Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологических особенностей личности у студентов педагогического вуза

Авторы

  • Людмила Сергеевна Самсоненко Оренбургский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-3321-6479

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-247-257

Ключевые слова:

нервно-психическая устойчивость, индивидуально-типологические особенности, личность, студенты, юношеский возраст, педагогический вуз

Аннотация

Введение. Актуальность изучения нервно-психической устойчивости у будущих педагогов обусловлена следующими причинами: рост стрессовых и фрустрирующих состояний у человека, обусловленных современной нестабильной тревожной социальной ситуацией; принадлежность профессии педагога к группе профессий с большим количеством стресс-факторов; зависимость успешности педагогической деятельности от устойчивости педагога. Значительную помощь в становлении нервно-психической устойчивости у студентов может оказать развивающая работа со стороны психологической службы вуза. Для планирования деятельности психологической службы вуза и психолого-педагогического сопровождения студентов особое значение приобретает понимание взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости с индивидуальными особенностями личности. В исследовании нервно-психическая устойчивость понимается как сложное интегративное свойство личности, характеризующееся сочетанием биологических предпосылок и приобретенных эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, обеспечивающих оптимальную деятельность в напряженных условиях. Целью исследования стало выявление взаимосвязи нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями обучающихся педагогического вуза.

Материалы и методы. Объектом исследования стали особенности нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Для проведения исследования использовались методики: «Прогноз», автор В. Ю. Рыбников (Рыбников 2000); «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)», автор Л. Н. Собчик (Собчик 2010).

Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало преобладание у студентов-первокурсников педагогического вуза среднего и низкого (удовлетворительного и неудовлетворительного) уровней нервно-психической устойчивости. Незначительная часть обучающихся продемонстрировала высокий уровень нервно-психической устойчивости. Была выявлена прямая положительная корреляциянервно-психической устойчивости с экстраверсией и спонтанностью; обратная отрицательная корреляция с тревожностью и интроверсией. Взаимосвязи с такими индивидуально-типологическими особенностями, как агрессия, сенситивность и ригидность, выявлено не было. Результаты исследования позволяют построить примерные портреты студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости.

Заключение. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках деятельности психологической службы вуза. Программы, направленные на развитие способности к эффективной коммуникации, навыков использования приемов снижения тревожности, а также развитие уверенности в себе, принятия собственных личностных особенностей, могут способствовать повышению уровня нервно-психической устойчивости у обучающихся педагогического вуза.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бакунович, М. Ф., Шавлюкевич, О. А. (2019) Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и саморегуляции как показатель социального поведения в юношеском возрасте. Профессиональное образование, № 3 (37), с. 36–41. EDN: KFBHET

Берг, Т. Н. (2005) Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 63 с.

Бергис, Т. А., Кривуля, Ю. С. (2020) Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы. Карельский научный журнал, т. 9, № 1 (30), с. 47–49. EDN: BMCNKZ

Будук-оол, Л. К. (2020) Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ. Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 2. Естественные и сельскохозяйственные науки, № 2 (61), с. 6–13. EDN: GWIQTP

Величковская, С. Б. (2005) Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный лингвистический университет, 30 с.

Водопьянова, Н. Е. (2011) Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 159 с.

Волгуснова, Е. А., Шерешкова, Е. А. (2020) Копинг-стратегии и нервно-психическая устойчивость бакалавров педагогического университета. Психолого-педагогический поиск, № 2 (54), с. 123–133. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.54.2.012

Волков, Б. С. (2006) Психология юности и молодости. М.: Академический проект, 256 с.

Вяткин, Б. А. (2018) Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 176 с.

Дарвиш, О. Б. (2008) Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. Сибирский педагогический журнал, № 7, с. 362–370. EDN: PFUQNP

Жизнь в стрессе: масштаб проблемы и пути решения. (2019) ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-v-stresse-masshtab-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения 19.07.2022).

Иванова, С. П. (2009) Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости. Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, № 9, с. 99–108.

Ильин, Е. П. (2001) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 752 с.

Исследование выявило стресс более чем у половины россиян в 2021 году (2021) Известия, 19 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1165722/2021-05-19/issledovanie-vyiavilo-stress-bolee-chem-u-poloviny-rossiian-v-2021-godu (дата обращения 19.07.2022).

Ковальчук, А. А., Харитонова, Е. В. (2021) Личностные ориентиры психолого-педагогического сопровождения студентов с низкой стрессоустойчивостью. Научные высказывания, № 7 (7), с. 18–21. EDN: UCFBRV

Кон, И. С. (2013) Психология юношеского возраста. М.: Книга по Требованию, 176 с.

Матчин, Г. А., Вилкова, К. К., Иванов, А. В. (2015) Анализ нервно-психической устойчивости студентов первого курса факультетов иностранных языков и дошкольного и начального образования. В кн.: А. Г. Гущин (ред.). Актуальные исследования в области безопасности жизнедеятельности. Mатериалы международной конференции, приуроченные к всероссийскому дню изобретателя и рационализатора. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, с. 115–118. EDN: UVLXSB

Митина, Л. М. (2020) Психология труда учителя. 2-е изд. М.: Юрайт, 337 с.

Мухина, В. С. (1999) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд. М.: Академия, 456 с.

Небылицын, В. Д. (2000) Проблемы психологии индивидуальности: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 682 с.

Прокуратова, Е. А. (2018) Копинг-стратегии студентов медицинского вуза с разным уровнем нервно- психической устойчивости. В кн.: Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во Омского государственного университета, с. 425–428.

Райс, Ф., Долджин, К. (2010) Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 816 с.

Рыбников, В. Ю. (2000) Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб.: Санкт- петербургский университет МВД России, 205 с.

Савченков, А. В., Уварина, Н. В. (2018) Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики. Современная высшая школа: инновационный аспект, т. 10, № 1 (39), с. 61–69. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69

Собчик, Л. Н. (2010) Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: Компания Боргес, 59 с.

Спицина, О. А., Шерешкова, Е. А., Едиханова, Ю. М. (2021) Исследование нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте. Казанский педагогический журнал, № 3 (146), с. 261–268. https://www.doi.org/10.51379/KPJ.2021.147.3.036

Тенчурин, А. Д. (2016) Психическая устойчивость сотрудников органов прокуратуры. В кн.: Студенческая наука XXI века: материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. Т. 1. Вып. 1 (8). Чебоксары: «Интерактив плюс», с. 224–227. EDN: VKNKUZ

Федотов, С. Н., Бабкина, Н. А. (2006) Проблема психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, № 3 (36), с. 31–32. EDN: JWKSUF

Ярославкина, Е. В., Хлебодарова, Г. Е. (2022) Нервно-психическая устойчивость студентов вуза как предмет психологического анализа. В кн.: С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова, Т. Н. Данилова (ред.). Шамовские педагогические чтения: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. М.: Научная школа управления образовательными системами; Международная академия наук педагогического образования; «5 за знания», с. 838–843. EDN: DDSBYC

REFERENCES

Bakunovich, M. F., Shavlyukevich, O. A. (2019) Vzaimosvyaz’ nervno-psikhicheskoj ustojchivosti i samoregulyatsii kak pokazatel’ sotsial’nogo povedeniya v yunosheskom vozraste [The relationship of neuropsychic stability and self-regulation as an indicator of social behavior in adolescence]. Professional’noe obrazovanie, no. 3 (37), pp. 36–41. EDN: KFBHET (In Russian)

Berg, T. N. (2005) Nervno-psikhicheskaya neustojchivost’ i sposoby ee vyyavleniya [Neuropsychiatric instability and ways to detect it]. Vladivostok: Admiral G. I. Nevelsky Maritime State University Publ., 63 p. (In Russian)

Bergis, T. A., Krivulya, Yu. S. (2020) Problema professional’nogo stressa pedagogov v usloviyakh sovremennoj obrazovatel’noj sistemy [The problem of professional stress of teachers in the modern educational system]. Karel’skij nauchnyj zhurnal— Karelian Scientific Journal, vol. 9, no. 1 (30), pp. 47–49. EDN: BMCNKZ (In Russian)

Buduk-ool, L. K. (2020) Nervno-psikhicheskaya ustojchivost’ i strategiya sovladaniya so stressom u studentov: gendernyj analiz [Neuropsychic stability and strategies of stress coping in students: Gender analysis]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk 2. Estestvennye i sel’skokhozyajstvennye nauki — Vestnik of Tuvan State University Issue 2. Natural and Agricultural Sciences, no. 2 (61), pp. 6–13. EDN: GWIQTP (In Russian)

Darvish, O. B. (2008) Psikhologicheskaya ustojchivost’ kak bazovaya kharakteristika lichnosti [Psychological stability as a basic characteristic of personality]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal— Siberian Pedagogical Journal, no. 7, pp. 362–370. EDN: PFUQNP (In Russian)

Fedotov, S. N., Babkina, N. A. (2006) Problema psikhologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [The problem of psychological stability of police officers]. Chelovecheskij faktor: problemy psikhologii i ergonomiki, no. 3 (36), pp. 31–32. EDN: JWKSUF (In Russian)

Il’in, E. P. (2001) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 752 p. (In Russian)

Issledovanie vyyavilo stress bolee chem u poloviny rossiyan v 2021 godu [Study reveals stress in more than half of Russians in 2021]. (2021) Izvestiya, 19 May. [Online]. Available at: https://iz.ru/1165722/2021-05-19/issledovanie-vyiavilo-stress-bolee-chem-u-poloviny-rossiian-v-2021-godu (accessed 19.07.2022). (In Russian)

Ivanova, S. P. (2009) Psikhologicheskaya ustojchivost’ lichnosti kak factor protivodejstviya negativnym vliyaniyam sotsial’noj sredy v rannej yunosti i molodosti [Psychological stability of personality as a factor of counteraction to negative influences of the social environment in early juvenility and youth]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: sotsial’no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 9, pp. 99–108. (In Russian)

Kon, I. S. (2013) Psikhologiya yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu Publ., 176 p. (In Russian)

Kovalchuk, A. A., Kharitonova, E. V. (2021) Lichnostnye orientiry psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov s nizkoj stressoustojchivost’yu. [Personal guidelines for psychological and pedagogical support of students with low stress resistance]. Nauchnye vyskazyvaniya, no. 7 (7), pp. 18–21. EDN: UCFBRV (In Russian)

Matchin, G. A., Vilkova, K. K., Ivanov, A. V. (2015) Analiz nervno-psikhicheskoj ustojchivosti studentov pervogo kursa fakul’tetov inostrannykh yazykov i doshkol’nogo i nachal’nogo obrazovaniya [Analysis of the neuropsychic stability of first-year students of the Faculties of Foreign Languages and preschool and primary education]. In: A. G. Gushchin (ed.). Aktual’nye issledovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii, priurochennye k vserossijskomu dnyu izobretatelya i ratsionalizatora [Current research in the field of life safety. Proceedings of the international conference dedicated to the All-Russian day of the inventor and innovator]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., pp. 115–118. EDN: UVLXSB (In Russian)

Mitina, L. M. (2020) Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of teacher’s work]. 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 337 p. (In Russian)

Mukhina, V. S. (1999) Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: Phenomenology of development, childhood, adolescence]. 4nd ed. Moscow: Academia Publ., 456 p. (In Russian)

Nebylitsyn, V. D. (2000) Problemy psikhologii individual’nosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of the psychology of individuality: Selected psychological works]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 682 p. (In Russian)

Prokuratova, E. A. (2018) Koping-strategii studentov meditsinskogo vuza s raznym urovnem nervno-psikhicheskoj ustojchivosti [Coping strategies of medical university students with different levels of neuropsychiatric stability]. In: Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh: resursy i preodolenie. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 25-letiyu fakul’teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo [Personality in difficult life situations: Resources and overcoming. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the Faculty of Psychology of Dostoevsky Omsk State University]. Omsk: Omsk State University Publ., pp. 425–428 (In Russian)

Rice, F. P., Dolghin, K. G. (2010) Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent: Development, relationships, and culture]. 12th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 816 p. (In Russian)

Rybnikov, V. Yu. (2000) Psikhologicheskoe prognozirovanie nadezhnosti deyatel’nosti i korrektsiya dezadaptivnykh nervnop-sikhicheskikh sostoyanij spetsialistov ekstremal’nogo profilya [Psychological forecasting of activity reliability and correction of maladaptive neuropsychiatric states of extreme specialists]. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 205 p. (In Russian)

Savchenkov, A. V., Uvarina, N. V. (2018) Stanovlenie professional’noj identichnosti budushchego pedagoga v usloviyakh ekstremal’noj pedagogiki [The formation of professional identity of future teachers in conditions of extreme pedagogy]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyj aspekt — Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, vol. 10, no. 1 (39), pp. 61–69. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69 (In Russian)

Sobchik, L. N. (2010) Individual’no-tipologicheskij oprosnik: prakticheskoe rukovodstvo k traditsionnomu i komp’yuternomu variantam testa [Individual typological questionnaire: a practical guide to the traditional and computer versions of the test]. Moscow: Kompaniya Borges Publ., 59 p. (In Russian)

Spitsyna, O. A., Shereshkova, E. A., Edikhanova, J. M. (2021) Issledovanie nervno-psikhicheskoj ustojchivosti v yunosheskom vozraste [Research of neuropsychiatric stability in youth]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal — Kazan Pedagogical Journal, no. 3, pp. 261–268. https://www.doi.org/10.51379/KPJ.2021.147.3.036 (In Russian)

Tenchurin, A. D. (2016) Psikhicheskaya ustojchivost’ sotrudnikov organov prokuratury [Mental stability of the Prosecutor’s Office staff]. In: Studencheskaya nauka XXI veka: materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Student science of the 21st century: Materials of the VIII International student scientific and practical conferences]. Vol. 8. Iss. 1 (8). Cheboksary: “Interaktiv plyus” Publ., pp. 224–227. EDN: VKNKUZ (In Russian)

Velichkovskaya, S. B. (2005) Zavisimost’ vozniknoveniya i razvitiya stressa ot faktorov professional’noj deyatel’nosti pedagogov [Dependence of the emergence and development of stress on the factors of professional activity of teachers]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Linguistic University, 30 p. (In Russian)

Vodop’yanova, N. E. (2011) Profilaktika i korrektsiya sindroma vygoraniya: metodologiya, teoriya, praktika [Prevention and correction of burnout syndrome: Methodology, theory, practice]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 159 p. (In Russian)

Volgusnova, E. A., Shereshkova, E. A. (2020) Koping-strategii i nervno-psikhicheskaya ustojchivost’ bakalavrov pedagogicheskogo universiteta [Coping-strategies and pedagogical university students’ mental and psychological stability]. Psikhologo-pedagogicheskij poisk — Psychological and Pedagogical Search Academic Journal, no. 2 (54), pp. 123–133. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.54.2.012 (In Russian)

Volkov, B. S. (2006) Psikhologiya yunosti i molodosti [Psychology of juvenility and youth]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 256 p. (In Russian)

Vyatkin, B. A. (2018) Sistemnaya integratsiya individual’nosti cheloveka [System integration of human individuality]. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 176 p. (In Russian)

Yaroslavkina, E. V., Khlebodarova, G. E. (2022) Nervno-psikhicheskaya ustojchivost’ studentov vuza kak predmet psikhologicheskogo analiza [Neuropsychic stability of university students as a subject of psychological analysis]. In: S. G. Vorovshchikov, O. A. Shklyarova, T. N. Danilova (eds.). Shamovskie pedagogicheskie chteniya: Sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Shamov pedagogical readings: Collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference]. In 2 parts. Pt. 2. Moscow: Scientific School of Educational Systems Management Publ.; International Academy of Sciences of Pedagogical Education Publ.; “5 za znaniya” Publ., pp. 838–843. EDN: DDSBYC (In Russian)

Zhizn’ v stresse: masshtab problemy i puti resheniya [Living under stress: The scale of the problem and solutions]. (2019) VTSIOM [VCIOM]. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-v-stresse-masshtab-problemy-i-puti-resheniya (accessed 19.07.2022). (In Russian)

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи