Переживание кризиса социальной идентичности в период ранней взрослости
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-222-247Ключевые слова:
ранняя взрослость, кризис, идентичность, социальная идентичность, социальная роль, проблемная идентичностьАннотация
Введение: Статья посвящена изучению переживания кризиса социальной идентичности в период ранней взрослости. Проживание кризиса является важным условием адаптации молодых людей, при этом в настоящее время в обществе наблюдается размывание критериев взрослости, в связи с чем изучение идентичности молодых людей в современных условиях является актуальным. Целью исследования было выявление особенностей переживания кризиса социальной идентичности в период ранней взрослости.
Материалы и методы: В исследовании приняли участие 58 человек, выборка делилась по критериям трудовой занятости и осознания проблемной идентичности. Выявлены статистически значимые различия в структуре идентичности работающих и неработающих молодых людей, а также юношей и девушек с благополучной и проблемной идентичностью.
Результаты исследования: Юноши и девушки, имеющие работу, выше оценивают свой потенциал и в предметной деятельности, и в сфере общения. Значимость восприятия себя как участника близких межличностных отношений и персональная идентичность выше у работающих молодых людей. Неработающие юноши и девушки более склонны оценивать собственные стремления и упоминать актуальные состояния и переживания при описании себя. Кроме того, они чаще дают себе негативную оценку и отмечают проблемную идентичность.
Юношей и девушек без проблем в самоидентификации отличает более высокая оценка собственной подверженности эмоциональному реагированию. Внимание к персональному Я выше у людей с благополучным прохождением кризиса идентичности. При этом для них более значимы сфера работы и сфера отношений с другими.
Экзистенциальное описание своей личности чаще встречается у юношей и девушек с проблемной идентичностью. Люди в этой группе чаще опираются на ситуативные характеристики при самоописании, а также ниже оценивают свои способности в предметной деятельности, чем вторая группа. Молодые люди с проблемной идентичностью реже указывают свои интересы и оценивают собственную деятельность.
Результаты исследования показали, что идентификация с социальной ролью работающего является одним из признаков успешного разрешения кризиса идентичности, а наличие проблемной идентичности связано с блокировкой социального развития.
Заключение: Полученные результаты могут послужить материалом для создания программ индивидуального консультирования юношей и девушек, а также профилактической работы.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, Г. М. (2011) К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Психологические исследования, № 6 (20), статья 1. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html#e3 (дата обращения 18.03.2021).
Безгодова, С. А. (2017) Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода. В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. А. Герцена, с. 223–233.
Белинская, Е. П. (2018) Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и Педагогика, т. 8, № 1, с. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.101
Василюк, Ф. Е. (1984) Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 200 с.
Витковский, Е. О., Кузнецова, О. З. (2019) Современное отношение молодежи к семье и браку. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, спец. выпуск 6, статья 5. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661.pdf (дата обращения 28.06.2021).
Духновский, С. В. (2015) Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, т. 21, № 2, с. 30–35.
Ефимова, Г. З. (2014) Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества. Интернет-журнал Науковедение, № 6 (25), статья 9. http://dx.doi.org/10.15862/09PVN614
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2018) Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи. Научный результат. Социология и управление, т. 4, № 3, с. 3–12. http://dx.doi.org/10.18413/2408- 9338-2018-4-3-0-1
Ильин, Е. П. (2012) Психология взрослости. СПб.: Питер, 544 с. (Мастера психологии).
Калашникова, Е. М. (2014) «Кризис идентичности» и исследование культуры самосознания современного человека. Вестник Вятского государственного университета, № 11, с. 14–18.
Климов, И. А. (2001) Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности. В кн.: Т. Г. Стефаненко (ред.). Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Московский общественный научный фонд, с. 54–81.
Коряковцева, О. А., Бугайчук, Т. В. (2018) Молодежь России: кризис гражданской идентичности. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, № 1, с. 140–150.
Микляева, А. В. (2016) Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 5, № 4 (17), с. 473–477.
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2008) Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 118 с.
Морозова, С. В. (2015) Психологические проблемы инфантилизма у современной молодежи. В кн.: Наука ЮРГУ. Материалы 67-й научной конференции 14–17 апреля 2015 г. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного университета, с. 1265–1271.
Самыгин, С. И., Гнатюк, М. А., Кротов, Д. В. (2017) Особенности трудовой адаптации российской молодежи на рынке труда. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 11, с. 61–65.
Соболь, Т. В. (2012) Проблема формирования социальной идентичности в условиях глобальных общественных изменений. Философия и космология, т. 11, с. 211–230.
Соловьева, С. Л. (2018) Идентичность как ресурс выживания. Медицинская психология в России, т. 10, № 1 (48), статья 5. http://dx.doi.org/10.24411/2219-8245-2018-11050
Толстых, Н. Н. (2015) Современное взросление. Консультативная психология и психотерапия, т. 23, № 4 (88), с. 7–24. http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2015230402
Фофанова, Г. А. (2019) Проблема исследования профессиональной идентичности в период ранней взрослости. В кн.: И. В. Казакова, И. В. Олюнина (ред). Женщины-ученые Беларуси и Китая. Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 15 марта 2019 г. Минск: Изд-во БГУ, с. 67–70.
Швец, Ф. А. (2014) Чувство взрослости у современных российских подростков: на основе сравнения с исследованиями 80-х годов ХХ века. В кн.: В. Т. Кудрявцев (ред.). Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 17–21 ноября 2014 г. Т. 2. М.: Левъ, с. 319–327.
Bohleber, W. (2010) Destructiveness, intersubjectivity and trauma: The identity crisis of modern psychoanalysis. London: Routledge, 236 p. https://doi.org/10.4324/9780429473623
Maddi, S. R. (2013) Hardiness: Turning stressful circumstances into resilient growth. New York; London: Springer, 88 p. (Springer briefs in psychology). https://doi.org/10.1007/978-94-007-5222-1
Mortimer, J. T., Moen, P. (2016) The changing social construction of age and the life course: Precarious identity and enactment of “early” and “encore” stages of adulthood. In: M. J. Shanahan, J. T. Mortimer, M. K. Johnson (eds.). Handbook of the life course. Vol. 2. Heidelberg; Switzerland: Springer, pp. 111–129. (Handbooks of sociology and social research). https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0_5
Suri, S., Ishala, K. (2018) Identity crisis, procrastination and academic motivation among university students. Journal of Education and Management Studies, vol. 8, no. 1, pp. 148–152.
REFERENCES
Andreeva, G. M. (2011) K voprosu o krizise identichnosti v usloviyakh sotsial’nykh transformatsij [On the question of identity crisis in the context of social transformations]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 6 (20), article 1. [Online]. Avaiable at: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html#e3 (accessed 18.03.2021). (In Russian)
Belinskaya, E. P. (2018) Sovremennye issledovaniya identichnosti: ot strukturnoj opredelennosti k protsessual’nosti i nezavershennosti [Modern identity studies: from structural certainty to processality and incompleteness]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya i pedagogika, vol. 8, no. 1, pp. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.101 (In Russian)
Bezgodova, S. A. (2017) Sotsial’naya psikhologiya vzrosleniya: k postanovke problemy issledovaniya v ramkakh integrativnogo podkhoda [Social psychology of growing up: To the formulation of the research problem within the framework of an integrative approach]. In: E. Yu. Korzhova (ed.). Integrativnyj podkhod k poznaniyu psikhologii cheloveka [An integrative approach to cognition of human psychology]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 223–233. (In Russian)
Bohleber, W. (2010) Destructiveness, intersubjectivity and trauma: The identity crisis of modern psychoanalysis. London: Routledge, 236 p. https://doi.org/10.4324/9780429473623 (In English)
Dukhnovskij, S. V. (2015) Krizis i ego perezhivanie lichnost’yu: rezul’taty empiricheskogo issledovaniya [The crisis and its experience as a person: The results of empirical research]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics, no. 2 (36), pp. 51–55. (In Russian)
Efimova, G. Z. (2014) Sotsial’nyj infantilizm studencheskoj molodezhi kak faktor protivodejstviya modernizatsii sovremennogo rossijskogo obshchestva [Social infantilism of student youth as a factor in counteracting the modernization of modern Russian society]. Internet-zhurnal Naukovedenie, no. 6, article 9. http://dx.doi.org/10.15862/09PVN614 (In Russian)
Fofanova, G. A. (2019) Problema issledovaniya professional’noj identichnosti v period rannej vzroslosti [The problem of researching professional identity in early adulthood]. In: I. V. Kazakova, I. V. Olyunin (eds.). Zhenshchiny-uchenye Belarusi i Kitaya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Minsk, 15 marta 2019 g. [Women scientists of Belarus and China. Proceedings of the International scientific and practical conference. Minsk, 15 March, 2019]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 67–70. (In Russian)
Il’in, E. P. (2012) Psikhologiya vzroslosti [Psychology of adulthood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 544 p. (Mastera psikhologii [Masters of psychology]). (In Russian)
Kalashnikova, E. M. (2014) Krizis identichnosti i issledovanie kul’tury samosoznaniya sovremennogo cheloveka [“Crisis of identity” and the study of culture of modern human’s self-conscience]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta — Herald of Vyatka State University, no. 11, pp. 14–18. (In Russian)
Klimov, I. A. (2001) Psikhosotsial’nye mekhanizmy vozniknoveniya krizisa identichnosti [Psychosocial mechanisms of the emergence of the identity crisis]. In: T. G. Stefanenko (ed.). Transformatsiya identifikatsionnykh struktur v sovremennoj Rossii [Transformation of identification structures in modern Russia]. Moscow: Moskovskij obshchestvennyj nauchnyj fond Publ., pp. 54–81. (In Russian)
Koryakovtseva, O. A., Bugaychuk, T. V. (2018) Molodezh’ Rossii: krizis grazhdanskoj identichnosti [Youth of Russia: The crisis of civic identity]. Lokus: lyudi, obshchestvo, kul’tury, smysly — Locus: People, Society, Cultures, Meanings, no. 1, pp. 140–150. (In Russian)
Maddi, S. R. (2013) Hardiness: Turning stressful circumstances into resilient growth. New York; London: Springer, 88 p. (Springer briefs in psychology). https://doi.org/10.1007/978-94-007-5222-1 (In English)
Miklyaeva, A. V. (2016) Zrelost’ i infantilizm lichnosti v sotsial’nykh predstavleniyakh razlichnykh pokolenij [Personal maturity and infantilism in the social beliefs of different generations]. Azimut nauchnykh issledovanij: Pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 5, no. 4 (17), pp. 473–477. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2008) Sotsial’naya identichnost’ lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya [Social identity of the individual: Content, structure, mechanisms of formation]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 118 p. (In Russian)
Morozova, S. V. (2015) Psikhologicheskie problemy infantilizma u sovremennoj molodezhi [Psychological problems of infantilism in modern youth]. In: Nauka YuRGU. Materialy 67-j nauchnoj konferentsii 14–17 aprelya 2015 g. [Science of YRGU. Materials of the 67th scientific conference, 14–17 April, 2015]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., pp. 1265–1271. (In Russian)
Mortimer, J. T., Moen, P. (2016) The changing social construction of age and the life course: Precarious identity and enactment of “early” and “encore” stages of adulthood. In: M. J. Shanahan, J. T. Mortimer, M. K. Johnson (eds.). Handbook of the life course. Vol. 2. Heidelberg; Switzerland: Springer, pp. 111–129. (Handbooks of sociology and social research). https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0_5 (In English)
Samygin, S. I., Gnatyuk, M. A., Krotov, D. V. (2017) Osobennosti trudovoj adaptatsii rossijskoj molodezhi na rynke truda [Features of labor adaptation of Russian youth in the labor market]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, no. 11, pp. 61–65. (In Russian)
Shvets, F. A. (2014) Chuvstvo vzroslosti u sovremennykh rossijskikh podrostkov: na osnove sravneniya s issledovaniyami 80-kh godov XX veka [Sense of adulthood in modern Russian adolescents: Based on comparison with studies in the 1980s]. In: V. T. Kudryavtsev (ed.). Myshlenie i rech’: Podkhody, problemy, resheniya. Materialy XV Mezhdunarodnykh chtenij pamyati L. S. Vygotskogo, (Moskva, 17–21 noyabrya 2014 g. [Thinking and speech: Approaches, problems, solutions. Materials of the XV International readings in memory of L. S. Vygotsky, (Moscow, 17–21 November, 2014]. Vol. 2. Moscow: Lev Publ., pp. 319–327. (In Russian)
Sobol, T. V. (2012) Problema formirovaniya sotsial’noj identichnosti v usloviyakh global’nykh obshchestvennykh izmenenij [The problem of social identity formation in the context of global social changes]. Filosofiya i kosmologiya — Philosophy and Cosmology, vol. 11, pp. 211–230. (In Russian)
Solov’eva, S. L. (2018) Identichnost’ kak resurs vyzhivaniya [Identity as a survival resource]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, vol. 10, no. 1 (48), article 5. http://dx.doi.org/10.24411/2219-8245-2018-11050 (In Russian)
Suri, S, Ishala, K. (2018) Identity crisis, procrastination and academic motivation among university students. Journal of Education and Management Studies, vol. 8, no. 1, pp. 148–152. (In English)
Tolstykh, N. N. (2015) Sovremennoe vzroslenie [Modern growing up]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 23, no. 4 (88), pp. 7–24. http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2015230402 (In Russian)
Vasilyuk, F. E. (1984) Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsij [Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations)]. Moscow: Moscow University Press, 200 p. (In Russian)
Vitkovsky, E. O., Kuznetsova, O. Z. (2019) Sovremennoe otnoshenie molodezhi k sem’e i braku [The modern attitude of young people to family and marriage]. Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU — Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, special no. 6, article 5. [Online]. Available at: http://e-journal. omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661.pdf (accessed 28.06.2021). (In Russian)
Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I. (2018) Smyslozhiznennye tsennosti v kul’turnom prostranstve rossijskoj molodezhi [Life-meaning values in the cultural space of Russian youth]. Nauchnyj rezul’tat. Sotsiologiya i upravlenie — Research Result. Sociology and Management, vol. 4, no. 3, pp. 3–12. http://dx.doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Софья Сергеевна Ольховская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.