Инновационная образовательная среда и психолого- педагогическое взаимодействие как факторы развития профессиональных компетенций преподавателя высшей школы

Авторы

  • Шахло Садуллаевна Шарипова Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-452-457

Ключевые слова:

инновационная образовательная среда, взаимодействие, сотрудничество, профессиональные компетенции, преподаватель высшей школы

Аннотация

Введение. В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание формированию системы подготовки квалифицированных кадров посредством внедрения в образовательный процесс вузов инновационных образовательных технологий. Успешное решение этих задач возможно только при условии, что преподаватели вузов обладают компетенциями, необходимыми для использования образовательных инноваций в контексте взаимодействия с обучающими. В статье представлены результаты анализа вклада инновационной образовательной среды и психолого-педагогического взаимодействия в развитие профессиональных компетенций преподавателя высшей школы.

Материалы и методы. Исследование носило теоретический характер. Методологические основания исследования составили положения следующих подходов: гуманистического, средового, системно- структурного, компетентностного, инновационного, синергетического, общекультурного.

Результаты. Показано, что конечным показателем эффективности инновационной образовательной среды высшей школы является развитие профессиональных компетенций преподавателей, которое возможно только в условиях непрерывного взаимодействия преподавателя со студентами, осуществляемого в формате сотрудничества. В качестве основных направлений реализации психолого- педагогического сотрудничества во взаимодействии преподавателя с обучающимися рассматриваются психологическая адаптация и педагогическое познание. В условиях инновационной образовательной среды преподаватели высшей школы приобретают компетенции, требующиеся для решения социально значимых задач. Рост профессионализма преподавателей происходит в процессе обмена идеями и опытом в сотрудничестве с обучающимися. Поскольку взаимодействие в формате сотрудничества создает возможности для самоуправления и саморазвития всех ее субъектов, оно является важным условием развития коммуникативных, личностно-психологических, творческих способностей субъектов, в результате чего сотрудничество с обучающимися может рассматриваться как обязательное условие стремления преподавателя к постоянному профессиональному росту.

Заключение. На основании представленного анализа сделан вывод о том, что психолого-педагогическое сотрудничество в условиях инновационной образовательной среды является важным условием становления новых форм интеллектуальной и творческой деятельности преподавателей высшей школы, фактором повышения их мотивации, поддержки и развития профессиональных компетенций, необходимых для решения стратегических задач развития образования.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Маслоу, А. Г. (2019) Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 444 с.

Новиков, А. М. (2013) Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Эгвес, 268 с.

Поташник, М. М. (2002) Качество образования: проблемы и технология управления. М.: Педагогическое общество России, 352 с.

Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/en/docs/3107042 (дата обращения 01.05.2023).

Шарипова, Ш. С. (2019) Педагогическое-психологическое наблюдение в развитии профессиональной компетентности педагога профильного предмета. Kasb-hunar Ta’limi Jurnali, № 1, с. 15–20.

Шмелева, Е. А. (2012) Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития. Научный поиск, № 1 (3), с. 14–17. EDN: OPVSKB

REFERENCES

Maslow, A. H. (2019) Dal’nie predely chelovecheskoj psikhiki [The far reaches of the human psyche]. Saint Petersburg: Piter Publ., 444 p. (In Russian)

Novikov, A. M. (2013) Pedagogika: slovar’ sistemy osnovnykh ponyatij [Pedagogy: Dictionary of the system of basic concepts]. Moscow: Egves Publ., 268 p. (In Russian)

Potashnik, M. M. (2002) Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologiya upravleniya [Quality of education: Problems and management technology]. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ., 352 p. (In Russian)

Sharipova, Sh. S. (2019) Pedagogicheskoe-psikhologicheskoe nablyudeniе v razvitii professional’noj kompetentnosti pedagoga profil’nogo predmeta [Pedagogical and psychological observations in the development of professional competence of a teacher of a profile subject]. Kasb-hunar Ta’limi Jurnali — Journal of Vocational Education, no. 1, pp. 15–20. (In Russian)

Shmeleva, E. A. (2012) Innovatsionnaya obrazovatel’naya sreda vuza: prostranstvo razvitiya [Innovative educative universe of an institute of higher education: Field of development]. Nauchnyj poisk, no. 1 (3), pр. 14–17. EDN: OPVSKB (In Russian)

Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 g. № UP-4947 “O strategii dejstvij po dal’nejshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan” [Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 7 February 2017 No. UP-4947 “On the strategy of actions for the further development of the Republic of Uzbekistan”]. (2017) [Online]. Available at: https://lex.uz/en/docs/3107042 (accessed 01.05.2023). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи