К вопросу о диагностике и коррекции нежелания учиться школьников 8–11-х классов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-21-30Ключевые слова:
учебная лень, старшеклассники, нежелание учиться, активность личности, субъектность, коррекция учебной лениАннотация
Исследование посвящено изучению феномена учебной лени у старшеклассников как состояния личности, блокирующего активность в обучении, что не только снижает образовательные результаты, но и создает психологические ограничения в становлении субъектности подростка. Сегодня не существует компактных методик диагностики учебной лени старшеклассников, ориентированных при этом на выявление целого ряда основных причин снижения активности и доступных к использованию школьными психологами. Авторская методика выявления внутриличностных факторов снижения активности в учебной деятельности разработана в рамках экопсихологического подхода к пониманию развития психики, согласно которому активность личности выступает показателем становления субъектности, в частности в учебной деятельности. Выделены восемь личностных и межличностных условий появления учебной лени. Методика апробирована в 2020–21 учебном году в 8–11-х классах (n = 269) общеобразовательной школы г. Москвы. Показатели дескриптивной статистики удовлетворяют требованиям надежности. Согласно полученным данным, основной причиной учебной лени старших подростков является непонимание значения и смысла школьной учебы, неосведомленность о значимости школьного образования (36,6% респондентов). Далее следуют сниженный психофизиологический тонус (30,4%); отсутствие или низкий уровень поддерживающего внимания со стороны педагогов (25%). Гипотеза исследования о том, что удовлетворенность отношением родителей будет способствовать активности школьника в учебной деятельности, подтвердилась, получила статистическое подтверждение при р < 0,001 (критерий Спирмена). Все учащиеся были конфиденциально ознакомлены с индивидуальными диагностическими результатами; статистика по классу и в целом по школе подробно обсуждалась на специальных встречах в каждом классе; предлагались рекомендации по нивелированию выявленных причин учебной лени. По итогам обсуждения группа старшеклассников выступила инициатором организации коррекционных встреч со школьным психологом. Обсуждение результатов исследования с педагогами и родителями преследовало основную цель разъяснения роли значимого взрослого в профилактике учебной лени подростков.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Александрова, Е. С., Ковтун, Ю. Ю., Лидская, Э. В. и др. (2017) Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики. М.: Перо, 160 с.
Забродина, Л. А., Мухина, Ю. Р. (2017) Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 6, № 3 (20), с. 311–315.
Курденко, А. Н. (2019) Прокрастинация и лень: психологическое содержание понятий. PEM: Psychology. Educology. Medicine, № 1, с. 128–136.
Овчарова, Р. В. (2020) Взаимосвязь проявлений лени и конфликта саморегуляции у подростков. Общество: социология, психология, педагогика, № 4, с. 76–80. https://doi.org/10.24158/spp.2020.4.13
Панов, В. И. (2018) Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности. В кн.: В. И. Панов (ред.). Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель. М.; СПб.: Нестор-История, с. 61–88.
Посохова, С. Т. (2019) Лень как ресурс преодоления психологической уязвимости личности. В кн.: М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова (ред.). Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции 26–28 сентября 2019 г. Т. 1. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, с. 108–112.
Роджерс, К. (2007) Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия, 558 с.
Тронь, Т. М. (2017) Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов. Международный научно-исследовательский журнал, № 11-1 (65), с. 88–94. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.022
Чижов, Е. Д., Алексеев, К. И. (2019) Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи. Вопросы психологии, № 1, с. 78–89.
Чугуй, Е. В., Кащенко, С. А. (2019) Лень и леность как нарушение саморегуляции. Факторы формирования и способы искоренения лени у подростков. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, № 4 (15), с. 170–174.
Шукова, Г. В. (2021) Современные психологические исследования лени: лень есть или лени нет? Общество: социология, психология, педагогика, № 6 (86), с. 77–84. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.12
Якиманская, И. С., Воробьева, В. В. (2003) Психология лени: постановка проблемы. Оренбург: [б. и.]. [Электронный ресурс]. URL: http://svitk.ru/004_book_book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (дата обращения 24.09.2021).
Averin, Yu. P., Sushko, V. A. (2018) Students’ behaviour in relation to learning and factors shaping it in the modern Russia conditions. Astra Salvensis, vol. 6, pp. 75–82.
Birzina, R., Petersone, L., Cedere, D. (2019) Factors influencing the first year students’ adaptation to natural science studies in higher education. Journal of Baltic Science Education, vol. 18, no. 3, pp. 349–361. https://doi.org/10.33225/jbse/19.18.349
Emadian, S. O., Pasha, N. F. (2016) The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. International Academic Journal of Humanities, vol. 3, no. 1, pp. 32–38.
Hirschauer, A.-K., Aufhammer, F., Bode, R. et al. (2018) Parental empathy as a source of child’s scholastic performance. Linking supportive parental empathy and school grades by particular aspects of children’s self-regulation. In: N. Baumann, M. Kazén, M. Quirin, S. L. Koole (eds.). Why people do the things they do. Building on Julius Kuhl’s contributions to the psychology of motivation and volition. Göttingen: Hogrefe Publ., pp. 359–374.
Lenggono, B., Tentama, F. (2020) Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific and Technology Research, vol. 9, no. 1, pp. 454–459.
Naviaux, A. F., Janne, P., Gourdin, M. (2020) Parent-child co-dependency’s: Co-laziness, co-suicidality, co-obesity and other dependencies: Review and impact in pediatric psychology. Clinical Images and Case Reports Journal, vol. 2, no. 4, article 124.
Price, D. (2020) Laziness does not exist. HumanParts. [Online]. Available at: https://humanparts.medium.com/laziness-does-not-exist-3af27e312d01 (accessed 24.09.2021).
Shah, S. I. A., Mumtaz, A., Chughtai, A. S. (2017) Subjective happiness and academic procrastination among medical students: The dilemma of unhappy and lazy pupils. PRAS, vol. 1, article 8. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/319036041_Subjective_Happiness_and_Academic_Procrastination_Among_Medical_Students_The_Dilemma_of_Unhappy_and_Lazy_Pupils (accessed 24.09.2021).
REFERENCES
Aleksandrova, E. S., Kovtun, Yu. Yu., Lidskaya, E. V. et al. (2017) Sub’ekt-sredovye vzaimodeistviya: ekopsikhologicheskij podkhod k razvitiyu psikhiki [Subject-environmental interactions: ecopsychological approach to the development of the psyche]. Moscow: Pero Publ., 160 p. (In Russian)
Averin, Yu. P., Sushko, V. A. (2018) Students’ behaviour in relation to learning and factors shaping it in the modern Russia conditions. Astra Salvensis, vol. 6, pp. 75–82. (In English)
Birzina, R., Petersone, L., Cedere, D. (2019) Factors influencing the first year students’ adaptation to natural science studies in higher education. Journal of Baltic Science Education, vol. 18, no. 3, pp. 349–361. https://doi.org/10.33225/jbse/19.18.349 (In English)
Chizhov, E. D. Alexeyev, K. I. (2019) Predstavlenie o smerti i suitsidal’nom povedenii v virtual’nykh soobshchestvakh molodezhi [Notions of death and suicidal behavior in internet communities of young people]. Voprosy Psychologii, no. 1, pp. 78–89. (In Russian)
Chuguy, E. V., Kashchenko, S. A. (2019) Len’ i lenost’ kak narushenie samoregulyatsii. Faktory formirovaniya i sposoby iskoreneniya leni u podrostkov [Laziness as disturbance of self-regulation. Factors of formation and ways to eradicate laziness in teenagers]. Zdorov’e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul’tury i sporta — Health, Physical Culture and Sports, no. 4 (15), pp. 170–174. (In Russian)
Emadian, S. O., Pasha, N. F. (2016) The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. International Academic Journal of Humanities, vol. 3, no. 1, pp. 32–38. (In English)
Hirschauer, A.-K., Aufhammer, F., Bode, R. et al. (2018) Parental empathy as a source of child’s scholastic performance. Linking supportive parental empathy and school grades by particular aspects of children’s self-regulation. In: N. Baumann, M. Kazén, M. Quirin, S. L. Koole (eds.). Why people do the things they do. Building on Julius Kuhl’s contributions to the psychology of motivation and volition. Göttingen: Hogrefe Publ., pp. 359–374. (In English)
Kurdenko, A. N. (2019) Prokrastinatsiya i len’: psikhologicheskoe soderzhanie ponyatij [Procrastination and lazy: The psychological content of concepts]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, no. 1, pp. 128–136. (In Russian)
Lenggono, B., Tentama, F. (2020) Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific and Technology Research, vol. 9, no. 1, pp. 454–459. (In English)
Naviaux, A. F., Janne, P., Gourdin, M. (2020) Parent-child co-dependency’s: Co-laziness, co-suicidality, co-obesity and other dependencies: Review and impact in pediatric psychology. Clinical Images and Case Reports Journal, vol. 2, no. 4, article 124. (In English)
Ovcharova, R. V. (2020) Vzaimosviaz’ proyavlenij leni i konflikta samoregulyatsii u podrostkov [The relationship between the manifestations of laziness and the conflict of self-regulation in adolescents]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, no. 4, pp. 76–80. https://doi.org/10.24158/spp.2020.4.13 (In Russian)
Panov, V. I. (2018) Teoreticheskoe obosnovanie ekopsikhologicheskoj (ontologicheskoj) modeli stanovleniya sub’ektnosti [Theoretical substantiation of the eco-psychological (ontological) model of the formation of subjectivity]. In: V. I. Panov (ed.). Stanovlenie sub’ektnosti uchashchegosya i pedagoga: ekopsikhologicheskaya model’ [The development of subjectivity of the learner and the educator: Ecopsychological model]. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., pp. 61–88. (In Russian)
Posokhova, S. T. (2019) Len’ kak resurs preodoleniya psikhologicheskoj uyazvimosti lichnosti [Lazy as a resource for overcoming the psychological vulnerability of the individual]. In: M. V. Saporovskaya, T. L. Kryukova, S. A. Khazova (eds.). Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, blagopoluchie. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 26–28 sentyabrya 2019 g. [Psychology of stress and coping behavior: Challenges, resources, well-being. Proceedings of the 5th International scientific conference September 26–28, 2019]. Vol. 1. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ., pp. 108–112. (In Russian)
Price, D. (2020) Laziness does not exist. HumanParts. [Online]. Available at: https://humanparts.medium.com/laziness-does-not-exist-3af27e312d01 (accessed 24.09.2021). (In English)
Rogers, C. (2007) Client Centered Therapy: Its current practice, implications and theory. Moscow: Psikhoterapiya Publ., 558 p. (In Russian)
Shah, S. I. A., Mumtaz, A., Chughtai, A. S. (2017) Subjective happiness and academic procrastination among medical students: The dilemma of unhappy and lazy pupils. PRAS, vol. 1, article 8. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/319036041_Subjective_Happiness_and_Academic_Procrastination_Among_Medical_Students_The_Dilemma_of_Unhappy_and_Lazy_Pupils (accessed 24.09.2021). (In English)
Shookova, G. V. (2021) Sovremennye psikhologicheskie issledovaniya leni: len’ est’ ili leni net? [Modern psychological research of laziness: Does it exist or not?]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 6 (86), pp. 77–84. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.12 (In Russian)
Tron, T. M. (2017) Vzaimosvyaz’ parametrov akademicheskoj prokrastinatsii s psikhicheskimi sostoyaniyami, urovnem sub’ektivnogo kontrolya, uchebnoj motivatsiej i uspevaemost’yu u studentov-prokrastinatorov [Interdependence of parameters of academic procrastination with mental states, level of subjective control, educational motivation and accessibility in students-procrastinators]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatelskij zhurnal — International Research Journal, no. 11-1 (65), pp. 88–94. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.022 (In Russian)
Yakimanskaya, I. S., Vorob’eva, V. V. (2003) Psikhologiya leni: postanovka problemy [The psychology of laziness: Setting the problem]. Orenburg: [s. n.]. [Online]. Available at: http://svitk.ru/004_book_book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (accessed 24.09.2021). (In Russian)
Zabrodina, L. A., Mukhina, Yu. R. (2017) Vzaimosviaz’ osobennostej prokrastinatsii s individual’no-lichnostnymi kharakteristikami studentov [Interrelation of procrastination features with individual and personal characteristics of students]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 6, no. 3 (20), pp. 311–315. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Рано Иззатовна Суннатова, Галина Валерьевна Шукова, Марина Отаровна Мдивани, Элеонора Викторовна Лидская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.