Возможности использования теории поэтапного формирования умственных действий в обучении курсантов вуза войск национальной гвардии

Авторы

  • Анатолий Степанович Турчин Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии https://orcid.org/0000-0001-7973-2017
  • Иван Александрович Цуканов Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-365-371

Ключевые слова:

теория планомерного поэтапного формирования умственных действий, развивающий эффект, мышление, ожидание ошибки, реагирование на ошибки

Аннотация

В статье приведены данные об экспериментальном формировании системы умений курсантов, необходимых им в ситуациях служебно-боевого применения подразделений Росгвардии. В условиях цифровизации образования недостаточно учитывается ряд моментов, влияющих на отношение к осваиваемой и оцениваемой деятельности, так как предполагается усреднение всех составляющих педагогической технологии. В этой связи деятельностный подход к обучению открывает перспективы для абсолютного большинства обучаемых.

Цель статьи состоит в популяризации теории планомерного и поэтапного формирования умственных действий, с применением которой связана целая эпоха создания экспериментальных учебных программ во второй половине ХХ века в СССР и России. Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в военном вузе. Предмет исследования — возможности эффективного освоения системы самозащиты от холодного оружия в специально созданных условиях, при которых действие осваивается и выполняется «сразу правильно».

Программа исследования включала систему заданий, рассчитанных на освоение приемов противодействия лицу, пытающемуся применить холодное оружие в отношении военнослужащего Росгвардии. Помимо деятельностных критериев оценки, учитывались данные, полученные в ходе наблюдения и тестирования.

В случае эффективной реализации содержательной стороны обучения приемам самообороны, когда обучающий эффект близок к 100%, а у недостаточно успешных превышает 60% уровень, в качестве «побочного продукта», учитывались данные о выраженном развивающем эффекте по показателям интеллекта и воли.

Исследования, выполненные на материале специальных учебных предметов с применением теории, разработанной П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной, в том числе и нами лично в период с 1977 по 2013 гг., в литературе представлены недостаточно, однако именно в военных вузах, в силу специфики образовательного пространства и условий реализации ФГОС, существуют возможности ее эффективного применения. Принципиальные положения, согласно которым обучаемые должны овладеть новым содержанием деятельности с качеством «не ниже хорошего», а также возможность интенсифицировать процесс усвоения, опираясь на индивидуально-психологические особенности личности, позволяют разрабатывать обучающие программы разного уровня сложности и реализовывать их в относительно короткие сроки.

Гуманистические установки основоположников данной теории позволяют снижать «страх ошибки» и положительно влиять на отношение курсантов к новому для них варианту построения обучения, соответствующего типу «управления по результатам».

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедханов, М. А. (2017) Развитие психологических характеристик специалистов на этапе становления профессионализма в учебном центре войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., ЛГУ им. А. С. Пушкина, 149 с.

Ахметгалиев, А. А. (2004) Поэтапное формирование умственных действий в начальной школе. Школьные технологии, № 3, с. 58–63.

Гальперин, П. Я. (1998) Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии; Воронеж: «МОДЭК», 480 с.

Гальперин, П. Я. (2000) Введение в психологию. М.: Университет, 336 с.

Кабанова, О. Я. (1997) Немецкий язык. М.: Российское психологическое общество; Центр «Обучающие технологии», 387 с.

Калошина, И. П. (2003) Психология творческой деятельности. М.: Юнити-Дана, 431 с.

Карпова, А. Ф. (1985) Условия развития обобщающей функции мышления при изучении истории. В кн.: А. Ф. Карпова, А. С. Турчин (ред.). Учебная деятельность и творческое мышление: тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам формирования творческого мышления, 26–28 сентября 1985 г. Ч. 11. Уфа: [б. и.], с. 155–156.

Квасков, В. Д. (1997) Общение и деятельность. М.: Воскресение, 218 с.

Коротов, В. М. (1996) Главное на уроке. Иваново: ИПК и ППК, 106 с.

Пономарев, Я. А. (1999) Психология творения: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 480 с.

Решетова, З. А. (1985) Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 208 с.

Талызина, Н. Ф. (1984) Управление процессом усвоения знаний. Психологические основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГУ, 345 с.

Талызина, Н. Ф. (1992) Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 4, с. 18–26.

Турчин, А. С. (2021) Учебная и текстовая деятельность в содержании вузовской подготовки психологов и педагогов. СПб.: Центр стратегических исследований, 72 с.

REFERENCES

Akhmedkhanov, M. A. (2017) Razvitie psikhologicheskikh kharakteristik spetsialistov na etape stanovleniya professionalizma v uchebnom tsentre vojsk natsional’noj gvardii Rossijskoj Federatsii [The development of psychological characteristics of specialists at the stage of formation of professionalism in the training center of the troops of the National Guard of the Russian Federation]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Pushkin Leningrad State University, 149 p. (In Russian)

Akhmetgaliev, A. A. (2004) Poetapnoe formirovanie umstvennykh dejstvij v nachal’noj shkole [Phased formation of mental actions in primary school]. Shkol’nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 3, pp. 58–63. (In Russian)

Galperin, P. Ya. (1998) Psikhologiya kak ob’ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: “MODEK” Publ., 480 p. (In Russian)

Galperin, P. Ya. (2000) Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to Psychology]. Moscow: Universitet Publ., 336 p. (In Russian)

Kabanova, O. Ya. (1997) Nemetskij yazyk [The German language]. Moscow: Russian Psychological Society Publ.; Tsentr “Obuchayushchie tekhnologii” Publ., 387 p. (In Russian)

Kaloshina, I. P. (2003) Psikhologiya tvorcheskoj deyatel’nosti [Psychology of creative activity]. Moscow: Uniti-Dana Publ., 431 p. (In Russian)

Karpova, A. F. (1985) Usloviya razvitiya obobshchayushchej funktsii myshleniya pri izuchenii istorii [Conditions for the development of the generalizing function of thinking in the study of history]. In: A. F. Karpova, A. S. Turchin (eds.). Uchebnaya deyatel’nost’ i tvorcheskoe myshlenie: tezisy dokladov i vystuplenij na Vsesoyuznoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po problemam formirovaniya tvorcheskogo myshleniya, 26–28 sentyabrya 1985 g. [Learning activities and creative thinking: Proceedings the All-Union scientific-practical conference on the problems of the formation of creative thinking, September 26–28, 1985]. Pt 11. Ufa: [s. n.], pp. 155–156. (In Russian)

Korotov, V. M. (1996) Glavnoe na uroke [The main thing in the lesson]. Ivanovo: IPK i PPK Publ., 106 p. (In Russian)

Kvaskov, V. D. (1997) Obshchenie i deyatel’nost’ [Communication and activities]. Moscow: Voskresenie Publ., 218 p. (In Russian)

Ponomarev, Ya. A. (1999) Psikhologiya tvoreniya: izbrannye psikhologicheskie trudy [The psychology of creation: Selected psychological works]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: “MODEK” Publ., 480 p. (In Russian)

Reshetova, Z. A. (1985) Psikhologicheskie osnovy professional’nogo obucheniya [Psychological foundations of vocational training]. Moscow: Moscow University Press, 208 p. (In Russian)

Talyzina, N. F. (1984) Upravlenie protsessom usvoeniya znanij. Psikhologicheskie osnovy [Management of the process of assimilation of knowledge. Psychological foundations]. 2nd ed., exp. and rev. Moscow: Moscow University Press, 345 p. (In Russian)

Talyzina, N. F. (1992) Puti ispol’zovaniya teorii planomernogo formirovaniya umstvennykh dejstvij v praktike obrazovaniya [Ways of using the theory of the planned formation of mental actions in the practice of education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, no. 4, pp. 18–26. (In Russian)

Turchin, A. S. (2021) Uchebnaya i tekstovaya deyatel’nost’ v soderzhanii vuzovskoj podgotovki psikhologov i pedagogov [Educational and textual activity in the content of university training of psychologists and teachers]. Saint Petersburg: Tsentr strategicheskikh issledovanij Publ., 72 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи