Возможности использования теории поэтапного формирования умственных действий в обучении курсантов вуза войск национальной гвардии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-365-371Ключевые слова:
теория планомерного поэтапного формирования умственных действий, развивающий эффект, мышление, ожидание ошибки, реагирование на ошибкиАннотация
В статье приведены данные об экспериментальном формировании системы умений курсантов, необходимых им в ситуациях служебно-боевого применения подразделений Росгвардии. В условиях цифровизации образования недостаточно учитывается ряд моментов, влияющих на отношение к осваиваемой и оцениваемой деятельности, так как предполагается усреднение всех составляющих педагогической технологии. В этой связи деятельностный подход к обучению открывает перспективы для абсолютного большинства обучаемых.
Цель статьи состоит в популяризации теории планомерного и поэтапного формирования умственных действий, с применением которой связана целая эпоха создания экспериментальных учебных программ во второй половине ХХ века в СССР и России. Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в военном вузе. Предмет исследования — возможности эффективного освоения системы самозащиты от холодного оружия в специально созданных условиях, при которых действие осваивается и выполняется «сразу правильно».
Программа исследования включала систему заданий, рассчитанных на освоение приемов противодействия лицу, пытающемуся применить холодное оружие в отношении военнослужащего Росгвардии. Помимо деятельностных критериев оценки, учитывались данные, полученные в ходе наблюдения и тестирования.
В случае эффективной реализации содержательной стороны обучения приемам самообороны, когда обучающий эффект близок к 100%, а у недостаточно успешных превышает 60% уровень, в качестве «побочного продукта», учитывались данные о выраженном развивающем эффекте по показателям интеллекта и воли.
Исследования, выполненные на материале специальных учебных предметов с применением теории, разработанной П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной, в том числе и нами лично в период с 1977 по 2013 гг., в литературе представлены недостаточно, однако именно в военных вузах, в силу специфики образовательного пространства и условий реализации ФГОС, существуют возможности ее эффективного применения. Принципиальные положения, согласно которым обучаемые должны овладеть новым содержанием деятельности с качеством «не ниже хорошего», а также возможность интенсифицировать процесс усвоения, опираясь на индивидуально-психологические особенности личности, позволяют разрабатывать обучающие программы разного уровня сложности и реализовывать их в относительно короткие сроки.
Гуманистические установки основоположников данной теории позволяют снижать «страх ошибки» и положительно влиять на отношение курсантов к новому для них варианту построения обучения, соответствующего типу «управления по результатам».
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ахмедханов, М. А. (2017) Развитие психологических характеристик специалистов на этапе становления профессионализма в учебном центре войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., ЛГУ им. А. С. Пушкина, 149 с.
Ахметгалиев, А. А. (2004) Поэтапное формирование умственных действий в начальной школе. Школьные технологии, № 3, с. 58–63.
Гальперин, П. Я. (1998) Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии; Воронеж: «МОДЭК», 480 с.
Гальперин, П. Я. (2000) Введение в психологию. М.: Университет, 336 с.
Кабанова, О. Я. (1997) Немецкий язык. М.: Российское психологическое общество; Центр «Обучающие технологии», 387 с.
Калошина, И. П. (2003) Психология творческой деятельности. М.: Юнити-Дана, 431 с.
Карпова, А. Ф. (1985) Условия развития обобщающей функции мышления при изучении истории. В кн.: А. Ф. Карпова, А. С. Турчин (ред.). Учебная деятельность и творческое мышление: тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам формирования творческого мышления, 26–28 сентября 1985 г. Ч. 11. Уфа: [б. и.], с. 155–156.
Квасков, В. Д. (1997) Общение и деятельность. М.: Воскресение, 218 с.
Коротов, В. М. (1996) Главное на уроке. Иваново: ИПК и ППК, 106 с.
Пономарев, Я. А. (1999) Психология творения: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 480 с.
Решетова, З. А. (1985) Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 208 с.
Талызина, Н. Ф. (1984) Управление процессом усвоения знаний. Психологические основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГУ, 345 с.
Талызина, Н. Ф. (1992) Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 4, с. 18–26.
Турчин, А. С. (2021) Учебная и текстовая деятельность в содержании вузовской подготовки психологов и педагогов. СПб.: Центр стратегических исследований, 72 с.
REFERENCES
Akhmedkhanov, M. A. (2017) Razvitie psikhologicheskikh kharakteristik spetsialistov na etape stanovleniya professionalizma v uchebnom tsentre vojsk natsional’noj gvardii Rossijskoj Federatsii [The development of psychological characteristics of specialists at the stage of formation of professionalism in the training center of the troops of the National Guard of the Russian Federation]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Pushkin Leningrad State University, 149 p. (In Russian)
Akhmetgaliev, A. A. (2004) Poetapnoe formirovanie umstvennykh dejstvij v nachal’noj shkole [Phased formation of mental actions in primary school]. Shkol’nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 3, pp. 58–63. (In Russian)
Galperin, P. Ya. (1998) Psikhologiya kak ob’ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: “MODEK” Publ., 480 p. (In Russian)
Galperin, P. Ya. (2000) Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to Psychology]. Moscow: Universitet Publ., 336 p. (In Russian)
Kabanova, O. Ya. (1997) Nemetskij yazyk [The German language]. Moscow: Russian Psychological Society Publ.; Tsentr “Obuchayushchie tekhnologii” Publ., 387 p. (In Russian)
Kaloshina, I. P. (2003) Psikhologiya tvorcheskoj deyatel’nosti [Psychology of creative activity]. Moscow: Uniti-Dana Publ., 431 p. (In Russian)
Karpova, A. F. (1985) Usloviya razvitiya obobshchayushchej funktsii myshleniya pri izuchenii istorii [Conditions for the development of the generalizing function of thinking in the study of history]. In: A. F. Karpova, A. S. Turchin (eds.). Uchebnaya deyatel’nost’ i tvorcheskoe myshlenie: tezisy dokladov i vystuplenij na Vsesoyuznoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po problemam formirovaniya tvorcheskogo myshleniya, 26–28 sentyabrya 1985 g. [Learning activities and creative thinking: Proceedings the All-Union scientific-practical conference on the problems of the formation of creative thinking, September 26–28, 1985]. Pt 11. Ufa: [s. n.], pp. 155–156. (In Russian)
Korotov, V. M. (1996) Glavnoe na uroke [The main thing in the lesson]. Ivanovo: IPK i PPK Publ., 106 p. (In Russian)
Kvaskov, V. D. (1997) Obshchenie i deyatel’nost’ [Communication and activities]. Moscow: Voskresenie Publ., 218 p. (In Russian)
Ponomarev, Ya. A. (1999) Psikhologiya tvoreniya: izbrannye psikhologicheskie trudy [The psychology of creation: Selected psychological works]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: “MODEK” Publ., 480 p. (In Russian)
Reshetova, Z. A. (1985) Psikhologicheskie osnovy professional’nogo obucheniya [Psychological foundations of vocational training]. Moscow: Moscow University Press, 208 p. (In Russian)
Talyzina, N. F. (1984) Upravlenie protsessom usvoeniya znanij. Psikhologicheskie osnovy [Management of the process of assimilation of knowledge. Psychological foundations]. 2nd ed., exp. and rev. Moscow: Moscow University Press, 345 p. (In Russian)
Talyzina, N. F. (1992) Puti ispol’zovaniya teorii planomernogo formirovaniya umstvennykh dejstvij v praktike obrazovaniya [Ways of using the theory of the planned formation of mental actions in the practice of education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, no. 4, pp. 18–26. (In Russian)
Turchin, A. S. (2021) Uchebnaya i tekstovaya deyatel’nost’ v soderzhanii vuzovskoj podgotovki psikhologov i pedagogov [Educational and textual activity in the content of university training of psychologists and teachers]. Saint Petersburg: Tsentr strategicheskikh issledovanij Publ., 72 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Анатолий Степанович Турчин, Иван Александрович Цуканов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.