Механизмы становления жизненной компетентности как ресурса личностного развития студента в принятии и решении задач, связанных с профессиональным самоопределением

Авторы

  • Дарья Леонидовна Иванкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого https://orcid.org/0000-0002-6593-7094

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-387-404

Ключевые слова:

ресурс личностного развития, жизненная компетентность, профессиональное самоопределение, возрастная задача, механизмы личностного развития

Аннотация

Введение. Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от молодого человека гибкости и эффективности в принятии им решений, касающихся его развития на протяжении всей жизни. Развитие личности мы рассматриваем как принятие и решение ею основных возрастных задач. Возрастные задачи, связанные с профессиональным самоопределением, выступают условием и средством формирования механизмов личностного развития, поскольку для студентов (18–24 года) профессиональная самореализация приобретает особую значимость и оказывается взаимосвязанной с жизненным самоопределением. Совершенные в этот период выборы предопределяют успешность развития личности в будущем. Однако закономерным является вопрос о тех механизмах и ресурсах развития, которые будут способствовать достижению результата, оцениваемого как субъективно желаемый. В этом контексте актуальной выступает цель настоящего исследования: изучение механизмов становления жизненной компетентности как ресурса личностного развития личности в контексте принятия и решения возрастных задач, связанных с профессиональным самоопределением, позволяющих эффективно преодолевать возникающее противоречие между желаемым и действительным.

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 263 молодых человека в возрасте 18–24 лет. Использована авторская проективная методика «Истории из жизни».

Результаты исследования. Обнаружена динамика проявления компонентов жизненной компетентности на различных этапах и стадиях решения возрастной задачи, проанализирована роль доминирующего компонента жизненной компетентности (когнитивного, аффективного, мотивационного и поведенческого) в формировании механизмов ее становления как ресурса личностного развития. Установлено, что мотивированное принятие возрастной задачи способствует осознанному формулированию противоречия между имеющимися в распоряжении субъекта знаниями и стратегиями решения и теми условиями, которые приведут к их обогащению и расширению. В качестве механизмов становления жизненной компетентности как ресурса личностного развития в решении возрастных задач, связанных с профессиональным самоопределением, выступают: мотивированное принятие задачи, целеполагание, анализ условий, поиск решения задачи, выбор стратегии решения из альтернатив, создание стратегии путем комбинации элементов, оценка и прогнозирование результата.

Заключение. Полученные результаты позволяют использовать методологию решения проблемной задачи в изучении развивающего потенциала возрастной задачи. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения выявленных закономерностей в организации профориентационной работы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М.: Мысль, 299 с.

Алексеева, Л. А., Кох, И. А. (2021) Профессиональное становление студенческой молодежи в процессе профессионального самоопределения. Российский экономический вестник, т. 4, № 1, с. 45–53. EDN: AOQYVN

Анцыферова, Л. И. (2004) Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 413 с.

Белорусец, А. С. (2021) Задача развития как универсальная единица персоногенеза. В кн.: Научный форум: Педагогика и психология. Сборник статей по материалам LIV международной научно-практической конференции 4 октября 2021 г. № 9 (54). М.: Изд-во МЦНО, с. 45–48.EDN: ZTUUZM

Босов, М. С. (2019) Особенности процесса профессионального самоопределения молодых людей в подростковом и юношеском возрасте. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве, т. 2, № 8, с. 328–331. EDN: SDXDOF

Брушлинский, А. В. (1996) Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. М.: Институт Практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 392 с.

Иванкова, Д. Л. (2018) Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 8, № 4, с. 381–395. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406

Иванкова, Д. Л. (2019a) Изучение жизненной компетентности личности в контексте принятия и решения возрастных задач. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова (ред.). Методология, теория, история психологии личности. М.: Институт психологии РАН, с. 376–384. EDN: NABZGY

Иванкова, Д. Л. (2019b) Методика оценки жизненной компетентности. Письма в Эмиссия. Оффлайн, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2709.htm (дата обращения 20.01.2022).

Иванкова, Д. Л. (2020) Жизненная компетентность как ресурс экзистенциально-личностного развития в молодости. Вестник Вятского государственного университета, № 3 (137), с. 146–157. https://dx.doi.org/10.25730/VSU.7606.20.048

Клементьева, М. В. (2012) Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива. Культурно-историческая психология, т. 8, № 3, с. 30–39.

Климов, Е. А. (2010) Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 304 с.

Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д. (2006) Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 320 с.

Ливехуд, Б. (1994) Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 217 с.

Плеханова, Н. П., Подымахина, К. Т. (2020) Профессиональное самоопределение взрослых в ситуации смены профессиональной деятельности. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 9, № 2A, с. 254–266.

Поваренков, Ю. П. (2020) Психологическая периодизация профессионального и карьерного развития личности. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 179 с.

Рубинштейн, С. Л. (2003) Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 512 с.

Сапогова, Е. Е. (2016) Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте. М.: Генезис, 309 с.

Слободчиков, В. И. (2012) Понятийный строй возрастно-нормативной модели развития. Вестник Калмыцкого университета, № 2 (14), с. 79–86. EDN: RMRSWX

Солодников, В. В., Солодникова, И. В. (2012) Биполярные возрастные задачи развития личности как теоретический конструкт. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1 (107), с. 145–159.

Тарасова, Л. Е. (2012) Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т 1, № 3, с. 18–23. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2012-1-3-18-21

Шадриков, В. Д. (2013) Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 464 с.

Щукина, М. А. (2014) Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 11, № 2, с. 7–22. EDN: TWHXKX

Эриксон, Э. (2006) Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта; Прогресс, 352 с.

REFERENCES

Abulkhanova-Slavskaya, K. A (1991) Strategiya zhizni [Life strategies]. Moscow: Mysl’ Publ., 299 p. (In Russian)

Alekseeva, L. A., Kokh, I. A. (2021) Professional’noe stanovlenie studencheskoj molodezhi v protsesse professional’nogo samoopredeleniya [Professional development of students in the process of professional self-determination]. Rossijskij ekonomicheskij vestnik — Russian Economic Bulletin, vol. 4, no. 1, pp. 45–53. EDN: AOQYVN (In Russian)

Antsyferova, L. I. (2004) Razvitie lichnosti i problem gerontopsikhologii [Personality development and problems of gerontopsychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 413 p. (In Russian)

Belorusets, A. S. (2021) Zadacha razvitiya kak universal’naya edinitsa personogeneza [The task of development as a universal unit of personogenesis]. In: Nauchnyj forum: Pedagogika i psikhologiya. Sbornik statej po materialam LIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 4 oktyabrya 2021 g. [Scientific Forum: Pedagogy and Psychology. Collection of articles based on the materials of the LIV International Scientific and Practical Conference on October 4, 2021]. Moscow: MTsNO Publ., pp. 45–48. EDN: ZTUUZM (In Russian)

Bosov, M. S. (2019) Osobennosti protsessa professional’nogo samoopredeleniya molodykh lyudej v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Peculiarities of the process of professional self-determination of young people in adolescent and youth]. Sotsial’naya integratsiya i razvitie etnokul’tur v evrazijskom prostranstve, vol. 2, no. 8, pp. 328–331. EDN: SDXDOF (In Russian)

Brushlinskij, A. V. (1996) Sub’ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Subject: thinking, teaching, imagination. Selected psychological works]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 392 p. (In Russian)

Erikson, E. (2006) Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Flinta Publ.; Progress Publ., 352 p. (In Russian)

Ivankova, D. L. (2018) Psikhologicheskoe soderzhanie zhiznennoj kompetentnosti v kontekste resheniya vozrastnykh zadach v period rannej vzroslosti [Psychological content of life competence in the context of solving age-related problems during early adulthood]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University: Psychology, vol. 8, no. 4, pp. 381–395. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406 (In Russian)

