Психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды в организациях среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-236-246Ключевые слова:
благополучие, психологическое благополучие, психологическая безопасность образовательной среды, обучающиеся, организации среднего профессионального образованияАннотация
Введение. Психологическое благополучие является важнейшим условием успешной реализации потенциала человека в различных сферах жизни, что определяет актуальность изучения как уровневых характеристик психологического благополучия у разных групп населения, так и детерминирующих их факторов. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение психологического благополучия обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в контексте психологической безопасности образовательной среды.
Материалы и методы. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, Т. П. Фесенко, а также методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Выборку составили 2668 обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, одного из регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, в том числе 1915 юношей и 753 девушки в возрастном диапазоне от 16 до 21 года.
Результаты. Установлено, что 96,9% обследованных обучающихся имеют низкий уровень психологического благополучия, 3,1% — средний уровень. Низкий уровень психологической безопасности отмечен у 3,2% обучающихся, средний — у 24,0%, высокий — у 49,0%, наиболее высокий — у 23,8%. Выявлены различия уровня психологического благополучия в группах обучающихся с разным уровнем психологической безопасности, демонстрирующие прямую связь психологического благополучия и психологической безопасности: для суммарного показателя Н = 172,965 при p ≤ 0,001; для показателя положительных отношений Н = 150,739 при p ≤ 0,001; для показателя автономии Н = 44,812 при p ≤ 0,001; для показателя управления средой Н = 231,839 при p ≤ 0,001; для показателя личностного роста Н = 128,754 при p ≤ 0,001; для показателя целей в жизни Н = 126,198 при p ≤ 0,001; для показателя самопринятия Н = 36,695 при p ≤ 0,001.
Заключение. Перспективы исследования связаны с изучением комплексной многофакторной структуры объективных и субъективных факторов психологического благополучия и роли психологических аспектов безопасности человека среди этих факторов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПб.: СОЮЗ, 271 с.
Водяха, С. А. (2013) Предикторы психологического благополучия студентов. Педагогическое образование в России, № 1, с. 70–74.
Зотова, О. Ю. (2017) Психологическое благополучие личности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 312 с.
Киселева, Л. С. (2020) Факторы благополучия российского населения: региональные особенности. Социодинамика, № 5, с. 69–78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984
Леонтьев, Д. А. (2020) Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1, с. 14–37. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02
Стрижицкая, О. Ю., Петраш, М. Д., Мельникова, Н. М., Ким, К. В. (2020) Межпоколенные отношения и психологическое благополучие студентов Санкт-Петербурга и Якутска: структурный анализ. Мир науки. Педагогика и психология, т. 8, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN620.pdf (дата обращения 17.04.2022).
Тарабрина, Н. В., Быховец, Ю. В., Казымова, Н. Н. (2012) Специфика психологического благополучия в группах респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы. Психологические исследования, т. 5, № 2 (22), статья 2. https://doi.org/10.54359/ps.v5i22.790
Фесенко, П. П. (2005) Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный гуманитарный университет, 24 с.
Шамионов, Р. М. (2008) Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 296 с.
Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. (2005) Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования). Психологическая диагностика, № 3, с. 95–129.
Ширяева, О. С. (2008) Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Петропавловск-Камчатский, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 254 с.
Aspillaga, C., Alfaro, J., Carrillo, G. et al. (2022) School and neighborhood relationships that affect well-being based on Chilean children and adolescent’s understandings. Child Indicators Research, vol. 15, no. 2, pp. 511–532. https://doi.org/10.1007/s12187-021-09903-3
Baeva, I. A., Bordovskaia, N. V. (2015). The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 8, no. 1, pp. 86–99.
Gibbs, J. J., Puzzanchera, C. M., Hanrahan, K. J., Giever, D. (1998) The influence of personal safety and other environmental concerns on sense of control and emotional well-being. Criminal Justice and Behavior, vol. 25, no. 4, pp. 403–425. https://doi.org/10.1177/0093854898025004001
Keyes, C. L, Shmotkin, D., Ryff, C. D. (2002) Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 82, no. 6, pp. 1007–1022. https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.6.1007
Kitayama, S, Karasawa, M, Curhan, K. B. et al. (2010) Independence and interdependence predict health and wellbeing: Divergent patterns in the United States and Japan. Frontiers in Psychology, vol. 1, article 163. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2010.00163
Lee, B. J., Yoo, M. S. (2015) Family, school, and community correlates of children’s subjective well-being: An international comparative study. Child Indicators Research, vol. 8, no. 1, pp. 151–175. https://doi.org/10.1007/s12187-014-9285-z
Newland, L. A., Mourlam, D., Strouse, G. et al. (2019) A phenomenological exploration of children’s school life and well-being. Learning Environments Research, vol. 22, no. 2, pp. 311–323. https://doi.org/10.1007/s10984-019-09285-y
Ruini, C., Ottolini, F., Rafanelli, C. et al. (2003) The relationship of psychological well-being to distress and personality. Psychotherapy and Psychosomatics, vol. 72, no. 5, pp. 268–275. https://doi.org/10.1159/000071898
Ryff, C. D., Keyes, C. L. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. https://doi.org/10.1037//0022-3514.69.4.719
Sarriera, J. C., Bedin, L. M., Strelhow, M. R. W. (2020) Perceptions of safety and subjective well-being of Brazilian children. Journal of Community Psychology, vol. 49, no. 1, pp. 218–227. https://doi.org/10.1002/jcop.22396
Steckermeier, L. C. (2019) Better safe than sorry. Does agency moderate the relevance of safety perceptions for the subjective well-being of young children? Child Indicators Research, vol. 12, no. 1, pp. 29–48. https://doi.org/10.1007/s12187-017-9519-y
REFERENCES
Aspillaga, C., Alfaro, J., Carrillo, G. et al. (2022) School and neighborhood relationships that affect well-being based on Chilean children and adolescent’s understandings. Child Indicators Research, vol. 15, no. 2, pp. 511–532. https://doi.org/10.1007/s12187-021-09903-3 (In English)
Baeva, I. A. (2002) Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Peterburg: SOYUZ Publ., 271 p. (In Russian)
Baeva, I. A., Bordovskaia, N. V. (2015). The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 8, no. 1, pp. 86–99. (In English)
Fesenko, P. P. (2005) Osmyslennost’ zhizni i psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Meaningfulness of life and psychological well-being of the individual]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian State University for the Humanities, 24 p. (In Russian)
Gibbs, J. J., Puzzanchera, C. M., Hanrahan, K. J., Giever, D. (1998) The influence of personal safety and other environmental concerns on sense of control and emotional well-being. Criminal Justice and Behavior, vol. 25, no. 4, pp. 403–425. https://doi.org/10.1177/0093854898025004001 (In English)
Keyes, C. L, Shmotkin, D., Ryff, C. D. (2002) Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 82, no. 6, pp. 1007–1022. https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.6.1007 (In English)
Kiseleva, L. S. (2020) Faktory blagopoluchiya rossijskogo naseleniya: regional’nye osobennosti [Factors of well-being of the Russian population: Regional features]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 5, pp. 69–78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984 (In Russian)
Kitayama, S, Karasawa, M, Curhan, K. B. et al. (2010) Independence and interdependence predict health and wellbeing: Divergent patterns in the United States and Japan. Frontiers in Psychology, vol. 1, article 163. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2010.00163 (In English)
Lee, B. J., Yoo, M. S. (2015) Family, school, and community correlates of children’s subjective well-being: An international comparative study. Child Indicators Research, vol. 8, no. 1, pp. 151–175. https://doi.org/10.1007/s12187-014-9285-z (In English)
Leontiev, D. A. (2020) Schast’e i sub’ektivnoe blagopoluchie: k konstruirovaniyu ponyatiinogo polya [Happiness and well-being: Toward the construction of the conceptual field]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 1, pp. 14–37. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02. (In Russian)
Newland, L. A., Mourlam, D., Strouse, G. et al. (2019) A phenomenological exploration of children’s school life and well-being. Learning Environments Research, vol. 22, no. 2, pp. 311–323. https://doi.org/10.1007/s10984-019-09285-y (In English)
Ruini, C., Ottolini, F., Rafanelli, C. et al. (2003) The relationship of psychological well-being to distress and personality. Psychotherapy and Psychosomatics, vol. 72, no. 5, pp. 268–275. https://doi.org/10.1159/000071898 (In English)
Ryff, C. D., Keyes, C. L. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. https://doi.org/10.1037//0022-3514.69.4.719 (In English)
Sarriera, J. C., Bedin, L. M., Strelhow, M. R. W. (2020) Perceptions of safety and subjective well-being of Brazilian children. Journal of Community Psychology, vol. 49, no. 1, pp. 218–227. https://doi.org/10.1002/jcop.22396 (In English)
Shamionov, R. M. (2008) Sub’ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaya kartina i factory [Subjective well-being of personality: A psychological pattern and factors]. Saratov: Nauchnaya kniga Publ., 296 p. (In Russian)
Shevelenkova, T. D., Fesenko, P. P. (2005) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsij i metodika issledovaniya) [Psychological well-being personality (review of the main concepts and research methodology)]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 3, pp. 95–129. (In Russian)
Shiryaeva, O. S. (2008) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti v ekstremal’nykh usloviyakh zhiznedeyatel’nosti [Psychological well-being of the individual in extreme conditions of life]. PhD dissertation (Psychology). Petropavlovsk-Kamchatskij, Vitus Bering Kamchatka State University, 254 p. (In Russian)
Steckermeier, L. C. (2019) Better safe than sorry. Does agency moderate the relevance of safety perceptions for the subjective well-being of young children? Child Indicators Research, vol. 12, no. 1, pp. 29–48. https://doi.org/10.1007/s12187-017-9519-y (In English)
Strizhitskaya, O. Yu., Petrash, M. D., Melnikova, N. M., Kim, K. V. (2020) Mezhpokolennye otnosheniya i psikhologicheskoe blagopoluchie studentov Sankt-Peterburga i Yakutska: strukturnyj analiz [Intergenerational relationships and psychological well-being of students from Saint Petersburg and Yakutsk: Structural analysis]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 6. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN620.pdf (accessed 17.04.2022). (In Russian)
Tarabrina, N. V., Bykhovets, Yu. V., Kazymova, N. N. (2012) Spetsifika psikhologicheskogo blagopoluchiya v gruppakh respondentov s razlichnoj intensivnost’yu perezhivaniya terroristicheskoj ugrozy [Characteristics of psychological well-being and ill-being in groups with various levels of sensitivity to terrorist threat]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 5, no. 2 (22), article 2. https://doi.org/10.54359/ps.v5i22.790 (In Russian)
Vodyakha, S. A. (2013) Prediktory psikhologicheskogo blagopoluchiya studentov [The predictors of psychological well-being of modern students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 1, pp. 70–74. (In Russian)
Zotova, O. Yu. (2017) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual]. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet Publ., 312 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Сергей Валентинович Тарасов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.