Спектр трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления подростками из семей мигрантов (на материале школьных трудностей)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-447-458

Ключевые слова:

трудная жизненная ситуация, подростки из семей мигрантов, жизнестойкий стиль, виктимный стиль, совладание, малоадаптивные стратегии, социокультурная среда

Аннотация

Введение. Подростковый возраст сам по себе является источником значительных перемен, а для подростков из семей мигрантов данные изменения усугубляются необходимостью адаптироваться к новой социокультурной среде. Образовательная среда ХМАО — Югры включает в себя представителей большого количества культур, носителей различных традиций, то есть является поликультурной. Проблемами такой среды являются травля, насилие, агрессия, нетерпимость, что усугубляет и без того сложную ситуацию подростков из семей мигрантов: адаптироваться нужно не к одной культуре, а к множеству. Объект исследования: подростки из семей мигрантов. Предмет исследования: трудные жизненные ситуации и стили их преодоления у подростков из семей мигрантов. Цель исследования: определение спектра трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления у подростков из семей мигрантов (на материале трудностей, с которыми подростки сталкиваются в школе). Задачи исследования: 1) определить спектр трудных жизненных ситуаций с точки зрения подростков из семей мигрантов; 2) изучить стили преодоления трудных жизненных ситуаций подростками из семей мигрантов; 3) определить наличие значимых различий в восприятии и стиле преодоления трудных жизненных ситуаций у подростков из семей мигрантов в сравнении с подростками – не мигрантами.

Материалы и методы. Используемые методики: Метод серийных рисунков и рассказов (И. М. Никольская). В исследовании приняли участие 216 подростков, обучающиеся 7–9 классов. В первую группу вошли 144 подростка из семей мигрантов, во вторую 72 подростка – не мигранта.

Результаты.

Наиболее актуальными проблемами подростков являются проблемы с учебой, конфликты на фоне межкультурных различий (комментарии о внешности, акценте и т. п.), конфликты с учителями и родителями, страх перед будущим (в новой стране), разделение на «свой/чужой» и т. д.

Выделены группы подростков, которые демонстрируют склонность к использованию малоадаптивных, а именно виктимных способов реагирования на трудности. То есть поведение данных подростков в трудных ситуациях усугубляет их положение и увеличивает риск дезадаптации.

Выявлена склонность подростков из семей мигрантов к реализации виктимного стиля преодоления трудных жизненных ситуаций в сравнении с подростками – не мигрантами.

Заключение. Полученные результаты указывают на необходимость проведения психокоррекционной работы по профилактике дезадаптации подростков из семей мигрантов к новой социокультурной среде. Данная работа должна быть направлена на развитие у подростков навыков адаптивного преодоления трудных жизненных ситуаций. В рамках исследования планируется разработка настольной игры для подростков из семей мигрантов, направленной на помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций школьной повседневности и формировании навыков взаимодействия в новой социокультурной среде.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Белан, Е. А., Халилов, Т. А. (2020) Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности. Южно-российский журнал социальных наук, т. 21, № 2, с. 139–159. https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159

Битюцкая, Е. В. (2007) Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания. Психологическая наука и образование, т. 12, № 4, с. 87–93.

Буровихина, И. А. (2011) Субъективная картина жизненного пути современных подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 148–160.

Венгер, А. Л., Десятникова, Ю. М. (1995) Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. Вопросы психологии, № 1, с. 25–33.

Выготский, Л. С. (1929) Педология подростка. М.: Изд-во Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ, 172 с.

Гриценко, В. В., Хухлаев, О. Е., Зинурова, Р. И. и др. (2021) Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов. Культурно-историческая психология, т. 17, № 1, с. 102–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114

Духновский, С. В. (2018) Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. В кн.: Л. А. Цветкова, Е. Н. Волкова, А. В. Микляева (ред.). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 10–11 октября 2018 г. Ч. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 221–229.

Никольская, И. М. (2015) Метод серийных рисунков и рассказов в психологических консультациях по разрешению споров между родителями о воспитании ребенка. Педиатр, т. 6, № 4, с. 105–111. https://doi.org/10.17816/PED64105-111

Одинцова, М. А. (2015) Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА; Наука, 296 с.

Осухова, Н. Г. (2013) Психологическое сопровождение личности в ситуациях отсроченных последствий кризиса. Развитие личности, № 1, с. 74–98.

Северный, А. А., Иовчук, Н. М. (2017) Междисциплинарное взаимодействие в психокоррекционной помощи детям и подросткам. Вопросы психического здоровья детей и подростков, т. 17, № S2, с. 215–216.

Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Калиненко, В. К., Кравцова, О. А. (2002) Психологическая помощь мигрантам: Травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 479 с.

Стефаненко, Т. Г. (2014) Этнопсихология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 350 с.

Хухлаев, О. Е., Хакимов, Э. Р., Фомичева, А. Е. (2021) Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы. Культурно-историческая психология, т. 17, № 4, с. 117–127. https://doi.org/10.17759/chp.2021170413

Цветкова, Н. А., Четверик, М. А. (2015) Об актуальности формирования представлений девушек 16–17 лет о самосохранительном поведении. В кн.: Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции 23–24 апреля 2015 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, с. 192–195.

Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 560 с.

Эриксон, Э. Г. (1996) Детство и общество. СПб.: Ленато; ACT; Фонд «Университетская книга», 592 с.

Kaiipbekova, I. U. (2021) Severity of the components of hardiness in victimized adolescent migrants. In: Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021), October 21–23, 2021. Vol. 119. Samara: Samara State Technical University Publ., pp. 457–463.

REFERENCES

Belan, E. A., Khalilov, T. A. (2020) Vliyanie kharakteristik trudnoj zhiznennoj situatsii na volevuyu regulyatsiyu lichnosti [The influence of characteristics of life difficulties situationson the volitional regulation of personality]. In: Yuzhno-rossijskij zhurnal sotsial’nykh nauk — South-Russian Journal of Social Sciences, vol. 21, no. 2, pp. 139–159. https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159 (In Russian)

Bityutskaya, E. V. (2007) Trudnaya zhiznennaya situatsiya: kriterii kognitivnogo otsenivaniya [Difficult life situation: Cognitive appraisal criteria]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 12, no. 4, pp. 87–93. (In Russian)

Burovikhina, I. A. (2011) Sub’ektivnaya kartina zhiznennogo puti sovremennykh podrostkov [Subjective picture of the life path of modern adolescents]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 148–160. (In Russian)

Dukhnovsky, S. V. (2018) Diagnostika i profilaktika disgarmonii mezhlichnostnykh otnoshenij sub’ektov obrazovatel’nogo protsessa [Diagnostics and prevention of disharmony of the interpersonal relations of subjects of educational process]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 10–11 oktyabrya 2018 g. Ch. 2 [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 10–11 October 2018. Pt. 2]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 221–229. (In Russian)

El’konin, D. B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika Publ., 560 p. (In Russian).

Erikson, E. G. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Lenato Publ.; AST Publ.; University Book Foundation Publ., 592 p. (In Russian)

Gritsenko, V. V., Khukhlaev, O. E., Zinurova, R. I. et al. (2021) Mezhkul’turnaya kompetentnost’ kak prediktor adaptatsii inostrannykh studentov [Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 17, no. 1. pp. 102–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114 (In Russian)

Kaiipbekova, I. U. (2021) Severity of the components of hardiness in victimized adolescent migrants. In: Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021), October 21–23, 2021. Vol. 119. Samara: Samara State Technical University Publ., pp. 457–463. (In English)

Khukhlaev, O. E., Khakimov, E. R., Fomicheva, A. E. (2021) Issledovaniya akademicheskoj rezil’entnosti detej-migrantov: analiz i perspektivy [Studies on academic resilience of migrant children: analysis and prospects]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 17, no. 4, pp. 117–127. https://doi.org/10.17759/chp.2021170413 (In Russian)

Nikol’skaya, I. M. (2015) Metod serijnykh risunkov i rasskazov v psikhologicheskikh konsul’tatsiyakh po razresheniyu sporov mezhdu roditelyami o vospitanii rebenka [The method of serial drawings and stories in psychological consultations to resolve disputes between parents about the child’s upbringing]. Pediatr — Pediatrician, vol. 6, no. 4, pp. 105–111. https://doi.org/10.17816/PED64105-111 (In Russian)

Odintsova, M. A. (2015) Psikhologiya zhiznestojkosti [Psychology of hardiness]. Moscow: FLINTA Publ.; Nauka Publ., 296 p. (In Russian)

Osukhova, N. G. (2013) Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v situatsiyakh otsrochennykh posledstvij krizisa [Psychological support of the individual in situations of delayed consequences of the crisis]. Razvitie lichnosti — Development of Personality, no. 1, pp. 74–98. (In Russian)

Severny, A. A., Iovchuk, N. M. (2017) Mezhdistsiplinarnoe vzaimodejstvie v psikhokorrektsionnoj pomoshchi detyam i podrostkam [Interdisciplinary interaction in psychocorrective care for children and adolescents]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescents, vol. 17, no. S2, pp. 215–216. (In Russian)

Soldatova, G. U., Shajgerova, L. A., Kalinenko, V. K., Kravtsova, O. A. (2002) Psikhologicheskaya pomoshch’ migrantam: Travma, smena kul’tury, krizis identichnosti [Psychological assistance to migrants. Trauma, culture change, identity crisis]. Moscow: Smysl Publ., 479 p. (In Russian)

Stefanenko, T. G. (2014) Etnopsihkologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Aspect Press Publ., 350 p. (In Russian)

Tsvetkova, N. A., Chetverik, M. A (2015) Ob aktual’nosti formirovaniya predstavlenij devushek 16–17 let o samosokhranitel’nom povedenii [On the relevance of the formation of ideas of girls aged 16–17 about self-preservation behavior]. In: Psikhologo-sotsial’naya rabota v sovremennom obshchestve: problemy i resheniya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 23–24 aprelya 2015 g [Psychological and social work in Modern society: Problems and solutions: Materials of the international scientific and practical conference on April 23–24, 2015]. Saint Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Publ., pp. 192–195. (In Russian)

Venger, A. L., Desyatnikova, Yu. M. (1995) Gruppovaya rabota so starsheklassnikami, napravlennaya na ikh adaptatsiyu k novym sotsial’nym usloviyam [Group work with high school students aimed at their adaptation to new social conditions]. Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 25–33. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1929) Pedologiya podrostka [Pedology of a teenager]. Moscow: Office of Correspondence Education at the pedagogical faculty of the 2nd Moscow State University Publ., 172 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи