Гендерные стереотипы: социокультурная или биологическая обусловленность?
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-304-312Ключевые слова:
гендерные стереотипы, гендерные различия, социокультурный подход, биологически детерминированный подход, психофизиологические характеристики, индивидуальная изменчивостьАннотация
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается широким распространением в современном обществе гендерных стереотипов и недостаточной изученностью факторов, способствующих их формированию. Гендерные стереотипы — это обобщенные образы групп мужчин и женщин, представления о маскулинности и феминности. Устойчивые стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства и могут ограничивать возможности самореализации индивида. Гендерные стереотипы проявляются в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности школьных педагогов. Дальнейшее изучение вопроса о структуре и формировании гендерных стереотипов будет способствовать расширению представлений педагогов в данной области знаний.
Гендерные стереотипы базируются на распространенных в обществе мнениях о значимых различиях групп мужчин и женщин. Существуют разные подходы к анализу гендерных различий — социокультурный и биологически детерминированный. Цель настоящей статьи — представить обзор современных сведений о некоторых соматических и психофизиологических свойствах мужчин и женщин, которые могут обусловливать гендерные различия и влиять на гендерные стереотипы. Анализ опубликованных данных показал, что различия по ряду психологических показателей (речевые и математические способности, эмоциональные реакции и другие) невелики или близки к нулю. Установлена зависимость этих характеристик от гендерных стереотипов, существующих в обществе.
Проведенное изучение научных публикаций, ориентированных на исследование соматических и психофизиологических характеристик мужчин и женщин, показало значительную индивидуальную вариативность этих показателей. В работе сопоставлены данные об уровне развития моторных и сенсомоторных свойств. Проанализированы сведения об особенностях строения мозговых структур в связи с пространственными и интеллектуальными способностями. Рассмотрены результаты сравнительного изучения мужчин и женщин по чувствительности к болевым стимулам и агрессивности. Подчеркивается существенная индивидуальная изменчивость рассматриваемых свойств под влиянием факторов разной природы, в том числе индивидуального опыта. Отмечается, что способности индивида всегда есть результат сложного взаимодействия генетических, гормональных, нервных и средовых влияний. Делается вывод, что существующие сведения о различиях между мужчинами и женщинами по ряду характеристик не дают достаточных оснований для принятия их в качестве устойчивой биологической основы гендерных стереотипов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Амунц, В. В. (2004) К вопросу об асимметрии структурной организации мозга мужчин и женщин. В кн.: Н. Н. Боголепов, В. Ф. Фокин (ред.). Функциональная межполушарная асимметрия. М.: Научный мир, с. 323–330.
Аруин, А. С., Зациорский, В. М. (1988) Эргономическая биомеханика. М.: Машиностроение, 256 с.
Виноградова, Т. В., Семенов, В. В. (1993) Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. Вопросы психологии, № 2, с. 72–80.
Вольф, Н. В. Разумникова, О. М. (2004) Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации. В кн.: Н. Н. Боголепов, В. Ф. Фокин (ред.). Функциональная межполушарная асимметрия. М.: Научный мир, с. 564–597.
Голдберг, Э. (2003) Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. М.: Смысл, 333 c.
Голубев, В. Л., Данилов, А. Б., Данилов, А. Б., Вейн, А. М. (2004) Психосоциальные факторы, гендер и боль. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, т. 104, № 11, с. 70–73.
Жуков, Д. А. (2007) Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 442 с.
Ильин, Е. П. (2007) Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 544 с.
Кабалевская, А. И. (2012) Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования, № 2 (22), статья 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/657-kabalevskaya22.html (дата обращения 01.07.2021).
Каменская, Е. Н., Дыхан, Л. Б., Пижугийда, В. В. (2017) Изучение влияния гендерных стереотипов на деятельность педагога. Проблемы современного педагогического образования, № 57–2, с. 130–137.
Клецина, И. С. (1998) Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 92 с.
Клецина, И. С., Давыдова, Э. В. (2020) Гендерные стереотипы и их проявление в деятельности школьных педагогов. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Вып. 3. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, с. 349–356. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-60
Кэхилл, Л. (2005) Его мозг, ее мозг. В мире науки, № 8, с. 20–27.
Радина, Н. К. (1999) Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях. Вопросы психологии, № 2, с. 22–27.
Разумникова, О. М. (2004) Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии. Вопросы психологии, № 4, с. 76–83.
Реброва, Н. П. (2009) Взаимосвязь биологических и психологических характеристик личности: гендерный аспект. В кн.: И. С. Клецина (ред.). Гендерная психология. СПб.: Питер, с. 48–73.
Риппон, Дж. (2019) Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге. М.: Эксмо, 400 с.
Савельев, С. В. (2016) Нищета мозга. 2-е изд., доп. М.: ВЕДИ, 192 с.
Сапин, М. Р., Сивоглазов, В. И. (2002) Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). 3-е изд., стер. М.: Академия, 448 с.
Степанова, Д. П. (2020) Гендерные стереотипы как фактор, сдерживающий развитие женского спорта (на примере тяжелой атлетики). Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 1 (179), с. 269–273. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p269-273
Ткачева, В. А. (2020a) Гендерные стереотипы в современной России и влияние на них массовой культуры. Социология в современном мире: наука, образование, творчество, т. 1, № 12, с. 261–264.
Ткачева, М. С. (2020b) Особенности стереотипных представлений о школьниках у студентов разных педагогических специальностей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 2 (34), с. 178–186. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-178-186
Уилмор, Дж. Х., Костилл, Д. Л. (2001) Физиология спорта. Киев: Олимпийская литература, 503 с.
Фадеева, У. А., Яшкова, Е. В., Вагин, Д. Ю. (2019) Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности как социальная стратификация общества. Актуальные вопросы современной экономики, № 3, с. 602–607.
Ходырева, Н. В. (1998) Гендер в психологии: история, подходы, проблемы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения, № 2, с. 74–82.
Чикер, В. А., Почебут, Л. Г. (2017) Гендерные стереотипы межличностного восприятия. Петербургский психологический журнал, № 18, с. 47–74.
Anders S. M. van, Steiger, J., Goldey, K. L. (2015) Gendered behavior modulates testosterone in women and men. PNAS: Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 112, no. 45, pp. 13805–13810. https://doi.org/10.1073/pnas.1509591112
Cosgrove, K. P., Mazure, C. M., Staley, J. K. (2007) Evolving knowledge of sex differences in brain structure, function, and chemistry. Biological Psychiatry, vol. 62, no. 8, pp. 847–855. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2007.03.001
Crozier, D., Zhang, Z., Park, S., Sternad, D. (2019). Gender differences in throwing revisited: Sensorimotor coordination in a virtual ball aiming task. Frontiers in Human Neurosciense, no. 13, article 231. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00231
Hayes, J., Allinson, Ch. W., Armstrong, St. J. (2004) Intuition, women managers and gendered stereotypes. Personnel Review, vol. 33, no. 4, pp. 403–417. https://doi.org/10.1108/00483480410539489
Hyde, J. S. (1986) Gender differences in aggression. In: J. A. Hyde, M. C. Linn (eds.). The psychology of gender: Advances through meta-analysis. Baltimore: Johns Hopkins Press, pp. 51–66.
Hyde, J. S. (2005) The gender similarities hypothesis. American Psychologist, vol. 60, no. 6, pp. 581–592. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.581
Joel, D., Yarimi, D. (2014) Consciousness-raising in a gender conflict group. International Journal of Group Psychotherapy, vol. 64, no. 1, pp. 48–69. https://doi.org/10.1521/ijgp.2014.64.1.48
Kimura, D. (1999) Sex and cognition. Cambridge: MIT Press, 230 p.
Maccoby, E., Jacklin, C. (1974) The psychology of sex differences. Stanford: Stanford University Press, 634 p.
Miller, D. I., Halpern, D. F. (2014) The new science of cognitive sex differences. Trends in Cognitive Sciences, vol. 18, no. 1, pp. 37–45. https://doi.org/10.1016/j.tics.2013.10.011
Sax, L. (2002) Maybe men and women are different. American Psychologist, vol. 57, no. 6–7, p. 444. https://doi.org/10.1037/0003-066X.57.6-7.444a
Swaab, D. F. (2007) Sexual differentiation of the brain and behavior. Best Practice & Research Clinical Endocrinology & Metabolism, vol. 21, no. 3, pp. 431–444. https://doi.org/10.1016/j.beem.2007.04.003
Wong, J. S., Gravel, J. (2016) Do sex offenders have higher levels of testosterone? Results from a meta-analysis. Sexual Abuse, vol. 30, no. 2, pp. 147–168. https://doi.org/10.1177/1079063216637857
REFERENCES
Amunts, V. V. (2004) K voprosu ob asimmetrii strukturnoj organizatsii mozga muzhchin i zhenshchin [To the question of the asymmetry of the structural organization of the brain of men and women]. In: N. N. Bogolepov, V. F. Fokin (eds.). Funktsional’naya mezhpolusharnaya asimmetriya [Functional interhemispheric asymmetry]. Moscow: Nauchnyj mir Publ., pp. 323–330. (In Russian)
Anders S. M. van, Steiger, J., Goldey, K. L. (2015) Gendered behavior modulates testosterone in women and men. PNAS: Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 112, no. 45, pp. 13805–13810. https://doi.org/10.1073/pnas.1509591112 (In English)
Aruin, A. S., Zatsiorskij, V. M. (1988) Ergonomicheskaya biomekhanika [Ergonomic biomechanics]. Moscow: Mashinostroenie Publ., 256 p. (In Russian)
Cahill, L. (2005) His brain, her brain. V mire nauki, no. 8, pp. 20–27. (In Russian)
Chiker, V. A., Pochebut, L. G. (2017) Gendernye stereotipy mezhlichnostnogo vospriyatiya [Gender stereotypes of interpersonal perception]. Peterburgskij psihologičeskij žurnal, no. 18, pp. 47–74. (In Russian)
Cosgrove, K. P., Mazure, C. M., Staley, J. K. (2007) Evolving knowledge of sex differences in brain structure, function, and chemistry. Biological Psychiatry, vol. 62, no. 8, pp. 847–855. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2007.03.001 (In English)
Crozier, D., Zhang, Z., Park, S., Sternad, D. (2019). Gender differences in throwing revisited: Sensorimotor coordination in a virtual ball aiming task. Frontiers in Human Neuroscience, no. 13, article 231. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00231 (In English)
Fadeeva, U. A., Yashkova, E. V., Vagin, D. Yu. (2019) Gendernye stereotipy v professional’noj deyatel’nosti kak sotsial’naya stratifikatsiya obshchestva [Gender stereotypes in professional activity as social stratification of society]. Aktual’nye voprosy sovremennoj ekonomiki — Actual Issues of the Modern Economics, no. 3, pp. 602–607. (In Russian)
Goldberg, E. (2003) The executive brain: Frontal lobes and the civilized mind. Moscow: Smysl Publ., 333 p. (In Russian)
Golubev, V. L., Danilov, A. B., Danilov, A. B., Vejn, A. M. (2004) Psihosocial’nye faktory, gender i bol’ [Psychosocial factors, gender and pain]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova, vol. 104, no. 11, pp. 70–73. (In Russian)
Hayes, J., Allinson, Ch. W., Armstrong, St. J. (2004) Intuition, women managers and gendered stereotypes. Personnel Review, vol. 33, no. 4, pp. 403–417. https://doi.org/10.1108/00483480410539489 (In English)
Hodyreva, N. V. (1998) Gender v psikhologii: istoriya, podkhody, problemy [Gender in psychology: History, approaches, problems]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Seriya 6. Filosofiya, politologiya, sotsiologiya, psikhologiya, pravo, mezhdunarodnye otnosheniya, no. 2, pp. 74–82. (In Russian)
Hyde, J. S. (1986) Gender differences in aggression. In: J. A. Hyde, M. C. Linn (eds.). The psychology of gender: Advances through meta-analysis. Baltimore: Johns Hopkins Press, pp. 51–66. (In English)
Hyde, J. S. (2005) The gender similarities hypothesis. American Psychologist, vol. 60, no. 6, pp. 581–592. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.581 (In English)
Il’in, E. P. (2007) Differentsial’naya psikhofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential psychophysiology of men and women]. Saint Petersburg: Piter Publ., 544 p. (In Russian)
Joel, D., Yarimi, D. (2014) Consciousness-raising in a gender conflict group. International Journal of Group Psychotherapy, vol. 64, no. 1, pp. 48–69. https://doi.org/10.1521/ijgp.2014.64.1.48 (In English)
Kabalevskaya, A. I. (2012) Predstavleniya o gendernykh stereotipakh v sovremennoj sotsial’noj psikhologii [Ideas about gender stereotypes in modern social psychology]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 2 (22), article 4. [Online]. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/657-kabalevskaya22.html (accessed 01.07.2021). (In Russian)
Kamenskaya, E. N., Dykhan, L. B., Pizhugijda, V. V. (2017) Izuchenie vliyaniya gendernykh stereotipov na deyatel’nost’ pedagoga [Study of the influence of gender stereotypes on the activities of a teacher]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 57–2, pp. 130–137. (In Russian)
Kimura D. (1999) Sex and cognition. Cambridge: MIT Press, 230 p. (In English)
Kletsina, I. S. (1998) Gendernaya sotsializatsiya [Gender socialization]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 92 p. (In Russian)
Kletsina, I. S., Davydova, E. V. (2020) Gendernye stereotipy i ikh proyavlenie v deyatel’nosti shkol’nykh pedagogov [Gender stereotypes among school teachers]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii [The Herzen University Studies: Psychology in education. Proceedings of the III International scientific and practical conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, pp. 349–356. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-60 (In Russian)
Maccoby, E., Jacklin, C. (1974) The psychology of sex differences. Stanford: Stanford University Press, 634 p. (In English)
Miller, D. I., Halpern, D. F. (2014) The new science of cognitive sex differences. Trends in Cognitive Sciences, vol. 18, no. 1, pp. 37–45. https://doi.org/10.1016/j.tics.2013.10.011 (In English)
Radina, N. K. (1999) Ob ispol’zovanii gendernogo analiza v psikhologicheskikh issledovaniyakh [On the use of gender analysis in psychological research]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 22–27. (In Russian)
Razumnikova, O. M. (2004) Vzaimodejstvie gendernykh stereotipov i zhiznennykh tsennostej kak faktorov vybora professii [Interaction of gender stereotypes and life values as factors in choosing a profession]. Voprosy psychologii, no. 4, pp. 76–83. (In Russian)
Rebrova, N. P. (2009) Vzaimosvyaz’ biologicheskikh i psikhologicheskikh kharakteristik lichnosti: gendernyj aspekt [The relationship of biological and psychological characteristics of a person: Gender aspect]. In: I. S. Kletsina (ed.). Gendernaya psikhologiya [Gender psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 48–73. (In Russian)
Rippon, G. (2019) Gendered brain: The new neuroscience that shatters the myth of the female brain. Moscow: Eksmo Publ., 400 p. (In Russian)
Sapin, M. R., Sivoglazov, V. I. (2002) Anatomiya i fiziologiya cheloveka (s vozrastnymi osobennostyami detskogo organizma) [Human anatomy and physiology (with age characteristics of the child’s body)]. 3d ed., stereotype. Moscow: Academia Publ., 448 p. (In Russian)
Savel’ev, S. V. (2016) Nishcheta mozga [Poverty of the brain]. 2nd ed., rev. Moscow: VEDI Publ., 192 p. (In Russian)
Sax, L. (2002) Maybe men and women are different. American Psychologist, vol. 57, no. 6–7, p. 444. https://doi.org/10.1037/0003-066X.57.6-7.444a (In English)
Stepanova, D. P. (2020) Gendernye stereotipy kak faktor, sderzhivayushchij razvitie zhenskogo sporta (na primere tyazheloj atletiki) [Gender stereotypes as a factor holding back the development of women’s sports (on the example of weightlifting)]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, no. 1 (179), pp. 269–273. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p269-273 (In Russian)
Swaab, D. F. (2007) Sexual differentiation of the brain and behavior. Best Practice & Research Clinical Endocrinology & Metabolism, vol. 21, no. 3, pp. 431–444. https://doi.org/10.1016/j.beem.2007.04.003 (In English)
Tkacheva, M. S. (2020b) Osobennosti stereotipnykh predstavlenij o shkol’nikakh u studentov raznykh pedagogicheskikh spetsial’nostej [Features of stereotype representations of schoolchildren in students of different pedagogical specialties]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestia of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 2 (34), pp. 178–186. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-178-186 (In Russian)
Tkacheva, V. A. (2020a) Gendernye stereotipy v sovremennoj Rossii i vliyanie na nikh massovoj kul’tury [Gender stereotypes in modern Russia and the influence of mass culture on them]. Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo — Sociology in the Modern World: Science, Education, Creativity, vol. 1, no. 12, pp. 261–264. (In Russian)
Vinogradova, T. V., Semenov, V. V. (1993) Sravnitel’noe issledovanie poznavatel’nykh protsessov u muzhchin i zhenshchin: rol’ biologicheskikh i sotsial’nykh faktorov [Comparative study of cognitive processes in men and women: The role of biological and social factors]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 72–80. (In Russian)
Vol’f, N. V., Razumnikova, O. M. (2004) Polovoj dimorfizm funktsional’noj organizatsii mozga pri obrabotke rechevoj informatsii. In: N. N. Bogolepov, V. F. Fokin (eds.). Funktsional’naya mezhpolusharnaya asimmetriya [Functional interhemispheric asymmetry]. Moscow: Nauchnyj mir Publ., pp. 564–597. (In Russian)
Wilmore, J. H., Costill, D. L. (2001) Physiology of sport and exercise. Kiev: Olimpijskaya literatura Publ., 503 p. (In Russian)
Wong, J. S., Gravel, J. (2016) Do sex offenders have higher levels of testosterone? Results from a meta-analysis. Sexual Abuse, vol. 30, no. 2, pp. 147–168. https://doi.org/10.1177/1079063216637857 (In English)
Zhukov, D. A. (2007) Biologiya povedeniya: gumoral’nye mekhanizmy [Biology of behavior: Humoral mechanisms]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 442 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Нина Павловна Реброва
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.