Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе

  • Ирина Владимировна Волкова Отдел качества и мониторинга научных исследований, Российская академия образования https://orcid.org/0000-0002-3531-7257
Ключевые слова: свидетели, буллинг, субъектность, благополучие, защитник

Аннотация

В предотвращении ситуации школьного буллинга одну из ключевых ролей играют подростки-свидетели. Если в классе становится больше детей, которые стремятся защитить жертву, травля встречается реже, однако если дети начинают поддерживать обидчика, травля усиливается (Salmivalli, Voeten, Poskiparta 2011). Обычно среди свидетелей выделяют три основные роли: стоящие в стороне наблюдатели, защитники жертв и ребята, так или иначе поддерживающие обидчика (Salmivalli 2014; Seo 2008). На наш взгляд, из числа сторонних наблюдателей можно выделить как ребят, отстраняющихся от происходящего, так и тех, кто сочувствует жертве, но предпочитает не вмешиваться, — симпатизирующих жертве. В статье анализируются характеристики субъектности и психологического благополучия у защитников и сочувствующих жертве. Характеристики благополучия изучались при помощи опросника К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной. Согласно этому опроснику, психологическое благополучие включает шесть компонентов: автономию (самостоятельность, независимость), компетентность (в управлении окружением), позитивные отношения с другими, личностный рост, жизненные цели и самопринятие. Характеристики субъектности изучались при помощи «Опросника диагностики структуры субъектности» Е. Н. Волковой, И. Г. Серегиной. Среди характеристик субъектности выделяют активность, способность к рефлексии, свободу выбора, понимание своей уникальности, понимание уникальности другого и самодетерминацию. Роль свидетеля в буллинге определялась при помощи опросника Д. Олвеуса. В исследовании приняли участие 690 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Среди респондентов было 107 обидчиков (15 %), 206 жертв (30 %) и 331 свидетель (48 %). Среди респондентов встречались смешанные роли: один и тот же человек мог быть жертвой и свидетелем, обидчиком и свидетелем или обидчиком и жертвой. Среди свидетелей 33 % сочувствовали жертве, но не вмешивались, 54 % стремились защитить жертву. Регрессионный анализ показал, что из компонентов благополучия значимым предиктором поведения защитника была компетентность в управлении окружением (OR = 1,176, p = 0,035), из компонентов субъектности — понимание своей уникальности (OR = 1,214, p = 0,013). Результаты отражают высокий уровень самоэффективности у подростков-защитников в ситуации буллинга.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Виноградова, Е. Г., Масленникова, О. М. (2000) Диагностика развития личности в ранней юности. Методические материалы для практических психологов. Нижний Новгород: НГЦ, 46 с.

Водяха, С. А. (2014) Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков. Педагогическое образование в России, № 4, c. 114–119.

Жуковская, Л. В., Трошихина, Е. Г. (2011) Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал, т. 32, № 2, с. 82–93.

Espelage, D., Green, H. D., Wasserman, S. (2007) Statistical analysis of friendship patterns and bullying behaviors among youth. New Directions for Child and Adolescent Development, iss. 118, рp. 61–75. DOI: 10.1002/cd.201

Huitsing, G., Snijders, T., Van Duijn, M., Veenstra, R. (2014) Victims, bullies, and their defenders: A longitudinal study of the coevolution of positive and negative networks. Development and Psychopathology, vol. 26, sp. iss. 3, pp. 645–659. DOI: 10.1017/S0954579414000297

Jeffrey, L. R. (2004) Bullying Bystanders. Prevention Researcher, vol. 1, no. 3, pp. 7–8.

Jungert, T., Piroddi, B., Thornberg, R. (2016) Early adolescents’ motivations to defend victims in school bullying and their perceptions of student-teacher relationships: A self-determination theory approach. Journal of Adolescence, vol. 53, pp. 75–90. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.09.001

Knauf, R., Eschenbeck, H., Hock, M. (2018) Bystanders of bullying: Social-cognitive and affective reactions to school bullying and cyberbullying. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, vol. 12, no. 4, article 3. DOI: 10.5817/CP2018-4-3

Oldenburg, B., Van Duijn, M., Veenstra, R. (2018) Defending one’s friends, not one’s enemies: A social network analysis of children’s defending, friendship, and dislike relationships using XPNet. PloS one, vol. 13, no. 5, article e0194323. DOI: 10.1371/journal.pone.0194323

Padgett, S., Notar, C. E. (2013) Bystanders are the key to stopping bullying. Universal Journal of Educational Research, vol. 1, no. 2, pp. 33–41.

Polanin, J., Espalage, D., Pigott, T. (2012) A meta-analysis of school-based bullying prevention programs’ effects on bystander intervention behavior. School Psychology Review, vol. 41, no. 1, рp. 47–65.

Ryan, R. (1992) Agency and organization: Intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development. In: J. Jacobs (ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 40. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 1–56.

Salmivalli, C. (2014) Participant roles in bullying: How can peer bystanders be utilized in interventions? Theory Into Practice, vol. 53, no. 4, pp. 286–292. DOI: 10.1080/00405841.2014.947222

Salmivalli, C., Voeten, M., Poskiparta, E. (2011) Bystanders matter: Associations between reinforcing, defending, and the frequency of bullying behavior in classrooms. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, vol. 40, no. 5, pp. 668–676. DOI: 10.1080/15374416.2011.597090

Seo, M. J. (2008) Participation in bullying: Bystanders’ characteristics and role behaviors. Korean Journal of Child Studies, vol. 29, no. 5, pp. 79–96.

Thornberg, R., Tenenbaum, L., Varjas, K. et al. (2012) Bystander motivation in bullying incidents: To intervene or not to intervene? The Western Journal of Emergency Medicine, vol. 13, no. 3, pp. 247–252. PMID: 22900122. DOI: 10.5811/westjem.2012.3.11792

Thornberg, R., Wanstrom, L., Hong, J. S., Espelage, D. L. (2017) Classroom relationship qualities and social-cognitive correlates of defending and passive bystanding in school bullying in Sweden: A multilevel analysis. Journal of School Psychology, vol. 63, pp. 49–62. PMID: 28633938. DOI: 10.1016/j.jsp.2017.03.002

Wachs, S., Bilz, L., Fischer, S. M. et al. (2018) Students’ willingness to intervene in bullying: Direct and indirect associations with classroom cohesion and self-efficacy. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 15, no. 11, pp. 25–77. DOI: 10.3390/ijerph15112577

Welzel, C., Inglehart, R. (2010) Agency, values, and well-being: A human development model. Social Indicators Research, vol. 97, no. 1, pp. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z

Yang, S. A., Kim, D. H. (2017). Factors associated with bystander behaviors of Korean youth in school bullying situations: A cross-sectional study. Medicine, vol. 96, no. 32, article e7757. PMID: 28796067. DOI: 10.1097/MD.0000000000007757

REFERENCES

Espelage, D., Green, H. D., Wasserman, S. (2007) Statistical analysis of friendship patterns and bullying behaviors among youth. New Directions for Child and Adolescent Development, iss. 118, рp. 61–75. DOI: 10.1002/cd.201 (In English)

Huitsing, G., Snijders, T., Van Duijn, M., Veenstra, R. (2014) Victims, bullies, and their defenders: A longitudinal study of the coevolution of positive and negative networks. Development and Psychopathology, vol. 26, sp. iss. 3, pp. 645–659. DOI: 10.1017/S0954579414000297 (In English)

Jeffrey, L. R. (2004) Bullying Bystanders. Prevention Researcher, vol. 1, no. 3, pp. 7–8. (In English)

Jungert, T., Piroddi, B., Thornberg, R. (2016) Early adolescents’ motivations to defend victims in school bullying and their perceptions of student-teacher relationships: A self-determination theory approach. Journal of Adolescence, vol. 53, pp. 75–90. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.09.001 (In English)

