Спектр трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления подростками из семей мигрантов (на материале школьных трудностей)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-447-458Ключевые слова:
трудная жизненная ситуация, подростки из семей мигрантов, жизнестойкий стиль, виктимный стиль, совладание, малоадаптивные стратегии, социокультурная средаАннотация
Введение. Подростковый возраст сам по себе является источником значительных перемен, а для подростков из семей мигрантов данные изменения усугубляются необходимостью адаптироваться к новой социокультурной среде. Образовательная среда ХМАО — Югры включает в себя представителей большого количества культур, носителей различных традиций, то есть является поликультурной. Проблемами такой среды являются травля, насилие, агрессия, нетерпимость, что усугубляет и без того сложную ситуацию подростков из семей мигрантов: адаптироваться нужно не к одной культуре, а к множеству. Объект исследования: подростки из семей мигрантов. Предмет исследования: трудные жизненные ситуации и стили их преодоления у подростков из семей мигрантов. Цель исследования: определение спектра трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления у подростков из семей мигрантов (на материале трудностей, с которыми подростки сталкиваются в школе). Задачи исследования: 1) определить спектр трудных жизненных ситуаций с точки зрения подростков из семей мигрантов; 2) изучить стили преодоления трудных жизненных ситуаций подростками из семей мигрантов; 3) определить наличие значимых различий в восприятии и стиле преодоления трудных жизненных ситуаций у подростков из семей мигрантов в сравнении с подростками – не мигрантами.
Материалы и методы. Используемые методики: Метод серийных рисунков и рассказов (И. М. Никольская). В исследовании приняли участие 216 подростков, обучающиеся 7–9 классов. В первую группу вошли 144 подростка из семей мигрантов, во вторую 72 подростка – не мигранта.
Результаты.
Наиболее актуальными проблемами подростков являются проблемы с учебой, конфликты на фоне межкультурных различий (комментарии о внешности, акценте и т. п.), конфликты с учителями и родителями, страх перед будущим (в новой стране), разделение на «свой/чужой» и т. д.
Выделены группы подростков, которые демонстрируют склонность к использованию малоадаптивных, а именно виктимных способов реагирования на трудности. То есть поведение данных подростков в трудных ситуациях усугубляет их положение и увеличивает риск дезадаптации.
Выявлена склонность подростков из семей мигрантов к реализации виктимного стиля преодоления трудных жизненных ситуаций в сравнении с подростками – не мигрантами.
Заключение. Полученные результаты указывают на необходимость проведения психокоррекционной работы по профилактике дезадаптации подростков из семей мигрантов к новой социокультурной среде. Данная работа должна быть направлена на развитие у подростков навыков адаптивного преодоления трудных жизненных ситуаций. В рамках исследования планируется разработка настольной игры для подростков из семей мигрантов, направленной на помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций школьной повседневности и формировании навыков взаимодействия в новой социокультурной среде.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Белан, Е. А., Халилов, Т. А. (2020) Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности. Южно-российский журнал социальных наук, т. 21, № 2, с. 139–159. https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159
Битюцкая, Е. В. (2007) Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания. Психологическая наука и образование, т. 12, № 4, с. 87–93.
Буровихина, И. А. (2011) Субъективная картина жизненного пути современных подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 148–160.
Венгер, А. Л., Десятникова, Ю. М. (1995) Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. Вопросы психологии, № 1, с. 25–33.
Выготский, Л. С. (1929) Педология подростка. М.: Изд-во Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ, 172 с.
Гриценко, В. В., Хухлаев, О. Е., Зинурова, Р. И. и др. (2021) Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов. Культурно-историческая психология, т. 17, № 1, с. 102–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114
Духновский, С. В. (2018) Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. В кн.: Л. А. Цветкова, Е. Н. Волкова, А. В. Микляева (ред.). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 10–11 октября 2018 г. Ч. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 221–229.
Никольская, И. М. (2015) Метод серийных рисунков и рассказов в психологических консультациях по разрешению споров между родителями о воспитании ребенка. Педиатр, т. 6, № 4, с. 105–111. https://doi.org/10.17816/PED64105-111
Одинцова, М. А. (2015) Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА; Наука, 296 с.
Осухова, Н. Г. (2013) Психологическое сопровождение личности в ситуациях отсроченных последствий кризиса. Развитие личности, № 1, с. 74–98.
Северный, А. А., Иовчук, Н. М. (2017) Междисциплинарное взаимодействие в психокоррекционной помощи детям и подросткам. Вопросы психического здоровья детей и подростков, т. 17, № S2, с. 215–216.
Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Калиненко, В. К., Кравцова, О. А. (2002) Психологическая помощь мигрантам: Травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 479 с.
Стефаненко, Т. Г. (2014) Этнопсихология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 350 с.
Хухлаев, О. Е., Хакимов, Э. Р., Фомичева, А. Е. (2021) Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы. Культурно-историческая психология, т. 17, № 4, с. 117–127. https://doi.org/10.17759/chp.2021170413
Цветкова, Н. А., Четверик, М. А. (2015) Об актуальности формирования представлений девушек 16–17 лет о самосохранительном поведении. В кн.: Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции 23–24 апреля 2015 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, с. 192–195.
Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 560 с.
Эриксон, Э. Г. (1996) Детство и общество. СПб.: Ленато; ACT; Фонд «Университетская книга», 592 с.
Kaiipbekova, I. U. (2021) Severity of the components of hardiness in victimized adolescent migrants. In: Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021), October 21–23, 2021. Vol. 119. Samara: Samara State Technical University Publ., pp. 457–463.
REFERENCES
Belan, E. A., Khalilov, T. A. (2020) Vliyanie kharakteristik trudnoj zhiznennoj situatsii na volevuyu regulyatsiyu lichnosti [The influence of characteristics of life difficulties situationson the volitional regulation of personality]. In: Yuzhno-rossijskij zhurnal sotsial’nykh nauk — South-Russian Journal of Social Sciences, vol. 21, no. 2, pp. 139–159. https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159 (In Russian)
Bityutskaya, E. V. (2007) Trudnaya zhiznennaya situatsiya: kriterii kognitivnogo otsenivaniya [Difficult life situation: Cognitive appraisal criteria]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 12, no. 4, pp. 87–93. (In Russian)
Burovikhina, I. A. (2011) Sub’ektivnaya kartina zhiznennogo puti sovremennykh podrostkov [Subjective picture of the life path of modern adolescents]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 148–160. (In Russian)
Dukhnovsky, S. V. (2018) Diagnostika i profilaktika disgarmonii mezhlichnostnykh otnoshenij sub’ektov obrazovatel’nogo protsessa [Diagnostics and prevention of disharmony of the interpersonal relations of subjects of educational process]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 10–11 oktyabrya 2018 g. Ch. 2 [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 10–11 October 2018. Pt. 2]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 221–229. (In Russian)
El’konin, D. B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika Publ., 560 p. (In Russian).
Erikson, E. G. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Lenato Publ.; AST Publ.; University Book Foundation Publ., 592 p. (In Russian)
Gritsenko, V. V., Khukhlaev, O. E., Zinurova, R. I. et al. (2021) Mezhkul’turnaya kompetentnost’ kak prediktor adaptatsii inostrannykh studentov [Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 17, no. 1. pp. 102–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114 (In Russian)
Kaiipbekova, I. U. (2021) Severity of the components of hardiness in victimized adolescent migrants. In: Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021), October 21–23, 2021. Vol. 119. Samara: Samara State Technical University Publ., pp. 457–463. (In English)
Khukhlaev, O. E., Khakimov, E. R., Fomicheva, A. E. (2021) Issledovaniya akademicheskoj rezil’entnosti detej-migrantov: analiz i perspektivy [Studies on academic resilience of migrant children: analysis and prospects]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 17, no. 4, pp. 117–127. https://doi.org/10.17759/chp.2021170413 (In Russian)
Nikol’skaya, I. M. (2015) Metod serijnykh risunkov i rasskazov v psikhologicheskikh konsul’tatsiyakh po razresheniyu sporov mezhdu roditelyami o vospitanii rebenka [The method of serial drawings and stories in psychological consultations to resolve disputes between parents about the child’s upbringing]. Pediatr — Pediatrician, vol. 6, no. 4, pp. 105–111. https://doi.org/10.17816/PED64105-111 (In Russian)
Odintsova, M. A. (2015) Psikhologiya zhiznestojkosti [Psychology of hardiness]. Moscow: FLINTA Publ.; Nauka Publ., 296 p. (In Russian)
Osukhova, N. G. (2013) Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v situatsiyakh otsrochennykh posledstvij krizisa [Psychological support of the individual in situations of delayed consequences of the crisis]. Razvitie lichnosti — Development of Personality, no. 1, pp. 74–98. (In Russian)
Severny, A. A., Iovchuk, N. M. (2017) Mezhdistsiplinarnoe vzaimodejstvie v psikhokorrektsionnoj pomoshchi detyam i podrostkam [Interdisciplinary interaction in psychocorrective care for children and adolescents]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescents, vol. 17, no. S2, pp. 215–216. (In Russian)
Soldatova, G. U., Shajgerova, L. A., Kalinenko, V. K., Kravtsova, O. A. (2002) Psikhologicheskaya pomoshch’ migrantam: Travma, smena kul’tury, krizis identichnosti [Psychological assistance to migrants. Trauma, culture change, identity crisis]. Moscow: Smysl Publ., 479 p. (In Russian)
Stefanenko, T. G. (2014) Etnopsihkologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Aspect Press Publ., 350 p. (In Russian)
Tsvetkova, N. A., Chetverik, M. A (2015) Ob aktual’nosti formirovaniya predstavlenij devushek 16–17 let o samosokhranitel’nom povedenii [On the relevance of the formation of ideas of girls aged 16–17 about self-preservation behavior]. In: Psikhologo-sotsial’naya rabota v sovremennom obshchestve: problemy i resheniya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 23–24 aprelya 2015 g [Psychological and social work in Modern society: Problems and solutions: Materials of the international scientific and practical conference on April 23–24, 2015]. Saint Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Publ., pp. 192–195. (In Russian)
Venger, A. L., Desyatnikova, Yu. M. (1995) Gruppovaya rabota so starsheklassnikami, napravlennaya na ikh adaptatsiyu k novym sotsial’nym usloviyam [Group work with high school students aimed at their adaptation to new social conditions]. Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 25–33. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (1929) Pedologiya podrostka [Pedology of a teenager]. Moscow: Office of Correspondence Education at the pedagogical faculty of the 2nd Moscow State University Publ., 172 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Испаният Устархановна Кайипбекова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.