Влияние школьной среды на проблемное поведение старшеклассников: опосредующий эффект индивидуально-психологических качеств

Авторы

  • Пэнфэй Цинь Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1577-1700
  • Мэй Хуан Средняя школа № 5 города Паньчжоу

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-194-203

Ключевые слова:

школьная среда, проблемное поведение, старшеклассники, индивидуально-психологические качества, опосредующий эффект

Аннотация

Введение. Поведение учащихся является важным объектом управления в школьном классе. Нередко нарушения поведения учащихся снижают эффективность обучения и являются источником стресса для учителей. Это обусловливает актуальность исследования. Школьная среда, согласно Цзян Гуангун (Jiang 2004), включает отношения между учителем и учеником, отношения между сверстниками, порядок и дисциплину, соревновательность и учебную нагрузку. Результаты многих исследований показывают, что школьная среда в совокупности с индивидуально-психологическими качествами учащихся играют важную роль в прогнозировании проблемности поведения в классе, однако остается неясным степень их вклада. Целью настоящего исследования стало изучение факторов, влияющих на проблемное поведение старшеклассников.

Материалы и методы. Использовались методики «Проблемное поведение старшеклассников в классе» Ли Цинцин (Li 2009), для оценки школьной среды — опросник «Мой класс» Цзян Гуанжун (Jiang 2004), для оценки индивидуально-психологических характеристик — опросник самовосприятия Чжан Ибинь (Zhang 2008), пятифакторный личностный опросник Чжоу Хуэй (Zhou et al. 2000) и методика «Адаптивность старшеклассников к школе» Юй Нонг (Yu 2009). В качестве математико-статистических методов использовались корреляционный анализ, стратифицированный регрессионный анализ; для проверки опосредующего эффекта индивидуально-психологических качеств между школьной средой и проблемным поведением старшеклассников использовалась процедура Bootstrap. Опрошено 1450 старшеклассников (10–12 классы, 43,20% юношей и 56,80% девушек) средней школы города Паньчжоу, провинция Гуйчжоу, Китай.

Результаты. Регрессионный анализ был применен для изучения степени влияния школьной среды и индивидуально-психологических качеств на проблемное поведение старшеклассников. Проблемное поведение в классе стало зависимой переменной, показатели школьной среды, индивидуально-психологические качества и демографические характеристики — независимыми переменными. Результаты исследования показали, что существует как прямая, так и обратная зависимость между различными показателями школьной среды и индивидуально-психологических качеств, с одной стороны, и проблемным поведением старшеклассников, с другой. При этом выявлен частичный опосредующий эффект индивидуально-психологических качеств (когнитивных, личностных и адаптивных) между школьной средой и проблемным поведением в классе.

Заключение. Таким образом, школьная среда может влиять на проблемное поведение старшеклассников не только напрямую, но и косвенно, через индивидуально-психологические качества.

Библиографические ссылки

Arens, A. K., Morin, A. J. S., Watermann, R. (2015) Relations between classroom disciplinary problems and student motivation: Achievement as a potential mediator? Learning & Instruction, vol. 39, pp. 184–193. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2015.07.001 (In English)

Barth, J. M., Dunlap, S. T., Dane, H. et al. (2004) Classroom environment influences on aggression, peer relations, and academic focus. Optics Communications, vol. 42, no. 2, pp. 115–133. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2003.11.004 (In English)

Bronfenbrenner, U. (1979) The ecology of human development. Washington: Harvard University Press, 352 p. (In English)

Hu, T. Q., Zhang, D., Cheng, G. (2017) Zhongxuesheng xinli suzhi wenjuan (jianhuaban) de xiubian ji xinxiaodu jianyan [Revision and reliability testing of the Psychological Quality Questionnaire for Secondary School Students (simplified version)]. Xinandaxue xuebao (shehui kexueban) — Journal of Southwestern University (Social Science Edition), vol. 43, no. 2, pp. 120–126. https://doi.org/10.13718/j.cnki.xdsk.2017.02.015 (In Chinese)

Jarrold, C., Mackett, N., Hall, D. (2014) Individual differences in processing speed mediate a relationship between working memory and children’s classroom behaviour. Learning & Individual Differences, vol. 30, pp. 92–97. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2013.10.016 (In English)

Jiang, G. R. (2004) Zhongxiaoxue banji huanjing: Jiegou yu celiang [Class environment in the Chinese school system: Structure and meassurement]. Xinli kexue — Psychological Science, vol. 27, no. 4, pp. 839–843. (In Chinese)

Li, Q. Q. (2009) Jiyu gaozhongsheng ketang wenyi xingwei de jiaoshi yingdui celue yanjiu [A study of teachers’ coping strategies based on high school students’ problem behaviors in the classroom]. Master’s thesis (Psychology). hongqing, Southwestern University. [Online]. Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbc=CMFD&dbname=CMFD2009&filename=2009104759nh&uniplatform=OVERSEA&v=mTIUNmWkbn4G7s9dWHqhh95g9NIV5cZMwrzkpxWDKFMyPgptcsAb0GACu0d8YLcA (accessed 13.08.2022). (In Chinese)

Wang, T. (2002) Daxuesheng xinli suzhi jiegou jiqi fazhan tedian de yanjiu [A study on the structure and developmental characteristics of college students’ psychological quality]. Master’s thesis (Psychology). Chongqing, Southwest China Normal University. [Online]. Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD9904&filename=2002113160.nh&uniplatform=OVERSEA&v=oY8yRKjwHVjmon6pav9Ne2OkrXTZguXvhwYY9r6dCYFlv1ZY0zbPOTQYcl5qnc-e (accessed 13.08.2022). (In Chinese)

Wen, Z. L., Ye, B. J. (2014) Zhongjie xiaoying fenxi: fangfa he moxing fazhan [Analyses of mediating effects: The development of methods and models]. Xinli kexue jinzhan — Advances in Psychological Science, vol. 22, no. 5, pp. 731–745. https://doi.org/10.3724/SP.J.1042.2014.00731 (In Chinese)

Wu, L., Zhang, D., Hu, T. (2017) Xiaoxuesheng ketang wenti xingwei yu xinli suzhi de guanxi: Yixiang guacha yanjiu [The relationship between pupils’ classroom misbehavior and psychological suzhi: An observational study]. Xinli yu xingwei yanjiu — Studies of Psychology and Behavior, vol. 15, no. 1, pp. 12–19. (In Chinese)

Yu, N. (2009) Zhongxuesheng zaixiao xinli shiying nengli ceshi [A test of secondary school students’ psychological adjustment in school]. Congming quan — Smart Spring, vol. 7, p. 54. (In Chinese)

Zhang, C. Y. (2015) Zhongxuesheng ketang wenti xingwei de diaocha yanjiu [An investigation of secondary school students’ problem behaviors in the classroom]. Jiaoyu lilun yu shijian — Educational Theory and Practice, vol. 35, no. 28, pp. 56–60. (In Chinese)

Zhang, D.-J., Feng, Z.-Z., Guo, C., Chen, X. (2000) Guanyu xuesheng xinli suzhi yanjiu de jige wenti [Problems on research of students’ mental quality]. Xinan shifan daxue xuebao (Zhexue shehui kexue ban) — Journal of East China Normal University (Philosophy and Social Sciences), vol. 3, pp. 56–62. (In Chinese)

Zhang, X. L. Z. (2018) Xiaoxuesheng ketang wenti xingwei yu xinli suzhi de guanxi [The relationship between primary school students’ classroom problem behaviors and psychological quality]. Zhongguo duomeiti yu wangluo jiaoxue xuebao — China Journal of Multimedia — Network Teaching, vol. 1, pp. 207–208. [Online]. Available at: https://www.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLASN2018&filename=DMWL201801073&uniplatform=OVERSEA&v=IquxIfox9tXPCxBN_nhRtkExCstWFMcmky548rbyI9UqN2IFtYSMpiTxzgo9omrB (accessed 13.08.2022). (In Chinese)

Zhang, Y. B. (2008) Woguo chuzhongsheng ziwo renzhi, zowo pingjia he shiying de xianzhuang jiqi guanxi yanjiu [The Current Situation and Relationship of Self-Cognition, Self-Evaluation and Adaptation of Chinese Junior High School Students]. (Master). Beijing: Tsinghua University Publ. [Online]. Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD2009&filename=2009083483.nh (accessed 13.08.2022). (In Chinese)

Zhou, H., Niu, L., Zou, H. (2000) Zhongxuesheng renge wuyinsu wenjuan de bianzhi [A development study on five-factor personality questionaire for middle school students]. Xinli fazhan yu jiaoyu — Psychological Development and Education, vol. 16, no. 1, pp. 48–54. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи