (2021) Эмпатия и имплицитные теории эмоций и личности (на китайской выборке). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 108–133. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.05

Корнилова, Т. В., Чумакова, М. А., Корнилов, С. А., Новикова, М. А. (2010) Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 334 с.

Крюкова, Е. А., Корнилова, Т. В. (2022) Эмпатия и отношение к неопределенности и риску у российских врачей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 12, № 3, с. 24–34. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.306

Крюкова, Е. А., Шестова, М. А. (2020) Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF). Национальный психологический журнал, т. 4, № 40, с. 18–30. EDN: RPGYEH

Павлова, Е. М., Корнилова, Т. В., Красавцева, Ю. В., Богачева, Н. В. (2019) Личностный профиль и регуляция принятия решений лицами медицинских специальностей: От студента до практикующего врача. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 2, с. 97–115. EDN: ORUZDU

Райгородский, Д. Я. (ред.). (2001) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 672 с.

Харисова, Р. Р. (2012) Сравнительный анализ личностных особенностей и типов эмпатии как профессиональных качеств врачей-психиатров и психиатров-психотерапевтов. Психология и Психотехника, т. 6, № 45, с. 39–43. EDN: QAEJQJ

Braun, S., Rosseel, Y., Kempenaers, C. et al. (2015) Self-report of empathy: A shortened French adaptation of the Interpersonal Reactivity Index (IRI) using two large Belgian samples. Psychological Reports, vol. 117, no. 3, pp. 735–753. https://doi.org/10.2466/08.02.PR0.117c23z6

Decety, J., Jackson, P. L. (2004) The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, vol. 3, no. 2, pp. 71–100. https://doi.org/10.1177/1534582304267187

Han, P. K. J. (2021) Medical uncertainty: Putting flesh on the bones. Patient Education and Counseling, vol. 104, no. 11, pp. 2603–2605. https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.09.001

Hojat, M., DeSantis, J., Shannon, S. C. et al. (2018) The Jefferson scale of empathy: A nationwide study of measurement properties, underlying components, latent variable structure, and national norms in medical students. Advances in Health Sciences Educational, vol. 23, no. 5, pp. 899–920. https://doi.org/10.1007/s10459-018-9839-9

Hojat, M., LaNoue, M. (2014) Exploration and confirmation of the latent variable structure of the Jefferson scale of empathy. International Journal of Medical Education, vol. 20, no. 5, pp. 73–81. https://doi.org/10.5116/ijme.533f.0c41

Hojat, M., Mangione, S., Nasca, T. J. et al. (2001) The Jefferson Scale of Physician Empathy: Development and Preliminary Psychometric Data. Educational and Psychological Measurement, vol. 61, no. 2, pp. 349–365. https://doi.org/10.1177/00131640121971158

Kornilova, T., Pavlova, E., Krasavtseva, Y. (2021) The relationship between risk, the dark triad traits, and empathy. European Psychiatry, vol. 64, no. 1, pp. 440–441. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2021.1175

Kornilova, T., Zhou, Q. (2021) Cross-cultural comparison of relationships between empathy and implicit theories of emotions (in Chinese and Russians). Behavioral Sciences, vol. 11, no. 10, article 137. https://doi.org/10.3390/bs11100137

Krasnov, E., Kryukova, E., Kotlovskiy, M. (2021) Empathy and personality traits of medical doctors working in the COVID-19 pandemic. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 18, no. 2, pp. 287–296. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-287-296

Lamm, C., Bukowski, H., Silani, G. (2016) From shared to distinct self–other representations in empathy: Evidence from neurotypical function and socio-cognitive disorders. Philosophical Transactions of the Royal Society. Biological Sciences, vol. 371, no. 1686, article 20150083. https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0083

Louwen, C., Reidlinger, D., Milne, N. (2023) Profiling health professionals’ personality traits, behaviour styles and emotional intelligence: A systematic review. BMC Medical Education, vol. 23, no. 1, article 120. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04003-y

Petrides, K. V., Furnham, A. (2001) Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European Journal of Personality, vol. 15, no. 6, pp. 425–448. https://doi.org/10.1002/per.416

REFERENCES

Basin, E. Ya. (1987) Tvorchestvo i empatiya [Creativity and empathy]. Voprosy filosofii, no. 2, pp. 54–66. (In Russian)

Belousova, A. I., Gejvandova, M. R. (2021) Kognitivnaya i affektivnaya empatiya: aprobatsiya oprosnika na rossijskoj vyborke [Cognitive and affective empathy: Approbation of the questionnaire on a Russian sample]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki—Bulletin of the Moscow State Region University. Series: Psychology, no. 2, pp. 6–20. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-6-20 (In Russian)

Bilibin, A. F., Tsaregorodtsev, G. I. (1973) O klinicheskom myshlenii [About clinical thinking]. Moscow: Meditsina Publ., 168 p. (In Russian)

Bogacheva, O. Yu. (2013) Empiricheskoe issledovanie problemy vliyaniya empatii na deyatel’nost’ vrachej (na primere vrachej-terapevtov i vrachej-khirurgov) [An empirical study of the problem of the influence of empathy on the activities of doctors (using the example of internists and surgeons)]. Psikhologiya i Psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, vol. 2, no. 53, pp. 196–202. EDN: QAEKOF (In Russian)

Braun, S., Rosseel, Y., Kempenaers, C. et al. (2015) Self-report of empathy: A shortened French adaptation of the Interpersonal Reactivity Index (IRI) using two large Belgian samples. Psychological Reports, vol. 117, no. 3, pp. 735–753. https://doi.org/10.2466/08.02.PR0.117c23z6 (In English)

Decety, J., Jackson, P. L. (2004) The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, vol. 3, no. 2, pp. 71–100. https://doi.org/10.1177/1534582304267187 (In English)

Han, P. K. J. (2021) Medical uncertainty: Putting flesh on the bones. Patient Education and Counseling, vol. 104, no. 11, pp. 2603–2605. https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.09.001 (In English)

Hojat, M., DeSantis, J., Shannon, S. C. et al. (2018) The Jefferson scale of empathy: A nationwide study of measurement properties, underlying components, latent variable structure, and national norms in medical students. Advances in Health Sciences Educational, vol. 23, no. 5, pp. 899–920. https://doi.org/10.1007/s10459-018-9839-9 (In English)

Hojat, M., LaNoue, M. (2014) Exploration and confirmation of the latent variable structure of the Jefferson scale of empathy. International Journal of Medical Education, vol. 20, no. 5, pp. 73–81. https://doi.org/10.5116/ijme.533f.0c41 (In English)

Hojat, M., Mangione, S., Nasca, T. J. et al. (2001) The Jefferson Scale of Physician Empathy: Development and Preliminary Psychometric Data. Educational and Psychological Measurement, vol. 61, no. 2, pp. 349–365. https://doi.org/10.1177/00131640121971158 (In English)

Kane, G. C., Gotto, J. L., Mangione, S. et al. (2007) Jefferson scale of patient’s perceptions of physician empathy: Preliminary psychometric data. Croatian Medical Journal, vol. 48, no. 1, pp. 81–86. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17309143 (In English)

Karyagina, T. D., Ivanova, A. V. (2013) Empatiya kak sposobnost’: Struktura i razvitie v khode obucheniya psikhologicheskomu konsul’tirovaniyu [Empathy as an ability: Structure and development in the process psychological counseling training]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 4, no. 79, pp. 182–207. EDN: RPJZOT (In Russian)

Kharisova, R. R. (2012) Sravnitel’nyj analiz lichnostnykh osobennostej i tipov empatii kak professional’nykh kachestv vrachej-psikhiatrov i psikhiatrov-psikhoterapevtov [Comparative analysis of personality traits and types of empathy as professional qualities of psychiatrists and psychiatrists-psychotherapists]. Psikhologiya i Psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, vol. 6, no. 45, pp. 39–43. EDN: QAEJQJ (In Russian)

Kornilova, T. V. (2022a) Edinstvo intellekta i affekta v mnozhestvennoj regulyatsii empatii [The unity of intelligence and a ect in multidimensional regulation of empathy]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal— National Psychological Journal, vol. 1, no. 45, pp. 94–103. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0108 (In Russian)

Kornilova, T. V. (2022b) Empatiya v strukturakh intellektual’no-lichnostnogo potentsiala: edinstvo intellekta i affekta [Empathy in intellectual and personal potential structure: Intelligence and affect unity]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 43, no. 3, pp. 57–68. https://doi.org/10.31857/S020595920020496-1 (In Russian)

Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A., Novikova, M. A. (2010) Psikhologiya neopredelennosti: edinstvo intellektual’no-lichnostnogo potentsiala cheloveka [The psychology of uncertainty: The unity of the intellectual and personal potential of a person]. Moscow: Smysl Publ., 334 p. (In Russian)

Kornilova, T., Pavlova, E., Krasavtseva, Y. (2021) The relationship between risk, the dark triad traits, and empathy. European Psychiatry, vol. 64, no. 1, pp. 440–441. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2021.1175 (In English)

Kornilova, T. V., Zhou, Q. (2021) Empatiya i implitsitnye teorii emotsij i lichnosti (na kitajskoj vyborke) [Empathy and implicit theories of emotions and personality in a Chinese sample]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya —Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, no. 1, pp. 108–133. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.05 (In Russian)

Kornilova, T., Zhou, Q. (2021) Cross-cultural comparison of relationships between empathy and implicit theories of emotions (in Chinese and Russians). Behavioral Sciences, vol. 11, no. 10, article 137. https://doi.org/10.3390/bs11100137 (In English)

Krasnov, E., Kryukova, E., Kotlovskiy, M. (2021) Empathy and personality traits of medical doctors working in the COVID-19 pandemic. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 18, no. 2, pp. 287–296. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-287-296 (In English)

Kryukova, E. A., Kornilova, T. V. (2022) Empatiya i otnoshenie k neopredelennosti i risku u rossijskikh vrachej [Empathy and attitude to uncertainty and risk-readiness in Russian doctors]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 12, no. 3, pp. 24–34. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.306 (In Russian)

Kryukova, E. A., Shestova, M. A. (2020) Emotsional’nyj intellekt v strukture intellektual’no-lichnostnogo potentsiala cheloveka: cherta ili sposobnost’? (adaptatsiya kratkoj versii oprosnika TEIQue-SF) [Emotional intelligence in the structure of a person’s intellectual and personal potential: Trait or ability? (adaptation of the short version of the TEIQue-SF questionnaire)]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, vol. 4, no. 40, pp. 18–30. EDN: RPGYEH (In Russian)

Lamm, C., Bukowski, H., Silani, G. (2016) From shared to distinct self–other representations in empathy: Evidence from neurotypical function and socio-cognitive disorders. Philosophical Transactions of the Royal Society. Biological Sciences, vol. 371, no. 1686, article 20150083. https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0083 (In English)

Louwen, C., Reidlinger, D., Milne, N. (2023) Profiling health professionals’ personality traits, behaviour styles and emotional intelligence: A systematic review. BMC Medical Education, vol. 23, no. 1, article 120. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04003-y (In English)

Pavlova, E. M., Kornilova, T. V., Krasavtseva, Yu. V., Bogacheva, N. V. (2019) Lichnostnyj profil’ i regulyatsiya prinyatiya reshenij litsami meditsinskikh spetsial’nostej: Ot studenta do praktikuyushchego vracha [Personal profile and decision-making regulation in medical specialties: From a student to a medical practitioner]. Vestnik RGGU. Seriya “Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie” — RSUH/RGGU Bulletin. “Psychology. Pedagogics. Education” Series, no. 2, pp. 97–115. EDN: ORUZDU (In Russian)

Petrides, K. V., Furnham, A. (2001) Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European Journal of Personality, vol. 15, no. 6, pp. 425–448. https://doi.org/10.1002/per.416 (In English)

Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2001) Prakticheskaya psikhodiagnostika. metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. methods and tests]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 672 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.07.2024

Выпуск

Раздел

Статьи