Knauf, R., Eschenbeck, H., Hock, M. (2018) Bystanders of bullying: Social-cognitive and affective reactions to school bullying and cyberbullying. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, vol. 12, no. 4, article 3. DOI: 10.5817/CP2018-4-3 (In English)

Oldenburg, B., Van Duijn, M., Veenstra, R. (2018) Defending one’s friends, not one’s enemies: A social network analysis of children’s defending, friendship, and dislike relationships using XPNet. PloS one, vol. 13, no. 5, article e0194323. DOI: 10.1371/journal.pone.0194323 (In English)

Padgett, S., Notar, C. E. (2013) Bystanders are the key to stopping bullying. Universal Journal of Educational Research, vol. 1, no. 2, pp. 33–41. (In English)

Polanin, J., Espalage, D., Pigott, T. (2012) A meta-analysis of school-based bullying prevention programs’ effects on bystander intervention behavior. School Psychology Review, vol. 41, no. 1, рp. 47–65. (In English)

Ryan, R. (1992) Agency and organization: Intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development. In: J. Jacobs (ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 40. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 1–56. (In English)

Salmivalli, C. (2014) Participant roles in bullying: How can peer bystanders be utilized in interventions? Theory Into Practice, vol. 53, no. 4, pp. 286–292. DOI: 10.1080/00405841.2014.947222 (In English)

Salmivalli, C., Voeten, M., Poskiparta, E. (2011) Bystanders matter: Associations between reinforcing, defending, and the frequency of bullying behavior in classrooms. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, vol. 40, no. 5, pp. 668–676. DOI: 10.1080/15374416.2011.597090 (In English)

Seo, M. J. (2008) Participation in bullying: Bystanders’ characteristics and role behaviors. Korean Journal of Child Studies, vol. 29, no. 5, pp. 79–96. (In English)

Thornberg, R., Tenenbaum, L., Varjas, K. et al. (2012) Bystander motivation in bullying incidents: To intervene or not to intervene? The Western Journal of Emergency Medicine, vol. 13, no. 3, pp. 247–252. PMID: 22900122. DOI: 10.5811/westjem.2012.3.11792 (In English)

Thornberg, R., Wanstrom, L., Hong, J. S., Espelage, D. L. (2017) Classroom relationship qualities and social-cognitive correlates of defending and passive bystanding in school bullying in Sweden: A multilevel analysis. Journal of School Psychology, vol. 63, pp. 49–62. PMID: 28633938. DOI: 10.1016/j.jsp.2017.03.002 (In English)

Vinogradova, E. G., Maslennikova, O. M. (2000) Diagnostika razvitiya lichnosti v rannej yunosti. Metodicheskie materialy dlya prakticheskikh psikhologov [Diagnostics of personal development of youth. Handbook for practical psychologists]. Nizhny Novgorod: NGTs Publ., 46 p. (In Russian)

Vodyakha, S. А. (2014) Vnutrennyaya motivatsiya kak prediktor psikhologicheskogo blagopoluchiya sovremennykh podrostkov [Intrinsic motivation as a predictor of psychological well-being of modern adolescents]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 4, pp. 114–119. (In Russian)

Wachs, S., Bilz, L., Fischer, S. M. et al. (2018) Students’ willingness to intervene in bullying: Direct and indirect associations with classroom cohesion and self-efficacy. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 15, no. 11, pp. 25–77. DOI: 10.3390/ijerph15112577 (In English)

Welzel, C., Inglehart, R. (2010) Agency, values, and well-being: A human development model. Social Indicators Research, vol. 97, no. 1, pp. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z (In English)

Yang, S. A., Kim, D. H. (2017). Factors associated with bystander behaviors of Korean youth in school bullying situations: A cross-sectional study. Medicine, vol. 96, no. 32, article e7757. PMID: 28796067. DOI: 10.1097/MD.0000000000007757 (In English)

Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011) Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [K. Ryff’s scale of psychological well-being]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 32, no. 2, pp. 82–93. (In Russian)

Опубликован
2019-08-14
Раздел
Статьи