Критерии психологической подготовленности спортсменов в аспекте оценки эффективности их психологической подготовки

Авторы

  • Игорь Витальевич Бабичев Сочинский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6299-2565
  • Сергей Александрович Лубшев Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-372-380

Ключевые слова:

психологическая подготовка, критерии психологической подготовленности спортсменов, оптимальное боевое состояние, навыки саморегуляции, спортивно значимые качества

Аннотация

Введение. Определение уровня психологической подготовленности спортсменов является важной составляющей, необходимой для анализа и качественной оценки эффективности процесса психологической подготовки в спорте. Целью статьи является разработка критериев психологической подготовленности спортсменов.

Материалы и методы. Основным методом исследования является теоретический анализ существующих подходов к проблеме психологической подготовленности спортсменов и выделению ее уровней, представленных в литературе.

Результаты. Обобщая взгляды различных ученых, авторы предлагают определять психологическую подготовленность спортсмена как уровень развития у него свойств и качеств личности, а также специальных навыков, определяющих, с одной стороны, возможность обретения и поддержания оптимального психологического состояния (состояние психологической готовности) в ходе соревновательной деятельности, с другой — уровень психических кондиций, необходимых для эффективной работы в рамках тренировочного процесса. Авторы делают вывод о том, уровень психологической подготовленности спортсмена в конкретный момент времени только в определенной степени отражает эффективность предшествующей целенаправленной психологической подготовки. Для объективной оценки психологической подготовленности спортсмена как результата его психологической подготовки необходимы критерии, в наименьшей степени связанные с его индивидуальными особенностями и возможным влиянием внешних факторов. Проведенное исследование позволило выделить следующие критерии: 1) критерий развития психологической саморегуляции; 2) критерий конструктивности мотивации; 3) критерий устойчивости высокой самооценки; 4) критерий развития психологической компетентности.

Выводы. Основные выводы исследования заключаются в обосновании возможности объективной оценки эффективности процесса психологической подготовки в спорте на основании заключения об уровне психологической подготовленности спортсменов на различных этапах этого процесса с помощью предложенных критериев и показателей. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении представлений современной психологии спорта по проблеме психологической подготовленности спортсменов. Практическая значимость исследования состоит в возможности объективной оценки психологической подготовленности спортсменов, в первую очередь, как результата их целенаправленной психологической подготовки.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, А. В. (2005) Психическая подготовка в теннисе: идеомоторная, ментальная, медитативная тренировки. Ростов-на-Дону: Феникс, 113 с.

Бабичев, И. В. (2018) Психологическая подготовка юных теннисистов. М.: Перо, 123 с.

Бабичев, И. В., Жихарева, О. И. (2017) Психологическая подготовка теннисистов. Казань: Олитех, 88 с.

Бабичев, И. В., Жихарева, О. И., Ильченко, И. Б. (2020) Развитие навыков психической саморегуляции у юных теннисистов. Казань: Олитех, 92 с.

Вяткин, Б. А. (1978) Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 134 с.

Гайдамашко, И. В., Бабичев, И. В. (2021) Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, № 1 (54), с. 6–13.

Гайдамашко, И. В., Бабичев, И. В. (2022) Особенности психологического просвещения в системе детско- юношеского спорта. Вестник спортивной науки, № 1, с. 36–41.

Гогунов, Е. Н., Мартьянов, Б. И. (2000) Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 288 с.

Гущин, В. И., Шевченко, О. И., Виноходова, А. Г. (2006) Практика оптимизации психологической подготовки спортсменов (Методические рекомендации). М.: Телер, 75 с.

Ильин, Е. П. (2008) Психология спорта. СПб.: Питер, 351 с.

Кокурин, А. В., Майдокина, Л. Г. (2014) Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций. Теория и практика физической культуры, № 8, с. 12–15.

Кретти, Дж. Б. (1978) Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 224 с.

Мережникова, И. М., Шевкова, Е. В. (2008). Особенности саморегуляции психических состояний в спорте высших достижений. В кн.: Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд (ред.). Будущее психологии: материалы Всероссийской студенческой конференции (16 апреля 2008 г.). Вып. 1. Пермь: Пермский государственный университет, с. 88–91.

Ошанин, Д. А., Конопкин, О. А. (ред.). (1973) Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Педагогика, 207 c.

Пуни, А. Ц. (1984) Психология. М.: Физкультура и спорт, 255 c.

Сафонов, В. К. (2017) Психология спортсмена: слагаемые успеха. М.: Спорт, 288 с.

Смирнова, В. В. (2009) Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, № 10 (56), с. 89–93.

REFERENCES

Alekseev, A. V. (2005) Psikhicheskaya podgotovka v tennise: ideomo-tornaya, mental’naya, meditativnaya trenirovki [Mental preparation in tennis: Ideomotor, mental, meditative training]. Rostov-on-Don: Phoenix Publ., 113 p. (In Russian)

Babichev, I. V. (2018) Psikhologicheskaya podgotovka yunykh tennisistov [Psychological preparation of young tennis players]. Moscow: Pero Publ., 123 p. (In Russian)

Babichev, I. V., Zhikhareva, O. I. (2017) Psikhologicheskaya podgotovka tennisistov [Psychological training of tennis players]. Kazan: Olitekh Publ., 88 p. (In Russian)

Babichev, I. V., Zhikhareva, O. I., Il’chenko, I. B. (2020) Razvitie navykov psikhicheskoj samoregulyatsii u yunykh tennisistov [Development of mental self-regulation skills in young tennis players]. Kazan: Olitekh Publ., 92 p. (In Russian)

Cratty, B. J. (1978) Psikhologiya v sovremennom sporte [Psychology in contemporary sports]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 224 p. (In Russian)

Gajdamashko, I. V., Babichev, I. V. (2021) Osobennosti konstruktivnoj Ya-kontseptsii i usloviya ee formirovaniya u yunykh sportsmenov [Features of the constructive self-concept and conditions for its formation in young athletes]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, no. 1 (54), pp. 6–13. (In Russian)

Gajdamashko, I. V., Babichev, I. V. (2022) Osobennosti psikhologichesko-go prosveshcheniya v sisteme detsko-yunosheskogo sporta [Features of psychological education in the system of children and youth sports]. Vestnik sportivnoj nauki — Sports Science Bulletin, no. 1, pp. 36–41. (In Russian)

Gogunov, E. N., Mart’yanov, B. I. (2000) Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]. Moscow: Academia Publ., 288 p.

Gushchin, V. I., Shevchenko, O. I., Vinokhodova, A. G. (2006) Praktika optimizatsii psikhologicheskoj podgotovki sportsmenov (Metodicheskie reko-mendatsii) [The practice of optimizing the psychological training of athletes (Methodological recommendations)]. Moscow: Teler Publ., 75 p. (In Russian)

Il’in, E. P. (2008) Psikhologiya sporta [Psychology of sports]. Saint Petersburg: Piter Publ., 351 p. (In Russian)

Kokurin, A. V., Majdokina, L. G. (2014) Problema razvitiya psikhologicheskoj kompetentnosti v sisteme podgotovki sportsmenov raznykh kvalifikatsij [The problem of development of psychological competency in the system of training athletes of various qualifications]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury, no. 8, pp. 12–15. (In Russian)

Merezhnikova, I. M., Shevkova, E. V. (2008) Osobennosti samoregulyatsii psikhicheskikh sostoyanij v sporte vysshikh dostizhenij [Features of self-regulation of mental states in high-performance sports]. In: E. V. Levchenko, A. Yu. Bergfel’d (eds.). Budushchee psikhologii: materialy Vserossijskoj studencheskoj konferetsii (16 aprelya 2008 g.). Vyp. 1 [The Future of psychology: Proceedings of All-Russian Students’ Conference (April 16, 2008). Iss. 1]. Perm: Perm State University Publ., pp. 88–91. (In Russian)

Oshanin, D. A., Konopkin, O. A. (eds.). (1973) Psikhologicheskie voprosy regulyatsii deyatel’nosti [Psychological issues of regulation of activity]. Moscow: Pedagogika Publ., 207 p. (In Russian)

Puni, A. Ts. (1984). Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 255 p. (In Russian)

Safonov, V. K. (2017) Psikhologiya sportsmena: slagaemye uspekha [Psychology of an athlete: Components of success]. Moscow: Sport Publ., 288 p.

Smirnova, V. V. (2009) Sootnoshenie komponentov psikhologicheskogo soprovozhdeniya sportivnoj deyatel’nosti [The correlation of psychological support components in physical activity]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, no. 10 (56), pp. 89–93. (In Russian)

Vyatkin, B. A. (1978) Rol’ temperamenta v sportivnoj deyatel’nosti [The role of temperament in sports activity]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 134 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Статьи