Особенности взаимоотношений со сверстниками дошкольников с общим недоразвитием речи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-352-360Ключевые слова:
дети с общим недоразвитием речи, дошкольники, коммуникативные способности, коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения, социометрический статусАннотация
Психическое развитие детей с проблемами в развитии речи, особенности их личностного развития уже давно привлекают внимание психологов и педагогов. Но в последние десятилетия можно наблюдать повышенный интерес к детям с различными проблемами развития речевой сферы. Создается впечатление, что увеличилось количество детей, для которых характерны различной сложности проблемы в развитии речи и которым необходима помощь специалистов в этой области. Но скорее изменилось отношение к данной группе детей, понимание необходимости уделять таким детям больше внимания на профессиональном уровне. Теоретический анализ научно-психологической литературы показывает, что отставание в развитии речевой сферы у дошкольников ведет к глобальному отставанию во всех сферах детского психического развития.
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 58 детей, возраст которых от пяти с половиной до шести с половиной лет. Это 29 детей с общим недоразвитием речи, которые посещают детский сад компенсирующего вида, и 29 детей с нормальным развитием речи. С целью исследования коммуникативных способностей детей были использованы две методики: «Два домика» Т. Д. Марцинковской и карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников А. М. Щетининой. Целью работы было выяснить, насколько существенна взаимосвязь речевого развития и коммуникативных способностей ребенка.
Результаты исследования показали, что общее недоразвитие речи дошкольника напрямую связано с развитием его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы, коммуникативные действия и умения таких детей, как и коммуникативные качества личности, слабо сформированы. Дети с общим недоразвитием речи чаще, чем их сверстники с нормальным развитием речи, занимают низкий социальный статус в группе. Результаты исследования еще раз подтверждают необходимость комплексной психолого-педагогической работы с дошкольниками с проблемами развития речи.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, А. Д. (2016) Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 9, № 4, с. 39–52.
Балтийская, Д. А., Пархоменко, О. Г. (2019) Взаимоотношения сверстников в речевых группах детского сада в зависимости от способности детей к децентрации: результаты эмпирического исследования. В кн.: Е. Н. Волкова (ред.). Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, с. 4–9.
Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. (2014) Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр, 96 c.
Демьянов, Ю. Г. (2020) Основы психиатрии. М.: Юрайт, 308 c. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/450831 (дата обращения 30.04.2021).
Ермаков, П. Н., Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А., Стрельникова, Е. О. (2016) Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология, т. 9, № 3, с. 72–80. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306
Жигорева, М. В., Левченко, И. Ю. (2018) В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, с. 23–28.
Китаева, И. И., Попкова, Н. С. (2020) Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления. Молодой ученый, № 7 (297), с. 241–243.
Марцинковская, Т. Д. (1997) Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 176 c.
Терентьева, В. И. (2000) Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6–7 лет. Дефектология, № 4, с. 74–77.
Щетинина, А. М. (2000) Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 89 c.
Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85–97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426
Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers’ phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, рр. 679–695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344
REFERENCES
Andreeva, A. D. (2016) Stanovlenie sposobnosti k detsentratsii v doshkol’nom vozraste [Formation of the ability to decentralize in preschool age]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Journal of Theoretical and Experimental Psychology, vol. 9, no. 4, pp. 39–52. (In Russian)
Baltijskaya, D. A., Parkhomenko, O. G. (2019) Vzaimootnosheniya sverstnikov v rechevykh gruppakh detskogo sada v zavisimosti ot sposobnosti detej k detsentratsii: rezul’taty empiricheskogo issledovaniya [Peer relationships in kindergarten speech groups depending on children’s ability to decentralize: Results of an empirical study]. In: E. N. Volkova (ed.). Aktual’nye voprosy psikhologii v issledovaniyakh studentov i aspirantov [Current issues of psychology in the research of students and postgraduates]. Moscow: SVIVT Publ., pp. 4–9. (In Russian)
Dem’yanov, Yu. G. (2020) Osnovy psikhiatrii [Fundamentals of psychiatry]. Moscow: Yurajt Publ., 308 p. [Online]. Available at: https://urait.ru/bcode/450831 (accessed 30.04.2021). (In Russian)
Ermakov, P. N., Vorob’eva, E. V., Kajdanovskaya, I. A., Strel’nikova, E. O. (2016) Model’ psikhicheskogo i razvitie myshleniya u detej doshkol’nogo vozrasta [Model of mental and developmental thinking in preschool children]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 9, no. 3, pp. 72–80. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2016090306 (In Russian)
Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85–97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426 (In English)
Kitaeva, I. I., Popkova, N. S. (2020) Razvitie rechi doshkol’nikov kak osnovnogo mekhanizma myshleniya [Development of preschool children’s speech as the main mechanism of thinking]. Molodoj uchenyj, no. 7 (297), pp. 241–243. (In Russian)
Martsinkovskaya, T. D. (1997) Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detej [Diagnostics of children’s mental development]. Moscow: Linka-Press Publ., 176 p. (In Russian)
Shchetinina, A. M. (2000) Diagnostika sotsial’nogo razvitiya rebenka [Diagnostics of the child’s social development: An educational and methodological guide]. Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 89 p. (In Russian)
Terent’eva, V. I. (2000) Sotsial’no-psikhologicheskie osobennosti detej s narusheniyami rechi 6–7 let [Socio-psychological characteristics of children with speech disorders 6–7 years old]. Defektologiya — Defectology, vol. 4, pp. 74–77. (In Russian)
Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers’ phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, рр. 679–695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344 (In English)
Volkovskaya, T. N., Yusupova, G. H. (2014) Psikhologicheskaya pomoshch’ doshkol’nikam s obshchim nedorazvitiem rechi [Psychological assistance to preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: National Book Centre Publ., 96 p. (In Russian)
Zhigoreva, M. V., Levchenko, I. Yu. (2018) V pomoshch’ defektologu doshkol’noj obrazovatel’noj organizatsii: metodicheskie podkhody k proektirovaniyu adaptirovannoj osnovnoj obrazovatel’noj programmy dlya detej rannego vozrasta s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Supportive system for special teachers in preschool educational institutes: Methodic approaches to creation of adaptive general educational program for young children with multiple and severe developmental impairments]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya — Education and Training of Children with Developmental Disabilities, no. 4, pp. 23–28. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Дарья Александровна Балтийская, Ольга Геннадьевна Пархоменко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.