Восприятие дошкольниками виртуальных объектов в процессе использования информационных устройств с сенсорным экраном
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-205-218Ключевые слова:
дошкольники, цифровая социализация, технология touchscreen, восприятие, виртуальные объекты, феномен зрительно-тактильного несоответствияАннотация
Введение. Статья посвящена психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста в ситуации одновременного восприятия реального и виртуального объектов. В частности, исследуется восприятие формы виртуального объекта в условиях зрительно-тактильного несоответствия.
Материалы и методы. Приводятся результаты серии эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста при восприятии объемных объектов, моделируемых посредством информационных устройств с сенсорным экраном (технология тачскрин). Применяются специально разработанные экспериментальные процедуры и компьютерное приложение, позволяющее учитывать кинематические характеристики перемещения виртуального объекта по экрану iPad. Новизна серии эмпирических исследований состоит в использовании аналитического подхода для изучения роли зрения и тактильного восприятия.
Результаты исследования. На основе полученных эмпирических данных было установлено, что дошкольники воспринимают компьютерные модели объемных объектов на экране планшетного компьютера (виртуальные объекты) как трехмерные (3D), несмотря на несоответствие визуальной и гаптической информации об этих объектах, получаемой при осуществлении действий с ними на двумерной поверхности экрана. В том случае, когда у детей нет возможности осуществлять действия с изображением объемного объекта на экране планшетного компьютера, дошкольники достоверно чаще воспринимают этот объект как двумерный.
Заключение. Данные результаты согласуются с исследованиями восприятия в условиях мультисенсорного конфликта зарубежных авторов, согласно которым происходит интеграция визуальной и осязательной информации, и придается больший вес более надежной информации. Результат восприятия определяется не столько актуальной сенсорной информацией, сколько оценкой вероятности наличия у объекта той или иной характеристики с учетом имеющихся ассоциаций. На основе полученных результатов возможна разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию развивающих компьютерных приложений для детей дошкольного возраста.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Барабанщиков, В. А., Носуленко, В. Н. (2004) Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 480 с.
Белоус, Н. Г. (1974) Характер действий детей дошкольного возраста при сопоставлении предметов по их тяжести. В кн.: В. И. Логинова (ред.). XXVII Герценовские чтения. Дошкольное воспитание. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, с. 7–15.
Белоус, Н. Г. (1976) Различение детьми предметов по их тяжести и отражение этих свойств в речи. В кн.: В. И. Логинова (ред.). Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, с. 38–47.
Величковский, Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. (1973) Психология восприятия. М.: Изд-во Московского университета, 247 с.
Войскунский, А. Е. (2019) Киберпсихологический подход к анализу мультисенсорной интеграции. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 9–21. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270302
Войскунский, А. Е., Меньшикова, Г. Я. (2008) О применении систем виртуальной реальности в психологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 22–36.
Воробьева, В. П., Перепелкина, О. С., Арина, Г. А. (2020) Исследование эквивалентности иллюзии резиновой руки в классическом варианте и в условиях виртуальной реальности. Экспериментальная психология, т. 13, № 3, с. 31–45. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130303
Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 397 с.
Шпитцер, М. (2014) Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 288 с.
Bozzola, E., Spina, G., Ruggiero, M. et al. (2018) Media devices in pre-school children: the recommendations of the Italian pediatric society. Italian Journal of Pediatrics, vol. 44, article 69. https://doi.org/10.1186/s13052-018-0508-7
Brito, R., Dias, P. (2016) The tablet is my BFF’: Practices and perceptions of Portuguese children under 8 years old and their families. In: I. Pereira, A. Ramos, J. Marsh (eds.). The digital literacy and multimodal practices of young children: Engaging with emergent research. Proceedings of the first training school of COST action IS1410 June 6–8, 2016. Braga: Research Centre on Education Publ., pp. 35–42.
Bushnell, E. W., Weinberger, N. (1987) Infants’ detection of visual-tactual discrepancies: Asymmetries that indicate a directive role of visual information. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 13, no. 4, pp. 601–608. https://doi.org/10.1037/0096-1523.13.4.601
Carrier, L. M., Cheever, N. C., Rosen, L. D. et al. (2009) Multitasking across generations: Multitasking choices and difficulty ratings in three generations of Americans. Computers in Human Behavior, vol. 25, no. 2, pp. 483–489. https://doi.org/10.1016/j.chb.2008.10.012
Gärdenfors, P. (2019) From sensations to concepts: A proposal for two learning processes. Review of Philosophy and Psychology, vol. 10, no. 3, pp. 441–464. https://doi.org/10.1007/s13164-017-0379-7
Gibson, E. J. (1969) Principles of perceptual learning and development. New York: Appleton Century Crofts, 538 p.
Hauf, P., Paulus, M., Baillargeon, R. (2012) Infants use compression information to infer objects’ weights: Examining cognition, exploration, and prospective action in a preferential-reaching task. Child Development, vol. 83, no. 6, pp. 1978–1995. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2012.01824.x
Helbig, H. B., Ernst, M. O. (2007) Optimal integration of shape information from vision and touch. Experimental Brain Research, vol. 179, no. 4, pp. 595–606. https://doi.org/10.1007/s00221-006-0814-y
Holloway, D., Green, L., Livingstone, S. (2013) Zero to eight. Young children and their internet use. London: EU Kids Online Publ. [Online]. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/52630/ (accessed 06.05.2022).
Hosokawa, R., Katsura, T. (2018) Association between mobile technology use and child adjustment in early elementary school age. PLOS ONE, vol. 13, no. 7, article e0199959. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0199959
Kirsch, W., Herbort, O., Ullrich, B., Kunde, W. (2017) On the origin of body-related influences on visual perception. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 43, no. 6, pp. 1222–1237. https://doi.org/10.1037/xhp0000358
Kloos, H., Amazeen, E. L. (2002) Perceiving heaviness by dynamic touch: An investigation of the size-weight illusion in preschoolers. British Journal of Developmental Psychology, vol. 20, no. 2, pp. 171–183. https://doi.org/10.1348/026151002166398
Livingstone, S., Marsh, J., Plowman, L. et al. (2014) Young children (0–8) and digital technology: A qualitative exploratory study—National Report—UK. Luxembourg: London School of Economics and Political Science Publ. [Online]. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/60799/ (accessed 09.05.2022).
Lohmann, J., Butz, M. V. (2017) Lost in space: Multisensory conflict yields adaptation in spatial representations across frames of reference. Cognitive Processing, vol. 18, no. 3, pp. 211–228. https://doi.org/10.1007/s10339-017-0798-5
Ludden, G. D. S., Kudrowitz, B. M., Schifferstein, H. N. J., Hekkert, P. (2012) Surprise and humor in product design: Designing sensory metaphors in multiple modalities. Humor, vol. 25, no. 3, pp. 285–309. https://doi.org/10.1515/humor-2012-0015
Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D. et al. (2015) Exploring play and creativity in pre-schoolers’ use of apps: A guide for parents. [S. l.]: University of Sheffield Publ. [Online]. Available at: http://www.techandplay.org/reports/TAP_Parents_Report.pdf (accessed 09.05.2022).
Moser, A., Zimmermann, L., Dickerson, K. et al. (2015) They can interact, but can they learn? Toddlers’ transfer learning from touchscreens and television. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 137, pp. 137–155. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.04.002
Piaget, J., Inhelder, B. (1974) The child’s construction of quantities: Conservation and atomism. London: Routledge and Kegan Paul, 285 p.
Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, vol. 9, no. 5, pp. 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816
Robinson, H. B. (1964) An experimental examination of the size-weight illusion in young children. Child Development, vol. 35, no. 1, pp. 91–107. https://doi.org/10.2307/1126574
Schorr, S. B., Okamura, A. M. (2017) Fingertip tactile devices for virtual object manipulation and exploration. In: Proceedings of the 2017 CHI Conference on human factors in computing systems (CHI’ 17) May 6–11, 2017. New York: Association for Computing Machinery Publ., pp. 3115–3119. https://doi.org/10.1145/3025453.3025744
Siegel, Z. D., Kelly, J. W. (2017) Walking through a virtual environment improves perceived size within and beyond the walked space. Attention, Perception, and Psychophysics, vol. 79, no. 1, pp. 39–44. https://doi.org/10.3758/s13414-016-1243-z
Smith, C., Carey, S., Wiser, M. (1985) On differentiation: A case study of the development of the concepts of size, weight, and density. Cognition, vol. 21, no. 3, pp. 177–237. https://doi.org/10.1016/0010-0277(85)90025-3
Sparrow, B., Liu, J., Wegner, D. M. (2011) Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science, vol. 333, no. 6043, pp. 776–778. https://doi.org/10.1126/science.1207745
Volkodav, T., Semenovskikh, T. (2017) Dichotomy of the “clip thinking” phenomenon. Proceedings of International conference on education, psychology, and social sciences August 2, 2017. Bangkok: Chulalongkorn University Publ., pp. 345–353.
REFERENCES
Barabanshchikov, V. A., Nosulenko, V. N. (2004) Sistemnost’. Vospriyatie. Obshchenie [System. Perception. Communication]. Moscow: The Institute of Psychology RAS Publ., 480 p. (In Russian)
Belous, N. G. (1974) Kharakter dejstvij detej doshkol’nogo vozrasta pri sopostavlenii predmetov po ikh tyazhesti [The nature of the actions of preschool children when comparing objects according to their severity]. In: V. I. Loginova (ed.). XXVII Gertsenovskie chteniya. Doshkol’noe vospitanie [XXVII Herzen readings. Preschool education]. Leningrad: State Leningrad Herzen Pedagogical Institute Publ., pp. 7–15. (In Russian)
Belous, N. G. (1976) Razlichenie det’mi predmetov po ikh tyazhesti i otrazhenie etikh svojstv v rechi [Differentiation of objects by children by their severity and the reflection of these properties in speech]. In: V. I. Loginova (ed.). Umstvennoe vospitanie detej doshkol’nogo vozrasta [Mental education of preschool children]. Leningrad: State Leningrad Herzen Pedagogical Institute Publ., pp. 38–47. (In Russian)
Bozzola, E., Spina, G., Ruggiero, M. et al. (2018) Media devices in pre-school children: the recommendations of the Italian pediatric society. Italian Journal of Pediatrics, vol. 44, article 69. https://doi.org/10.1186/s13052-018-0508-7 (In English)
Brito, R., Dias, P. (2016) The tablet is my BFF’: Practices and perceptions of Portuguese children under 8 years old and their families. In: I. Pereira, A. Ramos, J. Marsh (eds.). The digital literacy and multimodal practices of young children: Engaging with emergent research. Proceedings of the first training school of COST action IS1410 June 6–8, 2016. Braga: Research Centre on Education Publ., pp. 35–42. (In English)
Bushnell, E. W., Weinberger, N. (1987) Infants’ detection of visual-tactual discrepancies: Asymmetries that indicate a directive role of visual information. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 13, no. 4, pp. 601–608. https://doi.org/10.1037/0096-1523.13.4.601 (In English)
Carrier, L. M., Cheever, N. C., Rosen, L. D. et al. (2009) Multitasking across generations: Multitasking choices and difficulty ratings in three generations of Americans. Computers in Human Behavior, vol. 25, no. 2, pp. 483–489. https://doi.org/10.1016/j.chb.2008.10.012 (In English)
Gärdenfors, P. (2019) From sensations to concepts: A proposal for two learning processes. Review of Philosophy and Psychology, vol. 10, no. 3, pp. 441–464. https://doi.org/10.1007/s13164-017-0379-7 (In English)
Gibson, E. J. (1969) Principles of perceptual learning and development. New York: Appleton Century Crofts, 538 p. (In English)
Hauf, P., Paulus, M., Baillargeon, R. (2012) Infants use compression information to infer objects’ weights: Examining cognition, exploration, and prospective action in a preferential-reaching task. Child Development, vol. 83, no. 6, pp. 1978–1995. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2012.01824.x (In English)
Helbig, H. B., Ernst, M. O. (2007) Optimal integration of shape information from vision and touch. Experimental Brain Research, vol. 179, no. 4, pp. 595–606. https://doi.org/10.1007/s00221-006-0814-y (In English)
Holloway, D., Green, L., Livingstone, S. (2013) Zero to eight. Young children and their internet use. London: EU Kids Online Publ. [Online]. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/52630/ (accessed 06.05.2022). (In English)
Hosokawa, R., Katsura, T. (2018) Association between mobile technology use and child adjustment in early elementary school age. PLOS ONE, vol. 13, no. 7, article e0199959. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0199959 (In English)
Kirsch, W., Herbort, O., Ullrich, B., Kunde, W. (2017) On the origin of body-related influences on visual perception. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 43, no. 6, pp. 1222–1237. https://doi.org/10.1037/xhp0000358 (In English)
Kloos, H., Amazeen, E. L. (2002) Perceiving heaviness by dynamic touch: An investigation of the size-weight illusion in preschoolers. British Journal of Developmental Psychology, vol. 20, no. 2, pp. 171–183. https://doi.org/10.1348/026151002166398 (In English)
Livingstone, S., Marsh, J., Plowman, L. et al. (2014) Young children (0–8) and digital technology: A qualitative exploratory study—National Report—UK. Luxembourg: London School of Economics and Political Science Publ. [Online]. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/60799/ (accessed 09.05.2022). (In English)
Lohmann, J., Butz, M. V. (2017) Lost in space: Multisensory conflict yields adaptation in spatial representations across frames of reference. Cognitive Processing, vol. 18, no. 3, pp. 211–228. https://doi.org/10.1007/s10339-017-0798-5 (In English)
Ludden, G. D. S., Kudrowitz, B. M., Schifferstein, H. N. J., Hekkert, P. (2012) Surprise and humor in product design: Designing sensory metaphors in multiple modalities. Humor, vol. 25, no. 3, pp. 285–309. https://doi.org/10.1515/ humor-2012-0015 (In English)
Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D. et al. (2015) Exploring play and creativity in pre-schoolers’ use of apps: A guide for parents. [S. l.]: University of Sheffield Publ. [Online]. Available at: http://www.techandplay.org/reports/TAP_Parents_Report.pdf (accessed 09.05.2022). (In English)
Moser, A., Zimmermann, L., Dickerson, K. et al. (2015) They can interact, but can they learn? Toddlers’ transfer learning from touchscreens and television. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 137, pp. 137–155. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.04.002 (In English)
Piaget, J., Inhelder, B. (1974) The child’s construction of quantities: Conservation and atomism. London: Routledge and Kegan Paul, 285 p. (In English)
Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, vol. 9, no. 5, pp. 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816 (In English)
Robinson, H. B. (1964) An experimental examination of the size-weight illusion in young children. Child Development, vol. 35, no. 1, pp. 91–107. https://doi.org/10.2307/1126574 (In English)
Schorr, S. B., Okamura, A. M. (2017) Fingertip tactile devices for virtual object manipulation and exploration. In: Proceedings of the 2017 CHI Conference on human factors in computing systems (CHI’ 17) May 6–11, 2017. New York: Association for Computing Machinery Publ., pp. 3115–3119. https://doi.org/10.1145/3025453.3025744 (In English)
Shpitzer, M. (2014) Antimozg. Tsifrovyye tekhnologii i mozg [Antibrain. Digital technology and the brain]. Moscow: AST Publ., 288 p. (In Russian)
Siegel, Z. D., Kelly, J. W. (2017) Walking through a virtual environment improves perceived size within and beyond the walked space. Attention, Perception, and Psychophysics, vol. 79, no. 1, pp. 39–44. https://doi.org/10.3758/s13414-016-1243-z (In English)
Smith, C., Carey, S., Wiser, M. (1985) On differentiation: A case study of the development of the concepts of size, weight, and density. Cognition, vol. 21, no. 3, pp. 177–237. https://doi.org/10.1016/0010-0277(85)90025-3 (In English)
Sparrow, B., Liu, J., Wegner, D. M. (2011) Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science, vol. 333, no. 6043, pp. 776–778. https://doi.org/10.1126/science.1207745 (In English)
Velichkovsky, B. M., Zinchenko, V. P., Luriya, A. R. (1973) Psikhologiya vospriyatiya [Psychology of perception]. Moscow: Moscow University Publ., 247 p. (In Russian)
Volkodav, T., Semenovskikh, T. (2017) Dichotomy of the “clip thinking” phenomenon. Proceedings of International conference on education, psychology, and social sciences August 2, 2017. Bangkok: Chulalongkorn University Publ., pp. 345–353. (In English)
Vorobeva, V. P., Perepelkina, O. S., Arina, G. A. (2020) Issledovaniye ekvivalentnosti illyuzii rezinovoj ruki v klassicheskom variante i v usloviyakh virtual’noj real’nosti [Equivalence of the classical rubber hand illusion and the virtual hand illusion]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology (Russia), vol. 13, no. 3, pp. 31–45. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130303 (In Russian)
Voiskounsky, A. E. (2019) Kiberpsikhologicheskij podkhod k analizu mul’tisensornoj integratsii [Cyberpsychological approach to the analysis of multisensory integration]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 9–21. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270302 (In Russian)
Voiskounsky, A. E., Menshikova, G. Ya. (2008) O primenenii sistem virtual’noj real’nosti v psikhologii [On the use of virtual reality systems in psychology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 1, pp. 22–36. (In Russian)
Vygotsky, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: V 6 t. T. 6. Nauchnoe nasledstvo [Collected works: In 6 vols. Vol. 6. Scientific legacy]. Moscow: Pedagika Publ., 397 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Светлана Геннадьевна Крылова, Юлия Евгеньевна Водяха
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.