Модернизация патриотического воспитания в современной школе на основе принципов позитивной психологии

Авторы

  • Георгий Меджидович Гогиберидзе Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-0472-8803

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-366-375

Ключевые слова:

модернизация патриотического воспитания, позитивная психология, декларируемый патриотизм, положительно предвзятое отношение педагога к обучающимся, Engagement (вовлеченность), Accomplishment (достижение), Meaning (значение)

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, которые позволили обнаружить некоторые противоречия и тенденции, касающиеся патриотических настроений современных российских школьников. Например, при высоком уровне декларируемого патриотизма (60,6%) выявлена девальвация деятельностной компоненты. Среди причин распространения формального патриотизма в ученической среде — эмоциональная усталость, накопившаяся от переизбытка противоречивой информации; ослабление традиционной феноменологии подвигов; востребованность легких, упрощенных смыслов. Также выяснилось, что в рамках патриотического воспитания нарушена синхронизация новых социокультурных реалий со старым, инертным символическим потоком, где вместо актуализации патриотических чувств через объекты современности нередко воспроизводятся советские стереотипы, в определенной степени устаревшие для восприятия современных обучающихся. На основании полученных эмпирических данных была определена цель исследования: поиск новых эффективных методик патриотического воспитания, соответствующих представлениям и запросам подрастающего поколения.

Материалы и методы. В процессе исследования было опрошено 627 школьников из Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Московской области и города Москвы. Применялись такие методы, как анкетирование, глубинное интервью, метод семантического дифференциала. В программу поискового этапа были включены факторный, частотный, сопоставительный и корреляционный виды анализа, а также теоретический анализ научных публикаций, в которых доказана эффективность использования потенциала позитивной психологии в современном образовательном процессе.

Результаты исследования. Выбор комплекса воспитательных методик, основанных на принципах позитивной психологии (позитивное предвзятое отношение педагога к обучающимся, Engagement, Accomplishment, Meaning), был обусловлен актуальными вызовами новой социальной реальности и спецификой представлений обучающихся о патриотизме. Эффективность образовательных программ, созданных в рамках позитивной педагогики и психологии (The Penn Resiliency Program, The SPARK Resiliency Program), доказана эмпирическим путем и подтверждена сформированностью у школьников таких навыков, как когнитивный рефрейминг, креативное мышление, оптимистическое восприятие реальности, ответственное отношение к выполнению гражданского долга.

Заключение. Полученные результаты выявили существенный воспитательный потенциал позитивной психологии. Перспективы исследования связаны с изучением процесса дальнейшей адаптации позитивной психологии к особенностям отечественной системы образования.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бен-Шахар, Т. (2012) Быть счастливее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 240 с.

Бонивелл, И. (2009) Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: Время, 188 с.

Гогиберидзе, Г. М. (2022) Гражданско-патриотическое воспитание как целевой ориентир взаимодействия социальных институтов семьи и школы. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 122–130. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-15

Гогиберидзе, Г. М., Шаповалова, О. В. (2016) Формирование российской идентичности в московском образовательном пространстве. М.: Изд-во МГПУ, 124 с.

Любомирски, С. (2014) Психология счастья. СПб.: Питер, 352 с.

Макаренко, А. С. (2016) Педагогическая поэма. М.: Манн, Иванов и Фербер, 557 с.

Малышевский, А. Ф. (ред.). (1993) Мир человека: в 2 ч. Ч. 1. М.: Интерпракс, 384 с.

Реан, А. А., Ставцев, А. А., Егорова, А. В. (2021) Позитивная психология как инструмент модернизации процесса социализации школьников. Сибирский психологический журнал, № 82, с. 191–207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11

Реан, А. А., Ставцев, А. В., Коновалов, И. А., Кошелева, Е. С. (2022) Позитивная педагогика и психология: системный подход к улучшению школьной среды. М.: Изд-во МПГУ, 56 с.

Стоюнин, В. Я. (1892) Педагогические сочинения. СПб.:Типография Училища Глухонемых, 650 с.

Сухомлинский, В. А. (1989) Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 286 с.

Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Фаир– Пресс, 574 с.

Фредриксон, Б. Л. (2017) Позитивность. Варшава: ЗЫСК И С-КА, 332 с.

Чернышевский, Н. Г. (1951) Избранные философские сочинения: в 3 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 872 с.

Чиксентмихайи, М. (2013) Эволюция личности. М.: АНФ, 420 с.

Шацкий, С. Т. (2002) Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 304 с.

Seligman, M. E. P., Csikszentmihalyi, M. (2000) Positive psychology: An Introduction. American Psychologist, vol. 55, no. 1, pp. 5–14. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.5

REFERENCES

Ben-Shahar, T. (2012) Byt’ schastlivee [Happier]. Мoscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ., 240 p. (In Russian)

Boniwell, I. (2009) Klyuchi k blagopoluchiyu: chto mozhet pozitivnaya psikhologiya [Positive psychology in a nutshell: The science of happiness]. Мoscow: Vremya Publ., 188 p. (In Russian)

Chernyshevsky, N. G. (1951) Izbrannyye filosofskiye sochineniya: v 3 t. T. 1 [Selected philosophical works: In 3 vols. Vol. 1]. Moscow: Gospolitizdat Publ., 872 p. (In Russian)

Csikszentmihalyi, М. (2013) Evolyutsiya lichnosti [The evolving self]. Moscow: ANF Publ., 420 p. (In Russian)

Fredrickson, B. L. (2017) Pozitivnost’ [Positivity]. Warsaw: ZYSK I S-KA Publ., 332 p. (In Russian)

Gogiberidze, G. M. (2022) Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie kak tselevoj oriyentir vzaimodeystviya sotsial’nykh institutov sem’i i shkoly [Civic and patriotic education as a target for the interaction of the family and school social institutions]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 122–130. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-15 (In Russian)

Gogiberidze, G. M., Shapovalova, O. V. (2016) Formirovaniye rossijskoj identichnosti v moskovskom obrazovatel’nom prostranstve [Forming of Russian identity in the Moscow educational space]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., 124 p. (In Russian)

Lyubomirsky, S. (2014) Psikhologiya schast’ya [The How of happiness]. Saint Petersburg: Piter Publ., 352 p. (In Russian)

Makarenko, A. S. (2016) Pedagogicheskaya poema [Pedagogical poem]. Мoscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ., 557 p. (In Russian)

Malyshevskij, A. F. (ed.). (1993) Mir cheloveka: v 2 ch. Ch. 1 [The human world: In 2 pts. Pt. 1]. Moscow: Interprax Publ., 384 p. (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, А. А., Egorova, A. V. (2021) Pozitivnaya psikhologiya kak instrument modernizatsii protsessa sotsializatsii shkol’nikov [Positive psychology as a tool for moderating the socialization process of school-age children]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 82, pp. 191—207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11 (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, А. А., Konovalov, I. A., Kosheleva, E. S. (2022) Pozitivnaya pedagogika i psikhologiya: sistemnyj podkhod k uluchsheniyu shkol’noj sredy [Positive pedagogy and psychology: A systematic approach to improving the school environment]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., 56 p. https://doi.org/10.31862/9785426311145 (In Russian)

Shatskij, S. T. (2002) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. T. 1. [Selected pedagogical essays: In 2 vols. Vol. 1.]. Мoscow: Pedagogika Publ., 304 p. (In Russian)

Seligman, M. E. P., Csikszentmihalyi, M. (2000) Positive psychology: An Introduction. American Psychologist, vol. 55, no. 1, pp. 5–14. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.5 (In English)

Stoyunin, V. Ya. (1892) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical essays]. Saint Petersburg: Tipografiya Uchilishcha Glukhonemykh Publ., 650 p. (In Russian)

Sukhomlinskij, V. A. (1989) Kak vospitat’ nastoyashchego cheloveka [How to bring up the real person]. Мoscow: Pedagogika Publ., 286 p. (In Russian)

Ushinskij, K. D. (2004) Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoj antropologii [Man as an object of education: Experience of pedagogical anthropology]. Moscow: Fair-Press Publ., 574 p. (In Russian)

Опубликован

02.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи