Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-73-87Ключевые слова:
психологическая безопасность педагога, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, цифровое образовательное пространство, информационно-психологическая безопасностьАннотация
Введение. Проблема психологической безопасности педагога на сегодняшний день изучается в контексте целостности психологически безопасной образовательной среды. Современная ситуация массового применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения привела к тому, что и в теории, и в практике образовательной деятельности стало использоваться понятие «цифровое образовательное пространство». При этом четкого научного определения феномена цифрового образовательного пространства, описания его специфических психолого- педагогических характеристик, а также исследований, направленных на изучение особенностей сопровождения психологической безопасности субъектов образования в новых цифровых условиях, на сегодняшний день нет. Целью данной статьи является выявление основных составляющих психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве.
Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение, проектирование.
Результаты исследования. Анализ имеющихся психолого-педагогических исследований по заявленной теме показал, что в качестве базовых теоретических положений для разработки практически всех рассматриваемых технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса остается теория психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. В рамках данной теории сформулированы основные принципы и составляющие программ по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательной среде. Содержание и технологии реализуемых на сегодняшний день программ не противоречат друг друга и могут быть использованы в комплексе в зависимости от условий и проблем конкретной образовательной организации. Однако особенности обеспечения психологической безопасности педагога в условиях формирования цифрового образовательного пространства в рассматриваемых научных направлениях практически не затрагиваются. Указанная проблема частично рассматривается в рамках такого научного направления, как информационная и информационно-психологическая безопасность.
Выводы. Автором определены новые направления психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога, связанные с формированием цифрового образовательного пространства: организация и работы с внутренними и внешними информационными потоками в рамках образовательной среды как способа групповой социально-психологической защиты; развитие навыков индивидуальной психологической защиты в процессе приобретения и распространения информации.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Баева, И. А. (ред.). (2006) Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 287 с.
Баева, И. А. (2017) Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации. Казанский педагогический журнал, № 6 (125), с. 12–18.
Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Вихристюк, О. В., Коврова, В. В. (ред.). (2015) Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сборник научных статей. М.: Изд-во МГПУ, 112 с.
Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Лактионова, Е. Б. (2007) Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 242 с.
Баева, И. А., Лактионова, Е. Б., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В. (2019) Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 194, с. 7–18.
Баева, И. А., Тарасов, С. В. (ред.). (2017) Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 265 с.
Балашова, И. В., Коковина, Л. Н. (2019) Педагог как субъект проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды. В кн.: Безопасная образовательная среда: содержание и сопровождение: сборник научных статей. Вологда: Вологодский государственный университет, с. 20–31.
Баришполец, В. А. (2013) Информационно-психологическая безопасность: основные положения. Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии, т. 5, № 2, с. 62–104.
Бусыгина, И. С. (2011) Корпоративность как основание безопасности организации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 43–52.
Васютенкова, И. В. (ред.). (2015) Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 130 с.
Вербина, Г. Г. (2013) Психологическая безопасность личности. Вестник Чувашского университета, № 4, с. 196–202.
Габер, И. В., Зарецкий, В. В., Артамонова, Е. Г. и др. (2021) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Группа МДВ, 60 с.
Глуханюк, Н. С. (2000) Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 370 с.
Грачев, Г. В. (1998) Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 125 с.
Грачев, Г. В. (2000) Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 360 c.
Гришина, Е. В. (2018) Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 131 с.
Дашкова, Н. В. (2005) Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Самара, Самарский государственный педагогический университет, 26 с.
Демьянчук, Р. В. (2020) Личностно-профессиональное развитие педагогов и его психологическое сопровождение. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 358 с.
Думчева, А. Г. (ред.). (2019) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: методические рекомендации для педагогов и руководителей ГБОУ. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 40 с.
Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2021) Психология профессионального развития. М.: Юрайт, 234 с.
Зотова, О. Ю. (2012) Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия. Национальный психологический журнал, № 1 (7), с. 88–94.
Исаев, Е. И. (1998) Основы проектирования психологического образования педагога. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 306 с.
Казакова, Е. И. (2009) Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе, № 1, с. 36–46.
Кефели, И. Ф., Юсупов, Р. М. (2017) Информационно-психологическая и когнитивная безопасность. СПб.: Петрополис, 300 с.
Кочнева, Е. М, Морозова, Л. Б. (2018) Психологическая безопасность современного учителя. Проблемы современного педагогического образования, № 61-1, с. 364–368.
Кошкаров, В. С., Синякова, М. Г. (2015) Теоретические аспекты изучения проблемы психологической безопасности личности. Техносферная безопасность, № 3 (8), с. 68–74.
Марчук, Н. Ю. (2013) Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. Педагогическое образование в России, № 4, с. 78–85.
Мухаметзянов, И. Ш. (2020) Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы. Россия: тенденции и перспективы развития, № 15-1, с. 571–574.
Нетребенко, Л. В. (ред.). (2018) Психолого-педагогические технологии в создании безопасной среды образовательной организации: сборник статей. Смоленск: Смоленский областной институт развития образования, 108 с.
Никифорова, Д. М., Бойко, А. Д. (2019) Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде. Педагогическое образование в России, № 1, с. 105–112. https://www.doi.org/10.26170/po19-01-15
Пономарев, Р. Е. (2014) Образовательное пространство. М.: МАКС Пресс, 100 с.
Рамеева, Э. Р., Щербакова, А. Э. (2019) Технологии обеспечения психологической безопасности учащихся в образовательной среде школы. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, с. 48–57.
Самуйлова, И. А. (2015) Проявление феномена информационно-психологической безопасности в политической коммуникации. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 2. М.: Когито-Центр, с. 454–456.
Синякова, М. Г. (2013) Развитие профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве России. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский психолого-социальный институт, 51 с.
Смык, Ю. В., Качимская, А. Ю. (2021) Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника. Science for Education Today, т. 11, № 1, с. 42–58. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03
Токсоналиева, Р. М. (2010) Обеспечение информационно-психологической безопасности. Вестник Кыргызско- Российского Славянского университета, т. 10, № 11, с. 35–37.
Чиркина, С. Е., Ахмеров, Р. А., Бажин, К. С., Царева, Е. В. (2015) Основы формирования психологически безопасной образовательной среды. Казань: Бриг, 136 с.
Goetz, T., Bieleke, M., Gogol, K. et al. (2021) Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students’ emotions. Learning and Instruction, vol. 71, no. 1, article 101349. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101349
Jiang, J., Vauras, M., Volet, S., Salo, A.-E. (2019) Teacher beliefs and emotion expression in light of support for student psychological needs: A qualitative study. Education Sciences, vol. 9, no. 2, article 68. https://doi.org/10.3390/educsci9020068
REFERENCES
Baeva, I. A. (ed.). (2006) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel’nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo [Ensuring psychological safety in an educational institution: A practical guide]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 287 p. (In Russian)
Baeva, I. A. (2017) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy v strukture kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel’noj organizatsii [Psychological security of educational environment in the structure of integrated security of educational organization]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal — Kazan Pedagogical Journal, no. 6 (125), pp. 12–18 (In Russian)
Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Laktionova, E. B. (2007) Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoj bezopasnosti v sotsial’nom vzaimodejstvii [Technologies for ensuring psychological safety in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 242 p. (In Russian)
Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Vikhristyuk, O. V., Kovrova, V. V. (eds.). (2015) Psikhologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti obrazovatel’noj sredy shkoly v usloviyakh vnedreniya novykh obrazovatel’nykh i professional’nykh standartov: sbornik nauchnykh statej [Psychological support for the safety of the educational environment of the school in the context of the introduction of new educational and professional standards: Collection of scientific articles]. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., 112 p. (In Russian)
Baeva, I. A., Laktionova, E. B., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V. (2019) Model’ psikhologicheskoj bezopasnosti podrostka v obrazovatel’noj srede [The model of psychological safety of a teenager in an educational environment]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 194, pp. 7–18. (In Russian)
Baeva, I. A., Tarasov, S. V. (eds.). (2017) Bezopasnaya obrazovatel’naya sreda: modelirovanie i razvitie [Safe educational environment: Modeling and development]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 265 p. (In Russian)
Balashova, I. V., Kokovina, L. N. (2019) Pedagog kak sub’ekt proektirovaniya psikhologicheski komfortnoj i bezopasnoj obrazovatel’noj sredy [The teacher as a subject of designing a psychologically comfortable and safe educational environment]. In: Bezopasnaya obrazovatel’naya sreda: soderzhanie i soprovozhdenie: sbornik nauchnykh statej [Safe educational environment: Content and support: Collection of scientific articles]. Vologda: Vologda State University Publ., pp. 20–31. (In Russian)
Barishpolets, V. A. (2013) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost’: osnovnye polozheniya [Information-psychological security: Main principles]. Radioelektronika. Nanosistemy. Informatsionnye tekhnologii — Radioelectronics. Nanosystems. Information Technologies, vol. 5, no. 2, pp. 62–104. (In Russian)
Busygina, I. S. (2011) Korporativnost’ kak osnovanie bezopasnosti organizatsii [Corporate identity as the basis of the security of the organization]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 43–52. (In Russian)
Chirkina, S. E., Akhmerov, R. A., Bazhin, K. S., Tsareva, E. V. (2015) Osnovy formirovaniya psikhologicheski bezopasnoj obrazovatel’noj sredy [Basics of the formation of a psychologically safe educational environment]. Kazan: Brig Publ., 136 p. (In Russian)
Dashkova, N. V. (2005) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel’noj sredy shkoly [Psychological and pedagogical support of the psychological safety of the educational environment of the school]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Samara, Samara State Pedagogical University, 26 p. (In Russian)
Dem’yanchuk, R. V. (2020) Lichnostno-professional’noe razvitie pedagogov i ego psikhologicheskoe soprovozhdenie [Personal and professional development of teachers and its psychological support]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 358 p. (In Russian)
Dumcheva, A. G. (ed.). (2019) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel’noj sredy: metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov i rukovoditelej GBOU [Ensuring the psychological safety of the educational environment: Methodological recommendations for teachers and managers of the GBOU]. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education Publ., 40 p. (In Russian)
Gaber, I. V., Zaretskij, V. V., Artamonova, E. G. et al. (2021) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel’noj sredy. Metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditelej obshcheobrazovatel’nykh organizatsij [Ensuring the psychological safety of the educational environment. Methodological recommendations for heads of general education organizations]. 2nd ed. Moscow: Gruppa MDV Publ., 60 p. (In Russian)
Glukhanyuk, N. S. (2020) Psikhologiya professionalizatsii pedagoga [Psychology of professionalization of the teacher]. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 370 p. (In Russian)
Goetz, T., Bieleke, M., Gogol, K. et al. (2021) Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students’ emotions. Learning and Instruction, vol. 71, no. 1, article 101349. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101349 (In English)
Grachev, G. V. (1998) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti psikhologicheskoj zashchity [Information and psychological security of the individual: the state and possibilities of psychological protection]. Moscow: RAGS Publ., 125 p. (In Russian)
Grachev, G. V. (2000) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti: Teoriya i tekhnologiya psikhologicheskoj zashchity [Information and psychological security of the individual: Theory and technology of psychological defense]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian Presidential Academy of Public Administration, 360 p. (In Russian)
Grishina, E. V. (2018) Vliyanie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel’noj sredy na antivital’nye perezhivaniya podrostkov [The influence of the psychological safety of the educational environment on the antivital experiences of adolescents]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 131 p. (In Russian)
Isaev, E. I. (1998) Osnovy proektirovaniya psikhologicheskogo obrazovaniya pedagoga [Fundamentals of the design of psychological education of the teacher]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian Presidential Academy of Public Administration, 306 p. (In Russian)
Jiang, J., Vauras, M., Volet, S., Salo, A.-E. (2019) Teacher beliefs and emotion expression in light of support for student psychological needs: A qualitative study. Education Sciences, vol. 9, no. 2, article 68. https://doi.org/10.3390/educsci9020068 (In English)
Kazakova, E. I. (2009) Protsess psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Process of psychological-pedagogical guidance]. Na putyakh k novoj shkole, no. 1, pp. 36–46. (In Russian)
Kefeli, I. F., Yusupov, R. M. (2017) Informatsionno-psikhologicheskaya i kognitivnaya bezopasnost’ [Information-psychological and cognitive security]. Saint Petersburg: Petropolis Publ., 300 p. (In Russian)
Kochneva, E. M., Morozova, L. B. (2018) Psikhologicheskaya bezopasnost’ sovremennogo uchitelya [Psychological safety of the modern teacher]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 61-1, pp. 364–368. (In Russian)
Koshkarov, V. S., Sinyakova, M. G. (2015) Teoreticheskie aspekty izucheniya problemy psikhologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Theoretical aspects of the study of the problem of the psychological security of the person]. Tekhnosfernaya bezopasnost’ — Technosphere Safety, no. 3 (8), pp. 68–74. (In Russian)
Marchuk, N. Yu. (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti distantsionnogo obucheniya [Psychological and pedagogical peculiarities of distance education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 4, pp. 78–85. (In Russian)
Mukhametzyanov, I. Sh. (2020) Tsifrovoe prostranstvo v obrazovanii: ozhidaniya, vozmozhnosti, riski, ugrozy [Digital space in education: Expectations, opportunities, risks, threats]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya, no. 15-1, pp. 571–574. (In Russian)
Netrebenko, L. V. (ed.). (2018) Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v sozdanii bezopasnoj sredy obrazovatel’noj organizatsii: sbornik statej [Psychological and pedagogical technologies in creating a safe environment for an educational organization: A collection of articles]. Smolensk: Smolensk Regional Institute of Education Development Publ., 108 p. (In Russian)
Nikiforova, D. M., Bojko, A. D. (2019) Razrabotka programmy po optimizatsii bezopasnogo zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya studentov v obrazovatel’noj srede [Development of a program of optimization of safe defensive and coping students’ behavior in the educational environment]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 1, pp. 105–112. https://www.doi.org/10.26170/po19-01-15 (In Russian)
Ponomarev, R. E. (2014) Obrazovatel’noe prostranstvo [Educational space]. Moscow: MAKS Press Publ., 100 p. (In Russian)
Rameeva, E. R., Shcherbakova, A. E. (2019) Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoj bezopasnosti uchashchikhsya v obrazovatel’noj srede shkoly [Technologies for the provision of psychological safety of pupils in the educational enviroment of school]. In: Pedagogika i sovremennoe obrazovanie: traditsii, opyt i innovatsii: sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Pedagogy and modern education: Traditions, experience and innovations: Collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference]. Penza: Science and Enlightenment Publ., pp. 48–57. (In Russian)
Samuilova, I. A. (2015) Proyavlenie fenomena informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti v politicheskoj kommunikatsii [The manifestation of the phenomenon of information-psychological security in political communication]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: Sbornik materialov yubilejnoj konferentsii: v 5 t. T. 2 [From the origins to the present: 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University: Collection of materials of the anniversary conference: In 5 vols. Vol. 2]. Moscow: Cogito-Centr Publ., pp. 454–456. (In Russian)
Sinyakova, M. G. (2013) Razvitie professional’no-psikhologicheskikh kharakteristik pedagoga v polikul’turnom obrazovatel’nom prostranstve Rossii [Development of professional and psychological characteristics of the teacher in the multicultural educational space of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 51 p. (In Russian)
Smyk, Yu. V., Kachimskaya, A. Yu. (2021) Potentsial psikhologicheskoj bezopasnosti pedagoga kak uslovie psikhologicheskoj bezopasnosti shkol’nika [Teacher’s capacity for psychological safety as a condition for schoolchildren’s psychological safety]. Science for Education Today, vol. 11., no. 1, pp. 42–58. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03 (In Russian)
Toksonalieva, R. M. (2010) Obespechenie informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti [Ensuring information and psychological security]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta — Vestnik KRSU, vol. 10, no. 11, pp. 35–37. (In Russian)
Vasyutenkova, I. V. (ed.). (2015) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessov razvitiya rebenka: Materialy Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychological and pedagogical support of child development processes: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 130 p. (In Russian)
Verbina, G. G. (2013) Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti [Psychological safety the person]. Vestnik Chuvashskogo universiteta — Bulletin of the Chuvash University, no. 4, pp.196–202. (In Russian)
Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. (2021) Psikhologiya professional’nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow: Yurajt Publ., 234 p. (In Russian)
Zotova, O. Yu. (2012) Tekhnologii kommunikativnogo vzaimodejstviya dlya obespecheniya bezopasnosti i doveriya [Communication technologies for security and trust]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 1 (7), pp. 88–94. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Нарек Спартакович Спартакян
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.