Личностная саморегуляция у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие их социально-психологической адаптации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-444-460

Ключевые слова:

саморегуляция, дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологическая адаптация, адаптация, социализация, волевая регуляция

Аннотация

Введение. Саморегуляция личности является одним из условий успешной деятельности ребенка, его социальной адаптации. Саморегуляция принимает непосредственное участие в развитии учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Особое значение вопрос о развитии личностной саморегуляции приобретает тогда, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для них саморегуляция особенно важна, так как она способствует более полному вхождению в социум, в реальную жизнь, развитию самосознания, контролю над своим поведением. Проведено исследование с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: личностная саморегуляция у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие их социально- психологической адаптации.

Используемые методики:

1) Методика диагностики саморегуляции «Палочки-черточки» (У. В. Ульенкова);

2) Методика на основе метода наблюдения для оценки волевых качеств (А. И. Высоцкий);

3) Опросник социально-психологической адаптации личности (К. Роджерс, Р. Даймонд).

 

Исследование проводилось в формате кейс-стади.

Результаты исследования:

1) Младший школьник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий при этом незначительные нарушения умственной деятельности, показал более высокий уровень развития саморегуляции, чем ребенок, который помимо основного диагноза имеет дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (умственная отсталость).

2) Трудности саморегуляции у ребенка с незначительными нарушениями умственной деятельности преимущественно связаны с деятельностью в новой непривычной обстановке. У ребенка, имеющего сопутствующий диагноз, даже в привычных для него условиях возникают трудности с проявлением саморегуляции.

3) Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, независимо от сопутствующих осложнений, имеют трудности в социально-психологической адаптации. Уровень выраженности показателей у обозначенной группы детей неоднороден.

 

Заключение. Полученные результаты позволяют судить о необходимости дополнительной психокоррекционной работы с обозначенной группой детей. Данная работа должна быть направлена на развитие навыков самоконтроля, повышение уровня социально-психологической адаптации. В рамках данного исследования планируется составление индивидуальной программы на каждого ребенка. Общей целью этих программ будет являться повышение уровня социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем развития у них навыков личностной саморегуляции.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (2008) Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 171с.

Анохин, П. К. (1971) Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. M.: [б. и.], 61 с.

Анцыферова, Л. И. (2006) Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 510 с.

Асмолов, А. Г. (1986) Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 95 с.

Басов, М. Я. (2007) Воля как предмет функциональной психологии. М.: Алетейя, 543 с.

Белопольская, Н. Л. (2015) Представления о психической норме и патологии: психологические критерии. Экспериментальная психология, т. 8, № 3, с. 74–81. https://doi.org/10.17759/exppsy.2015080307

Божович, Л. И. (1995) Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. 2-е изд., стер. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 349 с.

Выготский, Л. С. (2005) Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 1136 с.

Грибанова, Г. В. (2004) Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития. В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, с. 167–178.

Галлямова, И. В. (2020) Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации. В кн.: Т. А. Липаева, Н. Н. Шепелева, Р. Т. Березовская и др. (ред.). Инклюзивное образование: стратегии образовательных траекторий и современные механизмы непрерывного развития. Материалы Межрегиональной заочной научно-практической конференции 25 мая – 31 июля 2020 г. Кострома: Костромской торгово-экономический колледж, с. 92–94.

Гончарова, В. Г., Гончарова, С. И., Подопригора, В. Г. (2019) Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. М.: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 247 с.

Лазурский, А. Ф. (1908) Опыт классификации личностей. Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма, вып. 5, с. 193–206.

Леонтьев, А. Н. (1959) Проблемы развития психики. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 495 с.

Непомнящая, Н. И. (1992) Становление личности ребенка 6–7 лет. М.: Педагогика, 160 с.

Никифоров, Г. С. (1977) Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 112 с.

Павлов, И. П. (1932) Физиология высшей нервной деятельности. Природа, № 11-12, с. 1139–1156.

Пейсахов, Н. М. (1976) Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции. В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казанского университета, с. 5–36.

Солнцева, Г. Н. (2008) Принятие решения и рефлексия. Поддержка принятия решения. Труды Института системного анализа РАН, т. 35, с. 54–71.

Столяренко, Л. Д. (2009) Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 696 с.

Ульенкова, У. В. (1983) Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе. Вопросы психологии, № 4 (83), с. 62–69.

Ядов, В. А., Семенов, А. А., Водзинская, В. В. и др. (2013) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд., расш. М.: ЦСПиМ, 376 с.

Allport, G. W. (1935) Attitudes. In: C. Murchison (ed.). A handbook of social psychology. Worcester: Clark University Press, pp. 798–844.

Cattell, R. B. (1983) Structured personality-learning theory: A wholistic multivariate research approach. New York: Praeger Publ., 466 p.

REFERENCES

Allport, G. W. (1935) Attitudes. In: C. Murchison (ed.). A handbook of social psychology. Worcester: Clark University Press, pp. 798–844. (In English)

Anan’ev, B. G. (2008) Lichnost’, sub’ekt deyatel’nosti, individual’nost’ [Personality, subject of activity, individuality]. Moscow: Direkt-Media Publ., 87p. (In Russian)

Anokhin, P. K. (1971) Printsipial’nye voprosy obshchej teorii funktsional’nykh sistem [Fundamental questions of the general theory of functional systems]. Moscow: [s. n.], 61 p. (In Russian)

Antsyferova, L. I. (2006) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii [Personality development and problems of gerontopsychology]. 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 510 p. (In Russian)

Asmolov, A. G. (1986) Psikhologiya individual’nosti. Metodologicheskie osnovy razvitiya lichnosti v istoriko-evolyutsionnom protsesse [Psychology of personality. Methodological foundations of personality development in the historical and evolutionary process]. Moscow: Moscow University Press, 95 p. (In Russian)

Basov, M. Ya. (2007) Volya kak predmet funktsional’noj psikhologii [Will as a subject of functional psychology]. Moscow: Aletejya Publ., 543 p. (In Russian)

Belopolskaya, N. L. (2015) Predstavleniya o psikhicheskoj norme i patologii: psikhologicheskie kriterii [Concepts of mental health and pathology: psychological criteria]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 8, no. 3, pp. 74–81. https://doi.org/10.17759/exppsy.2015080307 (In Russian)

Bozhovich, L. I. (1995) Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Personality formation problems: Selected psychological works]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: MODEK, 349 p. (In Russian)

Cattell, R. B. (1983) Structured personality-learning theory: A wholistic multivariate research approach. New York: Praeger Publ., 466 p. (In English)

Gallyamova, I. V. (2020) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie invalidov i lits s OVZ v inklyuzivnoj obrazovatel’noj organizatsii [Psychological and pedagogical support of people with disabilities and persons with high educational institutions in an inclusive educational organization]. In: T. A. Lipaeva, N. N. Shepeleva, R. T. Berezovskaya et al. (eds.). Inklyuzivnoe obrazovanie: strategii obrazovatel’nykh traektorij i sovremennye mekhanizmy nepreryvnogo razvitiya. Materialy Mezhregional’noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 25 maya — 31 iyulya 2020 g. [Inclusive Education: Strategies for educational trajectories and modern mechanisms of continuous development. Proceedings of the Interregional Correspondence Scientific and Practical Conference May 25 — July 31, 2020]. Kostroma: Kostroma Trade and Economic College Publ., pp. 92–94. (In Russian)

Gribanova, G. V. (2004) Psikhologicheskaya kharakteristika lichnosti podrostkov s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Psychological characteristics of the personality of adolescents with mental retardation]. In: Psikhologiya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Psychology of children with mental retardation]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 167–178. (In Russian)

Goncharova, V. G., Goncharova, S. I., Podoprigora, V. G. (2019) Kompleksnoe mediko-psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh nepreryvnogo inklyuzivnogo obrazovaniya [Comprehensive medical, psychological and pedagogical support of persons with disabilities in the context of continuous inclusive education]. Moscow: INFRA-M Publ.; Krasnoyarsk: Siberian Federal University Publ., 247 p. (In Russian)

Klochko, V. E. (2005) Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti [Self-organization in psychological systems: Problems of the formation of the mental space of the individual]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 174 p. (In Russian)

Lazurskij, A. F. (1908) Opyt klassifikatsii lichnostej [Personality classification experience]. Vestnik psikhologii, kriminal’noj antropologii i gipnotizma, iss. 5, pp. 193–206. (In Russian)

Leont’ev, A. N. (1959) Problemy razvitiya psikhiki [Mental development problems]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 495 p. (In Russian)

Nepomnyashchaya, N. I. (1992) Stanovlenie lichnosti rebenka 6–7 let [Formation of the personality of a child 6–7 years old]. Moscow: Pedagogika Publ., 160 p. (In Russian)

Nikiforov, G. S. (1977) Samokontrol’ kak mekhanizm nadezhnosti cheloveka-operatora [Self-control as a mechanism for the reliability of the human operator]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 112 p. (In Russian)

Pavlov, I. P. (1932) Fiziologiya vysshej nervnoj deyatel’nosti [Physiology of higher nervous activity]. Priroda, no. 11-12, pp. 1139-1156. (In Russian)

Pejsakhov, N. M. (1976) Proizvol’nye i neproizvol’nye komponenty psikhicheskoj samoregulyatsii [Voluntary and involuntary components of mental self-regulation]. In: Teoreticheskie i prikladnye issledovaniya psikhicheskoj samoregulyatsii [Theoretical and applied research of mental self-regulation]. Kazan: Kazan University Publ., pp. 5–36. (In Russian)

Solntseva, G. N. (2008) Prinyatie resheniya i refleksiya. Podderzhka prinyatiya resheniya [Decision making and reflection. Decision support]. Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN — Proceeding of the Institute for Systems Analysis of the Russian Academy of Science, vol. 35, pp. 54–71. (In Russian)

Stolyarenko, L. D. (2009) Osnovy psikhologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 696 p. (In Russian)

Ul’enkova, U. V. (1983) Issledovanie psikhologicheskoj gotovnosti shestiletnikh detej k shkole [Study of the psychological readiness of six-year-old children for school]. Voprosy psichologii, no. 4 (83), pp. 62–69. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [Human developmental psychology]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 1136 p. (In Russian)

Yadov, V. A., Semenov, A. A., Vodzinskaya, V. V. et al. (2013) Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial’nogo povedeniya lichnosti: dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and prediction of social behavior of a person: A dispositional concept]. 2nd ed., exp. Moscow: TsSPiM Publ., 376 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи