Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков

Авторы

  • Яна Владимировна Чежина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2557-4628

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183

Ключевые слова:

подростки, лидерские качества, эмоциональный интеллект, взаимосвязь, развитие

Аннотация

В настоящее время отечественная система образования ориентирована на развитие у современных детей практических умений и навыков, обеспечивающих более эффективное достижение целей, нестандартное решение задач, возникающих в процессе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Наряду с креативностью, умением работать в команде и т. п. автор отмечает склонность к лидерству, умение организовывать людей, вести их за собой, мотивировать на выполнение задачи. Проблема эмоционального интеллекта сейчас находится в фокусе научного внимания как зарубежных, так и отечественных ученых. Эмоциональный интеллект в понимании ряда исследователей является ключевым фактором, обусловливающим эффективность лидера и жизненный успех, более значимым, нежели общий интеллект и специальные знания.

Представленное исследование направлено на изучение взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств в среднем и старшем подростковом возрастах.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что существует взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта у подростков. Основная гипотеза была конкретизирована в частных гипотезах: подростки старшего возраста отличаются более высокими показателями эмоционального интеллекта и лидерских качеств по сравнению с подростками среднего возраста; существуют различия в выраженности показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у подростков разного пола.

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 90 подростков 13–17 лет, обучающиеся 8-х и 10-х классов (в том числе 40 подростков в возрасте 13–14 лет и 50 подростков — 15–17 лет).

Все показатели эмоционального интеллекта подростков положительно связаны с показателями лидерских качеств. Следовательно, чем выше у подростка развит межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, чем лучше подросток понимает свои и чужие эмоции и умеет их регулировать, чем более выраженной эмпатией обладает, тем в большей степени будут развиты его/ее лидерские качества. У 96% испытуемых выявлено прямое соответствие уровня выраженности лидерских качеств и эмоционального интеллекта.

Старшие подростки имеют значительно более высокие показатели внутриличностного эмоционального интеллекта по сравнению с группой более младших испытуемых, они лучше осведомлены о своих и чужих эмоциях, точнее распознают их и эффективнее ими управляют. Остальные показатели эмоционального интеллекта, а также лидерских качеств, не имеют значимых различий у подростков среднего и старшего возраста. Также не выявлено статистически значимых различий в степени выраженности показателей эмоционального интеллекта и лидерских качеств у юношей и девушек.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бендас, Т. В. (2009) Психология лидерства. СПб.: Питер, 448 с.

Беляева, Ю. В. (2017) Формирование лидерских качеств у подростков. В кн.: Т. Н. Гущина (ред.). Социальное лидерство в образовательной среде. Материалы Всероссийской научно-практической заочной интернет- конференции. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, с. 28–33.

Готтман, Д. (2015) Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 268 с.

Гоулман, Д., Бояцис, Р., Макки, Э. (2008) Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 300 с.

Гоулман, Д. (2009) Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 479 с.

Жданов, А. А. (2020) Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста. Психология человека в образовании, т. 2, № 3, с. 230–235. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235

Кричевский, Р. Л. (2012) Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников. В кн.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль: ЯрГУ, с. 122–126.

Кузьмишина, Т. Л., Измайлова, Э. И. (2020) Гендерные особенности эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Научное мнение, № 12, с. 59–63. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.12.59.63

Люсин, Д. В. (2006) Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, № 4, с. 3–22.

Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. (2020) Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 311–320. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320

Манойлова, М. А. (2004) Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков: ПГПИ, 140 с.

Орме, Г. (2003) Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: КСП+, 268 с.

Павлова, О. А. (2004) Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 165 с.

Реан, А. А. (ред.). (2003) Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 432 с.

Регуш, Л. А. (2006) Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 320 с.

Самаль, Е. В., Стволыгин, К. В. (2020) Особенности переживания одиночества лицами подросткового возраста в конце прошлого столетия и в настоящее время. Психология человека в образовании, т. 2, № 2, с. 166–173. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-166-173

Стернберг, Р. Дж. (ред.). (2002) Практический интеллект. СПб.: Питер, 265 с.

Тетерский, С. В. (2007) Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. М.: АРКТИ, 94 с.

Уманский, А. Л. (2004) Педагогическое сопровождение детского лидерства. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 321 с.

Ундуск, Е. Н. (2019) Сравнительное исследование субъективных условий процесса интракоммуникации школьников, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 117–125. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125

Ундуск, Е. Н., Пежемская, Ю. С., Игнатенко, М. С. (2019) Эмоциональный интеллект студентов с различной модальностью самоотношения. Научное мнение, № 12, с. 48–54. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.12.48.54

Шингаев, С. М., Юркова, Е. В. (2020) Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Научное мнение, № 5, с. 86–90. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.86.90

REFERENCES

Bendas, T. V. (2009) Psikhologiya liderstva [Psychology of lidership]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian)

Belyaeva, Yu. V. (2017) Formirovanie liderskikh kachestv u podrostkov. Sotsial’noe liderstvo v obrazovatel’noj srede [The leadership development in adolescents]. In: T. N. Gushchina (ed.). Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj Internet-konferentsii [Proceedings of the All-Russian scientific and practical correspondence Internet conference]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, pp. 28–33. (In Russian)

Gottman, D. (2015) Raising an emotionally intelligent child. Moscow: Mann, Ivanov and Farber Publ., 268 p. (In Russian)

Goleman, D., Boyatzis, R., McKee, A. (2008) Primal leadership: Learning to lead with emotional intelligence. 3rd ed. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 300 p. (In Russian)

Goleman, D. (2009) Emotional intelligence. Moscow: AST Publ., 479 p. (In Russian)

Zhdanov, A. A. (2020) Osobennosti Ya-kontseptsii obuchayushchikhsya podrostkovogo vozrasta [Features of the self-concept of adolescent students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 3, pp. 230–235. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235 (In Russian)

Krichevsky, R. L. (2012) Fenomen identifikatsii v liderstve u starsheklassnikov [The phenomenon of identification in leadership among high school students]. In: Sotsial’no-psikhologicheskie problemy lichnosti i kollektiva [Social and psychological problems of the individual and the collective entity]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University Publ., pp. 122–126. (In Russian)

Kuz’mishina, T. L., Izmajlova, E. I. (2020) Gendernye osobennosti emotsional’nogo intellekta v starshem doshkol’nom vozraste [Gender features of emotional intelligence of older preschool children]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 12, pp. 59–63. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.12.59.63 (In Russian)

Lyusin, D. V. (2006) Novaya metodika dlya izmereniya emotsional’nogo intellekta: oprosnik EmIn [A new technique for measuring emotional intelligence: The EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika — Psychological Diagnostics, no. 4, pp. 3–22. (In Russian)

Maksimova, L. A., Shajkhullina, S. A. (2020) Programma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya emotsional’nogo intellekta kak osnovy formirovaniya “myagkikh” navykov v protsesse professional’nogo samoopredeleniya podrostkov [Psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence as the foundation for soft skills in the professional self-determination of adolescents]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 311–320. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320 (In Russian)

Manоjlova, M. A. (2004) Akmeologicheskoe razvitie emotsional’nogo intellekta uchitelej i uchashchikhsya [Acmeological development of emotional intelligence of teachers and learners]. Pskov: Pskov State Pedagogical Institute Publ., 140 p. (In Russian)

Orme, G. (2003) Emotsional’noe myshlenie kak instrument dostizheniya uspekha [Emotional thinking as a tool for achieving success]. Moscow: KSP+ Publ., 268 p. (In Russian)

Pavlova, O. A. (2004) Sotsial’no-pedagogicheskie usloviya realizatsii liderskogo potentsiala starshikh podrostkov vo vremennykh detskikh ob’edineniyakh [Socio-pedagogical conditions for the realization of the leadership potential of older adolescents in temporary children’s associations]. PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Nekrasov Kostroma State University, 165 p. (In Russian)

Rean, A. A. (ed.). (2003) Psikhologiya podrostka [Аdolescent psychology]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 432 p. (In Russian)

Regush, L. A. (2006) Problemy psikhicheskogo razvitiya i ikh preduprezhdeniye (ot rozhdeniya do pozhilogo vozrasta) [Problems of mental development and their prevention (from birth to old age)]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 320 p. (In Russian)

Samal’, E. V., Stvolygin, K. V. (2020) Osobennosti perezhivaniya odinochestva litsami podrostkovogo vozrasta v kontse proshlogo stoletiya i v nastoyashchee vremya [Experience of loneliness by teenagers at the end of the 20th century and at present]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 2, pp. 166–173. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-166-173 (In Russian)

Sternberg, R. (ed.). (2002) Practical intelligence in everyday life. Saint Petersburg: Piter Publ., 265 p. (In Russian)

Teterskij, S. V. (2007) Iskusstvo vesti za soboy. Treningi i zanyatiya po formirovaniyu u yunoshestva sotsialnoj initsiativnosti i liderskikh kachestv [The art of leading. Trainings and classes on the formation of young people’s social initiative and leadership skills]. Moscow: ARKTI Publ., 94 p. (In Russian)

Umanskij, A. L. (2004) Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva [Pedagogical support of children’s leadership]. PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Nekrasov Kostroma State University, 321 p. (In Russian)

Undusk, E. N. (2019) Sravnitelnoe issledovanie sub’ektivnykh uslovij protsessa intrakommunikatsii shkolnikov, perezhivayushchikh problemy v raznykh zhiznennykh oblastyakh [A comparative study of subjective conditions for introspection in school students experiencing problems in various areas of life]. Psykhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 117–125. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125 (In Russian)

Undusk, E. N., Pezhemskaya, Yu. S., Ignatenko, M. S. (2019) Emotsional’nyj intellekt studentov s razlichnoj modal’nost’yu samootnoshenij [Emotional intelligence of students with different modalities of self-relationship]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 12, pp. 48–54. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.12.48.54 (In Russian)

Shingaev, S. M., Yurkova, E. V. (2020) Formirovanie i razvitie emotsional’nogo intellekta v mladshem shkol’nom vozraste [Formation and development of emotional intelligence of primary school children]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 5, pp. 86–90. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.86.90 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.06.2021

Выпуск

Раздел

Статьи