Ivankova, D. L. (2019a) Izuchenie zhiznennoj kompetentnosti lichnosti v kontekste prinyatiya i resheniya vozrastnykh zadach [The study of a person’s life competence in the context of making and solving age-related tasks]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Nikitina, N. E. Kharlamenkova (eds.). Metodologiya, teoriya, istoriya psikhologii lichnosti [Methodology, theory, history of personality psychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 376–384. EDN: NABZGY (In Russian)

Ivankova, D. L. (2019b) Metodika otsenki zhiznennoj kompetentnosti [Methodology for assessing life competence]. Pis’ma v Emissiya. Offlain — The Emissia. Offline Letters, no. 3. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2709.htm (accessed 20.01.2022). (In Russian)

Ivankova, D. L. (2020) Zhiznennaya kompetentnost’ kak resurs ekzistentsial’no-lichnostnogo razvitiya v molodosti [Life competence as a resource of existential and personal development in youth]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta — Herald of Vyatka State University, no. 3 (137), pp. 146–157. https://dx.doi.org/10.25730/VSU.7606.20.048 (In Russian)

Klementyeva, M. V. (2012) Issledovanie refleksii zhiznennogo puti na materiale sozdaniya avtobiograficheskogo narrativa [Reflecting on life though autobiographical narrative: Exploring the perspectives]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 8, no. 3, pp. 30–39.

Klimov, E. A. (2010) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya Publ., 304 p. (In Russian)

Kornilova, T. V. (2006) Metodologicheskie osnovy psikhologii [Methodological foundations of psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)

Livekhud, B. (1994) Krizisy zhizni — shansy zhizni. Razvitie cheloveka mezhdu detstvom i starost’yu [Crises of life—the chances of life. Human development between childhood and old age]. Kaluga: Dukhovnoe poznanie Publ., 217 p. (In Russian)

Plekhanova, N. P., Podymakhina, K. T. (2020) Professional’noe samoopredelenie vzroslykh v situatsii smeny professional’noj deyatel’nosti [Professional self-determination of adults in a situation of changing professional activity]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-Critical Reviews and Current Researches, vol. 9, no. 2A, pp. 254–266. (In Russian)

Povarenkov, Yu. P. (2020) Psikhologicheskaya periodizatsiya professional’nogo i kar’ernogo razvitiya lichnosti [Psychological periodization of professional and career development of personality]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., 179 p. (In Russian)

Rubinshtein, S. L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p. (In Russian)

Sapogova, E. E. (2016) Territoriya vzroslosti: gorizonty samorazvitiya vo vzroslom vozraste [Territory of adulthood: Horizons of self-development in adulthood]. Moscow: Genezis Publ., 309 p. (In Russian)

Shadrikov, V. D. (2013) Psikhologiyadeyatel’nosticheloveka[Psychology of human activity]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 464 p. (In Russian)

Shchukina, M. A. (2014) Sub’ektnyj podkhod k samorazvitiyu lichnosti: vozmozhnosti teoreticheskogo ponimaniya i empiricheskogo izucheniya [Subjective approach to personal self-development: possibilities of theoretical understanding and empirical study]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 11, no. 2, pp. 7–22. EDN: TWHXKX (In Russian)

Slobodchikov, V. I. (2012) Ponyatijnyj stroj vozrastno-normativnoj modeli razvitiya [The conceptual structure of the age-normative model of development]. Vestnik Kalmytskogo universiteta — Bulletin of Kalmyk University, no. 2 (14), pp. 79–86. EDN: RMRSWX (In Russian)

Solodnikov, V. V., Solodnikova, I. V. (2012) Bipolyarnye vozrastnye zadachi razvitiya lichnosti kak teoreticheskij konstrukt [Bipolar age-related tasks of personality development as a theoretical construct]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 1 (107), pp. 145–159. (In Russian)

Tarasova, L. E. (2012) Proyavlenie krizisa rannej vzroslosti v gruppakh s raznoj strukturoj sotsial’noj situatsii razvitiya [Display of Crisis Early Adulty in Groups with Different Structure a Social Situation of Development]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 1, no. 3, pp. 18–23. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2012-1-3-18-21 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи