Особенности взаимоотношений со сверстниками дошкольников с общим недоразвитием речи

Авторы

  • Дарья Александровна Балтийская ГБДОУ № 14 компенсирующего вида Василеостровского района
  • Ольга Геннадьевна Пархоменко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2386-0049

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-352-360

Ключевые слова:

дети с общим недоразвитием речи, дошкольники, коммуникативные способности, коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения, социометрический статус

Аннотация

Психическое развитие детей с проблемами в развитии речи, особенности их личностного развития уже давно привлекают внимание психологов и педагогов. Но в последние десятилетия можно наблюдать повышенный интерес к детям с различными проблемами развития речевой сферы. Создается впечатление, что увеличилось количество детей, для которых характерны различной сложности проблемы в развитии речи и которым необходима помощь специалистов в этой области. Но скорее изменилось отношение к данной группе детей, понимание необходимости уделять таким детям больше внимания на профессиональном уровне. Теоретический анализ научно-психологической литературы показывает, что отставание в развитии речевой сферы у дошкольников ведет к глобальному отставанию во всех сферах детского психического развития.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 58 детей, возраст которых от пяти с половиной до шести с половиной лет. Это 29 детей с общим недоразвитием речи, которые посещают детский сад компенсирующего вида, и 29 детей с нормальным развитием речи. С целью исследования коммуникативных способностей детей были использованы две методики: «Два домика» Т. Д. Марцинковской и карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников А. М. Щетининой. Целью работы было выяснить, насколько существенна взаимосвязь речевого развития и коммуникативных способностей ребенка.

Результаты исследования показали, что общее недоразвитие речи дошкольника напрямую связано с развитием его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отстает от возрастной нормы, коммуникативные действия и умения таких детей, как и коммуникативные качества личности, слабо сформированы. Дети с общим недоразвитием речи чаще, чем их сверстники с нормальным развитием речи, занимают низкий социальный статус в группе. Результаты исследования еще раз подтверждают необходимость комплексной психолого-педагогической работы с дошкольниками с проблемами развития речи.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, А. Д. (2016) Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 9, № 4, с. 39–52.

Балтийская, Д. А., Пархоменко, О. Г. (2019) Взаимоотношения сверстников в речевых группах детского сада в зависимости от способности детей к децентрации: результаты эмпирического исследования. В кн.: Е. Н. Волкова (ред.). Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, с. 4–9.

Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. (2014) Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр, 96 c.

Демьянов, Ю. Г. (2020) Основы психиатрии. М.: Юрайт, 308 c. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/450831 (дата обращения 30.04.2021).

Ермаков, П. Н., Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А., Стрельникова, Е. О. (2016) Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология, т. 9, № 3, с. 72–80. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306

Жигорева, М. В., Левченко, И. Ю. (2018) В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, с. 23–28.

Китаева, И. И., Попкова, Н. С. (2020) Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления. Молодой ученый, № 7 (297), с. 241–243.

Марцинковская, Т. Д. (1997) Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 176 c.

Терентьева, В. И. (2000) Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6–7 лет. Дефектология, № 4, с. 74–77.

Щетинина, А. М. (2000) Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 89 c.

Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85–97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426

Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers’ phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, рр. 679–695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344

REFERENCES

Andreeva, A. D. (2016) Stanovlenie sposobnosti k detsentratsii v doshkol’nom vozraste [Formation of the ability to decentralize in preschool age]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Journal of Theoretical and Experimental Psychology, vol. 9, no. 4, pp. 39–52. (In Russian)

Baltijskaya, D. A., Parkhomenko, O. G. (2019) Vzaimootnosheniya sverstnikov v rechevykh gruppakh detskogo sada v zavisimosti ot sposobnosti detej k detsentratsii: rezul’taty empiricheskogo issledovaniya [Peer relationships in kindergarten speech groups depending on children’s ability to decentralize: Results of an empirical study]. In: E. N. Volkova (ed.). Aktual’nye voprosy psikhologii v issledovaniyakh studentov i aspirantov [Current issues of psychology in the research of students and postgraduates]. Moscow: SVIVT Publ., pp. 4–9. (In Russian)

Dem’yanov, Yu. G. (2020) Osnovy psikhiatrii [Fundamentals of psychiatry]. Moscow: Yurajt Publ., 308 p. [Online]. Available at: https://urait.ru/bcode/450831 (accessed 30.04.2021). (In Russian)

Ermakov, P. N., Vorob’eva, E. V., Kajdanovskaya, I. A., Strel’nikova, E. O. (2016) Model’ psikhicheskogo i razvitie myshleniya u detej doshkol’nogo vozrasta [Model of mental and developmental thinking in preschool children]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 9, no. 3, pp. 72–80. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2016090306 (In Russian)

Kent, J., McDonald, S. (2021) What are the experiences of speech and language therapists implementing a staff development approach in early years settings to enhance good communication practices? Child Language Teaching and Therapy, vol. 37, no. 1, pp. 85–97. https://doi.org/10.1177/0265659020974426 (In English)

Kitaeva, I. I., Popkova, N. S. (2020) Razvitie rechi doshkol’nikov kak osnovnogo mekhanizma myshleniya [Development of preschool children’s speech as the main mechanism of thinking]. Molodoj uchenyj, no. 7 (297), pp. 241–243. (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D. (1997) Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detej [Diagnostics of children’s mental development]. Moscow: Linka-Press Publ., 176 p. (In Russian)

Shchetinina, A. M. (2000) Diagnostika sotsial’nogo razvitiya rebenka [Diagnostics of the child’s social development: An educational and methodological guide]. Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 89 p. (In Russian)

Terent’eva, V. I. (2000) Sotsial’no-psikhologicheskie osobennosti detej s narusheniyami rechi 6–7 let [Socio-psychological characteristics of children with speech disorders 6–7 years old]. Defektologiya — Defectology, vol. 4, pp. 74–77. (In Russian)

Torrington, E. C., Ratner, N. B. (2016) An exploration of the role of executive functions in preschoolers’ phonological development. Clinical Linguistics & Phonetics, vol. 30, no. 9, рр. 679–695. https://doi.org/10.1080/02699206.2 016.1179344 (In English)

Volkovskaya, T. N., Yusupova, G. H. (2014) Psikhologicheskaya pomoshch’ doshkol’nikam s obshchim nedorazvitiem rechi [Psychological assistance to preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: National Book Centre Publ., 96 p. (In Russian)

Zhigoreva, M. V., Levchenko, I. Yu. (2018) V pomoshch’ defektologu doshkol’noj obrazovatel’noj organizatsii: metodicheskie podkhody k proektirovaniyu adaptirovannoj osnovnoj obrazovatel’noj programmy dlya detej rannego vozrasta s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Supportive system for special teachers in preschool educational institutes: Methodic approaches to creation of adaptive general educational program for young children with multiple and severe developmental impairments]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya — Education and Training of Children with Developmental Disabilities, no. 4, pp. 23–28. (In Russian)

Опубликован

27.09.2021

Выпуск

Раздел

Статьи